Подростковая зависимость от компьютерных игр. Игровая зависимость от компьютерных игр у подростков

Слайд. Сегодня одним из популярных занятий подростка в свободное время стали компьютерные игры и «зависание» в Интернете. Нужно признать, что компьютер - наше настоящее и будущее. Безусловные плюсы современной компьютеризации - это развитие у детей важнейших операций мышления: обобщения и классификации, улучшение памяти и внимания. Компьютерные игры развивают и детский интеллект, и зрительно-моторную координацию. Интернет предлагает образовательный и полезный опыт, делает содержание усваиваемого материала значимым и ярким, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным. Многим родителям знакома проблема, как усадить школьника за домашние уроки. А на компьютере серьезные занятия выполняются с удовольствием, приобретают элемент игры. Работа на нем обучает детей новому более простому способу получения и обработки информации. Таким образом, тот интерес, который вызывают занятия на компьютере, лежит в основе формирования познавательной мотивации, множества интеллектуальных навыков. Но родители должны понимать, что все должно быть в разумных пределах, иначе «плюсы» начнут превращаться в «минусы».

В России все чаще говорят о негативном воздействии компьютерных игр на психику ребенка. Бесконтрольное пользование Интернетом и чрезмерное увлечение компьютерными играми может привести к компьютерной и игровой зависимости, полному нарушению социальных связей, которое выражается в том, что дети не умеют и боятся общаться друг с другом, они отделяют себя от реального мира и уходят в свой - виртуальный. В виртуальном компьютерном мире легко можно стать кем угодно. Для этого не нужно прилагать много усилий, не надо соблюдать правила взрослых, не нужно скрывать агрессию. Достаточно только «загрузить» игру А если компьютер подключен к Интернету, то возможности становятся и вовсе безграничными. К сожалению, и проблемы тож… С одной стороны, виртуальный мир предоставляет огромные возможности, сегодня он оказался, по сути, главным источником информации.

Слайд. Но, информационное воздействие Интернета может нанести непоправимый вред ребенку, т. к. в компьютерной сети невозможно отследить качество и содержание информации, поступающей и обновляющейся ежесекундно. Родители должны знать, что существуют сайты, посвященные порнографии, пиротехнике, суициду, обсуждению действий тех или иных наркотиков. Современные дети часто посещают нежелательные сайты, ввязываются в общение с незнакомыми людьми, когда пользуются компьютером дома в отсутствие родителей.

Особенно если отношения с родителями отчужденные, и ребенок чувствует себя одиноким, он, не задумываясь, доверяется любому злоумышленнику, представляющемуся ему благосклонным и симпатизирующим собеседником. К сожалению, реальная встреча с таким «доброжелателем» может закончиться трагедией.

Пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми.

Наиболее часто наблюдается у детей и подростков, особенно у мальчиков.

Основное значение имеет не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности.

Слайд. Компьютерная зависимость - это патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером.

Излишнее увлечение компьютером может иметь отрицательные последствия как для физического, так и для психического здоровья.

Обычно компьютерная зависимость у детей возникает в 10-16 лет. И в этом нет ничего удивительного – подростковая психика еще недостаточно устойчива. Однако медицинская статистика неутешительна – среди игроманов все чаще можно встретить младших школьников и даже дошколят. Как распознать компьютерную зависимость у детей?

Слайд. Опровергнуть или подтвердить наличие у ребенка этого заболевания можно только после консультации у психолога. Однако и в домашних условиях родители могут обратить внимание на явные симптомы зависимости.

    Ребенок сидит за монитором более трех часов в день, не учитывая выполнение домашних заданий.

    Подростку нужно, чтобы компьютер работал в фоновом режиме. Поэтому ребенок включает его сразу после пробуждения, возвращения с занятий.

    Любые попытки взрослых ограничить время, проводимое за экраном, часто заканчиваются ссорами, скандалами и острыми конфликтами с подростком.

    У школьников резко снижается количество социальных контактов, поскольку общение происходит в мессенджерах, соцсетях.

    Дети не способны занять себя в отсутствие гаджетов. Настольные игры, книги и другие развлечения им попросту не интересны.

    Зачастую ребенок пренебрегает домашними обязанностями, уроками в пользу еще одного сеанса игры.

    Практически все взаимодействие со сверстниками сводится к обсуждению новинок игровой индустрии, компьютерной техники.

Самое очевидное последствие постоянного пребывания за монитором – это нарушение зрения. По данным Министерства здравоохранения РФ, среди сегодняшних подростков широко распространен «компьютерный зрительный синдром», среди симптомов которого – резь в глазах, слезоточивость и постоянные головные боли.

Слайд. Однако проблем со здоровьем из-за компьютера возникает гораздо больше. Компьютерная зависимость у детей может вызвать:

    ожирение, поскольку дети, уставившись в экран, не гуляют, не играют, а механически поедают то, что лежит у них в тарелке;

    ослабление иммунитета, а значит, подверженность простудным и инфекционным заболеваниям;

    проблемы с памятью, концентрацией внимания, и, как следствие, трудности с учебой;

    бессонницу;

Слайд. Основные типы компьютерной зависимости у детей

Перед тем как рассуждать о способах решения проблемы нужно понять, какой именно вид зависимости существует у ребенка. По мнению специалистов, нездоровое увлечение компьютером бывает трех основных типов.

    Игровая зависимость у детей (кибераддикция) проявляется в нездоровом влечении к компьютерным игрушкам.

    онлайн серфинг, или непреодолимая нужда в постоянном потоке информации, заставляет человека бесконечно путешествовать по Сети.

Слайд. Компьютерная зависимость

Кибераддикция (англ. addiction - зависимость, пагубная привычка, кибер - сокр. слова кибернетический) - зависимость от компьютерных игр

В 2012 году термин «Кибернетическая лудомания» официально введён в мировую медицинскую практику.

Единственная классификация компьютерных игр, разработанная психологом, которую мы имеем на сегодняшний день - это классификация Шмелева, созданная им в 1988 году. Однако это скорее жанровая, нежели психологическая классификация компьютерных игр; кроме того мы вынуждены отметить, что она не является полной даже как жанровая - в ней отсутствуют игры типа «стратегии», которые в настоящее время получили очень большое распространение.

Слайд. Выглядит она следующим образом:

I. Ролевые компьютерные игры.

3. Руководительские игры.

1. Аркады.

2. Головоломки.

3. Игры на быстроту реакции.

Слайд. I. Ролевые компьютерные игры . Основная их особенность - наибольшее влияние на психику играющего, наибольшая глубина «вхождения» в игру, а также мотивация игровой деятельности, основанная на потребностях принятия роли и ухода от реальности. Здесь выделяется три подтипа преимущественно по характеру своего влияния на играющего, силе «затягивания» в игру, и степени «глубины» психологической зависимости.

1. Игры с видом «из глаз» «своего» компьютерного героя. Этот тип игр характеризуется наибольшей силой «затягивания» или «вхождения» в игру. Специфика здесь в том, что вид «из глаз» провоцирует играющего к полной идентификации с компьютерным персонажем, к полному вхождению в роль. Через несколько минут игры (время варьируется в зависимости от индивидуальных психологических особенностей и игрового опыта играющего) человек начинает терять связь с реальной жизнью, полностью концентрируя внимание на игре, перенося себя в виртуальный мир. Играющий может совершенно серьезно воспринимать виртуальный мир и действия своего героя считает своими. У человека появляется мотивационная включенность в сюжет игры.

2. Игры с видом извне на «своего» компьютерного героя. Этот тип игр характеризуется меньшей по сравнению с предыдущим силой вхождения в роль. Играющий видит «себя» со стороны, управляя действиями этого героя. Отождествление себя с компьютерным персонажем носит менее выраженный характер, вследствие чего мотивационная включенность и эмоциональные проявления также менее выражены по сравнению с играми с видом «из глаз». Если, в случае с последними, человек в критические секунды жизни своего героя может бледнеть и ерзать на стуле, пытаясь увернуться от ударов или выстрелов компьютерных «врагов», то в случае вида извне, внешние проявления более умеренны, однако, неудачи или гибель «себя» в облике компьютерного героя переживается играющим не менее сильно.

