Про эмоции: Удивление. Удивление способствует омоложению Что вызывает удивление у человека

Сегодня – ПРЕДПОСЛЕДНИЙ ЭЛЕМЕНТ схемы, шестая базовая эмоция – УДИВЛЕНИЕ.

Уже следующей статьей все основные элементы схемы (все базовые эмоции) будут открыты и описаны. Однако, самое интересное находится между ними. Это то, что перевернет ваше понимание себя и всей реальности, а также даст понимание ваших возможностей по управлению собой и своими состояниями.

И да, этот простейший инструмент – 1% от того, что будет дано на онлайн-курсе “Апгрейд Эмоционального Интеллекта”. Но сейчас не об этом.

Эмоция удивление

Сейчас мы говорим о, непосредственно, УДИВЛЕНИИ. Будет слегка сложновато, но чертовски интересно и УДИВИТЕЛЬНО.

Главная функция удивления, высшая точка амплитуды этой эмоции – построение новой нейронной связи в мозгу. Или ОСОЗНАНИЕ.

Не спеши понимать всё сразу и прямо сейчас, я всё объясню!

Ты ведь ловил так называемые “Инсайты” (как сейчас модно выражаться) или по-русски “Озарения” о каких-либо жизненных явлениях?

Это то самое чувство, когда тебе в долю секунды, в один миг становится ясна вся картина происходящего, вся суть явления. Ты видишь все составляющие явления, ты его понимаешь, чувствуешь, ты его ОСОЗНАЕШЬ!

В этот момент в твоем мозгу была построена новая нейронная связь. Ощущается этот момент построения новой нейронной связи именно как “осознание”/”озарение”/”инсайт”/”просветление”.

А возможно такое ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО внутри эмоции удивления. Нет удивления – никогда не будет прозрения, осознания.

Каждая такая вспышка, по сути своей, является переломной точкой в вашей жизни, потому что с построение каждой новой нейронной связи, с каждым новым осознанием, меняется ваша картина мира, ваше мышление, ваш образ действий, и как следствие – ваш результат. Вам становится известно то, что доселе было неизвестно, видно то, то чего вы раньше не видели, доступно то, что раньше было недоступно.

Амлитуда эмоции удивления так же очень широка. Начиная от банального неярковыраженного интереса заканчивая прозрением, расширением сознания, просветлением (“сатори”, “самадхи”, “нирвана”).

Гормональный агент удивления – дофамин в чистом виде. Чем сильнее удивление, тем сильнее и продолжительнее выброс дофамина.

Гормональная реакция в незначительной степени подкрепляется выбросом серотонина, но основой удивления является дофамин.

К слову, именно поэтому на длительных сроках информационного/полового/пищевого воздержания, когда чувствительность рецепторов к дофамину предельна, вас всё удивляет, как будто вы видите это в первый раз, даже вид заката или неба вызывает у вас нереальный “@XyEвоз”

Вы начинаете, буквально, жить в этой эмоции, потому что ваш гормональный фон меняется вследствие конкретных физиологических практик (ограничение базовых потребностей).

Удивление – эмоция, созданная для обучения. Именно внутри этой эмоции ваши когнитивные способности, способности к запоминанию, обработке, фиксации и структуризации информации – предельны.

Нужно чему-то научится? Что-то усвоить из речи человека, книги, видео? Тогда задаете себе вопрос: “Чему я могу у него научиться”? “Чему я могу научится у этой книги”, входите в эмоцию удивления через триггерные мысли, которые будут указаны ниже и… Всасывайте как губка!

Кстати, вы все, наверное, встречали на своем жизненном пути так называемых “шизоидов” – людей, что фанатично пропагандируют какую-либо идею. Они маниакальны, их зрачки всегда расширены а брови чуть подняты, будто в их голову каждую секунду загружаются Божественные, мать их, законы мироздания, повергающие в шок.

Да, эти шизики – люди с “застрявшей” эмоцией удивления, они в ней “залипли”.

