Навыки и развитие ребенка в год и три месяца. Развитие ребенка в год и три месяца Ребенку 1год 3месяца развитие

Вашему крохе - 1год и 3 месяца. Уверенной поступью он переходит из младенческого возраста в период раннего детства. В чем это проявляется? В развитии и совершенствовании двух отличительных умений Человека - прямохождения и речи.

Движение…

Обычно к 1 году 3 месяцам ребенок уже уверенно ходит, а к полутора годам – свободно и самостоятельно перемещается в различных направлениях. Но ходьба еще не достигла совершенства в полной мере, эти навыки будут «оттачиваться» на протяжении всего 2-го и даже 3-го года жизни ребенка.

Речь…

Малыш продолжает овладевать речью. В первые три месяца второго года жизни у крохи в активном словаре было примерно 10 слов (в том числе и лепетных): «мама», «папа», «баба», «дай», «тик-так», «ам-ам», «ко-ко», «ля-ля» и пр. Этот «запас» сохранился и даже расширился, а некоторые слова теперь выступают в качестве обобщенных. Например, если малютка называет кошку «мя-а-а», то в его лексиконе это слово может обозначить и мягкую, пушистую как кошка – бабушкину шаль! Это значит, что в речи ребенка появились первые обобщения, по сходным признакам предметов.

Что это значит? Многое: например, то, что ребенок внимательно наблюдает за окружающим его миром. Далее, дитя делает попытки разобраться во всей информации, которую предоставляет ему его собственный жизненный опыт, а главное - он уже начинает делать первые сравнения. Пусть малыш пока «откликается» только на внешние признаки предметов – все же это начало логической мыслительной деятельности. Например, уже к полутора годам кроха способен не просто выделить новую или наиболее яркую, бросающуюся в глаза, игрушку, но и заметить сходство и различие во внешнем виде у двух игрушек.

Ребенок еще лучше стал понимать обращенную к нему речь, и, хоть и с большим трудом, начинает повторять услышанные слова.
Считают нормой, если к 1 г. 6 мес. Ребенок может воспроизвести примерно 30-40 слов. Но, конечно же, понимает он в 10 раз больше. Вы замечаете, как ведет себя малыш, когда Вы ему что-то говорите, поете или читаете? Он замирает, вглядываясь в Ваше лицо, он с удовольствием готов Вас слушать!

Развиваемся - играя!

Как и раньше, большое значение для развития ребенка в этом возрасте имеют предметные игры – в том числе и с дидактическими игрушками и пособиями. Теперь действия крохи с игрушкой заметно усложнились, приобрели поисковый характер. То есть, малыш, играя, желает познать все свойства игрушки, в том числе и скрытые, которые сразу невозможно увидеть. Теперь, глядя на игрушку, он хочет не только знать «что это?» (хотя порой может определить сам), но и «что с этим можно делать?». Таким образом, в понимании ребенка появились действия с предметами, с учетом их функциональности. То есть – машинку надо катать, куклу кормить, из кубиков строить башенку. Но это еще не ролевая игра, в полном смысле этого слова, а лишь отобразительные действия, которые ребенок копирует из увиденного в жизни.

Ученые утверждают, что ребенок, в этом возрасте, может играть с игрушкой довольно долго, не отвлекаясь, но только, если в процессе действий выявляет в ней что-то новое. Например, если эта игрушка – с сюрпризом (Подробнее об игрушках с сюрпризом). Таким образом, если развивающие игрушки подобраны правильно – то со временем в поведении ребенка появляется устойчивость внимания в игре, которая, в свою очередь, имеет большое значение в формировании его интеллекта и умственных способностей.

Вот почему Ваше общение с ребенком - по его значимости трудно переоценить . Крохе необходимо постоянно демонстрировать действия с предметами быта и игрушками, каждый день необходимо выделять время для занятий и игр, чаще взаимодействовать друг с другом, создавая благоприятную среду партнерских отношений.

Лучшие развивающие игры и игрушки для ребенка возраста 1-3 лет

Игре на нашем сайте уделяется большое внимание, ибо это лучшая "развивающая методика" для детей, потому что соотвествует их "детской" природе. Поэтому мы создали целые разделы, посвященные настоящим развивающим играм и игрушкам:

Ознакомясь с ними, Вы откроете для себя множество секретов правильного подбора игрушек, и построение развивающих игр.

Развитие интеллекта в игре:

Продолжайте развивать наглядно-действенное мышление. То есть, в процессе игры наглядно формируйте в понимании ребенка первые обобщения предметов (каша, суп, огурец – еда, и пр.).

Расширяйте в предметной игре сенсорный опыт ребенка. В этом возрасте уже можно выполнять с ребенком первые простейшие дидактические задания на выбор предметов по принципу - «такой же» и «не такой». Пусть эти задания состоят из одного действия: например - величина «большой - маленький», или форма «шарик-кубик».

Продолжайте совершенствовать ориентировочные реакции на слух. Можно уже вводить игровые упражнения на поиск предметов по звуку (музыкальные игрушки, инструменты).

Продолжайте играть с ребенком во все виды развивающих игр: сюжетные, дидактические, и пр. Мы подобрали для Вашего малыша несколько подходящих ему по возрасту игр – об этом в статье «Примерные развивающие игры для ребенка от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев».

Знакомство с окружающим миром

Обогащайте сенсорный опыт ребенка при действиях с различного рода предметами. Так Вы на практике дадите ему возможность познавать физические закономерности окружающего мира. Это может быть осознание расстояния («далеко-близко»). А при действиях - соотношение величины предмета (например, вкладыш можно вложить маленький в большой, но не наоборот). В том числе и зависимость действий от формы предмета (шарики – катать, из кубиков – строить).

Пользуйтесь замечательной возможностью ребенка – подражать взрослому – это тоже отличный способ познания окружающего мира. На данном этапе это можно делать опять же через игру: с куклой - «Покорми Лялю», машинкой - «Как машинка едет?».

Не забывайте еще об одной отличительной особенности ребенка раннего возраста – необузданное стремление к самостоятельности. Пусть малыш сам кушает ложкой, натягивает носочки, умывается – это пойдет ему только на пользу.

Ну и последнее по порядку, но главное по значению – очень важно для развития ребенка - создать в семье доброжелательную энергетическую среду, основанную на любви ко всем членам семьи. Оберегайте еще слабенькую нервную систему ребенка от стрессов и негативных ситуаций.