3. Руководительские игры. Тип назван так потому, что в этих играх играющему предоставляется право руководить деятельностью подчиненных ему компьютерных персонажей. В этом случае играющий может выступать в роли руководителя самой различной спецификации: командир отряда спецназа, главнокомандующий армиями, глава государства, даже «бог», который руководит историческим процессом. При этом человек не видит на экране своего компьютерного героя, а сам придумывает себе роль. Это единственный класс ролевых игр, где роль не задается конкретно, а воображается играющим. Вследствие этого «глубина погружения» в игру и свою роль будет существенной только у людей с хорошим воображением. Однако мотивационная включенность в игровой процесс и механизм формирования психологической зависимости от игры не менее сильны, чем в случае с другими ролевыми играми. Акцентирование предпочтений играющего на играх этого типа можно использовать при диагностике, рассматривая как компенсацию потребности в доминировании и власти.

II. Не ролевые компьютерные игры. Основанием для выделения этого типа является то, что играющий не принимает на себя роль компьютерного персонажа, вследствие чего психологические механизмы формирования зависимости и влияние игр на личность человека имеют свою специфику и в целом менее сильны. Мотивация игровой деятельности основана на азарте «прохождения» и (или) набирания очков. Выделяется несколько подтипов:

1. Аркадные игры. Этот тип совпадает с аналогичным в жанровой классификации. Такие игры еще называют «приставочными», т.к., в связи с невысокой требовательностью к ресурсам компьютера, широко распространены на игровых приставках. Сюжет, как правило, слабый, линейный. Все, что нужно делать играющему - быстро передвигаться, стрелять и собирать различные призы, управляя компьютерным персонажем или транспортным средством. Эти игры в большинстве случаев весьма безобидны в смысле влияния на личность играющего, т.к. психологическая зависимость от них чаще всего носит кратковременный характер.

2. Головоломки. К этому типу игр относятся компьютерные варианты различных настольных игр (шахматы, шашки, нарды и т.д.), а также разного рода головоломки, реализованные в виде компьютерных программ. Мотивация, основанная на азарте, сопряжена здесь с желанием обыграть компьютер, доказать свое превосходство над машиной.

3. Игры на быстроту реакции. Сюда относятся все игры, в которых играющему нужно проявлять ловкость и быстроту реакции. Отличие от аркад в том, что они совсем не имеют сюжета и, как правило, совершенно абстрактны, никак не связаны с реальной жизнью. Мотивация, основанная на азарте, потребности «пройти» игру, набрать большее количество очков, может формировать вполне устойчивую психологическую зависимость человека от этого типа игр.

4. Традиционно азартные игры. Мы употребляем в названии слово «традиционные», поскольку нельзя назвать тип просто «азартными играми», т.к. практически все не ролевые компьютерные игры по своей природе являются азартными. Сюда входят компьютерные варианты карточных игр, рулетки, имитаторы игровых автоматов, одним словом -- компьютерные варианты игрового репертуара казино. Психологические аспекты формирования зависимости от этих компьютерных игр и их реальных аналогов весьма сходны и, поэтому, мы не будем акцентировать на этом внимание.

Слайд. Самые опасные игры!!!

(по данным «The Youth Care Foundation», Швеция)

World Of Warcraft (11,5 миллиона пользователей)

Grand Theft Auto 4, Manhunt, Postal, DOOM, серия Mortal Kombat

Lineage 2 Resident Evil 4 Condemned Clive Barker’s Jericho

Слайд. Почему формируется компьютерная зависимость?

Первое и необходимое условие формирования любой зависимости – чувство внутренней тревоги и чувство неудовлетворенности. Есть два пути для выхода из состояния тревоги: человек либо становится агрессивным, либо стремиться «уйти». А уйти можно в алкоголизм, наркоманию, религиозные секты, наконец, в игру… В компьютерной игре человек может одновременно и «выплеснуть» свою агрессию на виртуальных персонажей и укрыться от безрадостной для него реальности. Но откуда возникает повышенная тревога и неудовлетворенность? Часто поводом становятся проблемы в семье, недопонимание между родителями и ребенком, «заброшенность» детей, завышенные требования, которые предъявляют к ребенку взрослые.

Второе условие формирования игровой зависимости – удовольствие. Во время игры происходит выброс адреналина. А если он еще и побеждает, организм вырабатывает гормоны радости - эндорфины. Это чувство хочется испытывать вновь и вновь, а для этого нужно повторить игру. Так возникает зависимость. Поэтому именно дети, которым в жизни недостает позитивных эмоций, чаще всего становятся жертвами компьютера.

Причем, компьютерная зависимость формируется очень быстро (достаточно полтора-два месяца!) и в дальнейшем оказывает огромное влияние на развитие личности, особенно детской.

Причины появления компьютерной зависимости:

отсутствия теплых доверительных отношений, понимания в семье;

неумения ладить с окружающими, отсутствия друзей;

отсутствия увлечений, хобби, не связанных с компьютером;

общая неудачливость ребёнка.

Профилактика компьютерной зависимости:

создание теплых отношений с собственным ребенком;

совместное времяпрепровождение и интерес к его жизни и досугу;

ограничение времени проведения перед компьютером;

увлечение ребенка спортом, книгами, искусством.

Важно знать!!! Тяжёлая форма компьютерной зависимости лечится у психиатра!!!

Во всех случаях - это люди, маниакально зависящие от виртуального мира.

По мнению специалистов, игромания так же пагубна, как алкоголизм или наркомания, и приводит к глубоким изменениям личности - самоизоляции, неуравновешенности психики, патологической забывчивости и неопрятности, равнодушию к близким. Заболевший испытывает непреодолимое желание, как можно дольше находиться в виртуальной реальности, забывая обо всем.

В игре ребенок получает власть над миром, превращаясь в любого сказочного персонажа или киногероя. Играя, он одним движением компьютерной мышки может переиграть какой-то сюжет, вернуться назад, переделать часть игры. Это особенно засасывает детей, которые в реальной жизни понимают свою неуспешность.

Кроме того, нельзя не учитывать, что практически все подростковые игры построены на агрессии и убийствах. Во многих происходит тотальный гомицид - дозволенное убийство.

А ведь ролевая игра не просто развлечение. В такого рода играх быстро усваиваются модели поведения. Поэтому в ряде стран детям до 18 лет запрещено играть в некоторые особо агрессивные компьютерные игры, так как они могут подвигнуть неразвитую личность на реализацию агрессивных импульсов в реальной жизни.

Опасность для психики таит в себе и Интернет. Во Всемирную сеть можно выходить под любым именем, придумать любую биографию, имидж. У некоторых психически неустойчивых подростков в связи с этим возникают проблемы самоидентификации. У компьютероманов происходит отчуждение "Я", начинается раздвоение личности. Вторая патология - дети начинают лихорадочно рыскать по сайтам, бессмысленно скачивая информацию. Для них самоцель - "сидение в Интернете".

Единственный, на настоящей момент, проверенный способ не дать подростку «присесть» на компьютерные игры - это привлечь его в процессы, не связанные с виртуальной реальностью. Показать растущему человеку массу существующих увлекательных занятий: спортивные секции, кружки по интересам, туризм, танцы и т.п., которые позволяют пережить острые ощущения и самореализоваться, но при этом тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.

Всегда нужно помнить, что компьютер может стать другом, помочь в беде, найти единомышленников, а может и добавить огромное количество проблем, привести к одиночеству, став заклятым врагом.

