Тест «чувство вины, которое мешает вам жить. Многоликое чувство вины Как вы думаете, какой вопрос важнее

Методика (тест на чувство вины) используется для измерения чувства вины как состояния на данный момент (G-state) и как черты характера, которая проявляет себя обычно, чаще всего (G-trait).

PGI состоит из двух шкал, которые соответственно измеряют эмоциональное переживание чувства вины как состояния и как генерализованной Я-концепции (черты характера).

Данная методика особенно полезна в ситуациях, в которых необходимо отслеживать реакцию вины человека в ответ на специфические события или ситуации, которые могут случаться, например, в семье , на производстве или в межличностных отношениях.

Тест на чувство вины, PGI. (Perceived Guilt Index) Методика Воспринимаемый индекс вины:

Инструкция. (часть 1)

Опишите Ваши чувства. Ниже приводится список слов и фраз, которые люди используют для того, чтобы описать свои чувства в различных ситуациях. Пожалуйста, отметьте то слово или фразу, которые наиболее полно описывают Ваши чувства В НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ. Прежде чем сделать выбор, внимательно ознакомьтесь со всем списком чувств. Обратите внимание: Вам нужно выбрать только ОДНО слово или фразу, которые наилучшим образом описывают то, что Вы ЧУВСТВУЕТЕ СЕЙЧАС.

Стимульный материал

  1. Осуждающий
  2. Невиновный
  3. Подавленный
  4. Постыдный
  5. Спокойный
  6. Недостойный
  7. Разочарованный
  8. Сдерживаемый
  9. Раздражительный
  10. Незаслуживающий прощения

Инструкция. (часть 2)

Опишите Ваши чувства. Ниже приводится список слов и фраз, которые люди используют для того, чтобы описать как они испытывают чувство вины в различных ситуациях. Пожалуйста, отметьте то слово или фразу, которые наиболее точно описывают Ваши ОБЫЧНЫЕ чувства. Прежде чем сделать выбор, внимательно ознакомьтесь со всем списком чувств. Обратите внимание: Вам нужно выбрать только ОДНО слово или фразу, которые наилучшим образом описывают то, как Вы ОБЫЧНО переживаете чувство ВИНЫ.

Стимульный материал

  1. Осуждающий
  2. Невиновный
  3. Подавленный.
  4. Постыдный
  5. Спокойный
  6. Недостойный
  7. Разочарованный
  8. Сдерживаемый
  9. Находящийся в состоянии упадка
  10. Раздражительный
  11. Незаслуживающий прощения

Ключ к тесту-опроснику на чувство вины.

Каждый пункт имеет следующие значения:

Обработка данных и интерпретация.

Можно применить 2 способа обработки данных: (1) подсчет индекса каждой шкалы (G-trait и G-state) по отдельности и (2) определение реакции вины человека в ответ на специфическую ситуацию и сравнение этой реакции человека с его состоянием, когда он чувствует себя “нормально”.

Второй метод обработки результатов методики более сложный. Используя значения пунктов, приведенные выше, затем проведите следующие вычисления:

1. От значения G-state отнять значение G-trait.

2. Прибавьте к полученному результату 10. (Константа 10 используется, чтобы ликвидировать путаницу с знаками «+» и «-»).

Если полученное значение будет выше 10, значит интенсивность реакции чувства вины выше уровня обычных переживаний. Если полученное значение будет ниже 10, значит интенсивность реакции чувства вины ниже обычных переживаний.

Психология общения и межличностных отношений Ильин Евгений Павлович

Методика «Измерение чувства вины и стыда» (Test of Self-Conscious Affect (TOSCA) Дж. П. Тангней (1989))

Инструкция

Приведенные ниже сценарии описывают наиболее вероятные ситуации, с которыми люди сталкиваются в повседневной жизни.

Прочтите каждый сценарий ситуации и попытайтесь представить себя в ней. Затем оцените, пользуясь пятибалльной шкалой, вероятность возникновения у вас каждой из приведенных версий возможных поведенческих реакций.

«1» - никогда не стал(а) бы так делать - это абсолютно не характерно для меня.

«2» - маловероятно, но не исключено.

«3» - «50 х 50» - иногда так делаю, все зависит от обстоятельств.

«4» - весьма вероятно, что так поступлю, подумаю или почувствую.

«5» - всегда так делаю - это очень характерно для меня.

а) Вы говорите себе: «Я к нему (ней) невнимателен(-льна)».