Удивление граничит с радостью и состоянием ребенка (которое я описывал в предыдущей статье про “радость”).

Напоследок следует сказать, что нет удивления – нет развития. Люди с подавленным удивлением (эмоция может существовать в трех фазах – одобренная, неодобренная, подавленная) – неспособны осознавать новое, выстраивать новые нейронные связи и как следствие, развиваться. Учится они тоже не хотят и не могут.

Импотенция. Ментальная. Гормональная, эмоциональная, называйте как хотите, суть не меняется.

Ключевые триггерные мысли, прокрутка и проживание которых вводит в эмоцию удивления:

Ничего себе!
?ОЙ!
?УХ ТЫ!
?ВАУ!
?ВОСХИТИТЕЛЬНО!
?И другие, включая русские матерные слово-формы (“Ебать!”, “Охуеть!”).

Смотреть запись про эмоциональный интеллект

Хочешь научится погружаться в эмоцию удивления максимально глубоко и становится лучшим в своем деле за счет небывалой обучаемости?

Хочешь уметь свободно переключаться между любыми эмоциями?

Вызывать в каждый конкретный момент ту эмоцию и то состояние, которое тебе сейчас наиболее необходимо?

Управлять своим гормональным фоном через эмоции?

Тогда не тормози и записывайся на онлайн-курс “Апгрейд эмоционального интеллекта” от “Института Сильной Личности”.

К. Изард утверждает, что основная функция удивления состоит в том, чтобы подготовить человека к эффективному взаимодействию с новым, внезапным событием и его последствиями. Удивление освобождает проводящие нервные пути, подготавливает их к новой активности, отличной от предыдущей. Изард приводит выражение С. Томкинса (Tomkins, 1962), что удивление — это «эмоция очищения каналов». Другую позицию занимает И. А. Васильев, который полагает, что с помощью удивления эмоционально окрашивается и выделяется нечто «новое», имеющее ценность для человека. Эмоция удивления презентирует сознанию еще неосознанное противоречие между старым и новым и на этой основе дает возможность человеку осознать необычность ситуации, заставляет внимательно ее проанализировать и, следовательно, ориентирует его в познании внешней действительности. В то же время эта эмоция является и тем механизмом, который побуждает и направляет мотивы мыслительной деятельности, дает толчок к выбору средств для преодоления обнаруженного противоречия.

Л.С.Выготский (1984) отмечает, что в субъективистской психологии интересы отождествлялись то с умственной активностью и рассматривались как чисто интеллектуальное явление, то выводились из природы человеческой воли, то помещались в сферу эмоциональных переживаний и определялись как радость от происходящего без затруднений функционирования наших сил.

Испытываемые человеком в процессе выполнения интересующей его деятельности эмоции (процессуальные интересы) Б. И. Додонов называет чувством интереса. Это, как он пишет, чувство успешно удовлетворенной потребности в желанных переживаниях. Оно может быть разным и порой порождается обычными потребностями, еще не образовавшими особого механизма интереса-склонности. Деятельность, в которой выражают себя интересы через это чувство, может носить разный характер; иногда она может ограничиваться только познавательными процессами, и тогда отмечают, что люди нечто смотрят с интересом, нечто слушают с интересом или нечто изучают с интересом. Но человек может и работать с интересом, и играть с интересом и т. д. При этом, полагает Додонов, в зависимости от конкретного характера деятельности интерес будет выражаться через разные эмоции, иметь разную эмоциональную структуру. В то же время он пишет, что, для того чтобы понять природу человеческих интересов, их сущность надо искать не в специфике «чувства интереса», а в чем-то совсем ином. В чем именно — он не раскрыл. Это может быть и потребность в новизне, и привлекательность неизвестного, загадочного, и желание испытывать удовлетворение от сделанного.