Слайд. Зависимость подростков от социальных сетей

Все чаще подростки попадают под их зависимость. Вам наверняка говорили такое выражение, как: «Сайт вконтакте на подобие холодильники, ты знаешь, что он пустой, но все равно заглянешь десять раз». Вот также и со школьниками, вначале они проявляют любопытство, потом их вовсе невозможно отлепить от компьютера.
Среди молодежи есть такая игра на подобие «У кого больше друзей?». Ведь их количество порой доходит до пяти тысяч. Зачем им столько друзей? Теоретически, круг знакомых любого человека не превышает двухсот человек, а наиболее близких друзей около 5-10. Мы просто не в состоянии запомнить более пятисот людей. Имея у себя в друзьях 2000 людей, человек все равно чувствует, что одинок

Подростки тратят родительские деньги, чтобы подарить виртуальные подарки своим «друзьям». Но в социальной сети можно все:
- продумывать фразы, которые напишешь «друзьям»;
- скидывать свои самые лучшие фотографии;
- рассказывать о событии, которого на самом деле не было, но так хочется, чтобы оно было;
- творить свой виртуальный мир.
Частое посещение социальных сетей для полностью несформировавшейся психики подростка может негативно сказаться на его здоровье. Школьник будет меньше общаться со своими реальными друзьями, а также замкнется в себе. Если у ребенка образовались комплексы, то они начнут развиваться с большой скоростью.
Опасность социальных сетей в анонимности и возможности скрывать свою личность, примеряя различные роли по своему желанию. Подростки играют роль того, кем бы им хотелось быть, уходя от реальности и проживая в сети чужую, совершенно непохожую на реальность, жизнь. В некоторых случаях это приводит к раздвоению личности и потере чувства реальности.

Слайд. Признаки интернет зависимости у подростков:

    Снижение успеваемости, систематические прогулы,

    Частые беспричинные перемены настроения, от вялого до приподнятого, от безучастного-подавленного до приподнятого-эйфорического.

    Болезненная и неадекватная реакция на критику, замечания, советы.

    Нарастающая оппозиционность к родителям, родственникам, старым друзьям.

    Значительное эмоциональное отчуждение.

    Ухудшение памяти и внимания.

    Приступы депрессии, страха, тревоги, появление фобий.

    Ограниченное общение с друзьями, родителями, родственниками, значительное изменение круга общения.

    Уход от дел, к которым наблюдался интерес, отказ от хобби.

    Пропажа из дома ценностей или денег, появление чужих вещей, денежные долги.

    Изворотливость, лживость, неопрятность, неряшливость, ранее не характерные

Слайд. У детей и подростков наблюдаются четыре степени Интернет-зависимости.

1. Ребенок проводит за компьютером менее 7 часов в неделю, его деятельность в сети разнообразна, он охотно рассказывает, чем занят. Сам выключает компьютер, «отлучение» от Интернета и необходимость прерваться (для уроков, разговора и т.д.) воспринимает спокойно, проблем со сном и аппетитом нет. Учеба в норме, одевается как всегда, в комнате порядок.

2. Ребенок находится за компьютером до 15 часов в неделю, деятельность разнообразна, но однонаправлена (игры, соцсети и т.д.), рассказывает не обо всем. Компьютер выключает после напоминания, необходимость прерваться воспринимает по-разному, в том числе и негативно. Иногда объедается у компьютера или забывает поесть, изредка бывают ночные кошмары. Учеба в норме, может неаккуратно одеться, захламить комнату.

3. Ребенок пребывает за компьютером до 22 часов в неделю, деятельность узконаправлена (3-4 чата, соцсети или игры), неохотно рассказывает о ней. Компьютер выключает после нескольких напоминаний, перерывы воспринимает негативно. Аппетит заметно снижен или повышен, сон нарушен – спит то мало, то много, кричит и мечется во сне. Учеба страдает, одежда часто неаккуратна, в комнате беспорядок. Несколько меняется круг общения и интересы.

4. Ребенок засиживается за компьютером более 3-х часов в день, ежедневно, не отрываясь, предпочитая 1-2 игры или соцсети или беспорядочный серфинг. Компьютер старается не выключать вообще, постоянно проверяет почту и мессенджеры, на просьбы прерваться или рассказать, чем занят, реагирует агрессивно. Аппетит и сон сильно нарушены, успеваемость сильно упала, одежда и комната в беспорядке, круг общения и интересы сменились.

Первая-вторая стадия почти не требуют вмешательства – это естественный интерес, необходимый для жизни в современном мире. Достаточно разговаривать с детьми об их увлечениях и ненавязчиво отслеживать, чем они заняты, о чем пишут в соцсетях, во что играют. Хороший способ поднять родительский авторитет – обыграть ребенка в его игру или поддержать флэшмоб в соцсети.

Третья стадия свидетельствует о необходимости серьёзного вмешательства, консультаций с психологом. Надо «выдернуть электрод», обеспечив ребенку полноценную жизнь в реальности – сильные впечатления, дружную компанию, полезное занятие. Пусть лазает по веревочным лестницам и скалодромам, учится фехтовать или ездить верхом, играет в КВН, в крайнем случае использует компьютерные навыки для дизайна или написания программ. Договоритесь об ограничении времени за компьютером с правом раз в неделю или раз в месяц наиграться вволю.

Четвертая стадия, к сожалению, без вмешательства профессионалов может окончиться печально. Для определения степени тяжести заболевания, объема вмешательства и лечения, обратитесь к тем специалистам, к которым вас направит школьный психолог, врач из поликлиники или частной клиники.

Слайд. 3) Интернет-серфингом названо посещение страниц web-сайтов. Занимаясь чтением новостей, просмотром фильмов, играя в онлайн игры, люди серфят в виртуальном пространстве. Для серфинга нужно установить на компьютер обозреватель. Это особая программа, предоставляющая возможность связываться с web-узлами и слушать, читать и смотреть информацию, содержащуюся в них. Благодаря ей можно также перемещаться к иным узлам, кликая по гиперссылкам.
Открывающийся веб-документ может содержать другие ссылки. В результате пользователь «плывет» по океану информации. Поэтому используется название «серфинг».

В XXI веке сложно представить себе жизнь без компьютера. Виртуальная реальность прочно обосновалась у нас дома, и каждый день захватывает в свой плен все новых и новых людей. Нас привлекают невероятными возможностями, фантастическими перспективами. Когда увлечение играми и Интернетом переходит рамки разумного, когда человек не ест, почти не спит, и происходящее по ту сторону монитора становится для него важнее того, что вокруг, можно говорить о болезненной зависимости. Врачи называют это компьютерной зависимостью, игроманией. Особенно тревожно, если пленником виртуальной реальности становится ребенок.

Все начинается обычно по одному сценарию. Мамы и папы в надежде получить час-полтора свободного времени дают малышу в руки планшет или телефон. Отпрыск занят, в доме тишина, взрослые довольны. Потом подросший ребенок осваивает Интернет и понимает, что там гораздо интереснее, чем в обычной жизни. А еще через несколько лет родители не знают, где искать помощи, что делать с навязчивой тягой чада к высоким технологиям.

И опасения их небеспочвенны: ребенок не интересуется учебой, не хочет гулять с друзьями во дворе, не мечтает поехать летом на море, не помогает по хозяйству, а порой забывает поесть и плохо спит.

Давайте вместе попробуем разобраться в том, что такое компьютерная зависимость у детей и подростков – болезнь или просто увлечение? Что делать, чтобы не допустить ее появления? И что делать, если ваш ребенок уже зависим от виртуальности?

Диагноз или увлечение?

Единого мнения на этот счет пока нет. Международная классификация болезней не содержит диагноза «компьютерная зависимость», хотя ежегодно поднимается вопрос о включении этого термина в список. Но многие врачи склонны считать зависимость от компьютера именно заболеванием, наравне с алкоголизмом и наркоманией. В Германии провели эксперимент, в ходе которого двум десяткам человек показывали скриншоты из любимых компьютерных игр. Реакция людей оказалась идентичной той, какая наблюдается у алкоголиков и наркоманов, когда им показывают бутылку спиртного или дозу наркотика.

По статистике, 12 из каждых 7000 человек зависимы от онлайн компьютерных игр. 19 % из 250 миллионов пользователей Facebook признались, что чувствуют игровую зависимость.

Самую сильную зависимость вызывают сетевые игры. В 2005 году в Китае умерла от истощения девочка-подросток. Она несколько суток играла в World of Warcraft. Годом позже в Башкирии от эпилептического приступа, развившегося на почве многосуточной игры за компьютером, скончался 17-летний парень. Печальную статистику можно продолжать и дальше, ведь такие случаи в последнее время происходят все чаще.