1 - 2–3 - 4 - 5

б) Вы говорите себе: «Ну ничего - он (она) все поймет!»

1 - 2–3 - 4 - 5

в) Вы стараетесь как можно скорее объясниться и уладить недоразумение.

1 - 2–3 - 4 - 5

г) Вы оправдываете себя, думая: «Мой начальник отвлек меня как раз перед обедом».

1 - 2–3 - 4 - 5

2. Находясь на своем рабочем месте, вы сломали ценный прибор или оборудование и, боясь показаться некомпетентным или неловким, вы пытаетесь скрыть это.

а) Вы думаете: «Эта ситуация неприятна и беспокоит меня. Мне следует починить сломанную вещь либо попросить кого-то другого, более компетентного, починить ее».

1 - 2–3 - 4 - 5

б) Вы начинаете думать об увольнении.

1 - 2–3 - 4 - 5

в) Вы говорите себе: «Какие непрочные вещи делают в наше время!»

1 - 2–3 - 4 - 5

г) Вы говорите себе: «Это всего лишь случайность!»

1 - 2–3 - 4 - 5

3. Вы проводите вечер в кругу друзей и чувствуете себя в этот вечер особенно привлекательным(-ой) и остроумным(-ой). Супруга вашего приятеля (супруг вашей приятельницы) относится к вам с нескрываемой симпатией.

а) Вы говорите себе: «Такой повышенный интерес ко мне со стороны супруги моего приятеля (супруга моей приятельницы) может расстроить моего приятеля (мою приятельницу)».

1 - 2–3 - 4 - 5

б) Вы чувствуете себя неотразимым(-ой) во всех отношениях.

1 - 2–3 - 4 - 5

в) Вы рады, что произвели такое неизгладимое впечатление.

1 - 2–3 - 4 - 5

г) Вы говорите себе: «Моему приятелю (приятельнице) следует больше уделять внимания».

1 - 2–3 - 4 - 5

4. Вы до последней минуты откладывали сдачу отчета о выполненной работе. В последний момент вы что-то пишите «на скорую руку», и в результате - ваш отчет выглядит из рук вон плохо.

а) Вы подвергаете сомнению собственную компетентность.

1 - 2–3 - 4 - 5

б) Вы думаете: «Почему в сутках только 24 часа?!»

1 - 2–3 - 4 - 5

в) Вы говорите себе: «Мне следует „влепить“ выговор!»

1 - 2–3 - 4 - 5

г) Вы говорите себе: «Что сделано, то сделано!»

1 - 2–3 - 4 - 5

5. Вы допускаете серьезную ошибку на работе, что приводит к «провалу» целого проекта, над которым работала ваша организация. Но вдруг узнаете, что за «провал» руководство винит не вас, а вашего коллегу.

а) Вы думаете, что руководство почему-то недолюбливает вашего коллегу.

1 - 2–3 - 4 - 5

б) Вы говорите себе: «Жизнь - несправедливая штука!»

1 - 2–3 - 4 - 5

в) Вы помалкиваете и избегаете попавшего в «немилость» коллегу.

1 - 2–3 - 4 - 5

г) Неадекватность ситуации тяготит вас, и вы с готовностью вносите ясность, признавая себя ответственным(-ой) за «провал».

1 - 2–3 - 4 - 5

6. Вам предстоит трудный телефонный разговор, от которого зависит очень многое. И вот уже несколько дней вы откладываете его. Наконец (всему приходит конец!) вы звоните, находите нужные слова и убеждаете своего собеседника в целесообразности вашей просьбы. В итоге - вопрос решен.

а) Вы говорите себе: «Оказывается, при необходимости я могу быть убедительным(-ой)».

1 - 2–3 - 4 - 5

б) Вы испытываете сожаление о том, что так долго откладывали этот трудный разговор, мучая себя и, возможно, других.

1 - 2–3 - 4 - 5

в) Вы считаете себя трусом (трусихой).

1 - 2–3 - 4 - 5

г) Вы говорите себе: «Я молодец!»

1 - 2–3 - 4 - 5

д) Вы думаете: «Как бы в дальнейшем избежать необходимости делать такие трудные для себя телефонные звонки?»

1 - 2–3 - 4 - 5

7. Вы решили сесть на диету, но, проходя мимо кондитерской и почувствовав чрезвычайно аппетитный запах, поддаетесь искушению и покупаете вкусную «венскую» булочку.

а) Вы говорите себе: «Сегодня я больше ничего уже не буду есть!»