Развитие речи ребенка

При общении помните о развитии у ребенка понимания речи взрослого. Постепенно расширяйте свой словарь обращений к ребенку, называйте предметы, окружающие его и действия с ними. Не забывайте о полезных советах статьи «Как научить ребенка понимать речь»

Развивайте и активную речь ребенка. Побуждайте малыша к общению, продолжайте вводить в лексикон малыша простые облегченные слова, состоящие из двух одинаковых слогов и звукоподражания («ко-ко-ко» - курочка). Создавайте ситуации диалога с ребенком, при этом используйте все доступные средства общения: мимика, показ, выразительная жестикуляция, вокализация, лепетные слова.

Старайтесь регулярно проводить артикуляционную гимнастику.

Воспитание: Маленький «Вездесуйка»!

Ваш малыш постоянно и безудержно лезет во все ящички, коробочки, сумки, предметы бытовой техники? Не отчаивайтесь – тут есть повод для радости - кроха развивается правильно, в соответствии с его возрастом. Помните, что программа этого периода детства, заложенная на генетическом уровне – это накопление сенсорного (чувственного) опыта в познании информации о свойствах окружающего мира.

Все в поведении ребенка строится на непроизвольном интересе, любопытстве. Но малыш должен научиться жить в этом мире, прочувствовав на себе и законы гравитации – хоть и приходится падать, и постоянства смены явлений, например «утро-вечер» - хоть и приходится капризничать при уходе ко сну. Именно познанное в раннем детстве – основа формирования его человеческих возможностей, так необходимых в последующей жизни.

Относитесь к чудачествам ребенка с пониманием, не лишайте его радости познания окружающего мира, при этом мудро руководя этим процессом.

Как контролировать стихию детского любопытства?

Отдельную тему можно завести по вынужденным запретам для ребенка – таким, когда дело касается опасности для его здоровья, или даже жизни. В этот период жизни дитя делает все вопреки запретам, и в ответ на очередное «нельзя» ребенок упрямо «идет напролом», не внимая уговорам… Идет на поводу своего любопытства – «А что будет?». И любопытство это – как непреодолимая стихия, захватывает все его существо.

Как же ее контролировать?

Пример: Вы говорите – «В лужу не ходи, промочишь ноги!», ребенок же упрямо направляется в лужу… Все что Вам нужно сейчас, это взять себя в руки, а ситуацию под контроль. Возьмите кроху на руки, и, обойдя лужу, объясните последствия мокрых ног. А затем быстро обратите ситуацию в полезное русло: «Давай лучше кинем в лужу камушек! Получатся брызги!», или, «…попускаем кораблики».

Хорошо, если Вы при этом пошутите, посмеетесь, на ходу сочините какой-нибудь простое четверостишие:

По дорожке я иду,
Вижу лужу глубоку…
В лужу я не побегу,
Постою на берегу.

В итоге, каким бы импульсивным ни был ребенок, он постепенно усвоит эти правила поведения. Это всецело зависит от внутреннего распорядка и образа жизни семьи, поведения и педагогической подготовленности родителей и других близких взрослых. И напоследок упомянем еще пару важных советов:

Требования по воспитанию должны предъявляться к ребенку всеми членами семьи, и не противоречить друг другу. Причем все взрослые должны во всем подавать ребенку положительный пример.

Чтобы сберечь нервную систему малыша – организуйте его воспитание так, чтобы он в процессе общения со взрослым получал примерно 2/3 разрешений и только 1/3 запретов.

Не применяйте в общении физические наказания, скучные нотации, сердитые окрики и театральные стоны! Мудро выводите малютку из всех нежелательных ситуаций, используя, как мы уже писали «отвлекающие маневры».

Если Вы ребенку что-то запрещаете, в этот момент особенно важно внимательно следить за своей речью, знать цену отдельным словам. Например, отдельная статья про слово «нельзя» -

В итоге правильного педагогического подхода к воспитанию, у детей раннего возраста проходит тревожность, плаксивость, свойственная началу 2-го года. И к 1 г. 6. мес. у ребенка возникает доверие к окружающему миру – это важно, ведь именно на доверии строятся все последующие достижения малютки.

Физическое развитие:

Не забывайте и о совершенствовании координации движений ребенка в пространстве , в том числе и равновесие при смене положений тела (например - поворотах, наклонах, приседаниях и др.). Для этого в процессе игры, можно усложнять ситуации, побуждающие смену направлений движения.

Для развития чувства равновесия – так же хорошо подойдут такие занятия: пусть в процессе игры ребенок пойдет по «мостику» - положенной на пол доске, или попрыгает по болотным кочкам – разложенным на полу, недалеко друг от друга, листочкам бумаги А4. Так же неплохо для этих целей использовать домашние качели, лошадки - качалки.

Регулярно побуждайте к выполнению двигательного задания, состоящего из одного простого действия (например, «Подойди ко мне!» или «Принеси кубик со стола!»). Это будет улучшать ориентировку ребенка в пространстве.

Очень важно развивать и координацию руки, мелкую моторику пальцев. В таких занятиях не обойтись и без специальных пособий, развивающих «ручные умения», таких как, «шнуровка», «бусы», «цепи» предметов.

  • подробнее о гимнастике - в статье

В возрасте 1 года 3 месяцев у детей начинается особый этап в развитии. Появляются новые навыки, умения, физические изменения, наблюдается значительный прогресс в области психики. Существует примерный список того, что должен уметь ребенок в этом возрасте, но не стоит забывать, что все дети уникальны. Поэтому календарь развития каждого малыша идет по собственному сценарию.

Физическое развитие

Общее физическое развитие ребенка складывается из показателей развитости мелкой и крупной моторики. Крупная моторика отвечает за движения, совершаемые при помощи мышц ног, рук, всего тела. Сюда можно отнести такие навыки как ходьба, ползание, прыжки. Мелкая моторика – это развитие мелких мышц, дающих возможность манипулировать предметами и позволяющих выполнять задания, требующие скоординированной работы рук и зрения, такой как сбор пирамидки или игра с вкладышами различных форм.

Общие показатели, отвечающие за физическое развитие ребенка в 1 год и 3 месяца, можно представить в виде таблицы:

Основные изменения, в отличие от тех, которые характеризуют , заключаются в том, что ребенок становится более подвижным, любознательным и самостоятельным. Часто наблюдается отказ от помощи взрослых во время приема пищи, совершения гигиенических процедур, одевания. На данном этапе взрослые должны проявлять максимум терпения и позволять ребенку самостоятельно справляться со стоящими перед ним задачами. Даже если результат не оправдает ожиданий, займет много времени или нанесет ущерб чистоте помещения.