Не секрет, что переигравшие в кровавые «стрелялки» школьники могут устраивать побоища и в реальной жизни. Расстрелы и резню эпизодически устраивают американские и японские школьники.

Увлечение компьютерными играми само по себе не опасно. Но когда оно переходит в зависимость? Основные признаки того, что ваш ребенок – игроман или жертва интернет-зависимости:

  • Он стал меньше общаться на отвлеченные темы . Все разговоры - вокруг любимой игры.
  • Его не интересует учеба, он перестал посещать секции, или делает это крайне неохотно.
  • Все свободное время ребенок проводит за компьютером. Любые попытки заставить его выключить технику приводят к скандалу. Попытки родителей ограничить время за монитором вызывают у ребенка приступы плача, ярости, истерики.
  • Ребенок стал более раздражительным, у него часто и без причины меняется настроение – от возбужденности он легко переходит к депрессивной хандре.
  • Он не умеет контролировать свое время, проведенное за компьютером. Говорит, что поиграет два часа, а просидеть может гораздо дольше.
  • Ребенок перестал следить за собой - без напоминания он может забыть умыться, почистить зубы, переодеться.
  • У него не осталось друзей. Он почти ни с кем не общается.
  • У вашего чада «пробелы в памяти». Страдает краткосрочная память, он может не вспомнить, что говорил или обещал несколько часов назад.

Если вы в этом списке обнаружили хотя бы три совпадения, это повод принять срочные меры. В интернете сейчас существуют специальные тесты, позволяющие после заполнения анкеты понять, насколько велик риск развития компьютерной зависимости. Они во многом субъективны, и не позволяют провести стопроцентную диагностику, но общее представление о проблеме составить помогут.

Причины

За компьютером любят посидеть почти все дети. Но почему у одних развивается зависимость, а у других- нет? Почему одним детям легко провести коррекцию поведения, а другим – трудно? Все дело в личных особенностях вашего отпрыска – в его темпераменте, уровне самооценки, типе организации нервной системы.

Если подросток не уверен в себе, у него мало общения вне дома – с огромной долей вероятности он может стать зависимым от онлайн-общения. Там он найдет то, чего ему недостает в жизни.

Дети с высоким уровнем тревожности, страхами часто «подсаживаются» на героические компьютерные эпосы. Им нравится идентифицировать себя как всемогущего персонажа игры, который одной левой убивает полчища монстров. В этом случае ребенок как бы компенсирует недостаток смелости и решительности в реальности.

Разработчики игр все это отлично знают, и с каждым годом все более совершенствуют свой продукт – качественный звук, 3D- графика, эффект присутствия… Все создается для того, чтобы внутри игры человек чувствовал себя «по-настоящему». Детская психика более лабильна, их легче увлечь, чем взрослых, они быстрее верят в происходящее. Именно поэтому на каждого взрослого, страдающего компьютерной зависимостью, в нашей стране сейчас приходится более 20 детей с такой же проблемой.

Что происходит на самом деле? Ребенок перестает воспринимать мир таким, как раньше. По мере развития компьютерной зависимости, он утрачивает лучшие человеческие качества – сопереживание, любовь, честность.

Больше всего зависимости от гаджетов подвержены:

  • Дети, страдающие от дефицита внимания. Им мало уделяют времени родители, а потом их игнорируют и сверстники. Лучшая профилактика в этом случае – любовь и участие в жизни ребенка.
  • Дети - холерики и дети - меланхолики. Их мировосприятие и без компьютеров особенное. Ребята с такими темпераментами легче других «вживаются» в предлагаемые обстоятельства.
  • Дети из «проблемных» семей. Речь идет о семьях, где практикуется домашнее насилие- скандалы, побои, принуждение к чему-либо. И даже если жертвой насилия является другой член семьи, ребенок будет психологически стремиться совершить побег из этой, некомфортной реальности в иную. Почему бы не в виртуальную? То же частично касается и семей, где недавно произошел развод родителей, и ребенку пока еще трудно принять перемены.
  • Дети, не приученные беречь время. Если малыша с детства не научили рационально распоряжаться своим временем, то к 10-12 годам у него появляется слишком много свободных минут и часов. Он искренне полагает, что обязанность убрать комнату или вынести мусор можно отложить на потом. В виртуальности куда интересней проводить время. Без родительского контроля такие дети палец о палец не ударят по хозяйству, но за компьютер будут садиться с большим удовольствием.
  • Дети, страдающие комплексами. Девочке, которой не нравится собственная внешность, в компьютерной игре выпадает шанс стать красавицей-воительницей. Застенчивому и робкому мальчику удается побыть героем - победителем. Игра заполняет пустоты в душе ребенка, и постепенно он перестает быть собой, но становится персонажем игры.

Последствия

Компьютерная зависимость может привести к весьма плачевным последствиям:

  • Социальная изоляция, отсутствие у ребенка умения общаться и договариваться.
  • Нервные и психические расстройства личности – психоз, клиническая депрессия, истерия, шизофрения.
  • Сложности с обучением, отсутствие мотивации.
  • Ассоциальное поведение, отсутствие понимания границ дозволенного, в том числе и законом. Как следствие – ребенок может стать преступником.
  • Заболевания: гастрит , нарушение осанки , геморрой, синдром хронической усталости, истощение всего организма, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, миопия, глаукома, «синдром сухого глаза», дальнозоркость , дисплейный синдром.

Помощь

Существует несколько способов помочь ребенку избавиться от компьютерной зависимости. Но следует учитывать степень пристрастия. В некоторых случаях родители могут помочь своему чаду самостоятельно, а в некоторых нужна помощь специалистов.

Воспитательная беседа

Отличный способ на самой начальной стадии зависимости. Он важен, чтобы понять причины пристрастия. Почему ребенку по ту сторону монитора лучше, чем с вами? Самая распространенная ошибка – начать читать лекции о вреде компьютера, скандалить и взывать к совести ребенка. Это все будет лишь раздражать его. Попробуйте стать «соратником».

Проведите вечер вместе с отпрыском в его любимой игре. Поиграйте с ним, пообщайтесь. Пусть он расскажет вам обо всех персонажах и их возможностях. По ходу виртуальных приключений аккуратно выпытывайте у ребенка, почему ему нравится быть этим героем, а не другим? Зачем ему столько оружия? С кем он борется? Контакт будет налажен, возможно, не с первого раза. Но когда вы для себя поймете, что привлекает сына или дочь в игре, то сможете спланировать его досуг несколько иначе, включив в него то самое, недостающее.

Психоанализ

Сегодня это самый распространенный способ борьбы с компьютерной зависимостью и у детей, и у взрослых. Опытный психоаналитик поможет вскрыть истинные глубинные причины ухода в иной, виртуальный мир. Порой уже после одного сеанса специалист безошибочно определит, какие семейные проблемы, личные комплексы, моральные травмы толкают ребенка в иное пространство и измерение. Родителям желательно участвовать в терапии.

Если взяться всей семьей с искренним желанием что-то изменить в своей жизни, то результат будет положительным. Главное условие- родители должны быть готовы внести перемены в свой собственный образ жизни, в свои привычки и характер. Услуги психоаналитика не слишком дешево обходятся. Но этот метод эффективен, когда зависимость давно перешагнула начальную стадию.

Гипноз

Лечить компьютерную зависимость при помощи гипноза психотерапевты начали около десяти лет назад. Опыт наработан достаточный. Гипнолог вводит ребенка в транс (с согласия родителей) и аккуратно дает ему психо-установки на безразличие к компьютерным играм и общению в Интернете. Примерно так кодируют алкоголиков.

Однако не стоит думать, что гипноз – это панацея. Во-первых, не все люди поддаются гипнозу, а во-вторых, симптомы зависимости могут исчезнуть, но вот их скрытые причины останутся. И тогда ребенок, из жизни которого ушли компьютерные игры, начнет заполнять пустоты чем-то другим. Не факт, что чем-то хорошим и полезным. На смену компьютерной зависимости могут прийти другие патологические состояния – от воровства до наркотиков.