1 - 2–3 - 4 - 5

б) Вы говорите себе, оправдывая собственное отступничество: «Все этот запах! Я не мог (могла) пройти мимо!»

1 - 2–3 - 4 - 5

в) Вы испытываете к себе отвращение за отсутствие воли и потерю самоконтроля.

1 - 2–3 - 4 - 5

г) Вы говорите себе: «Только разочек! Разве это имеет такое уж большое значение?»

1 - 2–3 - 4 - 5

8. Во время отдыха на пляже вы играете в волейбол. Подаете мяч и попадаете в лицо товарищу по игре.

а) Вы испытываете неловкость за неумение хорошо играть.

1 - 2–3 - 4 - 5

б) Вы думаете, что «потерпевшему» следует поучиться играть.

1 - 2–3 - 4 - 5

в) Вы говорите себе: «Это всего лишь случайность!»

1 - 2–3 - 4 - 5

г) Вы извиняетесь и делаете все, что в ваших силах, чтобы «потерпевшему» стало лучше.

1 - 2–3 - 4 - 5

9. Вы решили начать самостоятельную жизнь. К счастью, окружающие вас люди были добры и готовы помочь вам. Несколько раз вы вынуждены были брать деньги в долг и всякий раз при первой же возможности возвращали долг.

а) Вы испытываете неловкость за себя из-за отсутствия жизненного опыта и неумения самостоятельно решать жизненные проблемы.

1 - 2–3 - 4 - 5

б) Вы говорите себе: «Что-то мне не везет!»

1 - 2–3 - 4 - 5

в) Вы одержимы идеей о возвращении долга в кратчайшие сроки.

1 - 2–3 - 4 - 5

г) Вы говорите себе: «Мне можно доверять!»

1 - 2–3 - 4 - 5

д) Вы гордитесь собой, потому что вы в состоянии возвращать долги.

1 - 2–3 - 4 - 5

10. Вы ведете машину и внезапно сбиваете подвернувшуюся неизвестно откуда на дороге кошку.

а) Вы говорите себе, (чертыхаясь): «Кошки вообще не должны находиться на дороге!»

1 - 2–3 - 4 - 5

б) Вы говорите себе: «Какой я ужасный человек!»

1 - 2–3 - 4 - 5

в) Вы говорите себе: «Это просто несчастное стечение обстоятельств!»

1 - 2–3 - 4 - 5

г) Вы мысленно возвращаетесь снова и снова к этому случаю и задаетесь вопросом о том, могли бы вы избежать этого.

1 - 2–3 - 4 - 5

11. Вы выходите после сдачи экзамена (во время сессии или очередной аттестации на работе) с мыслью о том, что вы очень успешно справились с этим. Но вдруг выясняется, что ваш ответ оценили крайне плохо.

а) Вы говорите себе: «Это всего лишь экзамен!»

1 - 2–3 - 4 - 5

б) Вы говорите себе: «Экзаменатору я не понравился (-лась), и эта оценка - лишь отражение его явной антипатии ко мне».

1 - 2–3 - 4 - 5

в) Вы думаете, что вам следовало бы лучше готовиться к экзамену.

1 - 2–3 - 4 - 5

г) Вы чувствуете себя глупо. 1–2 - 3–4 - 5

12. Вы и ваши коллеги завершили весьма трудную для всех работу над проектом. Результат оценен очень высоко, но руководство почему-то решает поощрить денежной премией только вас.

а) Вы считаете руководство недальновидным.

1 - 2–3 - 4 - 5

б) Вы испытываете одиночество и оторванность от коллектива.

1 - 2–3 - 4 - 5

в) Вы считаете, что ваш тяжелый труд оценен по достоинству.

1 - 2–3 - 4 - 5

г) Вы считаете себя успешным специалистом и гордитесь собой.

1 - 2–3 - 4 - 5

д) Вы считаете, что вам следует отказаться от денежного вознаграждения.

1 - 2–3 - 4 - 5

13. Во время одной из вечеринок вы позволяете себе бестактность и язвите в адрес отсутствующего в этот вечер приятеля (приятельницы).

а) Вы говорите себе: «Это просто ради смеха и совершенно безобидно!»

1 - 2–3 - 4 - 5

б) Вы чувствуете себя ничтожеством и гнусным существом.

1 - 2–3 - 4 - 5

в) Вы думаете, что если бы ваш приятель (приятельница) оказался (оказалась) на вечеринке, он (она) смог (смогла) бы постоять за себя.