Позволяя ребенку самостоятельно себя обслуживать, ненавязчиво помогая и присматривая, взрослые дают ему возможность развивать необходимые бытовые навыки. Обратная ситуация, когда родители сами выполняют за ребенка всю работу, а тому остается лишь покорно повиноваться, приводит к тому, что у малыша пропадает интерес к подобным видам деятельности и тормозится процесс развития.

Крупная моторика

В возрасте 15 месяцев малыши, как правило, уже и даже бегать. Им под силу спуститься и подняться по лестнице, держась за руку взрослого, или перешагнуть через препятствие на пути. Дети этого периода жизни в той или иной степени умеют координировать свои движения и в состоянии оборачиваться назад, поворачиваться в стороны, наклоняться, и вставать. Если ребенок еще не способен ходить без поддержки, пусть ходит, держась за руку или за один палец. Со временем он почувствует себя увереннее и пойдет сам.

Кроме ходьбы у ребенка появляется целый ряд других умений:

  • залезть на диван и слезть с него;
  • встать на цыпочки;
  • топнуть ногой;
  • толкать перед собой или тянуть следом игрушку;
  • поднять руки вверх, вперед и в стороны;
  • завести руки за спину;
  • поднять руки над головой;
  • вращать кистями рук и пальчиками.

В этом возрасте дети часто падают, могут резко менять направление движения и порой практикуют хождение задом наперед. Задача родителей – сделать пространство, в котором перемещается ребенок, максимально безопасным. Убрать из пределов досягаемости все предметы, представляющие угрозу для малыша, а также зафиксировать все дверцы и выдвижные ящики шкафов, в которых хранятся предметы, не предназначенные для игры.

Мелкая моторика

Развитие мелкой моторики каждого ребенка имеет свои особенности, но, обычно, в возрасте 1 года 3 месяцев малыши уже умеют удерживать игрушку одной рукой, а второй производить над ней различные манипуляции. В этом возрасте у детей, как правило, уже развит «пинцетный захват», то есть, они в состоянии взять мелкий предмет при помощи большого и указательного пальцев.

Среди основных умений, за которые отвечает мелкая моторика, можно назвать следующие:

  • переворачивать несколько страниц книги одновременно;
  • держать карандаш и рисовать каракули;
  • держать ложку и использовать ее по назначению;
  • пользоваться кружкой;
  • собирать пирамидку в произвольном порядке;
  • открывать пакеты и разворачивать свертки;
  • правильно размещать игрушки-вкладыши разной формы;
  • ставить кубики один на другой;
  • откручивать крышки.

Игры с сыпучими веществами являются прекрасным развивающим фактором. Для подобных игр подойдут красная и белая фасоль, гладкие разноцветные камушки, горох, в них можно спрятать небольшие предметы, которые ребенок будет с большим удовольствием отыскивать. Главное помнить, что нельзя оставлять ребенка одного во время такой игры, иначе есть вероятность, что он проглотит мелкие детали.

Работа с мягким пластилином также способствует развитию мелкой моторики. Можно ручками малыша скатывать шарики и колбаски, чтобы потом сделать из них красивую аппликацию на картоне, придавливая получившиеся элементы пальчиками.

Развитию мелкой моторики способствуют пальчиковые игры, такие как «Сорока-Белобока» или «Ладушки». Эти упражнения благоприятно сказываются на укреплении мелких мышц кистей рук и развитии координации. Очень эффективны игры с резиновыми игрушками, которые ребенок сжимает в такт стихотворению. Огромное количество различных пестушек и потешек, от фольклорных до современных, можно найти в сети интернет и специальной детской литературе. Важно помнить о необходимости подобных игр, потому что они благотворно влияют на развитие мелкой моторики, которая в свою очередь оказывает непосредственное влияние на психологическое развитие и рост интеллектуальных способностей ребенка.

Психическое развитие

Дети в этом возрасте крайне любознательны и активны. Они начинают внимательно присматриваться к взрослым, которые их окружают. И пытаются копировать их действия, изображать, как папа разговаривает по телефону, поднося трубку к уху, или как мама ухаживает за собой перед зеркалом, расчесывая волосы.

Малыши уже осознают, что если оказаться на краю дивана или стула, то можно упасть, а если стукнуться головой, то будет больно.

На данном этапе развития ребенок понимает просьбы взрослых и способен выполнять ряд поручений, например, принести машинку, посуду, одежду. Он уже способен обобщать понятия, но пока не способен четко дифференцировать предметы. Например, если попросить его принести машинку, то он, скорее всего, принесет несколько разных, если же попросить шапку, то он захватит кепку, косынку, панаму или любой другой головной убор. В этот период жизни малыш уже осознает, что такое распорядок дня и понимает, что вечером следует убирать игрушки, умываться, ложиться спать. Поэтому самое время родителям приучать ребенка к режиму.

Эмоциональная сфера

Правильное развитие эмоциональной сферы является залогом становления ребенка как личности в будущем. Дети, которым исполнился один год и три месяца, находятся на той стадии, когда все, происходящее вокруг, вызывает у них яркие эмоции, которые они пока не в состоянии контролировать. В силу отсутствия жизненного опыта, дети любое свое состояние воспринимают как постоянное. То есть, если ребенок замерз, или голоден, он считает, что теперь он всегда будет чувствовать себя именно так, поэтому он искренне переживает и плачет. Задача родителей обеспечить ребенку полноценный набор положительных эмоций, максимально оградить от негативных. Чтобы эмоциональное развитие было полноценным, нужно уделить особое внимание некоторым моментам.

  1. Комфортная психологическая атмосфера дома. Дети прекрасно чувствуют эмоции взрослых, даже хорошо контролируемые. Если ребенок видит негативные эмоции, проявляемые родителями, то в будущем он будет принимать такое поведение как единственно верный выход из любой ситуации. С другой стороны, если в семье царят мир, любовь и взаимное уважение, ребенок научится так же относиться к окружающим.
  2. Совместные игры со взрослыми и детьми. Только при живом общении идет полноценное развитие эмоциональной сферы. Ни один мультфильм или развивающая игра на планшете не даст такого количества положительные эмоций, как взаимодействие с другим человеком. Даже если в игре со сверстниками наступает конфликтная ситуация, взрослый всегда сможет ее разрешить, найдя компромисс или сумев отвлечь ребенка. В то же время, малыш увидит пример мирного разрешения споров.
  3. Посещение новых мест. Прогулка в парке, путешествие по городу или поход в детский театр – это невероятное количество новых впечатлений и эмоций, благотворно влияющих на развитие психики, интеллекта и способствующих познанию окружающего мира.

