Как воспитывать девочек практические советы рекомендации. Воспитание девочек

Каждый ребенок является индивидом, который принадлежит к роду человеческому. Однако люди делятся на два пола – женский и мужской. Это предполагает, что воспитание каждого ребенка будет в какой-то момент сдвигаться в сторону того, к какому полу он принадлежит и какие качества в нем нужно развить. Воспитание девочек отличается от воспитания мальчиков..

Почему девочку нужно воспитывать не так, как мальчиков? Это связано с теми ценностями, качествами характера и манерами поведения, которые ожидаются от каждого пола. Мальчики должны вести себя не так, как девочки. А в будущем дети станут взрослыми людьми, чье поведение должно отличаться по половому признаку. Женщины не должны открывать двери перед мужчинами, а мужчины не должны лить слезы, как это делает слабый пол. Таким образом, чтобы каждый человек усвоил свою роль, согласно половой принадлежности, его воспитанием нужно заниматься с детства.

Как воспитывать девочку?

Почему психологи поддерживают идею о том, что воспитание девочек и мальчиков должно отличаться, несмотря на то, что современный мир уже значительно сократил разницу между полами? Несмотря на то, что женщина должна работать наравне с мужчинами и быть независимой, она продолжает оставаться женщиной по своей физиологической природе. Воспитывать девочку нужно не так, как мальчика, поскольку душевно она более ранима и физиологически заточена на другие функции.

Каждый родитель озадачивается вопросом, как воспитывать своего ребенка. Здесь никто не имеет права настаивать на соблюдении конкретных правил. Психологи могут лишь дать советы, которые помогут взрастить своих чад счастливыми. Придерживаться их или нет, уже решать самим родителям, которые имеют свои планы и представления о том, как должно проходить воспитание.

Как правильно воспитывать девочку?

Девочка – это девушка и женщина в будущем. Когда дочка вырастет, все общество будет требовать от нее определенного поведения и качеств характера. Если она ими не будет обладать, то начнет страдать. Общество отвергнет ту женщину, которая не желает жить по его правилам. Вот почему важно правильно воспитывать девочку, постепенно ее готовя к взрослой жизни:

  1. К ней нужно относиться, как к принцессе. В первую очередь ваша девочка должна понимать, что она прекрасна и красива внешне. Ей сейчас может быть непонятным, зачем внешняя привлекательность так важна. Однако со временем она столкнется с тем, что все люди начнут ее оценивать в первую очередь по внешней привлекательности.

Девочка с самого детства должна знать и быть уверенной в том, что она красива. Родителям не следует подгонять ее под идеалы современной красоты. Если она физически полноценна, значит, красива. Если же существуют некоторые внешние изъяны, то можно их исправить различными способами.

Не следует родителям, особенно отцу, смеяться над желанием дочки покрасоваться перед зеркалом. Если она хочет изучать свою внешность, пусть изучает. Если она хочет учиться краситься, пусть мать ей в этом поможет. Приобретите специальную детскую косметику, чтобы девочка изучала искусство красивого макияжа.

  1. Учите дочку любви к себе. Это должно проявляться не только в принятии своей внешности, но и в адекватном отношении к своей личности в целом. Девочек нельзя судить очень строго и во всем отказывать, все запрещать. Это в итоге может привести к комплексу жертвы, когда ваша дочка, уже будучи взрослой женщиной, будет заслуживать любовь мужчины, а не получать. Она будете стараться и всегда обвинять себя в том, что мужчина ее не любит.
  2. Дочку нужно любить обоим родителям. Если кто-то из родителей или оба не дают ей ласки, внимания и заботы, то дочка начнет компенсировать данный недостаток во взрослом возрасте. Она будет влюбляться в первого, кто только обратит на нее внимание. А этим человеком может оказаться манипулятор, тиран или еще какой-то недостойный мужчина. Чтобы ваша дочь не цеплялась за первого попавшегося мужчину, ее нужно любить.
  3. Дочку должна воспитывать не только мать. Пример отца тоже очень важен. Во-первых, на примере отца дочка будет выбирать себе супруга. Она выберет того, кто поступает так же, как и ее отец. Во-вторых, дочка должна понимать, что такое семейные отношения. Это она наблюдает в семье своих родителей. Если мать воспитывает ее сама, то и дочка, скорее всего, повторит ее судьбу – будет матерью-одиночкой.
  4. Учите дочку реальному взгляду на людей. Поскольку девушки более эмоциональные и доверчивые, следует обучать их разбираться в людях. Отличайте два понятия: запугивать дочку страшными историями о том, как плохо себя могут вести парни, и обучать ее разбираться в поведении противоположного пола, понимая истинные намерения. Дочка должна понимать, что не все и не всегда будут к ней относиться по-доброму. Это не должно ее пугать. Просто она должна это замечать.
  5. Учите дочку женственности. В первую очередь это проявляется в доброте к ближним. Здесь не нужно переусердствовать, ведь быть добрыми – не значит быть жертвенными. Дочка должна уметь быть заботливой, порядочной, нежной и хрупкой, но при этом не позволять людям садиться ей на шею и использовать во благо своих прихотей.
  6. Обучайте дочку хозяйственности. Данное качество до сих пор ценится мужчинами. Ее будут звать в жены, если она будет способна сохранить очаг в доме. Если же она будет неряхой, то парни не захотят с ней жить.
  7. Обучайте лидерским качествам. Поскольку современные барышни тоже должны работать, то многим из них не помешают лидерские качества, которые помогут продвинуться по карьерной лестнице и достичь определенных высот.
  8. Поощряйте индивидуальность. Девочка может совершенствоваться, но она должна улучшать себя, а не становиться такой, как все. Пусть она будет индивидуальностью со своими уникальными качествами и манерами. А если ей что-то не нравится, то пусть это в себе меняет.

С первого года жизни девочку нужно приобщать к домашним делам, которыми занимается мама. Это поможет ей понять свою женскую роль в семье. Нужно развиваться женственность, что предполагает не обретение слабых качеств характера, а выработку черт, которые будут делать ее женщиной.

Если дочка интересуется какой-то одеждой или игрушками, то следует ее в этом поощрять, особенно если они относятся к тем, которыми обычно играются девочки.

Начиная со второго года жизни, дочке следует позволять играть в любые игры, даже если они не считаются «девичьими». Позволяйте ей оставаться свободной в своем выборе. Это позволит ей проявлять свои эмоции, что способствует развитию творческой натуре. Женщина – это эмоциональность и творчество, которые взаимосвязаны между собой.

Следует помнить о том, что дочки копируют поведение своих матерей. Если в поведении дочери проглядываются неприятные моменты, то следует отметить, от кого она набирается таких манер. Может оказаться, что она подражает соседке, маме своей подружки или даже мужчинам. Это следует корректировать, чтобы не упустить шанс все изменить.