1 - 2–3 - 4 - 5

г) Вы извиняетесь и стараетесь подчеркнуть достоинства высмеянного(-ой) вами приятеля (приятельницы).

1 - 2–3 - 4 - 5

14. Работая над очередным проектом, вы допускаете серьезную ошибку, за которую подверглись критике как со стороны вышестоящего начальства, так и со стороны подчиненных.

а) Вы считаете, что ваше руководство должно было более четко определить вашу задачу.

1 - 2–3 - 4 - 5

б) Вы испытываете желание сбежать и спрятаться.

1 - 2–3 - 4 - 5

в) Вы считаете, что вам следовало бы лучше разобраться в проблеме и надлежащим образом выполнить задание.

1 - 2–3 - 4 - 5

г) Вы говорите себе: «Каждый может ошибиться!»

1 - 2–3 - 4 - 5

15. Вы откликнулись на просьбу о помощи в организации праздника для детей-сирот одного из детских домов. Как оказалось, на это потребовалось масса вашего времени и энергии. Вы не раз жалели о том, что вообще взялись за это, и подумывали о том, как бы это «забросить». В итоге праздник состоялся - и вы стали свидетелем счастливых улыбок на лицах детей.

а) Вы чувствуете себя эгоистом (эгоисткой) и вообще лентяем (лентяйкой).

1 - 2–3 - 4 - 5

б) Вы считаете, что вас втянули во что-то, чем вы вообще не желали бы заниматься.

1 - 2–3 - 4 - 5

в) Вы считаете, что вам следует задумываться над проблемами тех, кому в этой жизни не очень-то повезло.

1 - 2–3 - 4 - 5

г) Вы считаете, это замечательно, что вы кому-то, хоть немного, помогли.

1 - 2–3 - 4 - 5

д) Вы испытываете крайнее удовлетворение от себя и своей работы.

1 - 2–3 - 4 - 5

Ключ для постановки диагноза

Подсчитывается сумма баллов по каждому столбику (шкале).

Из книги Мужчина и женщина: искусство любви автора Еникеева Диля

Из книги Сердце разума. Практическое использование методов НЛП автора Андреас Коннира

Как оправиться от стыда и избавиться от чувства вины (часть 1) Проблема Риты заключалась в ее стыде, и ей было очень неловко обсуждать эту проблему. Она хотела избавиться от этого чувства, но, прежде чем согласиться воспользоваться моим методом, она взяла с меня слово, что

Из книги Метод Седоны [Избавьтесь от эмоциональных проблем и живите так, как всегда мечтали] автора Двоскин Гейл

Как избавиться от чувства стыда Знание внутренней структуры зарождения чувства стыда позволяет нам каким-то образом исправить дело. Для начала я попросил Риту вспомнить о таком случае, когда она нарушила какие-либо нормы, но при этом не испытывала стыда, а прореагировала

Из книги Смертельные эмоции автора Колберт Дон

Как оправиться от стыда и избавиться от чувства вины (часть 2) Чувство вины В наших исследованиях, посвященных чувству стыда и вины, мы обнаружили, что несмотря на то, что вина в некотором смысле имеет много общего со стыдом, между ними существуют значительные отличия.

Из книги Техники точечного массажа: избавление от психологических проблем автора Галло Фред П.

ГЛАВА 14 СВЕРГАЯ ТИРАНИЮ ВИНЫ И СТЫДА Чувства вины и стыда - коварные чувства, причиняющие массу страданий и переживаний. Одинаковые по принципам действия, вина и стыд образуют единый блок. Но если мы можем испытывать чувство вины без стыда, то стыд без вины испытывать

Из книги Психология помощи [Альтруизм, эгоизм, эмпатия] автора Ильин Евгений Павлович

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

Из книги Преимущества интровертов [фрагмент] автора Лэйни Марти Ольсен

Из книги Преимущества интровертов автора Лэйни Марти

Из книги Психология вредных привычек автора О’Коннор Ричард

Измерение чувства вины и стыда (Test of Self-Conscious Affect - TOSCA) Автор: Дж. П. Тангней (1989).Инструкция. Приведенные ниже сценарии описывают наиболее вероятные ситуации, с которыми люди сталкиваются в повседневной жизни.Прочтите каждый сценарий ситуации и попытайтесь представить