Следует помнить, что перегружать ребенка столь нежного возраста впечатлениями не стоит, иначе он переутомится и вместо положительного опыта получит лишь усталость и плохой сон.

Малыши этого возраста, как правило, жизнерадостны и лишены серьезных страхов и тревог. Если ребенок мало эмоционален или тревожен, то необходимо задуматься о возможных проблемах.

Познавательная деятельность

Основная познавательная деятельность ребенка в возрасте 1 года 3 месяцев проходит через игру. С этого периода начинается этап совместных игр со взрослыми и сверстниками. Малыши в состоянии лепить фигурки из песка при помощи формочек, катать коляски, тележки, возить машинки. Некоторые дети пытаются играть в мяч, ловить его или пинать.

Кроха уже понимает причинно-следственные связи. Например, если столкнуть игрушку со стола, то она упадет на пол. Ориентируются в основных формах (шар, квадрат), умеют различать цвета и размеры. На данном этапе развития высок интерес к застежкам, шнуркам, кнопкам, липучкам. Отличным развивающим материалом станут:

  • интерактивные книжки, содержащие множество деталей, с которыми можно взаимодействовать;
  • бизиборды – развивающие доски с замками, картинками, выключателями, разными видами тканей.

Дети данного периода жизни начинают понимать стихи и короткие рассказы, они с удовольствием рассматривают картинки в книжках и внимательно слушают, что им читают. Начинают узнавать различных животных и предметы, изображенные на картинках. Хороший толчок в развитии дает игра с кубиками, пирамидками, а также различными логическими игрушками, при взаимодействии с которыми нужно вложить предмет определенной формы в соответствующее отверстие. Если новая игрушка ребенка пока не заинтересовала, не стоит расстраиваться и заставлять кроху играть, со временем он сам примется исследовать новый предмет. Внимание малыша в этом возрасте может быть сосредоточено на одном действии или предмете не более 10-15 минут. Поэтому любые развивающие игры не стоит растягивать на долгое время.

На данном этапе развития ребенку нужно прививать понятии о том, что можно делать, а что нельзя. Он уже в состоянии осознать, что может представлять для него опасность, а также делать различия между своими и чужими вещами и понимать, что чужое нельзя брать без разрешения.

Речевое развитие

Развитие речи у ребенка одного года трех месяцев зависит от нескольких факторов.

  1. Анатомический. Правильное формирование речевого аппарата, нормальное развитие мышц рта и щек.
  2. Физиологический. Развитие мелкой моторики, напрямую связанной с речевыми центрами мозга.
  3. Эмоциональный. Благоприятная психологическая атмосфера в семье.
  4. Социальный. Достаточное количество общения со старшими родственниками

К этому возрасту дети, в большинстве случаев, уже умеют произносить от 5 до 20 слов, таких как «дай», «нет», «да», «мама», «папа», «ам», «пи». При этом пассивный словарь малыша гораздо шире. Он уже знает:

  • имена родственников и друзей;
  • названия животных;
  • названия предметов;
  • названия различных действий;
  • звуки, которые издают животные или окружающие его предметы.

Недостаток речевой деятельности малыш успешно компенсирует жестами, указывая на тот или иной предмет и давая понять, чего он хочет. Такие указания могут сопровождаться мычанием, а согласие или отказ могут выражаться кивком или покачиванием головы из стороны в сторону.

Чтобы стимулировать речевое развитие, необходимо как можно чаще общаться с ребенком, объясняя по нескольку раз названия тех или иных предметов и действий. Необходимо стимулировать вербальное выражение эмоций при помощи междометий, вроде «ах!», «ай-я-яй!», «эх!», а также озвучивать звукоподражательные формы, такие как «ав-ав», «бип-бип», «мяу-мяу». Помимо упражнений и занятий, следует выделить два фактора, отвечающих за правильное развитие: питание и сон являются важными составляющими нормального физического и психологического роста малыша.

Питание: пищевой рацион и меню

Развитие и питание ребенка взаимосвязаны, в этом возрасте дети должны получать полноценный прикорм, дающий им силы и энергию. Чтобы питание было сбалансированным, и ребенок получал с пищей полный набор необходимых витаминов, минералов и микроэлементов, в рацион должны входить:

  • мясо;
  • рыба;
  • каши;
  • овощи;
  • фрукты;
  • молочные продукты;
  • хлеб.

Все продукты подаются в протертом виде, так как он еще не научен полноценно пережевывать пищу и может подавиться. Со временем нужно менять степень измельчения пищи, постепенно увеличивая кусочки в зависимости от к этому времени. У некоторых детей этого возраста уже есть почти все зубы, а у некоторых рост зубов задерживается.

Кормить детей необходимо 5 раз в день с интервалом в 3,5-4 часа, именно за это время пища полностью усваивается в организме крохи. Не следует устраивать перекусы между основными приемами пищи, это негативно скажется на аппетите. Особенно не стоит давать ребенку сладости. Их употребление, по возможности, отложите до наступления трехлетнего возраста.

Примерное меню ребенка в возрасте 1 года 3 месяцев может выглядеть следующим образом.

Пятым приемом пищи может стать грудное молоко, если малыш еще находится на грудном вскармливании, либо кефир. Новые продукты в рацион ребенка вводите постепенно и понемногу, тщательно следя за реакцией организма. Если продукт “не идет”, следует немедленно исключить из рациона.

Режим дня

Четкое соблюдение режима дня благотворно сказывается на психологическом состоянии ребенка, а значит, и на психическом развитии. Когда ребенок видит, что все в его мире идет привычным ходом и понимает, что за одними действиями неизбежно следуют другие (например, после обеда нужно идти спать, а после полдника можно поиграть), он спокоен, потому что ощущает стабильность и чувствует себя в безопасности.

Чаще всего, дети сами подбирают свой режим дня. Родителям надо только внимательно проследить, когда и что предпочитает делать ребенок. Некоторые дети в этом возрасте еще спят два раза в день, а кому-то достаточно одного. Кто-то встает ни свет, ни заря, а кто-то спит до 8 утра. Кто-то выходит гулять в полдень, а кто-то в это время уже идет обедать.