Медикаменты

Нередко для избавления от компьютерной зависимости (особенно на «запущенных» стадиях) используют медикаментозное лечение. Препараты, которые отпускаются строго по рецепту, назначает врач. Обычно, это происходит в случае выявления у ребенка расстройств личности, депрессии, тревожного состояния. Специалист назначает антидепрессанты , седативные препараты.

Надо сразу сказать, что одними таблетками и уколами от компьютерной зависимости избавиться нельзя, поскольку они лечат опять же последствия, а не причину. Как ни крути, а без психологической помощи и реабилитации здесь не обойтись. Да и употребление психотропных препаратов никогда еще не приносило большой пользы детскому организму.

  • Если вы обнаружили у ребенка компьютерную зависимость, не впадайте в панику. Вы можете испугать его своей реакцией и еще глубже загнать в отрешенное состояние. Проанализируйте ситуацию и составьте план выхода из нее.
  • Не кричите, не обвиняйте своего ребенка. Он не виноват. В конце концов, не мы ли сами, дали ему однажды в руки гаджет, чтобы занять его на некоторое время? Возьмите ответственность на себя, и запаситесь терпением. Компьютерная зависимость быстро не отступает.
  • Найти удачное время для беседы с вашим сыном или дочерью. Ищите причину его добровольного ухода в виртуальность.
  • Предложите ребенку интересные способы провести досуг. Помните, они должны быть созвучны с причиной зависимости. Если робкий ребенок увлекся играми, чтобы почувствовать себя всесильным, отдайте его в секцию бокса, карате, организуйте прыжок с парашютом. Если подростку не хватает острых впечатлений в повседневности, предложите вместе в выходной пойти и поиграть в пейнтбол или принять участие в интерактивном квесте в реальности. Сейчас они распространены. Там ребенок сможет почувствовать себя все тем же героем, но уже по-настоящему. Если у сына или дочки проблемы с общением, запишите ребенка в театральную студию, на танцевальные курсы, куда угодно, где действует принцип «мы - команда».

  • Ставьте перед зависимым ребенком цели. И постепенно приучайте его ставить цели самостоятельно и идти к ним.
  • Не стоит запрещать ему садиться за компьютер или отбирать у него гаджет, пытаясь силой отучить от планшета. Это вызовет агрессию и обиду. А эти чувства не способствуют установлению контакта.
  • Обозначьте ребенку круг его обязанностей . Уроки, уборка, выгул собаки, вынос мусора. Не бойтесь перегрузить его. От дел по хозяйству еще никто не умирал. Поощряйте за сделанное, но только не дополнительным временем за компьютером. Систему поощрений установите сами. Что это может быть? Небольшие деньги, которые ребенок сможет копить на кроссовки своей мечты или что-то другое, что ему хочется.
  • Компьютерная зависимость стремительно молодеет. Если 10 лет назад ею страдали 14-16-летние подростки, то сейчас можно встретить мам, которые жалуются, что не могут выгнать из-за монитора своего 4-5 летнего малыша. Если ребенку еще нет 10 лет, постарайтесь строго дозировать время, проведенное в игре. Желательно, не более получаса в день. А лучше всего найти альтернативное занятие, компьютер не лучшая игрушка для маленьких детей.
  • Будьте готовы меняться сами. Вместе с ребенком вы будете прыгать с парашютом, осваивать роликовые коньки, ходить на рыбалку или на танцы. Помните, что в одиночку ему с зависимостью не справиться.
  • Не расслабляйтесь. Как при лечении алкоголизма или наркомании, у пациента могут случаться рецидивы, срывы. Вот-вот, казалось бы, удалось ребенка отвлечь от «танчиков» и «войнушки», но вы поссорились, и он снова отдаляется, пытаясь скрыться в игре.

Врага нужно знать в лицо

Родителям, чьи дети чрезмерно увлечены Интернетом и играми, нужно обязательно знать, какие игры вызывают самую сильную зависимость и калечат психику.

В этом списке, по мнению специалистов, The Sims, хоррор Five Nights at Freddy’s, Second Life, Prototype, Left 4 Dead 2, Fallout 3, Splatterhouse и World of Warcraft. В последнее время дети и подростки с головой уходят в «World of Tanks ».

«Танки» не столь кровавы, как «Splatterhouse», где оторванные конечности, содранная с врагов кожа - это норма, а не изуверство, но есть в них свои нюансы. Игра в «Танки» требует денежных вложений – ведь технику нужно улучшать («прокачивать») . Где ребенок возьмет деньги? Правильно, у родителей. А если не дадут, то может украсть и у посторонних, поскольку желание иметь самый крутой танк в этот момент сильнее здравого смысла. Я видела взрослых мужчин, которые большую часть своих доходов «вкладывают» в танки, не задумываясь о том, что у них семьи, дети, обязательства. Что же говорить о подростках? Не пожалейте времени, поинтересуйтесь, во что играет ваш ребенок, попробуйте сыграть сами, максимально узнайте врага в лицо.

Если у ребенка интернет-зависимость, начеку нужно быть каждый день. Мошенники, педофилы, извращенцы всех мастей в последнее время подстерегают детей не в подворотне у дома, а в Интернете. Посмотрите, в каких группах в социальных сетях состоит ваш ребенок. Не попал ли он в так называемую группу смерти? Это сообщества, где подростков готовят к совершению суицида. Нет ли среди его контактов незнакомых вам взрослых людей?

Было бы несправедливо все без исключения компьютерные игры записать во вредоносные. Безусловно, есть обучающие игры, развивающие логику, мышление, память.

Так, мой старший сын в свое время изучал английский алфавит. Ему в этом помогал Винни-Пух из игры с пометкой 3+. Когда я заметила, что сынок в 3 классе вместо уроков сосредоточенно уничтожает из дробовика очередную партию окровавленных зомби в «Left 4 Dead», а на вопрос, куда пойдем в выходной, отвечал: «А можно я дома останусь?», вопрос был поставлен ребром – или сейчас, или никогда. Сын к тому моменту, к слову, весил под 70 кило, страдал ожирением первой стадии, и ни в какие секции ходить не хотел в принципе. Стоило отвернуться, как он хватал свою тарелку с ужином и шел есть за компьютер. В качестве подарка к праздникам просил новую игру или очередной диск с продолжением игры…

Так я привела его в кадетскую школу, где он надел военную форму, научился бегать и подтягиваться, прыгать с парашютом и разбирать автомат Калашникова. Поначалу, капризничал, конечно, неимоверно, страдал и сетовал. Когда в пятом классе он заявил, что будет военным, мы почти и не удивились. Сейчас ему 17. Он с отличием заканчивает Ставропольское президентское кадетское училище. Изучает три иностранных языка. Этим летом намерен поступать в высшее военное училище. Его мечта - стать разведчиком.

Ровесников, которые свободное время проводят за компьютерными играми, называет не очень печатным словом и удивляется, как он сам мог столько времени сидеть за компьютером. Сейчас я благодарна судьбе, что смогла вовремя разглядеть симптомы начала зависимости, и быстро ее блокировать. Сейчас приглядываюсь к среднему сынишке. Пока о зависимости речи не идет, но я всегда наготове.

Другие крайности

Однажды мне позвонила старая знакомая и разразилась долгим и подробным текстом на тему «Как жить дальше?». Мол, «этот оболтус» ничего в жизни не добьется, потому что кроме «компа» ему ничего не надо. Он там проводит все свое свободное время и слышать ничего не желает. Речь шла о ее 13-летнем сыне. Мое воображение сразу нарисовало самые мрачные образы, и я пообещала заехать на днях и поговорить с подростком.

Миша меня встретил унылым подобием улыбки. Было видно, как он измучен постоянными упреками и даже истериками со стороны мамы. Я подошла к столу и, к удивлению, обнаружила на нем книги по программированию и графическому дизайну. Нескольких вопросов хватило, чтобы понять – ребенок не играет за компьютером. Он за ним работает. С большим трудом мне удалось убедить его хоть немного сократить время пребывания за монитором, а подругу - оставить подростка в покое. Сейчас Миша учится в университете, скоро станет программистом. Уже является получателем президентской стипендии и завсегдатаем всевозможных IT – мероприятий и слетов всероссийского масштаба.