Значительное внимание уделяет интересу К. Изард (2000). Он предполагает наличие некой внутренней эмоции интереса, обеспечивающей селективную мотивацию процессов внимания и восприятия и стимулирующей и упорядочивающей познавательную активность человека. Интерес рассматривается Изардом как позитивная эмоция, которая переживается человеком чаще всех остальных эмоций. В то же время он говорит об интересе и как о мотивации.

186 Глава 6. Характеристика различных эмоций

По мнению В. Чарлзуорта (Charlsworth, 1968) и К. Изарда, интерес, как и удивление, имеет врожденную природу. Однако Изард не отождествляет интерес с ориентировочным рефлексом (непроизвольным вниманием), хотя и указывает, что последний может запускать эмоцию интереса и способствовать ей. Однако затем ориентировочная реакция исчезает, а интерес остается. Автор подчеркивает, что интерес нечто большее, чем внимание, и доказывает это тем, что на манекене с нарисованным лицом двухмесячный ребенок задерживает внимание дольше, чем на манекене без лица, а на живом человеческом лице дольше, чем на манекене с лицом. Эмоция интереса отличается от ориентировочного рефлекса тем, что она может активироваться процессами воображения и памяти, которые не зависят от внешней стимуляции. Он указывает и на отличие интереса от удивления и изумления, хотя и не останавливается на дифференцирующих их признаках.

Мне представляется, что необходимо различать кратковременное и долговременное проявление интереса. Изард говорит о первом, который можно было бы назвать реакцией заинтересованности. Заинтересоваться — значит почувствовать (осознать) интерес к кому- или чему-нибудь (С. И. Ожегов). Долговременный интерес — это уже интеллектуальное чувство, положительная эмоциональная установка на познание какого-то объекта.

Мимическое выражение эмоции интереса, как показал Изард, чаще всего кратковременно и длится от 0,5 до 4-5 секунд, тогда как нейронная активность, вызванная интересом, и переживание его длятся дольше. Интерес может проявляться только одним мимическим движением в одной из областей лица или их совокупностью -приподнятыми или слегка сведенными бровями, перемещением взгляда по направлению к объекту, слегка приоткрытым ртом или поджатием губ.

Проявление эмоции интереса сопровождается сначала небольшой брадикардией (снижением частоты пульса), а затем некоторым повышением частоты сердечных сокращений. Эмоция интереса, по Изарду, проявляется в таких переживаниях, как захваченность, зачарованность, любопытство.

Любопытство. Рассматривая интерес, отечественные психологи, как правило, сознательно или непреднамеренно ничего не говорят о таком психологическом явлении, как любопытство. Между тем, по С. И. Ожегову, любопытство — это стремление узнать, увидеть что-то новое, проявление интереса к чему-нибудь (я бы добавил -«здесь и сейчас»). В частности, любопытный факт — это интересный, возбуждающий любопытство, интерес, содержащий какую-то интригу. Отсюда заинтриговать — возбудить интерес, любопытство чем-то загадочным, неясным. Любопытству сродни понятие «любознательный», т. е. склонный к приобретению новых знаний.

Следует отметить, что, как писал Ларошфуко, есть две разновидности любопытства: своекорыстное — внушенное надеждой приобрести полезные сведения, и самолюбивое — вызванное желанием узнать то, что неизвестно другим.

Все сказанное выше свидетельствует о том, что нет никаких оснований исключать любопытство из рассмотрения вопроса об интересе.

Очевидно, что любопытство и любознательность являются проявлениями познавательного интереса, несмотря на то, что в ряде случаев любопытство может быть мелочным и пустым (т. е. интерес проявляется ко всяким случайным или несущественным обстоятельствам, фактам и т. п.), или, как пишет П. А. Рудик, любопытство является начальной стадией развития интереса при отсутствии четкого избирательного отношения к объектам познания.

А. Г. Ковалев (1970) пишет, что у маленьких детей интерес первоначально проявляется в форме любопытства. Но эта направленность на объект носит временный характер и может быть названа предынтересом. Собственно интерес (отношение) возникает в дошкольном возрасте.