Внутренние ритмы каждого ребенка индивидуальны, поэтому проще под них подстроиться, чем идти в разрез с потребностями малыша.

Это примерный распорядок дня, но временные интервалы у каждого ребенка будут свои.

7.00 Подъем
7.00 – 7.30 Умывание
7.30 – 8.00 Зарядка
8.00 – 8.30 Завтрак
8.30 – 9.00 Рисование, чтение книг
9.00 – 11.30 Прогулка
11.30 – 12.00 Завершение прогулки, подготовка к обеду
12.00 – 12.30 Обед
12.30 – 14.30 Дневной сон
14.30 – 15.30 Подъем и самостоятельные игры
15.30 – 16.00 Полдник
16.00 – 18.00 Прогулка
18.00 – 19.30 Завершение прогулки, игры, подготовка к ужину
19.30 – 20.00 Ужин
20.00 – 21.00 Водные процедуры
21.00 – 21.30 Кефир (грудное молоко)
21.30 Ночной сон

Как правило, к возрасту 1 года и 3 месяцев дети, в отличие от , уже отказываются от ночных кормлений, но некоторые все еще просыпаются, чтобы перекусить. Если ребенок находится на грудном вскармливании, то ночное кормление вреда не принесет. Но вот смесями лучше не увлекаться, так как это может привести к развитию кариеса.

На данном этапе развития происходит перестройка режима и переход с двойного дневного сна на один. Поэтому вопрос, сколько должен спать ребенок этого возраста, может иметь лишь примерный ответ – около 13 часов в день, большая часть которых должна приходиться на ночь. Малыш может часто просыпаться по ночам не только от голода, причинами плохого сна могут быть и другие факторы.

  1. Привычка засыпать на руках, с соской, с бутылочкой. В тех случаях, когда в сознании малыша засыпание тесно связано с каким-либо предметом или действием, ребенок, проснувшись ночью, уже не может самостоятельно уснуть. Единственным выходом из такой ситуации должен стать отказ от ритуалов, сопутствующих засыпанию.
  2. Переутомление. Если ребенок получил за день избыточное количество впечатлений, спал меньше, чем привык или лег позже, чем следует, не стоит ждать, что он всю ночь будет спать «без задних ног». Напротив, он будет просыпаться и капризничать, поэтому важно четко соблюдать распорядок дня.
  3. Рост зубов и новые навыки. , особенно клыки, он испытывает сильный дискомфорт, облегчить который можно при помощи специальных анестезирующих средств, разработанных специально для таких случаев. Если ребенок только учится вставать, ходить, бегать, он также может проявлять во сне беспокойство.
  4. Гигиена сна. Возможно, малыш привык спать в определенных условиях, таких как определенная температура, уровень шума, свет, а потом что-то поменялось. Например, стало жарче, светлее, тише/громче. Постарайтесь оценить обстановку и понять, изменилось ли что-то в окружающей среде. Если нет, то этот фактор можно исключить.

Если режим сна малыша нарушен, но ни один из вышеперечисленных факторов не проясняет ситуацию, значит стоит задуматься о возможных медицинских проблемах и своевременно обратиться к врачу.

Развитие ребенка в возрасте 1 года и 3 месяцев – это один из самых интересных и серьезных этапов жизни малыша, ведь буквально за два месяца он обретает некоторую самостоятельность действий и начинает по-новому воспринимать и познавать мир. Каждый родитель должен разумно и ответственно походить к вопросам развития и воспитания, не забывая об индивидуальности ребенка, понимая, что главное – это любовь и терпение.

Начнем, пожалуй, с развития моторного - потому что именно в этой сфере нервно-психического развития ребенка в 1 год и 3 месяца достижения более или менее "стандартные", т.е. весьма схожие у многих малышей. Обычно к этому возрасту все здоровые дети умеют самостоятельно ходить, причем большинство из них осуществляет этот моторный акт свободно и с видимым удовольствием. Некоторые малыши в это время ходят (и даже бегают) подолгу, виртуозно совершают повороты, легко останавливаются и пятятся назад (когда это им нужно, конечно:), приседают и наклоняются, не теряя при этом равновесия, а также запросто взбираются на диваны и кресла - в общем, демонстрируют хорошую мобильность и практически полную самостоятельность:) Моторные достижения некоторых малышей выглядят несколько скромнее - что, в принципе, не является серьезным поводом для родительского беспокойства: все еще впереди.

Впечатляют и успехи в развитии сенсорной ("понимательной") речи - в 1 год и 3 месяца ребенок существенно расширил запас понимаемых слов и инструкций. Резко возросло количество предметов, названия которых знакомы маленькому человеку. Иногда поразительная "осведомленность" ребенка способна повергнуть родителей в восторг и одновременно в недоумение - например, когда папу вдруг осенит спросить, скажем, "где у нас микроволновка?", а малыш в ответ уверенно пройдет на кухню и безошибочно укажет на этот бытовой прибор пальцем. Удивление родителя понятно - ведь, по его разумению, никто специально не объяснял малышу, что это за прибор и где он находится. Однако на самом деле ничего парадоксального в такой "эрудированности" малыша нет - мозг маленького ребенка с поразительной эффективностью впитывает самую различную информацию, и порой вполне достаточно лишь мимолетного упоминания названия предмета (в соответствующей, конечно же, ситуации) для того, чтобы малыш приобщил новое понятие к уже имеющимся в его нейронных "базах данных".

Успехи в развитии "понимательной речи" идут, как говорится, "рука об руку" с овладением бытовыми и игровыми навыками - малыш этого возраста не только прекрасно понимает, но и более или менее сносно выполняет массу бытовых инструкций.

По просьбе взрослого ребенок 1 года 3 месяцев вполне способен не только "покормить", но и "причесать" или "уложить спать" куклу, посадить в кузов игрушечного грузовика своего любимого медвежонка и "отвезти" его, скажем, на кухню... А также принести из другой комнаты свой горшок или пульт дистанционного управления телевизором, с энтузиазмом побежать в ванную, когда ему предлагают "помыть ручки", после чего с похвальным усердием вытирать только что вымытые ручки поданным ему полотенцем. Обычно малыши этого возраста уже умеют не только самостоятельно пить из кружки, но и есть ложкой из тарелки. Правда, пока что только лишь густую или полугустую пищу и не очень аккуратно - но и это уже является достижением, и немалым!