Вывод – не спешите навешивать на ребенка ярлыки «игроман», «зависимый», «больной»… Вникните, разберитесь в том, чего хочет и о чем мечтает ваш ребенок . Есть у него зависимость или нет – вы поймете довольно быстро, а испорченные отношения и разорванный контакт с подростком доставят еще немало хлопот. Главное – любить ребенка, принимать его со всеми его странностями и увлечениями. Но при этом от любви не слепнуть и вовремя разглядеть симптомы надвигающейся беды. Если компьютеры уже начали «поглощать» личность вашего сына или дочери, не стесняйтесь просить о помощи специалистов.

Общайтесь с родителями других детей, попавших в цепкие виртуальные лапы, делитесь опытом. Победить эту зависимость можно и нужно. Но сделать это реально лишь всем вместе, объединив усилия.

Прыщи у мальчиков

  • Компьютерная зависимость
  • Прогресс современного мира идет семимильными шагами. Еще совсем недавно люди имели только телевизоры в домах, а на сегодняшний день у каждого есть по мобильному телефону, причем последней модели, и по компьютеру. Доступность новой техники, которая вошла не только в личную жизнь человека, но и в остальные сферы, привела к тому, что психологам нужно бороться с новым видом зависимости – компьютерная зависимость, которая может проявляться своими признаками у подростков, у мужчин и у женщин. Лечение начинается с выяснения причин, которые достаточно легко выявить.

    Компьютерная зависимость – относительно новое понятие. Под ней понимается тяга человека к постоянному проведению времени за компьютером. Поскольку данная технология имеет несколько моделей своего проявления в виде компьютеров, ноутбуков, планшетов, смартфонов и айфонов, все входит в общее название «компьютеры».

    Психологи отмечают, что современный человек все больше времени начинает проводить за компьютером, и тому есть множество причин:

    1. Компьютеры заменили бумажные архивы, книги и библиотеки. Теперь не нужно далеко ходить, чтобы получить нужную информацию.
    2. Компьютеры заменили магазины. Теперь покупки можно совершать кликами и безналичными средствами.
    3. Компьютеры заменили телевизоры. Уже нет необходимости ждать времени, когда покажут любимый сериал или фильм. В любой момент можно посмотреть то, что хочется.
    4. Компьютеры заменили отношения. Теперь можно дружить и общаться с людьми из любых уголков планеты. Если нет любовных отношений, то можно зайти на сайт знакомств. Если не удовлетворяют интимные отношения либо они вовсе отсутствуют, тогда можно воспользоваться порно-сайтами или видеочатами с определенными услугами.

    Компьютер заменил многие сферы жизни. Теперь человеку нет нужды выходить из дома, если он может что-либо сделать через компьютер.

    Однако в появлении компьютерной зависимости у подростков психологи отмечают еще одну особенность – возможность получать нужные эмоции посредством онлайн-игр или виртуального общения.

    Подростки могут плохо ладить с родителями, не иметь друзей в реальной жизни, не сходиться во мнениях с одноклассниками, быть двоечниками и неудачниками по жизни, однако все нужные эмоции и одобрения получать в . Подросток может начать играть в игру, где он будет самым лучшим. Так, мальчишки увлекаются различными стрелялками, бродилками, стратегиями, войнушками, чтобы выплеснуть свою энергию, при этом показать свою силу и мужественность. Девочки могут увлекаться различными стратегиями по развитию своего дела, мини-играми, где нужно обустроить дом, накраситься, купить наряды или сходить в ночной клуб.

    На сегодняшний день велико разнообразие тематик компьютерных игр. Остается только выбрать то, что интересно, чтобы начать играть и чувствовать себя успешным человеком.


    Также существует большое количество чатов, социальных сетей, форумов и сайтов знакомств. Здесь подростки могут знакомиться, общаться, выставлять исключительно красивые фотографии, которые демонстрируют их красоту, успешность, интересную жизнь и пр.

    Компьютеры плотно вошли в жизнь каждого человека. Зависимыми становятся не только подростки, но и дети, взрослые люди. Однако проблема появления зависимости в подростковом возрасте заключается в том, что человек перестает обучаться, развиваться, обретать профессию и окончательно адаптироваться к реальной жизни.

    Что такое компьютерная зависимость у подростков?

    Под компьютерной зависимостью у подростков понимается патологическое пристрастие молодого человека проводить время за компьютером. Причем он не использует технологию с целью решения какой-то своей проблемы, выполнения задачи, получения информации. Он прибегает к компьютеру, чтобы развлечь себя, получить положительные эмоции, убежать от реальных проблем, забыть о них и вообще перестать контактировать с окружающим миром, который ему неподвластен.


    Компьютерная зависимость развивается в любом возрасте. Даже взрослые люди ею страдают, что можно отметить повсеместно. Даже находясь на работе, люди могут играть в «Косынку», сидеть в социальных сетях, просматривать комментарии к своим фотографиям или играть в компьютерные игры. Стоит отметить, что сильный пол более подвержен компьютерной зависимости, нежели слабый.

    Подростковая зависимость от компьютеров плоха тем, что полностью отрывает молодое поколение от реальной жизни. Здесь выделяют игровую и интернет зависимости. Подросток может постоянно с кем-то переписывать, играть в компьютерные игры или смотреть фильмы, сериалы. Зависимость отличается тем, что при попытке отвлечь человека от его компьютерной деятельности можно натолкнуться на его агрессивность и яростное нежелание делать что-то другое.

    От компьютерной зависимости нет лечения и профилактики, причиной чего становится то, что современный мир уже включил компьютеры в разные области жизни. Многие профессии включают знание компьютера и постоянную работу с ним. В школах постоянно преподают информатику, то есть изучение основ компьютерной грамотности. В каждом доме есть компьютеры, за которыми могут сидеть родители, а подростки просто повторяют их поведение.


    Весь мир компьютеризирован. Поэтому полностью отлучить подростка от компьютеров не получится. И здесь необходимо искать иные подходы того, как сделать человека менее зависимым от данных гаджетов.

    Что провоцирует развитие компьютерной зависимости у подростков?

    Чтобы разобраться с проблемой компьютерной зависимости у подростков, необходимо знать, что провоцирует ее развитие. И здесь специалисты сайта психотерапевтической помощи сайт выделяют следующие причины:

    • Нехватка общения с людьми, с которыми ребенок хотел бы общаться. Неблагополучные отношения с родителями, непонимание со сверстниками, неприятие ими.
    • Склонность подростков впитывать все интересное и новое. А компьютер пока еще является той игрушкой, которая становится новой в их жизни, особенно когда они ее получают в подарок и могут ею играться неограниченное количество времени.
    • Нехватка внимания со стороны родителей. Здесь также важными становятся общение с родителями, насколько взрослые понимают и поддерживают подростка в любых его желаниях или мыслях.
    • Предрасполагающие качества характера: неуверенность в себе, застенчивость, закомплексованность, трудности в общении.
    • Стремление быть, как все. Если друзья увлекаются компьютерными играми и знают все последние тенденции, то и подросток начинает этим увлекаться, чтобы быть в тренде, в компании, не отставать.

    Причины можно рассматривать и в том, что сами родителя подростка являются компьютерно зависимыми. Это не следует исключать. Если мама и папа сами постоянно проводят время за компьютером, то и ребенок будет идти по их стопам. Невозможно будет объяснить ему необходимость заниматься другими делами, если его собственные родители не соблюдают те же правила и рекомендации.

    Симптомы подростковой компьютерной зависимости

    Распознать компьютерную зависимость у подростка достаточно легко. Симптомами является то, что он практически все свободное время пытается провести за компьютером. Он даже отказывается от еды, сна и не желает идти в школу, чтобы только посидеть за компьютером. Приходя домой, он машинально включает компьютер. Он не задумывается над тем, чтобы еще чем-то заняться. Более того, он постоянно сидит в социальных сетях или играет в игры.