Из книги автора

Методика «Измерение художественно-эстетической потребности» Разработана В. С. Аванесовым.ИнструкцияВам предлагается ряд утверждений. Если данное утверждение совпадает с вашим личным мнением, то ответьте «да», если не совпадает - то ответьте «нет».Текст

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Порицание вызывает чувство вины и стыда Я работала со многими умными клиентами-интровертами, которые были убеждены в том, что у них есть какой-то фундаментальный дефект и отсутствует какое-то важное свойство интеллекта. Положение усугубляло чувство стыда и вины. Люди

Из книги автора

Противоядие от чувства вины и стыда Повсюду чувства – будьте милосердны. Дж. Мазаи Умение управлять чувствами стыда и вины очень важно для интровертов, в противном случае они рискуют бо?льшую часть жизни быть несчастными. Чтобы вернуть себя в нормальное русло,

Из книги автора

Бессознательные чувства стыда и вины Самоуничижение часто становится результатом бессознательных вины и стыда, двух разных, но связанных друг с другом чувств. Причиной вины обычно выступают конкретные действия (или бездействие) в прошлом. Стыд не так явно привязан

Тест «ЧУВСТВО ВИНЫ, КОТОРОЕ МЕШАЕТ ВАМ ЖИТЬ»

По статистике, каждый пятый житель Европы страдает от болезненных угрызений совести, пере­ходящих в патологию. Причем в большей степени такому недугу подвержены молодые женщины, ко­торые упрекают себя днями и ночами. Например, за то, что они нарушили диету, оставили слишком мно­го денег в магазине или отказали кому-то в просьбе. Как утверждают ученые из Миланского институ­та психосоматической медицины, которые опросили более трех тысяч человек от двадцати до семи­десяти пяти лет, 85 % женщин мучаются угрызениями совести всю свою жизнь.


У большинства респондентов обоего пола чувство вины возникает вовсе не из-за того, что они изменяют своим спутни­кам жизни или не слишком много време­ни уделяют детям. (Кстати у самих от­прысков, не жалующих своих предков вни­манием, совесть, как правило, спокойна.) Мужчины в основном клянут себя на чем свет стоит по двум причинам - из-за неумения экономить деньги и из-за собственного нерадивого отношения к работе. Вообще молодым людям в боль­шей степени, чем пожилым, свойственно мучиться угрызениями совести. Чаще всего они переживают из-за взаимоот­ношений с друзьями. Что же касается женщин, то 48 % из них расстраиваются только из-за своего неумеренного аппе­тита за столом.

- В каждом из нас, - говорит швейцар­ский психолог Рене Майер, - чувство ви­ны зарождается еще в детстве. Сколько раз нам приходилось слышать родительс­кие упреки из-за невыученных уроков, порванной одежды или сломанных игру­шек, "которые денег стоят". А сколько раз нам говорили: "Тебе уже десять (двад­цать, тридцать) лет, а ты..." В результате, когда мы становимся взрослыми, у нас то и дело возникает чувство вины по отноше­нию к нашим близким и друзьям. Бывает, что угрызения совести даже из-за какого- либо незначительного проступка на дол­гие годы отравляют нам жизнь.

Как же избавиться от преследующе­го многих из нас чувства вины? По мне­нию Майера, ни в коем случае нельзя пе­режевывать и постоянно анализировать вызвавший угрызения совести поступок: такая зацикленностсь может, в конечном итоге, привести к нервному срыву.

- Подробно опишите то, что вы со­вершили, - советует Майер, - а потом сожгите бумагу. Внимательно смотрите на то, как ваши слова постепенно превращаются в пепел. Можно поступить и по-дру­гому. Сохраните исписанные страницы и периодически перечитывайте их. Чувство вины постепенно будет терять свою ост­роту и, в конце концов, "рассосется".

Так­же неплохо рассказать о том, что мучает, близкому другу, который не станет вас осуждать и поможет вам снять тяжкий груз с души.

СОВЕСТЬ НЕ ДРЕМЛЕТ

С помощью нашего теста вы сможе­те узнать, насколько вы совестливы.