Заметно изменяется и самостоятельное игровое поведение ребенка: действия, осуществляемые малышом с различными предметами и игрушками, становятся более сложными. Развивающийся интеллект маленького человека позволяет ему без родительского побуждения, исключительно по собственному желанию, с удовольствием и фантазией воспроизводить ранее разученные действия с предметами - "строить дом" из кубиков, нанизывать кольца "пирамидки" на стержень, "катать" игрушечный грузовик. Причем процесс, скажем, "строительства дома", наглядно показывает как быстро развивается у ребенка пространственное восприятие предметов: ребенок 1 года 3 месяцев непременно "додумается" разместить мелкий предмет внутри более крупного. А отдельные маленькие вундеркинды в этом возрасте способны водрузить друг на друга целых три (а то и четыре) игрушечных кубика - и эта конструкция, представьте, не развалится через считанные секунды после ее сооружения:)

И, конечно же, продолжает стремительно развиваться активная речь - с каждым днем расширяется запас облегченных слов, которыми малыш пользуется в моменты радости, удивления или другого эмоционального оживления. Сложный лепет, который в это время все еще остается преобладающим речевым продуктом, используется ребенком также весьма активно - неустанно тренируя звукопроизношение, маленький человек закладывает основы для последующего успешного освоения "настоящей" разговорой речи.

В общем, все обстоит так, как и должно обстоять - прошедшие месяцы принесли явный прогресс в развитии ребенка во всех сферах. Остается лишь добавить, что этот прогресс прямо зависит от внимания, которое уделяют маленькому человеку его родители и близкие люди. Занимайтесь с ребенком - успехи маленького человека станут, безусловно, самой лучшей компенсацией за потраченные Вами время и силы:)

анонимно , Женщина, 26 лет

Здравствуйте, моему сыну год и три месяца, рост и вес по возрасту, а вот на счет развития есть сомнения. Врачи в год на осмотре вроде говорят норм, хотя ни маму не показывал тогда, 10 слов в словарном запасе ни тогда, ни сейчас нет. Ходит он хорошо, бегает, всё рвет и ломает. Из умений: собирает пирамидку но кольца не по очереди, цветные разного размера стаканчики только с моей помощью, знает где машинка, умеет открывать все шкафы и выкидывать вещи, играет машинками, в мяч, может по долгу играть сам с собой. Слов мало: мама(не всегда значит маму), ррр(машина), та, эта, да, нана. Он не умеет показывать части тела, не показывает маму, других родственников, игрушки, не пьет из чашки, не ест сам, боится горшка. Я стараюсь заниматься с ним, муж вообще почти не занимается. Я бою, что мы отстаем очень сильно. Подскажите пожалуйста, нам нужно ко врачу по развитию обратиться и совсем ли плохи у нас дела??-

Здравствуйте! Вы совершенно нормально развиваетесь, как и положено малышу его возраста: он умеет у вас складывать пирамидку, заниматься самостоятельно, знает слова, произносит их, ходит, даже бегает. О чем вы говорите?! У вас все в порядке! Не спешите, вы развиваетесь по возрасту. Растите здоровенькими! Если будут еще вопросы, пишите!

анонимно

Здравствуйте, я ранее писала о развитии малыша в год и три месяца. У меня еще возник вопрос. В год мы ходили на осмотр к психиатру(просто плановый осмотр) и врач сказала, что он должен говорить 10 слов в год, показывать пальцем маму, папу, игрушки, на себя и глазки-носик-ротик. В год он ничего из этого не показывал. Я старалась эти три месяца занималась, брала его пальчик и показывала и маму, и папу, и носик, и ротик, и т.д. Он ни в какую не хочет показывать ни части тела, ни маму с папой, знает только где машинки у него и всё. У него вообще никаких сдвигов в развитии за несколько месяцев. Слов он знает 6-7, но говорит из них часто только, та, и,эта, и мычит, а не говорит. За мной никакие слова не повторяет, читать со мной не хочет, пирамидку тоже уже как раньше не собирает, ничем заниматься не хочет. Я уже в отчаянии. Муж с ним не занимается, а мне одной тяжело. Уже опускаются руки. Дети подруг намного смышленее и умеют больше. Скажите, к какому врачу обратиться по поводу отставания в развитии?

Здравствуйте! Если у ребеночка нет никакого генетического синдрома, не было родовой травмы, связанной с нарушением ЦНС, не было сложных родов с длительной гипоксией, не было внутриутробной инфекции, во время беременности вы не перенесли никаких тяжелых вирусных заболеваний, тогда такая скорость развития вашего малыша - это всего лишь его индивидуальная скорость. Есть дети, которые в 9 месяцев уже все понимают и ходят и говорят, есть дети, которые в 4 года еще не могут связно сказать предложение, но это не значит, что первые гении, а вторые отстают. Просто у каждого малыша свой ритм развития ЦНС. И ваши занятия не проходят даром. Просто не надо так напрягать ни себя ни ребеночка. Ну не знает он 10 слов в год, это не критично! Не может он показать у мамы носик и глазки, зато знает свои машинки, или на животных реагирует. Постарайтесь не требовать от малыша того, что он пока не готов вам выдать. Детей нельзя равнять всех под какие-то условные границы. И психиатр вам сказал заученную фразу, которая ничего не значит для вашего ребеночка. Он у вас самый лучший и умненький, просто пока еще очень маленький! 2

анонимно

Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, могут ли роды влиять на интеллект ребеночка. У меня было экстренное кесарево с эпидуральной анестезией, которая неправильно подействовала, я была на искусственной вентиляции легких во время кесарева, а у малыша было обвитие пуповиной вокруг шеи 4 раза и гипоксия, и не закричал он когда родился. Скажите, может ли он из за этого тормозить в развитии и можно ли это как-то исправить? Заранее благодарю за ответ.

Здравствуйте! Ваш малыш не тормозит в развитии. Он развивается согласно возрасту. В его возрасте мыслительный процесс еще не развит, поэтому малыши практически все делают не задумываясь, хватают, лезут, спешат, падают. Максимум, что детки могут делать - это повторять и то не всегда и не обязательно, но могут показать пока-пока, ладушки, катать мячик, вытаскивать игрушки из коробки, вытаскивать для них намного легче, чем собирать, то же касается и сбора пирамидки. И обвитие и гипоксия могут стать причиной нарушения умственной деятельности только в том случае, если ребеночек находился в тяжелом состоянии, у него произошли необратимые процессы в головном мозге. Но в вашей ситуации по тем навыкам, которые имеет ваш ребеночек, все в порядке. Я не знаю, как еще можно вас убедить не требовать от маленького невозможного. Все, что надо уметь в его возрасте, он умеет. Остальные навыки приобретаются со временем постепенно. Растите здоровенькими!