    Симптомами компьютерной зависимости выступают:

    1. Психологические признаки:
    • Пренебрежение друзьями и учебой.
    • Неспособность запомнить информацию на уроках, сосредоточить свое внимание.
    • Неспособность собраться с мыслями, быть спокойным, пока не сидит за компьютером. Обычно ребенок становится опустошенным и агрессивным, когда он не за своим компьютером сидит.
    • Увеличение количества времени, которое требуется ребенку, чтобы просидеть за компьютером.
    • Быстрая утомляемость.
    1. Физические признаки:
    • Бессонница.
    • Покраснение и сухость глаз.
    • Боль в спине и голове.
    • Потеря аппетита.

    Ребенок становится забывчивым и рассеянным. Он не может выполнять другие дела. Он забывает, что и кому обещал. Он отказывается от встреч и других дел, чтобы только посидеть за компьютером.

    Также ребенок начинает иначе смотреть на реальный мир. Меняется его мировоззрение в зависимости от того, какую информацию он впитывает через компьютер. Мир становится нереальным в глазах подростка, который зависим от компьютера.


    Проблему в компьютерной зависимости специалисты видят в том, что подросток находит свое утешение в виртуальном мире. Там он может быть, кем захочет, не прилагая усилий, что отличается от реальной жизни. В виртуальном мире нет никаких проблем, успех достигается очень быстро. Если что-то не получается, можно переиграть. Нередко виртуальный мир становится моделью поведения подростка, который переносит ее на реальный. Другими словами, подросток начинает копировать поведение тех героев, которыми увлекается в виртуальном мире, и позволяет себе проявлять агрессию, вступать в драки, даже применять оружие, как это делают его герои.

    Лечение компьютерной зависимости у подростка

    Отсутствует специализированное лечение, которое помогло бы избавить от компьютерной зависимости подростка. Следует понимать, что условия современного мира не будут способствовать полному устранению компьютера из жизни ребенка. Поэтому следует проводить разъяснительные беседы и профилактику:

    1. Не ругать и не отказывать ребенку в сидении перед компьютером.
    2. Побольше времени проводить с подростком, участвовать в его жизни, общаться.
    3. Говорить о роли компьютера в жизни человека.
    4. Ограничивать время провождения перед компьютером.

    Если признаки зависимости говорят о неспособности родителей повлиять на ребенка, тогда нужна помощь психотерапевта.

    Резко ограждать ребенка от компьютера нельзя. Нужно постепенно сокращать время провождения перед компьютером. Наказывать его ограждением от компьютера тоже нельзя. Лучше проводить время с ребенком и предлагать ему другие виды деятельности. Также самим родителям нужно быть независимыми от компьютера. Если ребенка отучать от того, чем страдают сами родители, тогда это будет бесполезным мероприятием.

    Итог

    Оставлять ребенка наедине со своей зависимостью не следует. Нужно понимать, что ребенок не считает необходимым прекращать проводить много времени перед компьютером. Он сам не будет избавляться от зависимости. Поэтому родители должны говорить о настоящей роли компьютера в жизни человека и показывать на собственном примере это.

    Использование интернета, кроме преимуществ, имеет последствия негативного характера. Интернет зависимость у подростков часто искажает реальную действительность, полностью заменяя онлайн просторами.

    Стадии развития

    Подростковая интернет зависимость имеет ряд первопричин и может выражаться в разнообразных формах. По времени, проведенному за компьютером, различают три стадии развития зависимости. На первом этапе человек изучает возможности интернет сети с дальнейшим подстраиванием виртуальной реальности под себя, восполняя нехватку внимания и информации в реальной жизни. Второй этап захватывает своими возможностями подростка, он начинает больше времени проводить за монитором.

    Поиск друзей во всемирной паутине для малообщительного подростка становится единственным источником информации и поддержки связи. Так формируется зависимость от интернета среди подростков, когда человек полностью опровергает реальный мир и реальное общение. Третья фаза зависимости становится видна окружающим людям, когда тинейджер круглосуточно проводит в сети, на любое замечание реагирует агрессивно. Последняя стадия является формирующей, так как переходит в хроническую.

    Выключая компьютер от сети, зависимые подростки испытывают раздражение, их не интересуют проблемы окружения. Со временем пребывание за компьютером ослабевает, но человек не испытывает радости в жизни, становится замкнутым и депрессивным. Интерес оживает, когда в сети он находит интересную тему или новых собеседников.

    К сведению:

    Чрезмерное увлечение интернетом и компьютерными играми постепенно нарушает физическое и интеллектуальное развитие подростка.

    Причины интернет зависимости у подростков

    Причины часто зависят от психологических особенностей подростка и его склонности к каким-либо действиям. Например, сегодня в сети можно найти большой выбор онлайн игр. К ним можно отнести азартные игры, такие как казино, покер. Дети младшего возраста часто не могут оторваться от игр-стрелялок, различных ферм. Причины интернет зависимости у детей и подростков формируются с высокой скоростью, с учетом возрастного изменения и формирования психики.

    Иногда главной причиной является педагогическая запущенность детей, склонность к сетевому общению, обмену картинками, фотографиями, информацией. Данному состоянию подвержены лица, которые чувствуют себя уверенней, не видя собеседника. Еще одна причина – необходимость в информационном поиске. Заключается в постоянном нахождении любой информации, которая вызывает интерес. Часто это приводит к информационному переизбытку.

    Признаки интернет зависимости у подростков

    Признаки у детей и подростков выражаются в следующем:

    Все вышеперечисленные признаки интернет зависимости часто подростки опровергают, реагируя на замечания бурно.

    К сведению:

    Основной причиной развития зависимости детей от интернета является нехватка родительской опеки, внимания и любви.

    Последствия интернет зависимости у подростков

    Не каждый человек попадает в зависимость от компьютерных технологий. Следует отметить несколько факторов, провоцирующих компьютерную зависимость, которые аналогичны алкогольной или наркотической зависимости: это семейные проблемы и когда ребенку недостаточно заботы и внимания родителей. Поддержку и отвлеченность от повседневной жизни он ищет в виртуале.

    Последствия интернет зависимости у детей и подростков выражаются в таких психологических проявлениях:

    • все свободное от учебы время тинейджер проводит за монитором, отказываясь от живого общения, активного образа жизни;
    • теряется интерес к происходящим вокруг событиям;
    • снижается аппетит;
    • нарушаются фазы сна;
    • возникает эмоциональная нестабильность;
    • появляется раздражительность и гнев при принудительном отключении компьютера.

    У подростка быстро возникает зависимое состояние, при котором человека ничего не интересует кроме посещений различного рода сайтов в сети. Часто такому состоянию подвластны лица, склонные с психической неуравновешенности, мнительные и эмоционально слабые личности. Подростки часто пребывают в депрессивном настроении, имеют проблемы с общением и трудности с учебой. Лица, большую часть времени проводившие за компьютером, склонны к ожирению и болезням двигательной системы.

    Профилактика интернет зависимости

    Имеется ряд правил, которые помогут уберечь ребенка от посиделок у компьютера. Прежде всего, родители должны больше времени проводить с ребенком, интересоваться его увлечениями. Родители, которые занимаются своими собственными делами, сами провоцируют ребенка искать поддержку и общение в сети интернет.

    Следует подумать, чем ребенка можно занять кроме учебы. Для этого необходимо провести с ним беседу, в ходе которой поинтересоваться, чем бы он хотел заниматься, и какой род занятий ему больше по душе. Профилактику интернет зависимости у подростков нужно использовать до того, как ребенок заинтересуется компьютерными технологиями с дальнейшим проведением времени за ним.

    Лечение интернет зависимости

    Снизить тягу к интернету можно при соблюдении таких пунктов:

    1. В свободное время заняться физическими упражнениями: прогулка, бег, тренажеры.
    2. Устраивать себе несколько дней нахождения в оффлайне. Это могут быть недалекие поездки, посещение интересных мест.
    3. Путешествия и знакомство с новыми людьми могут повлиять на пересмотр своей зависимой от всемирной сети жизни.
    4. Нужно больше уделять внимания учебе, книгам. Можно предложить ребенку интересную литературу или книги по его вкусу.