По мере последующего взросления дочурки следует не забывать, что эталоном женственности является ее мама. Здесь очень важно не только на собственном примере показывать, какой женщиной нужно быть, но и демонстрировать эмоции, проявлять их. Позволяйте дочке быть эмоциональной и демонстрировать чувства различными способами. Это, естественно, потребует некоторой дозволенности, когда девочку не будут наказывать за малейшие провинности.

В 4-летнем возрасте малыши становятся менее активными, нежели в предыдущие года. Они все больше начинают интересоваться умственными играми, а также ролевыми занятиями. Девочка начинает играть с куколками, домиками, детской посудой и прочими принадлежностями. Это следует поощрять, поскольку таким образом она отрабатывает свои женские навыки.

В этом возрасте можно девочке предложить различные секции спортивного характера. Здесь идеальными станут танцы, плавание или гимнастика. Пусть она займется тем, что ее интересует. Не нужно вынуждать ее заниматься тем, что не нравится.

В пятилетнем возрасте девочки все больше научаются контролировать свое поведение. Данный возраст знаменуется окончательным осознанием того, кто такие девочки и мальчики, в чем их отличия. Начиная с этого возраста, у девочки начнут появляться подружки, с которыми она будет выступать против мальчишек.

Также девочка начинает сильно любить папу. Теперь она негласно начинает соревноваться с собственной матерью за то, чтобы получать его любовь. Таким образом дочка репетирует свои первые женские повадки, которые она будет отрабатывать, когда станет встречаться с парнями.

Единственный совет, который могут дать психологи, — родителям нужно быть едиными во мнении, как нужно воспитывать свою дочь и какие качества в ней развивать. Не нужны разбежности и противоречия, иначе дочка начнет этим пользоваться. Родители должны единым фронтом выступать, чтобы правильно воспитать дочь.

Как воспитывать подростка-девочку?

Если дочка достигла подросткового возраста, то родители непременно столкнулись с тем, что она уже стала не такой послушной, как раньше. Если раньше доченька была послушной и прислушивалась хоть к чьему-то мнению, то сейчас она вообще не слушается родителей. И это нормально. Подросток-девочка начинает все больше ориентироваться на мнение своих сверстников, становиться более независимой от родителей, отдаляясь от них, а также учится привлекать противоположный пол.

Чтобы воспитывать дочку в пубертатном возрасте, необходимо принимать ее желание быть модной и современной. Девочки больше ориентируются на свою внешность. Если девочка недовольна собой либо желает красиво одеваться, то следует поддержать ее в этом стремлении. Это больше не ее прихоть, а скорее требования ее круга друзей, которые начнут ее отвергать и высмеивать, если она будет не соответствовать им.

Девочка в данном возрасте наверняка будет чего-то хотеть. От родителей требуется поощрение интересов своей дочки, особенно если они являются вполне нормальными.

Как в итоге воспитывать дочь?

Воспитать дочь – это долгие годы длительного и утомительного процесса, который наверняка не будет лишен неприятностей и проблем. Родители не смогут везде и во всем поспеть. Здесь важно дать дочке все, что есть в ваших силах, а все остальное оставить на ее усмотрение.

Дочка должна в будущем стать настоящей женщиной, с которой мужчинам будет интересно, которой будут делать предложения жениться. Все зависит от самих родителей и их взглядов на то, какой должна быть их дочка. А дальше в действие вступают меры воспитания, которые и сделают из нее того человека, которым она станет в будущем.

Почти каждая женщина мечтает, чтобы у нее родилась доченька. Когда же наступает долгожданный момент, маму в первую очередь интересует, как назвать малышку, создать ей необходимые условия и как воспитать из нее истинную женщину, уверенную в себе, порядочную, хозяйственную, заботливую и самодостаточную. Ведь любая мать желает видеть свою взрослую дочурку счастливой, любящей и любимой, хорошей женой и матерью.

Слишком мала, чтобы воспитывать

Пока дети находятся в младенческом возрасте, то особых различий в воспитании мальчиков и девочек нет. Можно отметить лишь некоторые различия в осуществлении туалета и гигиены младенцев разного пола , а в остальном важно, чтобы они были окружены любовью. Приблизительно до двух лет малыши не обладают достаточным самоконтролем, они слишком малы и все ими совершаемое является не чем иным, как исследованием внешнего мира, поэтому придерживаться каких-либо правил воспитания бессмысленно, кроме одного - бить такую крошку нельзя. Все что могут родители это обучать и наставлять свое чадо.

Полезно знать: устанавливать границы дозволенного нужно начинать, когда ребенок становится разумнее, а его потребности трансформируются в желания.

Следовательно, в заботе и внимании нуждаются все дети, но принципы и подходы к воспитанию мальчиков и девочек несколько разнятся. Когда в семье растет дочка, родители должны принимать во внимание, что девчушки развиваются быстрее мальчишек, опережая их в развитии в среднем на 2-3 года. А это значит, что понимать и воспринимать все вокруг происходящее они учатся значительно раньше.

У маленьких детей есть одно интересное свойство: они во всем подражают самым близким людям - родителям. Причем мальчики во всем стараются походить на отцов, а девочки - на мам.

Совет: малышка все время должна видеть перед собой пример той истинной женщины, которой бы хотела видеть ее мать в будущем.

Значит, матери самой необходимо стать такой женщиной. При этом умение растить детей заложено в женщине природой, поэтому ей в первую очередь следует прислушаться к своим материнским инстинктам и следовать им.

В первые годы жизни ребенка основными воспитательными приемами являются игры и книжки . Маленькие девочки очень любят слушать сказки о прекрасных принцессах и принцах. Некоторые родители используют их, пусть даже невольно, чтобы привить дочке некую модель поведения, когда, будучи уже девушкой, она ищет идеального мужчину и не может быть счастлива с обычным среднестатистическим парнем, который далек от созданного образа - идеала. Или возможен другой вариант развития событий, когда избранник только с виду галантен, а на самом деле просто будет пользоваться доверчивой простушкой.

Полезно знать: кроме материнского примера девочка должна видеть еще и образец настоящего мужчины.

Это особенно актуально, если мать растит ребенка одна, без отца. Неправильно, если малышка будет постоянно видеть в доме разных посторонних мужчин. Это однозначно неправильно отразится на ее восприятии и поведении. Дочке о личной жизни матери лучше не знать до тех пор, пока последняя не встретит достойного человека, способного стать другом и отцом для ее ребенка. Причем приводить его в дом можно, только после знакомства с малышкой на нейтральной территории.

Но даже в полноценных семьях не все бывает гладко, хотя родителям ни в коем случае нельзя забывать, что именно их взаимоотношения являются примером и наглядным уроком для дочери. Исходя из того, что девочка видит ежедневно, у нее формируется представление о семейной жизни. Поэтому папа должен относиться к маме с вниманием и заботой. И женщина тоже должна проявлять к мужу любовь.