анонимно

Добрый день! Огромное спасибо за консультацию! Можно ли узнать у вас немного не по теме вопроса? Около месяца назад малыш стал необычно реагировать на мой отказ, например, нашел что то несъедобное на полу, какую-нибудь ниточку и хочет съесть, или забираю книгу, которую он начинает рвать, он начинает капризничать, может подойти меня ударить по ноге, или может сам себя бить по голове, а сегодня ударил себя по лицу, когда, пропылесосив, я собралась убрать пылесос в кладовку(сын любит катать его как машинку, иногда делает вид,что пылесосит). Я не знаю как мне на это реагировать, пожалеть его, может не обращать внимание. Является ли такое поведение нормой или как реагировать на это? Заранее благодарю за ответ!

Здравствуйте! Вы проявляете слишком повышенное внимание к поведению малыша, ищете в нем какие-то отклонения. Не нужно этого делать. Ребенок в год еще не знает, как правильно на что-то реагировать, учится у родителей, копирует, но в то же время может и не зависимо от окружения проявить свои эмоции по разному, так, как ему захотелось в данный момент. Ничего страшного в том, что он ударил себя или вас нет. Но, вы, как разумный человек, должны ему объяснять, подсказывать, что делать можно, а чего нельзя. И даже если вы месяц, два, три, говорите, что нельзя есть с пола, а он все равно это делает, это не значит, что он отстает в развитии или проявляет какой-то протест. Скорей всего, для него это игра, он берет с пола ниточку, и ждет, вашей реакции. Замените эту ниточку на что-то интересное, не оставляйте его ручки пустыми, дайте ему сушку, пусть грызет, предложите ему книжки, которые сложно порвать, для малышей. Отвлекайте его от каприз, не давайте ему манипулировать вами, в то же время, показывайте, что вы его любите. Начните его веселить, щекотать, баловаться вместе с ним. Ему не захочется капризничать. И еще, раз у вас возникают такие вопросы, почитайте спец.литературу или обратитесь к детскому психологу. Так вам будет легче понимать вашего ребеночка. Здоровья вам!

Год и три месяца – период, когда интенсивное физическое развитие крохи уже позади, и ежемесячные изменения роста и веса уже не являются важными показателями правильного развития малыша. На первый план в этом возрасте выходит психическое развитие карапуза – теперь активно познающий мир малыш радует родителей своими открытиями и достижениями. Но для того чтобы контролировать развитие крохи и при необходимости своевременно его корректировать, важно знать, что должен уметь ребенок в 1 год и 3 месяца.

Физическое развитие

Согласно данным ВОЗ, при правильном физическом развитии ребенка:

  • Рост мальчиков составляет 76,6–81,7 см, а рост девочек – 74,8–80,2 см;
  • Вес мальчиков колеблется от 9,2 до 11,5 кг, а вес девочек – от 8,5 до 10,9 кг;
  • Окружность головы у мальчиков варьируется от 45,5 до 48,1 см, а у девочек – от 44,3 до 47,0 см.

Важно: Приведенные выше показатели не учитывают наследственный фактор, поэтому если рост и вес малыша не соответствует средним данным, но ребенок, по мнению специалистов здоров, беспокоиться не нужно.

В год и три месяца малыш уже стремится к самостоятельности и обладает определенными навыками. Кроха:

  1. Не просто ползает на четвереньках, но и легко в этом положении преодолевает препятствия в виде ступенек. При необходимости малыш ползет как рак, попой вперед.
  2. Шагает по ступенькам, держась за родительскую руку, а по ровной поверхности ходит без поддержки.
  3. Активно перемещается по квартире, используя и совмещая все доступные ему способы передвижения.
  4. Взбирается на диваны, стулья и другую не очень высокую мебель.
  5. Прекрасно сидит на высоком детском стуле и пробует сам слазить с него.
  6. Открывает все незаблокированные дверцы мебели и извлекает оттуда содержимое.
  7. С переменным успехом пользуется расческой, зубной щеткой, ложкой и другими подобными предметами, хорошо справляется с детской чашкой.
  8. Способен кушать самостоятельно (качество процесса зависит от характера и пищевых пристрастий карапуза).
  9. Помогает себя одевать – ищет рукой рукав, ставит в обувь ножку.
  10. Хорошо бросает мяч руками, катает его, пробует пинать (попадания чередуются с промахами).

На детской площадке кроха пока еще не может полноценно взаимодействовать с другими детьми, поэтому малыш либо увлеченно возится со своими игрушками при участии мамы, либо наблюдает за игрой других детей и эпизодически пробует перетянуть к себе чужое имущество.

В этом возрасте ребенок уже может проситься на горшок, но так как данное умение связано с волевыми процессами, этот навык относится и к психическому развитию малыша.

Психическое развитие

После года бурными темпами развивается эмоциональная сфера – ребенок бурно реагирует на появление родителей, новые игрушки, копирует поведение взрослых и их мимику. Малыш проявляет интерес к другим детям и может «заражаться» их эмоциями (звонко хохочет или плачет за компанию). Эмоциональный фон еще очень подвижен – настроение крохи может очень быстро меняться. По сравнению с предыдущим периодом малыш в течение дня более уравновешен.

Окружающий мир познается через чувствительное и эмоциональное восприятие (что такое «горячо» или «больно» познается эмпирически). Новое вызывает у ребёнка удивление, неожиданное – пугает.

Малыш увлеченно исследует все вокруг, поскольку он уже начинает улавливать причинно-следственные связи (если что-то толкнуть, оно падает и т.д.).

Если у карапуза что-то не получилось, он расстраивается, и радуется, если достиг своей цели. В сложные моменты кроха обращается за поддержкой к взрослым.

В один год и три месяца ребенок:

  • Знает две формы (шар-мяч и куб-кубики);
  • Способен различать предметы по цвету и размеру;
  • Умеет возводить башенку из кубиков, собирать и разбирать пирамиду;
  • Воспроизводит разученные действия с игрушками (возит машинку, кормит игрушки и др.);
  • Любит играть с предметами обихода, «говорить» по телефону;
  • Изучает устройство предметов;
  • Выкладывает из коробок предметы и складывает их обратно, накрывая крышкой;
  • Может пробовать «рисовать».