Таким образом, любопытство можно, по Ковалеву, рассматривать как проявление ситуативного интереса. Но, с другой стороны, разве не может каждый сказать про себя, что в определенных ситуациях он тоже проявляет любопытство в отношении новых, поражающих воображение, удивляющих, интригующих фактов, объектов? И разве, читая художественное произведение (роман, детектив), мы не проявляем все то же любопытство: что будет дальше, чем закончится?

Поэтому Н. Д. Левитов прав, когда говорит о том, что любопытство имеет разные формы и было бы неправильно думать, что все они являются выражением поверхностной, несерьезной любознательности. Он выделяет непосредственное и наивное любопытство, которое может не содержать в себе ничего плохого. Такое любопытство свойственно маленьким детям. Новому для них человеку они могут задать самые разнообразные вопросы: «Почему вы такой большой?», «У вас есть маленькая дочка?» и т. д. Непосредственное и наивное любопытство, как отмечает Левитов, бывает и у взрослых, когда им приходится обращать внимание на что-то новое, непривычное. Таково любопытство человека, попавшего в новую обстановку.

Левитов говорит и о серьезном любопытстве, которое свидетельствует о любознательности человека. Это своего рода кратковременный концентрат любознательности. Не случайно слова «любопытство» и «пытливость» имеют общий корень; через любопытство формируется пытливость, пытливость выражается в любопытстве. Левитов рассматривает любопытство в качестве одного из показателей умственной активности, живости и широты интересов человека. Он подчеркивает роль любопытства в науке: оно часто является толчком к постановке исследования.

Когда же с пренебрежением говорят о любопытстве, то имеют в виду его особую форму — праздное любопытство. Это означает, что любопытство направлено на предмет, не стоящий внимания, и что источником его является желание проникнуть в область, в которую данному человеку проникать не следует. К праздно любопытствующим Левитов относит зевак, а также сплетников, желающих узнать что-то сенсационное.

Многими психологами интерес понимается как отношение, что следует и из перевода латинского слова «интерес» — «важно», «имеет значение». Правда, это отношение не всегда пристрастно, эмоционально. Так, в «Словаре по этике» интерес определяется как целеустремленное отношение человека, общества в целом к какому-либо объекту его потребности; в «Психологическом словаре» интерес понимается как по-требностное отношение человека к миру. Чаще всего, однако, подчеркивается, что интерес как отношение имеет положительную эмоциональную окраску. У С. Л. Рубинштейна интерес — это избирательное, эмоционально окрашенное отношение человека к действительности, у А. Г. Ковалева — это эмоциональное и познавательное отношение и т. д. В то же время Ковалев отмечает, что не любое эмоциональное отношение составляет интерес. Радость может и не выражать интереса. Следовательно, как полагает автор, обязательным признаком интереса может быть только устойчивое положительное эмоциональное отношение личности к объекту. Но последнее можно рассматривать и как склонность (потребность в осуществлении интересной

198 Глава 6. Характеристика различных эмоций

деятельности), и как чувство. Отсюда и многозначность в понимании интереса как психологического феномена, о которой я подробно говорил в моей книге «Мотивация и мотивы» (Ильин, 2000).

Возникающее противоречие в понимании интереса, с одной стороны, как ситуативного психологического феномена (потребности), а с другой стороны, как устойчивого психологического феномена (эмоционального отношения) Б. И. Додонов (1973, 1978) попытался решить следующим образом. Ключ к пониманию сущности интересов он видит в рассмотрении динамики отношений между потребностями и эмоциями, которые приводят к возникновению интересов-отношений, интересов-свойств личности. Выступая в первую очередь как индикаторы потребностей человека, эмоции сами постепенно все более становятся «предметом» его особых психологических потребностей, приобретают известную самоценность, начинают заранее предвкушаться личностью. В «механизм» каждого интереса, по мнению Додонова, входят потребности, которые приобрели служебную функцию. Поэтому, с его точки зрения, интерес — это потребность в переживании отношений, жажда положительных эмоций. По сути, он разделяет понимание интереса А. Г. Ковалевым как устойчивого положительного эмоционального отношения, показывая истоки возникновения этого отношения.