1. Вы решили провести вечер в приятной компании, но неожидан­но позвонил ваш друг и сообщил, что ему срочно нужна помощь. Вы:

а)с огромной неохотой отправляе­тесь к другу - 3 балла

б)под благовидным предлогом отка­зываете ему в помощи - 2 балла

в)твердо отказываете ему: если он настоящий друг, то поймет вас - 1 балл

2. У вас была короткая вне­брачная связь. Вы:

а)принимаете все меры предосто­рожности, чтобы ваш партнер ни о чем не догадался - 0 баллов

б) откровенно рассказываете мужу (жене) о своих похождениях - 3 балла

в)не будете особенно переживать, если ваша вторая половина обо всем уз­нает - 2 балла

3. Вы хотите стать музыкантом, а ваши родители настаивают на том, чтобы вы выбрали другую про­фессию. Вы:

а)отказываетесь от мечты, чтобы не расстраивать папу с мамой - 3 балла

б)подчиняетесь воле родителей, и музыка становится для вас просто хобби - 2 балла

в)вопреки воле родителей становитесь профессиональным музыкантом - 0 баллов

4. Вы собираетесь отправить­ся в отпуск, но накануне отъезда заболевает один из ваших роди­телей. Вы:

а)просите кого-нибудь из родствен­ников заменить вас у изголовья больно­го-0 баллов

б)отказываетесь от поездки - 3 балла

в)едете, но с тяжелым сердцем - 2 балла

5. Вы с вашим другом проходи­те испытательный срок на прес­тижной фирме, но вскоре выясня­ется, что возьмут только одного из вас. Как вы поступите?

а)До разрешения вопроса будете пре­бывать в застрессованном состоянии - 2 балла

б)Приметесь из кожи вон лезть, что­бы показать себя с лучшей стороны - 0 баллов

в)Во избежание конфликта с другом не станете особенно усердствовать - 3 балла

6. Несмотря на то, что ваши фи­нансы поют романсы, вы приоб­рели дорогой фирменный прикид. Вы:

а)радуетесь покупке - 0 баллов

б)говорите домочадцам, что купили костюм в сэконд-хенде - 2 балла

в)с удовольствием носите обновку, но испытываете угрызения совести - 3 балла

Кто формирует у ребёнка чувство вины? Не вы ли сами? Тест в этой статье поможет вам узнать, соблюдаете ли вы чувство меры, когда учите его «что такое хорошо, что такое плохо».

Привычка быть виноватым не возникает на пустом месте. Нас готовят к этому с детства, и, надо сказать, из многих деток получаются прекрасные ученики. А потом, когда они сами становятся родителями (и учителями своих детей), эстафета продолжается. Младенцы виноватыми не бывают, потому что ещё не знают, что такое «плохо», а что такое «хорошо». Постепенно мы их этому обучаем.

Не учите детей быть виноватыми

А как же иначе? Каждый ребёнок должен научиться сдерживать свои импульсы, усвоить и соблюдать множество правил общественного поведения, отличать дурное от хорошего. Так мы делаем из ребёнка цивилизованного человека. В процессе такого научения мы одобряем или порицаем его. И этим, вольно или невольно, пробуждаем чувство вины.

Начинается это, когда первый раз родители говорят ребёнку «извинись». Извинись перед тётей за то, что сказал, что она толстая. Она обиделась (потому что это правда), проси прощения. Извинись за то, что ударил мальчика (хотя он первый начал). А ребёнок не чувствует себя виноватым - он сказал правду, то, что есть на самом деле, или старался защитить девочку. А ведь его учат быть честным и защищать слабых.

И поскольку ребёнок не может противостоять взрослым, ему приходится смириться и, может быть, считать, что он на самом деле виноват. И это первый шаг к внутреннему расколу. Родители учат говорить правду и заставляют извиняться за то, что он её произнес.

Они не объясняют, почему надо делать так-то и так-то, не следят, чтобы действия их ребёнка соответствовали принципам. Конечно, со временем ребёнок адаптируется к этой двойственности. Но у одних детей вина остаётся полезным сигналом, корректирующим поведение, у других перерастает в комплекс вины. (А это уже дискомфорт, напряжённость, страхи и потеря уверенности в себе.)

Тест "Чья вина?"

Кто формирует у ребёнка чувство вины? Не вы ли сами? Этот тест поможет вам узнать, соблюдаете ли вы чувство меры, когда учите его «что такое хорошо, что такое плохо». Вопросы в тесте расположены по возрастающему принципу (по возрасту: от малыша к подростку).

1. Вообще-то ваш малыш уже умеет проситься на горшок, но тут «согрешил» и намочил штанишки. Что вы скажете :

А. Хорошие детки штанишки не пачкают.

Б. Давай скорей переоденемся, попка любит быть сухой.

2. Знакомая тётя спрашивает ребёнка: «Кого ты любишь больше: маму или папу?» Малыш молчит. Что вы скажете тёте?