Особенности воспитания дочери

Дочка - это не только платья и бантики. В первую очередь родители должны постараться сделать ее счастливой и помочь освоить навыки, которые пригодятся ей в будущем. Психологи выделили несколько основных моментов, которым нужно уделить внимание при воспитании девочки, учитывая более тонкую психику, фантазию и способности, заложенные природой в представительниц прекрасного пола.

Момент первый: «Всегда любима!»

Материнская любовь не должна быть средством поощрения, ребенку не нужно ее заслуживать своим поведением или действиями, такая любовь безусловна, всепонимающа и всепрощающа . Если девочка ее не получает, то в будущем это отрицательно скажется на ее взаимоотношениях, способности любить, становлении как личности, самооценке. Отцовская любовь необходима девочкам для гармоничного развития и уверенности в своих силах не меньше материнской, но она, как правило, более требовательна, ведь именно отец первым дает оценку женским качествам своей дочери.

Важно: отсутствие проявлений любви и излишняя строгость со стороны родителей формирует в ребенке комплекс жертвы.

Такие девочки всю жизнь проявляют чрезмерную старательность в попытках получить одобрение, игнорируют собственные желания и потребности, не осознают себя любимой. Из малышки, которую баловали и лелеяли просто потому, что она есть, а не за какие-то заслуги, непременно вырастает девушка, интуитивно умеющая распознавать атмосферу истинной любви и отличать фальшь от искренности. Никакой проходимец не сможет ее обмануть парой ласковых слов. Но все должно быть в меру. Если при отсутствии любви ребенок приобретает массу комплексов, то при ее избытке из девочки вырастает капризная принцесса. Но еще хуже воспитания в строгости безразличие со стороны родителей по отношению к дочери. Такой ребенок уйдет из семьи при первой возможности, даже с незнакомым человеком, который проявит капельку внимания, участия и понимания.

Момент второй: «Самая красивая!».

Так каждая девочка должна думать о себе, поскольку сомнения в собственной привлекательности непременно накладывают отпечаток на всю дальнейшую жизнь ребенка.

Важно: даже когда внешние данные дочери далеки от идеала, мама должна говорить, что она прекрасна.

Пусть она пухленькая или природа наградила ее веснушками. Все это можно превратить в достоинства, неповторимые и только ей присущие очаровательные черты.

Если все же мама хочет указать дочке на некоторые нюансы во внешности, которые требуют корректировки, то делать это нужно не двузначно, без обидных намеков и слов.

Лучше просто показать ей, как завуалировать тот или иной недостаток или, если девочка имеет лишний вес, вдохновить ее на занятия спортом. полезны в любом возрасте.

Кроме того, мама и сама должна следить за собой, чтобы стать примером женственности, элегантности и красоты для своей дочурки.

Момент третий: «Женственная»

Несколько десятилетий назад это понятие включало в себя умение создавать уют, вести домашнее хозяйство, воспитывать детей и угождать супругу. Нынче многое изменилось и женщина с хранительницы очага превратилась в добытчицу. Трансформировалось и понятие женственности. Теперь оно подразумевает умение быть привлекательной, наличие хорошего вкуса, ухоженность, изящество, эмоциональность и искренность, вежливость и нежность.

Для того чтобы привить эти качества своей дочери женщина должна следить в первую очередь за собой , ведь не исключено, что малышка скопирует поведение матери, ее манеру одеваться. Также не нужно упускать из виду состояние одежды ребенка. Она должна быть всегда чистой и выглаженной, но навязывать свои предпочтения в стиле одежды не стоит. Девочка должна сама понять чего она хочет. Это сделает ее более уверенной в себе.

Момент четвертый: «Примерная»

Чрезмерная строгость в воспитании, проявление силы сделают малышку послушной, тихой и спокойной, но кроха будет расти, зная, что тот, кто сильнее имеет больший авторитет. Кроме того, такое послушание, когда подавляются все проявления собственного «Я» в ребенке, делает ее безвольной, легко управляемой, лишает собственного мнения и возможности отстаивать свою точку зрения.

С малых лет в своем ребенке . Раскройте внутренний потенциал малышки и привейте ей правильные моральные и этические нормы.

Таким образом, перейдя из-под родительской опеки под опеку мужа, девочка никогда не будет себя защищать. Поэтому дочке иногда полагается пошалить. Причем за этим не должны следовать наказания. Лучше, когда в ее шалостях поучаствуют и родители. Это только укрепит доверие и любовь ребенка к ним, а также желание быть примерной девочкой в другое, свободное от шалостей время.

Момент пятый: «Благоразумная»

Девочка не должна быть чрезмерно доверчивой. Следует рассказать ей, что учиться необходимо на чужих, а не на своих ошибках. Примером могут служить сами родители, их знакомые, люди, которые стали объектом обсуждения в газетных статьях и новостных программах. Родители должны научить дочку разбираться в людях , отличать плохих от хороших, определять границы благих и худых поступков, избегать ситуаций, которые могут быть опасными для жизни, угрожать здоровью, спокойствию или репутации.

Момент шестой: «Юморная»

Чувство юмора формируется у детей довольно поздно. В раннем детстве смехом они реагируют на неожиданные ситуации, когда герои мультиков падают, спотыкаются или сталкиваются. Также им нравятся словесные каламбуры, поэтому малыши сами часто коверкают слова, придумывая разные абракадабры. Но чувство юмора очень пригодится девочке, ведь от него не так далеко до оптимизма. Особенно если малышка научится смеяться над самой собой.

Во многом способность юморить и шутить зависит от . Однако, независимо от того подрастает в семье сангвиник или флегматик, в шестилетнем возрасте ни один ребенок не способен воспринимать самоиронию.

Но она обязательно дорастет до этого момента. Если же девочка не сможет шутить в силу своего характера, то ее нужно научить воспринимать шутки других и наслаждаться чужим юмором.

Момент седьмой: «Хозяйственная»

Мужчина в первую очередь ждет от женщины умения заниматься готовкой и уборкой. Навыки кулинарии, стирки и глажки привить девочке нетрудно. Гораздо сложнее научить делать все это с удовольствием. На выручку маме в этом приходит желание дочери во всем на нее походить.

Важно: не упустите момент, когда в свои три года малышка неумело будет мести пол или елозить тряпкой по полу, криво разложит свои игрушки или разобьет тарелку. В это время нельзя ее ругать и тем более запрещать помогать по хозяйству.

Напротив, это стремление необходимо всячески поддерживать. Постепенно девочка научится приемам рационального ведения хозяйства, сможет управляться со всем легко и привычно. Выполнение некоторых задач требует участия не одного, а нескольких человек, поэтому нужно научить кроху, что она может просить о помощи , не стесняясь привлекать других домочадцев и не страшась трудностей.

Момент восьмой: «Милосердная»

Чувство сострадания к слабым должно быть в каждой девочке, ведь без него она не сможет стать истинной женщиной. Современные девчонки могут быть очень жестоки, гораздо более жестоки, чем мальчишки, ведь они ранят не в драке, а словами, высмеивая чьи-то недостатки.