Очевидно, что понимание интереса то как эмоции, то как чувства неправильно, поскольку интерес — это и то и другое вместе, но не только это. Интерес — это прежде всего мотивационное образование, в котором наряду с эмоциональным компонентом (положительным эмоциональным тоном впечатления — удовольствием от процесса), присутствует и другой — потребность в знаниях, новизне. Следовательно, интерес — это аффективно-когнитивный комплекс.

Главное для меня - не переставать удивляться. Перед отходом ко сну я непременно даю себе наказ с утра пораньше обнаружить что-нибудь удивительное.

Рэй Брэдбери

В современном мире человек все больше утрачивает способность удивляться. Удивление становится «дефицитным чувством» на фоне общего информационного изобилия. Мы стремимся все упорядочить в своем уме, приведя предметы и события в режим предсказуемости. Опыт формирует «призму восприятия», через которую воспринимаются все происходящие события. Со временем мы можем утрачивать способность удивляться, а точнее запрещать себе испытывать эту эмоцию.

Исходим из того, что современный человек стремится к избеганию случайностей в жизни. Большинство людей хочет иметь предсказуемую жизнь без резких изменений и перепадов. Все должно соответствовать ожиданиям. Именно поэтому все, что соответствует ожиданиям, не вызывает сильной эмоциональной реакции. Эмоции вызывает ситуации, которые не соответствуют ожиданиям. Либо превосходят их, либо вообще не совпадают.

Удивительный факт: Если все сосуды одного человека, включая вены, артерии, капилляры, вытянуть в одну линию, то этой “веревочкой” можно будет обмотать нашу планету 2-3 раза по экватору .

Удивление - эмоция, возникающая при возникновении неожиданной ситуации. Это реакция на отклонение от нормы. Исследователь психологии эмоций Изорд, утверждает, что основная функция удивления состоит в том, чтобы в момент внезапного изменения в окружающей среде прекратить активность нервной системы, которая перестала быть уместной и может помешать адаптации к ситуации.

Эмоциональные триггеры удивления

Я считаю, что удивление – это очень ценная эмоция в отношениях и бизнесе. Если вы с помощью своего товара или услуги можете удивлять своих Клиентов, они будут очень лояльны к вам и будут по сути бесплатной рекламой. В семейных отношениях это также важно, так как желание приятно удивить своего партнера подпитывает эмоциональность и делает отношения более долговечными.

Чувство удивления – это промежуточное чувство , которое подготавливает нас к переходу к следующей, более энергичной эмоции. Если неожиданная ситуация ОПАСНА, удивление переходит в ИСПУГ. Если неожиданная ситуация менее ОПАСНА, удивление переходит в ГНЕВ. Если неожиданная ситуация БЕЗОПАСНА, удивление переходит в ИНТЕРЕС. Если неожиданная ситуация ПОЗИТИВНА, удивление переходит в РАДОСТЬ.

Триггерами (спусковыми крючками) для возникновения удивления могут быть разные ситуации. Однако, для всех этих ситуаций есть нечто общее. Каждая ситуация выходит за границу наших ожиданий.

  • Неожиданность
  • Оригинальная идея
  • Необычное действие
  • Внезапная ошибка или успех

Удивительный факт: Если наполнить чайную ложку веществом, из которого состоят нейтронные звезды, то ее вес будет равняться примерно 110 миллионам тонн!

Технология развития УДИВЛЕНИЯ

Для развития удивления я предлагаю вам использовать 3-шаговый алгоритм. Только тот человек может удивлять, кто сам умеет удивляться.

Шаг №1. Каждый день выбирайте один факт, который вы будете изучать . С этого момента вы охотник на удивительные факты. Это может быть что угодно, от биографии известных людей до природных явлений. Заведите отдельный файл на компьютере и записывайте в него все, что вызвало у вас эмоцию удивления.