А. Ну, скажи тёте, кого любишь больше?

Б. Тётя, а ты какую свою ножку любишь больше, левую или правую?

3. В выходной день вы решаете, что пора навести порядок в детской, и говорите об этом ребёнку. Вы вместе взялись за дело. Но вдруг замечаете, что малыш, вместо того чтобы убирать игрушки на место, достал конструктор и с увлечением что-то там строит. Что сделаете вы?

А. Сдержу возмущение и объясню ему, что порядок наводится не так.

Б. Дам ещё поиграть немножко и предложу взяться за уборку; в конце концов, я сама виновата: надо было контролировать этот процесс.

4. Ваш ребёнок на улице закатил истерику. Вы срочно доставили его домой. Собираясь его наказать, что вы скажете:

А. Ты плохой мальчик/девочка, посиди и подумай.

Б. Ты плохо поступил/а, посиди и подумай.

5. К вам в гости пришла лучшая подруга. Пока вы с нею болтали на кухне, ваш ребёнок трудился в коридоре: разрисовывал акварелью её велюровые сапожки. Что вы сделаете, когда подруга уйдёт?

А. Поставлю его в угол (или посажу в «штрафное» кресло).

Б. Скажу, что теперь я не успею рассказать ему сказку, потому что пойду зарабатывать на новые сапожки подруге.

6. Сегодня в вашего ребёнка словно бесёнок вселился, он всё делает наперекор и совсем не реагирует на ваши взывания и замечания. Вы не выдерживаете и говорите: «Будешь так себя вести, уйду». Раздаётся телефонный звонок и оказывается, что вам и вправду надо срочно уйти. Как вы сообщите об этом ребёнку?

А. Как раньше сказала, так и сейчас повторю.

Б. Извини, я пошутила. Надеюсь, к моему возвращению этот тайфун угомонится?

7. Если ребёнок ведёт себя шумно, как лучше сделать ему замечание:

А. Как можно громче.

Б. Как можно тише.

8. Вы поставили варить курицу, но вам понадобилось срочно уйти. Вы просите ребёнка через пятнадцать минут выключить под кастрюлей газ, а он забыл. Что вы ему скажете?

А. Ну вот, вся семья останется без обеда.

Б. Будем спасать курочку; приступай, а я помогу…

9. Когда на вашего ребёнка находит и он всё делает наперекор, говорите вы ему «Уходи, я тебя не люблю!»?

А. Да, бывает.

Б. Никогда.

10. Предположим, у вас есть навязчивая привычка слишком часто мыть руки, или непрерывно проверять, выключен ли газ, или бесконечно прибирать в доме, или просто так прикасаться к вещам. Как вы думаете, ребёнок её унаследует?

Б. Да, у него есть нечто похожее.

11. Мысленно вы упрекаете ребёнка в том, что из-за него лишились чего-то приятного (свободы передвижения, хобби и т. п.)?

А. Да, и довольно часто.

Б. Да, иногда бывает, когда особенно достаёт.

12. Ваш мальчик слегка подрался с одноклассником, и на другой день тот почему-то не пришёл в школу. Ваш сын очень расстроен, и вы подозреваете, что из-за этого. Вы:

А. Пользуясь моментом, напоминаете о вреде драк.

Б. Предлагаете позвонить, выяснить, в чём дело, и извиниться.

13. Как вы думаете, какой вопрос важнее?

А. Кто виноват?

Б. Что делать?

А . Да, вы трудолюбиво взращиваете в ребёнке чувство вины. Вы часто обвиняете юного человека, но подумайте, может, на самом деле вы обвиняете себя?

Сами вы тоже часто чувствуете себя виноватым. И тогда становитесь или слишком жёсткими, или слишком мягкими, а всё, что «слишком», вредно для организма. Вряд ли стоит подходить к воспитанию так, «железно».

Переключайтесь; не надо ничего искоренять; да, и в вас, и в вашей детке есть какие-то не те черты. Но протест и негодование можно выразить мягче и корректнее. И, кстати, простите себя за то, что не прощаете себя. Надеемся, вы поняли.

А и Б примерно поровну. В вашем воспитательном методе есть одна странность.

Хорошее поведение вы считаете само собой разумеющимся, а плохое - наказуемым. В результате вы «недохваливаете» ребёнка, как ту лошадку, которую только подстегивают, но забывают покормить. Так совестливость может перерасти в чувство вины, а вина может сделать ребёнка закомплексованным взрослым, который всем обязан.