Совет: с самого рождения нужно учить малышку замечать чужую боль, сопереживать, приходить на помощь близким, пожилым, больным людям, младшим членам семьи.

Отличным воспитательным моментом в этом вопросе являются домашние и бездомные животные, уход за ними. Но в то же время милосердие не должно быть направлено на недостойных его людей , оно должно находиться в неком балансе с благоразумием, ведь вокруг много тех, кто готов воспользоваться чужой добросердечностью.

Момент девятый: «Деятельная»

Поскольку девочки развиваются быстрее мальчиков, то именно они становятся лидерами в детсадовском или школьном коллективе. Во взрослом обществе сложилась и закрепилась совершенно противоположная ситуация, поэтому не стоит мешать дочке проявлять инициативу . Напротив, стоит позволить ей почувствовать, каково это — быть лидером, всячески поощрять и отмечать ее успехи. В связи с этим нельзя оценивать поступки дочери исходя из полового признака, говоря, что девочки так себя не ведут, необходимо рассказать малышке, что лидер не должен быть безапелляционным, категоричным, он должен иметь свое мнение, но и уметь выслушать чужие, приспосабливаться к коллективу, вести диалог, приводить доводы и аргументы. Лидерство воспитывает в ребенке силу духа и дипломатию. В дальнейшем девочка сама решит, как ей применять свои лидерские навыки.

Момент десятый: «Сильная и слабая одновременно»

Это мудрость, которую мама просто обязана помочь освоить своей дочери. Девочка может быть образованнее, мудрее и сильнее духом, чем мальчишки, но если будет это демонстрировать им, то очень обидит представителей сильного пола. Для них она должна быть хрупкой и слабой, чтобы побуждать заботиться о себе .

Полезно знать: крайне важно развивать интеллект дочери, научить ее добиваться своих целей самостоятельно, но никогда не отказываться от помощи, которую предлагают мужчины.

Момент одиннадцатый: «Здоровая и активная»

Здоровье никому еще не помешало, но для девочки, как для будущей матери, оно чрезвычайно важно. Поэтому нужно с раннего детства приучать ее к принципам правильного питания , ухода за собой и своим телом, приобщать к спорту. В целях профилактики следует периодически показывать ребенка докторам.

Момент двенадцатый: «Личность»

Часто родители навязывают дочери свое мнение, принимают за нее важные решения, таким образом удовлетворяя свои амбиции за ее счет, не давая развиться ее индивидуальности.

Полезно знать: если ребенок мягкий и покладистый по натуре, то родительские решения для нее становятся единственно верными, что делает девочку фактически подобием своих родителей, лишая ее возможности стать личностью.

Это, пожалуй, самая трудная задача в воспитательном процессе - выявить особенности своего чада , ее склонности и предпочтения. Поэтому, следуя правилам, нужно учитывать качества конкретного ребенка, ведь с рождения в каждом малыше заложены определенные способности, свой характер и темперамент, который может отличаться от родительского в корне.

Воспитание девочки-подростка

Начинать воспитывать дочь в подростковом возрасте уже поздно. О правильном воспитании и отношении к ребенку следует волноваться и думать заранее. Это намного облегчит жизнь как родителям, так и подростку в сложный для нее переходный период.

Совет: в первую очередь матери нужно приложить все усилия, чтобы стать самой близкой подругой для своей дочурки.

Для этого не следует выказывать недовольства по поводу того, как она одевается, нужно хвалить ее таланты, замечать даже самые мелкие достижения и что очень важно никогда не лгать ей и всегда быть искренней .

Если дочка ведет себя слишком развязно, остается глуха к ненавязчивым материнским советам, то чтобы не разрушить дружеские отношения с ребенком можно и нужно привлечь к воспитанию папу .

В связи с трудностями воспитания в этот период встает вопрос, следует ли применять наказание за проступки? Наказывать нужно умеючи. Следует постараться корректировать поведение дочери максимально мягко, сдерживая свой гнев . Нужно объяснить девочке, где и в чем она была неправа, как следовало поступить в той или иной ситуации.

Основные правила воспитания девочек. Видео

Всем известно, насколько важно правильно воспитать ребенка, чтобы в дальнейшей жизни все у него сложилось хорошо. Как воспитывать девочку подростка и младшего школьного возраста — это настоящая философия, так как именно от нее, когда она станет женщиной, будет зависеть быт, уют, отношения с детьми и мужем. Переплетение самостоятельности и слабости, хозяйственности и практичности, умения хорошо выглядеть и делать прекраснее мир вокруг себя — это лишь малая часть тех обязанностей и умений, которые после взросления лягут на хрупкие плечи женщины.

Мнение о том, что до 3 лет воспитание дочурки не имеет никакого смысла, ошибочно. В этом возрасте закладываются основоположные понятия любви и заботы. Маленькие девочки начинают познавать мир вокруг, и очень важно, чтобы в их представлении он был наполнен яркими красками, положительными эмоциями, лаской и заботой.

Кроме этого, девочка до 3 лет должна научиться основам самостоятельности. Нужно мягко прививать навыки самообслуживания: одеваться, убирать игрушки и постель, придерживаться элементарных правил гигиены и так далее.

Не стоит откладывать на более поздний срок привитие правил поведения и приличий. Нужно буквально с рождения научить девочку правильно вести себя за столом, в компании других детей и взрослых, исключить капризы и сиюминутные желания.

Огромную роль в воспитании играют игры с куклами, игрушечной посудой. Так закладываются первые навыки семейного поведения, ухода за другими, даже простейшие материнские инстинкты.

Ошибочно мнение о том, что воспитание девочки полностью ложится на плечи матери. , так как с первых дней жизни в подсознании ребенка закладывается представление о мужчине в семье, каким должен быть муж. Тем более важны отношения между родителями.

Девочки от 3 до 5 лет

Особенности воспитания дочек в этом возрасте заключаются в умении родителей в первую очередь понимать желания своего ребенка. Кругозор крохи расширяется, необходимость в общении увеличивается в разы. Она уже начинает понимать, что можно манипулировать окружающими, чаще на глазах появляются непредсказуемые слезы. Очень важно в этот период объяснить дочери, что не обязательно прогибать мир под себя, можно просто прийти к компромиссу и вежливо попросить. Также важной вехой воспитания является научиться говорить «нет», глядя в милые умоляющие глазки, если это идет в разрез понятиям правильного поведения и приличиями.

В 3 года ребенок начинает понимать свою индивидуальность, чаще поглядывает на себя в зеркало, пытается подражать маме. Уже можно поймать ее с косметичкой в попытке накрасить губки или обутой в туфли на высоком каблуке. Не нужно сразу ругать малышку, следует воспользоваться ее рвением выглядеть хорошо. Для этого родители должны объяснить девочке, что начинать нужно с ухода за волосами, лицом. Умывание, чистка зубов, расчесывание, чистые и ухоженные вещи — залог того, что маленькая леди со временем превратится в прекрасную принцессу.