Шаг №2. Проанализируйте, почему этот факт вызывает у вас удивление. Подумайте, какой триггер сработал. Что в данном событии или факте вызывает у вас эту эмоцию? Напротив каждого факта делайте мини-анализ.

surprise) У. - это кратковременная, быстро проходящая реакция на внезапное, неожиданное событие. Существовавшая до того активность резко обрывается. Выражение лица приобретает характерные черты: широко раскрытые глаза, поднятые брови, наморщенный лоб и полуоткрытый круглый рот. При крайней степени У., особенно при испуге, наблюдаются моргание глаз и постуральные реакции. Это одна из наиболее легко распознаваемых и универсальных эмоций. Ее физиолог. корреляты в целом яв-ся теми же, что и при увеличении возбуждения. У. м. б. неприятным, приятным или тем и и др. одновременно. Томкинс описывает У. как состояние "сброса", при к-ром разум на долю секунды очищается от мыслей. У. может варьировать от сравнительно рефлекторной до высокой степени когнитивной реакции. В форме рефлекторной реакции оно тесно связано с испугом и ориентировочным рефлексом. Оно тж тесно связано с когнитивным несоответствием - рассогласованием, дисбалансом или диссонансом. В более узком смысле - это реакция на внезапное изменение в уровне согласованности. Удивление - первичная эмоция. Для выделения первичных (базисных) эмоций предлагались многочисленные критерии, включая универсальность выражения и распознавания, нейрофизиологический субстрат, филогенетическую и онтогенетическую первичность, адаптивную функцию, согласующийся гедонистический тон и продолжительность во времени. Определяемое с включением в него реакции испуга, У. без труда отвечает любому из этих критериев, за исключением двух последних. Большинство теоретиков пренебрегают этими двумя критериями, в рез-те чего У. практически неизменно входит в состав каждого известного перечня первичных эмоций. Репрезентативным может служить перечень Плучика: радость, печаль, принятие, отвергание, страх, гнев, предвкушение и У. Испуг и ориентировочная реакция. Испуг в чистом виде - комплексная непроизвольная реакция на внезапный и сильный раздражитель. Неожиданность может усиливать реакцию испуга. Чрезвычайно сильный раздражитель тж может способствовать усилению испуга, но не обязательно. Внезапность же необходима для испуга или У. У. связано с ориентировочной реакцией (ОР), или реакцией на новые раздражители, при к-рой животное или чел. ориентирует свое тело и органы чувств в направлении этих раздражителей. Научение. Л. Кеймен высказал предположение, что для вырабатывания условной реакции раздражитель должен вызывать У. В поддержку этого тезиса он привел яркие демонстрации блокировки - неблагоприятного исхода обусловливания, при к-ром игнорировались значимые, но избыточные (и т. о. не вызывающие У.) сигналы. Наряду с этим было продемонстрировано явление контрблокировки, или "сверхобусловливания", при к-ром, напр., хорошее событие (пища) вызывало сильное У. вследствие ожидания плохого события (удара электрическим током). Рескола и Вагнер формализовали эту теорию обусловливания У. в виде простой модели линейных операторов. Эта модель успешно интегрировала блокировку, контрблокировку и нек-рые др. интуитивно неочевидные феномены обусловливания. Вагнер расширил эту модель, чтобы включить в нее как простое привыкание, так и сложные процессы обработки информ. у людей. Все уровни научения в этой модели оказались взаимосвязанными через понятие