Начните с себя и сами постарайтесь избавиться от чувства вины. Расслабьтесь и учитесь прощать. Будьте снисходительны. И со временем ваш ребёнок тоже начнёт меняться.

Б. Нет, комплекс вины вашему ребёнку не грозит. Ребёнок рассчитывает на ваше понимание и поддержку, а если и чувствует себя виноватым, то старается исправиться. И ценно, что вы даете ему такую возможность и делаете акцент на хорошем, а не на плохом. Ну и чувство юмора во многом спасает ситуацию. Потому что невозможно заниматься самобичеванием и смеяться. НО! Не впадите в другую крайность! Полное отсутствие чувства вины - это уже бессовестность.опубликовано .

Заряна Некрасова " Перестаньте детей воспитывать (Помогите им расти) "

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Многие люди, слыша слова «чувство вины», сразу представляют себе самый простой и известный подвид этого ощущения: когда человек после плохого поступка чувствует себя виноватым (что-то вроде внутреннего наказания, которое, якобы, уберегает в дальнейшем от подобных проступков). Но многих удивляет, сколько разнообразными могут быть облики чувства вины в нашей повседневной жизни. Перечислим некоторые примеры «отпрысков» чувства вины, а вы вспомните – у вас в жизни такое было?

Представьте, человек собирается утром на работу, торопится. Ищет ключ от квартиры – не может найти. Проклиная себя и ключ, кипя от возмущения, теряет остатки терпения и здоровья. Почему? Хороший вопрос. И главное – как это связано с чувством вины? – Давайте рассмотрим подробнее. Во-первых, чувство вины характерно главным – оно сопровождается ощущением «я плохой». И это – главный камень преткновения. Вот ищет человек ключ, находясь, как вы понимаете, не в лучшем расположении духа: опаздывает на работу (что уже плохо), да еще и ключ не находится. Чья ошибка в том, что человек опаздывает? – Его собственная. А какие при этом ощущения? – Ну, как вам сказать, разные ощущения. И приятных, честно говоря, мало. Чувствовать себя плохо не хочется (никому), и если опоздание в прямом смысле болезненно отражается на самоощущении человека, то хочется на кого-нибудь свою вину перевалить. Или – на что-то: например, на ключ. Кто виноват в том, что я опаздываю?! – Разумеется, ключ, который потерялся (гад!). И можно после этого обоснованно позлиться. А откуда все началось? –

С собственной вины за допущенную ошибку, с неприятного чувства. И, кстати, после этого человек не учитывает своих промахов (как бы ему и нам хотелось), а, наоборот, «забывает» о собственной ошибке, потому что одно из главных свойств ума – предохранять личность от напряжений и травм. И поэтому память благополучно забывает и игнорирует то, что причинило боль. И – здравствуй, новое опоздание!

Или другой вариант, еще более изощренный в своей психологической подоплеке. Представьте, человек пришел в магазин. Взял продукты, стоит в очереди в кассу. И тут перед ним влезает другой замечательный человек, который понаглее и которому надо. Что делает наш герой? – Предположим, молчит и негодует. Почему молчит? – Потому что не хочет быть грубым (как «этот»). А почему негодует? – Потому что надо бы поставить наглеца на место, но для этого, возможно, придется сделать этому влезшему без очереди человеку неприятно (как минимум – попросить встать в очередь). А сделать другому неприятно – это плохо. А сделать плохо – это значит оказаться плохим. А плохим быть не хочется. И поэтому внутри «кипит наш разум возмущенный», внутренне желая отстоять свои интересы, но натыкаясь на пресловутую боязнь оказаться плохим. Негодование здесь выступает в роли громоотвода, направляющего нашу злость на человека за то, что он нас своим поведением подталкивает к действиям, в результате которых мы можем почувствовать себя плохо. Интересно, да?

И таких ситуаций – множество. Можно даже начать коллекционировать случаи, когда мы почувствовали себя «неприятно». И можете быть уверенными, что в 99 случаях из 100 здесь будет замешано чувство вины, которое в разнообразии своих проявлений может посоперничать даже с завзятым хамелеоном. Можно ли эту ситуацию исправить? – Можно. Несколько самых действенных инструментов мы рассматриваем и опробуем в действии на тренинге «Чувство вины: антивирус».

Желаю вам внутреннего спокойствия и гармонии.

Всегда ваш, Денис Швецов.