Важный воспитательный момент — заботы по дому. Однако важно учитывать, что чрезмерно заставляя девочку выполнять обязанности хозяйки, можно напрочь отбить у нее охоту к домашним делам. Внимательно наблюдая за дочкой, в игровой форме привлекайте ее к приготовлению пищи, мытью посуды и складыванию вещей. Не стоит думать, что это будет сложно, ведь для нее очень важно подражать маме, она постоянно будет просить сделать что-то по дому. Важно поощрять эти желания, хвалить маленькую хозяюшку, даже если попытки будут неудачные.

Воспитательный процесс девочек 5-6 лет обязательно подразумевает привитие ответственности за свои поступки, осторожности. Нужно стараться объяснить ребенку, что все не так радужно в этом мире, существуют злые люди, неприятные ситуации. К 6 годам дети уже должны знать, что , нужно осторожно переходить дорогу, быть внимательными в детском садике и во время прогулки в парке. Однако следует помнить, что существует очень тонкая грань между предупреждением и запугиванием, чтобы не вырастить забитую и инертную личность.

Младший школьный возраст

Воспитание девушек в возрасте от 6 до 10 лет имеет, возможно, самое важное значение. Попадая в новую социальную сферу, поведение малышки может кардинально поменяться.

Обучение в школе является первой работой ребенка. И для него очень важно добиться успеха на этом поприще. Хотя девочки от природы склонны к послушанию, старательности и исполнительности, все равно родители должны помогать ей преодолевать даже малейшие трудности и не забывать хвалить ее за успехи.

Правильное воспитание девочек потребует от родителей терпения и повышенного внимания. Именно в этом возрасте у детей развивается повышенное желание общаться, у дочери обязательно появится подружка, с которой та будет делиться секретами и желаниями. Если она не проявляет лидерских качеств, есть вероятность попадания под чужое влияние. Обязательно нужно помочь малышке не потерять индивидуальность, научиться отстаивать свои интересы, не бояться высказывать свое мнение.

Нужно осторожно контролировать круг общения. Родители, которым небезразлично, как следует правильно воспитывать девочку, должны знать, из какой семьи подружки дочери, какое влияние они могут осуществить на любимое чадо.

Важный воспитательный момент — . Первая симпатия, обмен записками, дерганье за косички — это первые шаги маленькой леди к понимаю себя как будущей жены и матери. Часто в этот период в характере начинает развиваться дух соперничества, кокетство. Этому нельзя препятствовать, так как последствиями будут скрытность и лукавство в общении с мамой. Лучше научиться внимательно выслушивать дочь, давать полезные советы, поддержать, когда предмет воздыхания предпочтет понести портфель другой девочке.

Воспитание подростка

Если раньше считался от 15, то в эру акселлерации, интернета и телевидения этот период у детей начинается после достижения 10 лет. Воспитанию девочек такого возраста стоит уделить много времени и терпения.

В прошлом веке были совсем другие представления о том, как заниматься . Очень большое значение имели общественные организации, совсем по-другому воспринимался авторитет взрослых. В наши дни все кардинально изменилось: влияние родителей все больше вызывает протест, школа уже не является единицей влияния. Все усилия взрослых направлены на обеспечение материальной составляющей, нежели на воспитание девушек-подростков.

Самым важным моментом подросткового взросления является понимание девушки себя как привлекательной и ищущей внимания противоположного пола. В этот момент существует огромный риск развития комплексов. Поэтому следует внимательно следить за внешним видом дочери и, если что-то в ее внешности начинает меняться в худшую сторону, помочь ей справиться с этой проблемой. Благо, существует множество средств современной косметологии и медицины, которые помогут девочке безболезненно для психики преодолеть гормональные изменения.

Не стоит позиционировать себя для дочери, как подругу. С одной стороны, тесная дружеская связь позволит быть в курсе событий. С другой — наступит момент, когда нужно будет дать семейный совет, идущий в разрез с дружеским. И эта двоякая ситуация может привести к полному закрытию взрослеющей девочки, либо мама не сможет поступить правильно в страхе потерять доверие дочери. Поэтому лучше разграничить отношения подружки и матери, при этом принимать активное участие в жизни дочери, давая этим понять, что она небезразлична.

Следует приложить максимальные усилия по воспитанию хозяйственности. Девушка подросткового возраста должна учиться не только ухаживать за своей внешностью, но и уметь поддерживать порядок в своей комнате, помогать матери на кухне, готовить. Именно это станет в дальнейшем залогом крепкой семьи.

Еще одним фактором в вопросе, как воспитать девочку, является современное развитие самих родителей. Мамы должны быть в курсе моды, гаджетов. Элементарное умение пользоваться социальными сетями поможет поддерживать связь с дочерью, одновременно с этим контролировать круг ее общения.

Правила воспитания девочек включают организацию их досуга. Маленьких девочек стараются включить во все сферы общественной жизни, записывают во множество кружков и секций. Маленькие дочери сильно интересуются всем, однако быстро теряют интерес к тому, что выходит не совсем хорошо. Так у родителей будет складываться общее понятие о возможностях и предпочтениях ребенка.

После 10 лет уже становится более понятно, к чему ребенок стремится и в чем обязательно добьется успеха. Ни в коем случае нельзя пускать этот процесс на самотек, не думайте, что девушка сама будет стремиться к самосовершенствованию. Воспитывающий взрослый должен настоять на каком-либо факультативном занятии, контролировать его посещение.

Отдельно нужно понимать особенности воспитания девочек в семье, где присутствует только один из родителей. Уже изначально в таких семьях представление о семейной жизни неправильное, так как родитель выполняет функции обоих. Матери-одиночки, выполняя мужскую роль, часто прививают дочерям излишнюю независимость, что в дальнейшем может повлиять на выбор слабого партнера, завышенной требовательности у девушки к себе.

Отцы, которые воспитывают ребенка в одиночку, особенно женского пола, чаще всего отстраняются, что приводит к нехватке ласки и телесного контакта. В этом случае правильнее всего будет включение в жизнь девочки взрослой подруги, тети или бабушки.

Единого правила, как правильно воспитывать девочку-подростка, не существует. Каждый ребенок во время взросления исключительно индивидуален. А должны опираться на предыдущий опыт, наблюдения за ребенком в другие возрастные этапы. К этому моменту родители уже должны четко знать, склонен ли ребенок к увлеченности или в нем преобладает лень, является ли он лидером по своей натуре или больше подвержен влиянию со стороны, обладает спокойным характером или взрывным темпераментом. На основе этих знаний строится воспитание. Одно остается неизменным — нужно каждый день показывать, что дочь вам дорога, она всегда получит поддержку самых родных людей, даже если совершила ужасный проступок. А самое главное — не нужно смотреть на дочь и видеть идеальное существо, следует реально оценивать своего ребенка и в нужный момент указать ему на недостатки, которые нужно исправить.

Если у вас родилась красавица-дочка, - это значит, что папа станет "папулей", а мама уже перестанет быть самой милой в вашем доме.