удивительности раздражителя. Познание. Одна из областей исслед., связывающих У. с челов. познанием, относится к изучению вызванных внешним раздражителем корковых потенциалов (event-related electroencephalogram potentials ) компонента Р300. В целом компоненты ERP с короткими латентными периодами связаны с регистрацией мозгом физ. раздражителей, тогда как компоненты с более длительными латентными периодами, включая Р300, оказываются более тесно связанными с процессами когнитивной обработки информ. Исслед. Дончина и сотрудников продемонстрировали, что У. можно измерять по амплитуде волны Р300, к-рая позволяет оценивать сравнительное количество ожиданий или схем, обрабатываемых субъектом; ее латентные периоды позволяют оценивать сравнительную скорость их обработки. Социальное познание. Литература по соц. познанию, в частности по вопросам когнитивной согласованности, содержит ограниченное число исслед. на тему У., в основном по причине недостаточного внимания, к-рое уделялось внезапности - необходимой предпосылке У. Тем не менее, была продемонстрирована прямая связь между внезапными изменениями в уровне согласованности и У. Наибольший интерес представляют собой следующие полученные высокие корреляции: Неприятность и несогласованность - 0,89 Удивление и изменение несогласованности - 0,86 Удивление и неприятность - 0,83 Тогда как первая корреляция примечательна тем, что показывает, насколько точно приятность может прогнозироваться на основе степени несогласованности, вторая корреляция демонстрирует, что У. очень тесно корреспондирует с величиной изменений в степени согласованности. Третья корреляция свидетельствует о том, что в тех случаях, когда любые изменения несогласованности направлены в сторону увеличения, У. яв-ся неприятным. Юмор. З. Фрейд проводил различие между "тенденциозным" и "безобидным" остроумием. Этим двум разновидностям остроумия соответствуют два семейства теорий юмора. Первая разновидность остроумия отражена в психоаналитической мотивационной теории, к-рая рассматривает остроумие (и остроты) как косвенное выражение сексуальных табу и агрессивных мотивов. В когнитивных теориях, преим. посвященных "безобидному" остроумию, в качестве центрального объяснительного конструкта используется или несоответствие (т. е. несогласованность), или У. Роль несоответствия и У. в "безобидных", или когнитивных остротах можно проиллюстрировать на примере сценария анекдота, к-рый традиционно состоит из трех частей: а) "установки", в ходе к-рой оформляются контекст событий и ожидания слушателя; б) "кульминационного пункта", когда внезапно вводится несоответствие; в) "соли", или развязки, посредством к-рой слушатель внезапно разрешает это несоответствие. Если развязка происходит не сразу, слушатель испытывает У. дважды: сначала вследствие внезапного несоответствия самого кульминационного пункта, и второй раз - в процессе развязки. Существуют многочисленные свидетельства того, что комическое напрямую связано с удивительным в "безобидном", или осн. на несоответствии, юморе. Имеются тж нек-рые данные, что тенденциозные остроты воспринимаются более смешными, если они не вызывают особенного У., - свидетельство того, что доставляющие наибольшее удовольствие тенденциозные остроты скорее должны подтверждать наши ожидания или предубеждения, нежели опровергать их. Т. о., У. играет противоположные роли в этих двух разновидностях остроумия. См. также Эмоции, Чувство юмора Р. Уиллис