В год и 3 месяца развитие речи идет стремительными темпами, поэтому кроха разговаривает с игрушками.

Речь ребенка

Речевое развитие ребенка в 1 год 3 месяца в норме включает:

  1. Значительное увеличение пассивного словарного запаса (слов, которые малыш понимает, хотя не все из них произносит).
  2. Повторение новых слов и звуков. Слова в большинстве своем обозначают близких («ма-ма», «ба-ба» и др.) или являются звукоподражательными (собака – «ава» или «ав-ав»). Малыш может вместо слова произносить начальный слог или слог под ударением (от случайных слогов такие слова отличаются привязкой к конкретному предмету или ситуации).
  3. Произнесение слов, объединенных по определенному признаку (например, «ам-ам» может быть и посудой, и выражением желания поесть, и констатацией факта, что кто-то ест или это едят). Признак, по которому обобщаются разные предметы, может быть разнообразным – форма, текстура и др.
  4. Произнесение вопросительного слова-звука и одновременное показывание пальцем на предмет. Таким образом ребенок дает понять, что он хочет узнать название этой вещи.
  5. Может выборочно слушать стихи (в процессе рассматривания книжки) или короткую «сказку на ночь», но репертуар всегда ограничен («Репку», если ребенок согласен слушать сказку, можно повторять несколько раз за один день – малышам нравится, когда они узнают текст, но длинные произведения в прозе они запомнить не могут).

Развитие речи у детей зависит от того, насколько часто родители общаются с ребенком. Речь быстрее развивается у малышей, мамы и папы которых комментируют свои действия, и в ответ на указательный жест крохи или на его обозначающее предмет «слово» называют предмет или объясняют его назначение.

Способствуют развитию словарного запаса телесные ощущения и действия, которые сопровождают новое слово (листик можно потрогать, в колокольчик позвенеть).

Важно: На данном этапе развития карапуза (до 2 лет) необходимо быть очень осторожным с методиками раннего обучения. Дети в этот период действительно способны хорошо запомнить буквы, цифры и фигуры. Так как это абстрактные понятия, а абстрактное мышление в таком возрасте отсутствует, обучение приобретает характер механического заучивания и вредит развитию речи. Кроме того, обучение по разнообразным методикам не должно доминировать над живым эмоциональным общением, иначе у вас вырастет вундеркинд с нарушениями эмоциональной сферы.

Развивающие занятия и игры

Многие мамы, попав в игрушечный магазин, теряются от обилия ярких и разнообразных игрушек. С одной стороны, хочется порадовать детку новой игрушкой, а с другой стороны, поющего бегемотика ребенок игнорирует, и вместо этого возится с коробкой.

Какие игрушки нужны ребенку в 1 год, чем он действительно будет играть, и что будет способствовать развитию?

Для деток после года и трёх месяцев можно покупать:

  1. Каталки – фигурку животного или предмет, которые во время движения «оживают» (крутят головой, перебирают лапками и т.д.). До полуторагодовалого возраста приобретать стоит только те каталки, которые надо толкать перед собой - ребенку интереснее идти за игрушкой, которую он видит, чем тянуть ее за собой. Благодаря каталкам ходьба у малышей быстрее приобретает автоматический характер. Конечно, при выборе каталки надо обращать внимание не только на яркость и эффектность, но и на устойчивость. Игрушки, издающие резкие звуки, желательно не покупать.
  2. Игрушки, которые помогают осваивать действия, совершаемые с бытовыми предметами. К таким игрушкам относятся формочки и лопатки для песочницы (зимой большой лопаткой можно копать снег), кукольная посудка (должна быть достаточно прочной и не очень маленькой по размеру), игрушки, имитирующие строительный инструмент (молоточек и т.д.), удочка для ловли рыбок при помощи магнита и т.д.
  3. Самообучающие игрушки (пирамидка, вкладыши, кубики), при игре с которыми ребенку приходится самостоятельно соотносить размер, расположение или форму частей.
  4. Игрушки для развития речи – сюжетные картинки или крупные пазлы, книжки для самых маленьких (в твердой обложке, с яркими картинками по типу «Где чей малыш», «Овощи» и др.).
  5. Мячи - от помещающегося в руке пружинящего мячика до детского мяча для фитнеса (заниматься на нем можно только с мамой!).
  6. Способствующие физическому развитию лесенки, коврики, обручи и т.д. (если детская позволяет, можно купить даже горку).
  7. Машины – грузовики для перевозки кубиков, песка и т.п. (нравятся даже девочкам), машины, на которых можно кататься при помощи ног и просто яркие машинки, которые можно возить на веревочке.
  8. Соответствующие возрасту интерактивные и музыкальные игрушки (например, Chicco “Ферма”). Такие игрушки стимулируют развитие речи и тренируют память.

Занятия для физического развития


В этом возрастном периоде детки не могут долго играть самостоятельно, поэтому кроме развивающих игрушек малышу нужны развивающие игры. Первый шаг уже остался позади, но не все дети одинаково ловко управляются с собственным телом. Именно для физического развития рекомендуются упражнения:

  • С обручем (совместные со взрослым приседания, когда и родитель, и ребенок держатся за обруч, проползание через обруч и т.д.);
  • Сгибание и разгибание туловища;
  • Катание мяча;
  • Приседания, при которых кроха собирает игрушки;
  • Поднимание ног и др.

Важно: Любые развивающие занятия должны быть удовольствием для ребенка, игрой, поэтому принуждать малыша категорически запрещается – если ребенок противится, его нужно заинтересовать. Занятия не должны занимать много времени, так как кроха быстро устает, и должны проводиться регулярно.

Питание ребенка в 1 год и 3 месяца

Режим дня остается прежним, питание – пятиразовым или четырехразовым, с интервалом в 3–4 часа.


В рационе должно присутствовать достаточное количество молочных продуктов (количество творога можно увеличить, добавить небольшое количество нежирной сметаны), фруктов и овощей.

Ягоды с плотной кожурой желательно измельчать в пюре, мягкие плоды можно давать дольками. Экзотические фрукты можно давать только в умеренном количестве. При склонности к аллергии перед введением нового продукта желательно проконсультироваться с аллергологом.

Блюда должны подаваться в тушеном или вареном виде, а сладкое присутствовать в минимальном количестве (печенье или вафли на полдник).

Поскольку дети в этом возрасте могут перебирать, что они будут есть, а что – нет, блюда можно оригинально оформлять (в виде мордочек животных и пр.).