И вместе с ее рождением в вашем доме появится масса маленьких безделушек, красивых платьев и много забот. Прежде всего, важно учитывать, что малышку нельзя слишком баловать, но и в "ежовых рукавицах" держать не стоит.

Любой ваш шаг в ее воспитании может повлиять на взрослую жизнь дочери. Поэтому существует несколько правил, придерживаясь которых, вы будете на правильном пути в воспитании девочки.

1. Уверенность в собственной красоте . Сомнение в своей привлекательности для девочки - источник комплексов и неудач в личной жизни. Даже если малышка - не идеал красоты, задача родителей - с детства убеждать девочку, что она - красавица.

Всегда подчеркивайте ее достоинства , не подсмеивайтесь над недостатками (веснушки, курносый носик, полнота). Пусть принимает себя такой, какая она есть, и верит, что все эти мелочи - неповторимые черты ее очарования. Не нужно оттягивать ее от зеркала или запрещать пробовать красить губы. Наблюдая за известными актрисами, она узнала, что даже самая красивая женщина следит за собой. Поощряйте попытки ухаживать за своей внешностью : аккуратная прическа, маски для лица. Спортивные секции, бассейн, аэробика - пусть занимается своим здоровьем и поддерживает красоту.

4. Ангел-хранитель . Как будущая женщина, малышка должна уметь заботиться о близких, замечать чужую боль. Пусть по мере сил старается помогать слабым и больным, даже если это дворовая собачка или раненая птичка. Позволяйте девочке заботиться о своих близких , в частности, о вас - самой любимой и незаменимой мамочке. Будьте благодарны ей и обязательно показывайте ей это.

5. Маленькая хозяйка . С маленького прививайте доченьке навыки стирки, уборки, шитья, кулинарии. Научите ее рациональным приемам ведения домашнего хозяйства. Пусть справляется с задачами легко и привычно, а если не получается - уметь просить помощи у близких.

6. Деятельность и оптимизм . В младших классах именно девочки становятся лидерами, а мальчики начинают развиваться значительно позднее. Не стоит подавлять инициативность девчушки только потому, что в обществе главным считается мужчина. Пусть попробует себя в , а ваша задача - замечать и хвалить ее успехи . Ей точно понадобиться умение слушать и прислушиваться к мнению коллектива.

7. Индивидуальность . Эта задача - не из легких, но вполне выполнима. Помогите личностному развитию малышки, но не пытайтесь сломать ее индивидуальность . Если вы хотите, чтобы она стала великим математиком, а ребенок прекрасно пишет стихи и танцует, не нужно "переделывать" ее только потому, что вам не очень по душе такие стремления дочери. Лучше поддержите ее, ведь ей это так необходимо.

«Мягкое побеждает твердое».
Старинная китайская пословица

Принято считать, что девочек воспитывать легче, чем мальчиков. Дескать, мальчики озорные, а девочки гораздо спокойнее. Да и матерям их понять проще — все-таки женская психология... Но при ближайшем рассмотрении, как это часто бывает, оказывается, что подобные взгляды ошибочны.

Когда задумываешься о воспитании всерьез, то выясняется, что еще неизвестно, чьим родителям легче: мальчиков или девочек. Ведь XX век открыл перед женщинами невиданные возможности, однако при этом возложил на них бремя огромной ответственности. Получив равные с мужчинами права, женщины смогли учиться, работать, заниматься политикой, самостоятельно решать свою судьбу. И все, казалось бы, шло отлично, да только семья вдруг затрещала по швам. Времени у женщин стало хватать на что угодно, только не на детей и мужа. Изменение образа жизни и психологии вело к разводам, которые коверкали детские судьбы. Вырастая, дети копировали поступки родителей, и, таким образом, одно поколение за другим втягивалось в порочный круг... По статистике, сейчас из трех семей у нас распадается две, и конца этому не видать. Мне уже не раз приходилось сталкиваться с тем, что психология матери-одиночки с трудом изживается в нескольких поколениях. Например, прабабушка развелась и воспитывала дочь одна. Та, в свою очередь, тоже не смогла ужиться с мужем и передала сей горький опыт своей дочери. Дочь опять-таки не извлекла из случившегося должных уроков, в результате чего осталась одна с малышкой на руках. И вот теперь выросшая малышка мается со своей дочуркой, жалуясь на ее поведение, но одновременно культивируя в ней черты характера, которые почти на сто процентов сделают ее в будущем неспособной ужиться с мужем. Ведь отрицательные стереотипы поведения с противоположным полом настолько уже укоренены в этой семье, что преодолеть их чрезвычайно трудно. Это бремя наследственности: в каждом поколении оно становится все тяжелее и тяжелее.

Интересно, что во всем мире большинство разводов совершается по инициативе женщин. Почему? Вам не кажется это странным? Ведь женщины тысячелетиями традиционно выступали в диаметрально противоположной роли — в роли хранительниц семейного очага! Значит, произошли какие-то драматические изменения в женской психологии и характере. И здание семьи начало рушиться, погребая под руинами всех: и мужчин, и детей, и, конечно же, самих женщин.

Вот и получается, что воспитать девочку в наше время — задача не из легких. На что ее нацеливать: на создание семьи или на карьеру? Что поощрять, а какие черты стараться приглушить? Одно дело с детства внушать ребенку, что главное — это активность и независимость. И совсем другое — воспитывать мягкость, уступчивость, сострадательность, то есть качества, облегчающие семейную жизнь, но несовместимые с представлениями о лидерстве. Выбор, естественно, за родителями. Другое дело, что далеко не всегда у нас получается так, как мы хотим. Как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. Но мне кажется, выбор должен быть осознанным. А для этого нужно отчетливо представлять себе результаты воспитания, том числе и достаточно отдаленные.

Главное — семейное счастье. Остальное приложится

Очень многие взрослые, убедившиеся на собственном опыте, каково приходится детям, у которых мать «горит» на работе, считают, что девочек надо ориентировать, прежде всего, на создание крепкой семьи. А остальное приложится. Наверное, кому-то это покажется странным. «Ничто ни к чему не прикладывается, — скажет он. — Если ставить семью во главу угла, о работе надо позабыть. Либо семья, либо карьера. Так не бывает, чтобы человек направлял свои усилия на одно, а другое получалось само собой». Но, как ни странно, в данном вопросе эта железная логика сплошь и рядом дает сбои. Хотя, если задуматься, что здесь такого уж странного? У женщин с неудавшейся судьбой часто искажается характер. Факт? Факт. Многие озлобляются, становятся обидчивыми, раздражительными, амбициозными, мстительно-мелочными. Это, естественно, не лучшим образом сказывается на их отношениях с сослуживцами, а значит, и на карьере. Конфликтный человек наживает себе врагов, коллеги норовят от него избавиться...