Инновационная мысль состоит в том, что именно удивление способствует продлению молодости. Ранее я сделал выводы, что молодости способствуют положительные эмоции, активная работа мозга, постоянные впечатления для него , личностное развитие, сильные гены, природа организма, правильный образ жизни, внутренняя энергия, которая питает работу программы мозга, и занятия спортом, которые повышают мозговую активность.

Остановимся на постоянных впечатлениях для мозга. Как работает точно мозг науке не известно, но так как мозг живой организм, то можно предположить, значит, он живет своими событиями, своими впечатлениями для себя любимого. Так сказать своей насыщенной жизнью. Моя гипотеза состоит в том, что именно удивление и есть одна из главных подпиток для мозга.

Несмотря на значительный прогресс в изучении головного мозга в последние годы, многое в его работе до сих пор остаётся загадкой. Функционирование отдельных клеток достаточно хорошо объяснено, однако понимание того, как в результате взаимодействия тысяч и миллионов нейронов мозг функционирует как целое, доступно лишь в очень упрощённом виде и требует дальнейших глубоких исследований.

Почему именно удивление спросите вы? Ответ будем искать в детях и в их молодости. Посмотрите на маленьких детей, которые играют во дворе, в песочнице. Кто поспорит с тем, что они молоды и счастливы? Скорей всего никто. Ребенку все в новизну, в новинку, его все удивляет ему мир кажется свежим, чистым, интересным, удивительным. Дети любознательны, они всему учатся, восхищаются, радуются, смеются (рассматриваем вариант “счастливого детства”). Помимо смеха, который каждый день их сопровождает, они также много всему удивляются.

Наберите слово восторг в Яндексе или Google и вы увидите, что на первых картинках в результатах поиска изображены искрящиеся дети!

Почему они удивляются, а взрослые в большинстве своем уже ничему не удивляются, с годами для них жизнь становится обыденной? потому что ребенок еще пока не знает жизни, ребенок только появился и ему все в новинку, в радость, в удивление! Пока она познает новое для себя, его все удивляет! Взрослому человеку удивляется нечему, так как уже ‘все познал, все узнал”.

Доказано, что смех освобождает от напряжения, стресса, гнева и страха. А как обстоит дело с удивлением?

Посмотрим, что нам говорит Википедия. “Удивление - когнитивная эмоция, возникающая при возникновении неожиданной ситуации. Если неожиданная ситуация окажется безопасной, то удивление переходит в интерес. Если неожиданная ситуация окажется приятной, то удивление переходит в радость.” Продолжим рассуждение если удивление переходит в радость, то радость потом переходит в смех, а смех в счастье. Также и интерес. Интерес переходит в радость, радость в смех и счастье. Несомненно, что когда человек счастлив он и молод!

Но молодой человек если перестает удивляться, то начинает “стареть” Вокруг вас наверняка есть пожилые люди, вы можете у них спросить когда они последний раз удивлялись и чему? Скорей всего ответ последний такой, что уже дано, не помню. А чему собственно удивляться? Вот выходит старость - это отсутствие удивления, а значит отсутствие смеха, радости, счастье и соответснно молодости. Я предполагаю, что молодость ребенка продлевается пока он удивляется, молодость человека напрямую зависит от количества удивлении от жизни. В мозге заложена своя программа в жизни, когда нету удивления, радости познания, то мозг как бы заканчивает свою деятельность!

Посмотрите на статистику дети до 6 лет 400 раз в день улыбаются и 150 раз смеются!! В то время, как взрослые улыбаются в среднем 15 раз в день, а смеются и того меньше: всего 6. Молодые люди ближе к 20 лет - смеются только 6раз. От 20 до 30 лет- 4 раза. После 30 лет- 5 раз в день!!

Известно, что за детский смех, как и за взрослый, отвечает особый гормон - эндорфин, который вырабатывается в организме, когда человек полон положительных эмоций, сопровождаемых смехом. В большом количестве эндорфины способны вызвать состояние блаженства, радости и ликования, счастья!

Вы наверно заметили, что есть молодые люди, которым 20 лет, но они уже выглядят старовато, сидеют, лысеют. Скорей всего они потеряли качество Удивление. Узнаете у них!

Как вернуть удивление или приобрести? Несомненно, нужно выходить из своего мира и смотреть по сторонам, жить активной жизнью. Если вы все знаете вокруг себя - это не означает что вы знаете что происходит на другой части земли, к примеру, в Новой Зеландии, Мексике, Сингапуре или на каких-нибудь островах. Дорого? Необязательно ездить в далекие страны, можно поехать по России, к примеру, в Санкт-Петербург, если вы в нем не были.

Важно постоянно искать новые возможности к удивлению. Можно предположить, что удивляет человека чаще всего что-то новое. Как раз в путешествиях вы узнаете много чего нового, путешествия способствуют росту вашего удивления, а также росту вашей молодсти. Самое главное ездить туда, где вы не были, а не туда где вы все знаете! Так если вы все знаете, то удивляться вы ничего уже не будете!