    Интернет сегодня – один из главных источников полезной информации. Чтобы подросток полностью не отдался виртуальной реальности, забросив учебу и смысл жизни, родителям придется больше посвящать себя интересам ребенка, чтобы жизнь и досуг стали разносторонними.

    Внимание!

    Информация в статье, носит исключительно информационный характер и не является инструкцией к применению. Проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом.

    Компьютерная зависимость – вредная для здоровья чрезмерная увлеченность компьютером. Для зависимого подростка она не выглядит как проблема, он не хочет от нее избавляться. А родители при этом часто либо не обращают внимания, либо просто не знают как помочь подростку справиться с компьютерной зависимостью.

    Информационные технологии начали стремительно развиваться и входить в жизнь простых людей на пороге второго тысячелетия. В середине 90-х годов ХХ века компьютер еще был диковинкой, сегодня же он есть практически у каждого человека дома и без преувеличения является предметом первой необходимости, без него уже не обойтись.

    Однако есть большая разница между использованием компьютера «по делу» и посвящением ему всего своего свободного времени в ущерб реальной жизни. Второй вариант случается с зависимыми от компьютера, планшета и прочих гаджетов людьми.

    Компьютерная зависимость подростка намного опаснее, чем зависимость взрослого человека. Подросток – еще незрелая личность. Он еще ребенок, хотя и зрелый физически. Его психика неустойчива, а личность переживает, пожалуй, самый сложный кризис развития. Виртуальная реальность для него становится альтернативой жизни , иллюзией, которая полностью «затягивает».

    Любой подросток стремится к идентичности, то есть к ощущению собственной принадлежности к значимой группе, социуму. При этом ему очень важно знать ответ на вопрос «Кто Я сегодня, и каково мое будущее?».

    Подростку важно самоутвердиться в среде сверстников и найти свою индивидуальность. Чтобы сделать это, нужно общаться и заводить отношения.

    Общение и принадлежность к группе – две главные потребности подростка. Поэтому компьютерная зависимость у них формируется так легко, быстро и надолго. Ведь общаться в Интернете просто! Там можно почувствовать свою принадлежность к группе, самовыразиться, вступить во взаимодействие.

    Интересно, что психологи сегодня подняли верхнюю границу возрастного периода подростковой потребности в общении аж до 25 лет. Наиболее активно общаются в Интернете именно его 15-25 летние пользователи.

    Нельзя не сказать о том, что подростковый, он же пубертатный период – период полового созревания. Многие подростки по понятным причинам «зависают» на порносайтах.

    Подросткам, у которых есть проблемы с общением и идентификацией в реальном мире, намного проще и безопаснее «жить в компьютере».

    Именно неуверенные в себе, одинокие, имеющие конфликты с родителями, сверстниками, учителями, испытывающие недостаток социальной поддержки, чувствующие себя нелюбимыми, ненужными и имеющие иные проблемы психологического плана дети становятся заложниками зависимости от компьютера.

    Эксперимент «8 часов»

    В 2012 году в г. Санкт-Петербурге (Россия) психологом К. Мурашовой был проведен очень интересный и показательный эксперимент.

    68 подростков должны были выдержать 8 часов без компьютера, телефона, телевизора, радио и иных гаджетов. Взамен им предоставили все остальные человеческие радости, такие как: подвижные игры, чтение, письмо, разные ремесла, рисование, лепка, пение, музицирование, прогулки, поход в музей и т.д.

    Родители испытуемых, естественно, были предупреждены об этом эксперименте.

    Пять и более часов без «любимых игрушек» выдержали только семеро подростков, полностью продержались только трое !

    То, что происходило со многими детьми, не продержавшимися долго, в период ожидания объекта их зависимости, шокирует :

    • жар, озноб,
    • тошнота, боль в животе,
    • головокружение, головная боль,
    • тремор рук и губ,
    • боли в груди,
    • ощущение «шевеления волос» на голове,
    • беспокойство, тревога, страх, доходившие до панических атак (!);
    • суицидальные мысли(!) – у трех детей.

    Все эти симптомы сродни тем, что наблюдаются при наркотической зависимости . Самое главное, что у всех испытуемых они сразу же исчезли, как только они снова взяли в руки телефоны, планшеты, сели за компьютер, включили радио или телевизор.

    Признаки компьютерной зависимости у подростка

    Компьютерная зависимость – это вариант бегства от реальности и от жизненных проблем. Эта такая же зависимость, как и любая другая. В медицине она относится к разряду поведенческих аддикций (зависимостей) и признается болезнью.

    У подростка зависимость от компьютера , если он:


    Получается замкнутый круг: ребенок бежит от проблем в Интернет, но чем больше он «живет» там, тем более его проблемы усугубляются и возрастают в количестве.

    Как помочь подростку справиться с компьютерной зависимостью: 3 простых шага

    Компьютер для ребенка источник удовольствия и средство удовлетворения потребностей, которые не получается удовлетворить в реальности.

    Следовательно, что должны сделать родители :

    1. Разобраться чего конкретно не хватает их взрослеющему чаду. Провести доверительную беседу.

    Если между подростком и родителями нет доверия, сначала придется решить эту проблему. Вам помогут рекомендации данные в статье

    Не нужно догадываться чего недостает сыну или дочери, обязательно нужно спросить об этом! Хотя внимательные, наблюдающие, анализирующие поведение ребенка родители и без того поймут чего не хватает по тем реакциям, которые выдает ребенок, погружаясь в компьютер.

    Во время беседы задавать вопросы следует мягко, но серьезно, до тех пор, пока не станет ясна суть. В итоге должно быть озвучено чувство или потребность, которые желанны ребенком.

    Например:

    – Почему ты так много играешь в эту игру?

    – Она мне нравится!


    Чем она тебе нравится?

    – В нее все играют! Там можно собраться в команду и разбить врагов!

    – Тебе нравится играть в команде?

    Тебе нравится побеждать?

    Найдена потребность в причастности к сплоченному коллективу, команде, в достижении личного успеха, в чувстве азарта, риска, радости победы.

    1. Подсказать подростку где и как в реальности можно получить то же самое что он находит в играх или соцсетях. Привести примеры и доказательства почему альтернативные «живые» занятия лучше.

    Для приведенного выше примера альтернатива – спорт, в котором есть командные соревнования.

    1. Помочь подростку сделать первый шаг в направлении реализации себя в реальности и закрепить первый успех как доказательство того, что жизнь лучше иллюзий.

    Некоторые психологи и аддиктологи (врачи, лечащие от зависимостей) придерживаются той точки зрения, что от зависимости нельзя избавиться. Но ее всегда можно заменить другой, полезной и позитивной.

    Вряд ли ребенок сразу откажется от своей любимой, но вредной привычки, даже если увлечется полезным альтернативным занятием.

    Поэтому родителям пригодятся такие дополнительные рекомендации :

    1. Больше общаться с подростком в позитивном ключе, проводить свободное время вместе с ним, занимаясь каким-то полезным делом или отдыхая.
    2. Рассказывать и показывать, чем можно увлекаться и как можно проводить время не за компьютером и вне стен дома. Развивать любовь к жизни.
    3. Помогать искать ответы на такие волнующие подростка вопросы как «Кто я?», «Зачем я живу?», «На кого идти учиться? Кем я хочу работать?», «Как общаться с противоположным полом?», «В чем смысл жизни?» и так далее.
    4. Если у ребенка наблюдаются и другие проблемы психологического, социального плана или есть трудности с обучением или иные связанные со школой проблемы – решить их самостоятельно или с привлечением третьих лиц.
    5. Контролировать время, проводимое подростком за компьютером и прочими гаджетами. Замечать, что делает ребенок в это время: собирает информацию для учебы или играется в игрушку?
    6. Самим не впадать в зависимость от компьютера, если она уже есть – избавиться, иначе все старания будут напрасны. Ребенок копирует поведение взрослых. Наставления и просьбы менее значимы, чем поступки.
    7. В случае если зависимость не удается победить самостоятельно, обратиться к психологу или психотерапевту.

    К какому типу зависимых от компьютера людей Вы можете отнести своего ребенка-подростка?