А если, допустим, у женщины постоянно скандалы в семье? Если дети отбились от рук? Сколько бы мать ни гнала от себя тягостные, тревожные мысли, они никуда не денутся и все равно будут мешать ей сосредоточиться на работе. Да, подчас мы окунаемся в работу с головой, стремясь забыться. Но тогда работа становится своеобразным наркотиком. А любая наркомания до добра не доводит.

Как часто в наши дни женщины мечтают о карьере, в глубине души досадуя на то, что им приходится тратить время на воспитание родившегося ребенка! Но случись с ним что-нибудь — и оказывается, ничто не мило. Лишь бы ребенок был жив и здоров. Однажды я услышала рассказ матери: «Все Валино детство я разъезжала по командировкам. Мне так нравилась профессия геолога! Я мечтала стать доктором наук, мне прочили блестящее будущее. Сын оставался с моими родителями. Он скучал, плакал, просил: „Мама, не уезжай!“ Потом подрос и вроде бы привык. А затем, в тринадцать лет, вдруг стал каким-то чужим, замкнулся, начал конфликтовать с ребятами, с учителями. Я забеспокоилась, старалась больше бывать дома, даже с работы ушла, чтобы заняться ребенком. Но было поздно. Теперь его нет (мальчик покончил собой — авт.), и я понимаю, что мне не нужна ни диссертация, ни заведование отделом, ни поездки за границу».

Сколько матерей узнают себя в этой печальной исповеди незнакомой женщины, подошедшей ко мне однажды после моего выступления в каком-то клубе или в библиотеке?! Конечно, не все истории кончаются так трагично, но общий их смысл остается неизменным: строя карьеру в ущерб воспитанию детей, женщина в итоге проигрывает на обоих поприщах.

Немного о минусах «бесполой педагогики»

Изменение традиционных ролей и моделей поведения всегда чревато отрицательными последствиями. Хотя порой это бывает очевидным не сразу. В последние годы не только у нас, но и в других странах все чаще раздаются голоса в защиту раздельного обучения мальчиков и девочек. В одном английском графстве недавно поставили эксперимент, и оказалось, что успеваемость в школах с раздельным обучением выше, чем там, где мальчики и девочки учатся вместе. Странно? Ничуть! Дело в том, что физиологически и психологически мальчики на несколько лет отстают от девочек. Поэтому когда они учатся вместе, у мальчиков развивается комплекс «неуспешности». В начальной и средней школе они и ростом ниже девочек, и физически часто слабее, и менее аккуратны. В тетрадках у них грязь, почерк хуже, оценки, соответственно, тоже... Все это, как вы понимаете, не стимулирует у большинства мальчишек желание учиться... Когда же мальчиков не ставят в заведомо проигрышное положение, они чувствуют себя спокойно и показывают гораздо лучшие результаты. С другой стороны, девочки, обычно раньше мальчиков начинающие интересоваться вопросами пола, не отвлекаются при раздельном обучении на уроках, не строят глазки, не перебрасываются записочками...

Недавно я побывала в московском детском саду, где тоже пытаются и девочек раздельно. Занятия и прогулки у них совместные, а вот остальная детсадовская жизнь: еда, сон, игры — проходит порознь. Побывала я там и подумала: «Это ж надо! Сколько в последние годы пришлось услышать об ошибочности „бесполой педагогики“ (той, которая не учитывает половые различия) и о необходимости полового воспитания детей. А вот оно здесь, у нас под боком! Нормальное, без непристойностей, без рассекречивания тем, которые традиционно считаются у нас недетскими, без циничного подглядывания в замочную скважину...» С детьми в этом детском саду не муссируют тему «откуда я взялся», а просто каждый день преподносят им образцы эталонного мужского и женского поведения. Мальчиков учат быть мужественными, выносливыми, галантными по отношению к маленьким барышням.

О девочках же поговорим подробней. Когда попадаешь на их половину, вспоминается роман Э. Золя «Дамское счастье». Чего там только нет! Гостиная с миниатюрной мягкой мебелью и искусно нарисованным камином. Мини-кафе с зонтиками и вазочками для мороженого, сделанного из белоснежной ваты. Праздничный стол с множеством блюд, вылепленных из теста и раскрашенных красками. Куклы с колясками и кучей нарядов. Настоящее женское царство, в котором каждая девочка — маленькая принцесса. Она и держится соответственно. Такая непринужденно-прямая бывает разве что у балерин: пластика поражает женственностью, а фигура — грацией.

Поначалу многие девочки, впервые придя в садик, своим поведением напоминали мальчишек. Особенно те, у которых были старшие братья. Да и у других малышек манеры не отличались изяществом, ведь в саду немало детей из неблагополучных семей, где грубость и агрессивность — норма жизни. Но вскоре стало заметно, как здесь девочки начали быстро меняться. Причем без особого нажима со стороны взрослых. Просто в этой уютной и очень благородной обстановке вести себя по-хамски было противоестественно. А дети чутко улавливают фальшь.

Приходя на девичью половину в гости, мальчишки явно столбенеют от обилия «финтифлюшек» и с облегчением возвращаются на свою половину, к привычно мужскому антуражу — саблям, пожарным каскам, солдатикам. Но при этом у них не возникает соблазна разрушить девчоночий рай. Хотя вообще-то мальчишек хлебом не корми — дай только поломать девчонкам игру, чтобы продемонстрировать свое превосходство над плаксами и ябедами. Это их способ утвердиться, показать, кто «самее». И пока детсад был обычным, сорванцы, естественно, не упускали возможности навредить девчонкам. Теперь же, когда делить нечего, они не только не обижают девочек, но и с удовольствием пропускают их вперед, уступают лучшие места и т.п.

Воспитание женственности

По-моему, основная проблема воспитания нынешних девочек — это воспитание женственности. Вроде бы чепуха. Зачем воспитывать то, что заложено самой природой? Однако произошла парадоксальная вещь: в борьбе за равноправие женщины одержали победу, но в результате перешли играть на чужое поле, а свои позиции сдали, утратили женскую мягкость, чистоту и наивную милость, которая так трогает сильных мужчин.

Современный стиль — напористый, агрессивный, дерзкий. Девочки-подростки стараются не отстать от парней: матерятся, занимаются карате и у-шу, курят, пьют, «меняют партнеров», все чаще вступают в банды. Для многих кажется непрестижным быть женственными — это воспринимается как проявление слабости. В почете подруги Хи-Мэна, способные уложить противника на обе лопатки. Их, правда, трудно представить нежными, заботливыми матерями, но это им и не нужно, они «не по этой части».

А посмотрите на игрушки. Разве раньше девочкам предлагали играть в культуристок, обвешанных самым разным оружием? Справедливости ради замечу, что очаровательные куклы с фарфоровыми личиками тоже, конечно, есть на прилавках. Но, во-первых, они не всем по карману, а во-вторых, это вчерашний день, стиль ретро.

Я уж не говорю про книги. Собственно, и двадцать лет назад у нас было мало специфически девичьей литературы (вот она, «бесполая педагогика»!): зачитанная до дыр «Динка» Асеевой, некоторые повести Льва Кассиля, новеллы Александра Грина, очень популярная в 1970-80-е гг. «Девочки, книга для вас»... Сейчас книг для девочек и того меньше. Старые далеко не все переизданы, а новые — это, в основном, детективы и приключения для мальчишек и про мальчишек. Даже «Алису» Кира Булычева, по моим наблюдениям, больше нравится читать мальчикам! (Ну да, это ведь фантастические приключения!) Мы справедливо ругаем латиноамериканские телесериалы, но не предлагаем девочкам качественных образцов романтической киноистории. То же можно сказать и о популярных сейчас среди девочек-подростков бульварных книжонках, срочно переведенных с английского или наспех состряпанных отечественными авторами.

Мало того, что они портят литературный вкус, и без того не развитый у современных детей. Кроме этого — и это главная опасность! — поглощая подобную литературную стряпню, девочки напитываются совершенно ненужными в их возрасте знаниями, учатся «искусству обольщения», усваивают взгляды и психологические установки, которые, как правило, не доводят до добра. В этих книгах очень часто соединены секс и романтика. Пользуясь тем, что девочки-подростки, как и сто лет назад, мечтают о любви, авторы совершают ловкую подмену: вместо любви платонической, возвышенной, нацеливают юных читательниц совсем на другое — на то, что с предельной откровенностью выражается в подростковых журналах в заголовках типа: «Неужели ты в тринадцать лет все еще девственница?» В книжках это может быть заретушировано, но суть остается неизменной.

Большинство современной бульварной литературы для девочек-подростков распаляет чувственность, внушает мысль о допустимости и даже желательности постельных отношений в подростковом возрасте и преподносит в качестве эталона образ напористой, самоуверенной, нетерпеливой героини, которая не стесняется навязываться парням (у нее это называется «добиваться своего»), часто ведет себя как законченная проститутка, превыше всего ставит собственное удовольствие, а потому, естественно, нарушает «устаревшие» моральные нормы, считая их глупыми, дремучими предрассудками. Одно из основных качеств такой девицы — разгулявшееся своеволие, названное «жаждой свободы». Родители, конечно, ее «не понимают», «мешают», «давят». При этом все описано так, чтобы вызвать у девочек сочувствие к героине и восхищение ею. Она нарисована умной, смелой, независимой, успешной. В конце книги ее, как правило, ждет удача. И обольщенные девочки-подростки начинают подражать любимым персонажам, не задумываясь о том, что попадают в ловушку. Игра на чужом поле — занятие опасное. Отказываясь от естественных женских качеств: скромности, мягкости, заботливости, умения терпеть и сострадать, девушки, сами того не подозревая, отсекают свою природу и прививают себе свойства другой. Нет, не мужской. Это все равно невозможно. Сколько бы антилопа ни малевала себе полос на спине, она от этого в тигра не превратится. А вот посмешищем в зверином царстве стать может.

Так и с «продвинутыми» девочками-подростками. Поначалу им кажется, что они обрели свободу и независимость, что весь мир лежит у их ног, все готовы за ними ухаживать, все от них без ума. Но очень быстро выясняется, что парни смотрят на них как на вещь, объект потребления. А вещь, особенно в обществе, основанном на потребительской психологии, ценится только, пока она новая. Попользовался — и бросил. Зачем беречь, когда за копейки, а то и даром, можно взять другую?

Как только девичья свежесть проходит (а сейчас, с распространением педофилии это случается очень быстро: например, для поклонников Лолит 18-19-летняя девушка — уже «старуха»), «объект» становится неинтересен. И это логично. Почему, собственно, должно быть по-другому? В обществе потребления вещи взаимозаменяемы. А чувства, переживания... Даже смешно. Какие чувства у вещи?

Поэтому родителям, которые всерьез задумываются о будущем дочерей, я бы посоветовала уделить особенное внимание именно романтическому воспитанию девочек. Не бойтесь, что оно вступит в противоречие с жизнью, которая, конечно, жестче, чем в романах Ш. Бронте. (Хотя и не насквозь цинична, как нам пытаются внушить «желтые» страницы СМИ). Романтизм удивительным образом закаляет душу. Тем более что он соответствует самой женской природе. Не ограничивайтесь литературой — естественно, ее классическими, качественными образцами. Рассказывайте девочкам про ваших родственниц и знакомых, которых вы считаете достойным образцом для подражания. Вспоминайте нашу и зарубежную историю. В ней ведь немало примеров женской доброты, чистоты, самоотверженности, милосердия. Чаще ставьте девочку в ситуацию, когда ей нужно о ком-то позаботиться. И, конечно, отмечайте это как большое достоинство! Признание заслуг — огромный стимул для ребенка, но многие родители, к сожалению, до сих пор им пренебрегают. Не поощряйте интерес девочек-подростков к косметике. Сейчас некоторые мамы, наслушавшись советов о том, как важно сызмальства приучать девочек краситься и ухаживать за кожей (дескать, в этом и заключается воспитание женственности), накупают 10-12-летним дочерям «детской» губной помады или «детских» теней для век. Почему это настойчиво пропагандируют фирмы-производители косметики, понятно: для них, чем больше покупателей, тем лучше. А вот почему родители покупаются на эти дешевые уловки, понять нелегко. Ведь в восприятии девочек употребление косметики — очень важный шаг на пути во взрослую жизнь. И поощряя такие шаги, мамы невольно подталкивают дочек ко всему остальному, что сопряжено с современными подростковыми понятиями о взрослости. Это в пять лет девочка попросит покрасить себе ноготочки, «как у мамы», и пойдет играть в «дочки-матери». А в двенадцать накрашенные девочки идут совсем в другие места и играют в другие, уже не столь невинные игры.

Мягкое побеждает твердое

«И все-таки, — спросите вы, — почему одни девочки — „маленькие принцессы“, а другие — „маленькие разбойницы“? Неужели дело только лишь в воспитании?» Нет, конечно. Очень многое зависит от характерологических особенностей ребенка, от его темперамента. «Маленькими разбойницами» часто бывают гиперактивные дети или демонстративные девочки, которым нравится привлекать к себе внимание, пусть даже отрицательное. А бывает, что у ребенка авантюрный склад характера. Кроме того, очень многое зависит от примеров, которые подают взрослые. Девочки, растущие в семьях, где есть старшие братья, часто (хотя далеко не всегда), подражают мальчишкам. В каждом конкретном случае надо понять причину «разбойничьих» выходок дочери и подумать, как настроить ее на что-то положительное. Согласитесь, что между «бандиткой» и заядлой любительницей походов — большая разница.

Примечательно, что в том детском садике, о котором я рассказывала (где к мальчикам свой подход, а к девочкам — свой), даже «отпетые маленькие разбойницы» постепенно становятся ласковей и послушней. «Мягкое побеждает твердое», — гласит старинная китайская пословица. И эта древнее выражение сегодня мне кажется мудрым.

Т. Л. Шишова, педагог, член Союза писателей России