Фехтование краткое описание вида спорта. Фехтование - что такое? Все о фехтовании как о виде спорта

Истоки развития фехтования, как вида искусства владения клнковым оружием, повидимому, следует искать на рубеже XIII - XIV вв., именно к этому периоду относится древнейший, дошедший до нас письменный источник содержащий описание приёмов обращения с мечом. Здесь речь идёт о "Манускрипте 1.33", который ещё называют "Тауэрской книгой по фехтованию".

Нет смысла разбирать работы и вклад всех значимых итальянских мастеров фехтования, срди которых значимое место, занимают работы Мароццо, Агриппы, ди Грасси, Виджани, Фабриса и Капо Ферро. Все они тщательно разобраны в книге Эгертона Кастла "Школы и мастера фехтования". Мы окцентируем своё внимание лишь на некоторых и зних, чтобы показавть очень важную тенденцию в развитии всей системы фехтования мечом - переход от удара к уколу.

О Мароццо можно говорить, как о первом выдающемся итальянском авторе, написавшим об искуссве фехтования своего времени, в своей работе он как-бы фиксирует системы фехтования, популярные ещё до того, как главенство укола над ударом было возведено в принцип. Вероятно, во времена Мароццо (1-я книга вышла в 1536 году) особого различия между ударом и уколом не делали, а главная цель состояла лиш в том, чтобы перемещаясь из стойки в стойку занять такое положение относительно противника, которое давало бы возможность нанести удар любым способом. Коротко говоря, у Мароццо стойки имеют мало отношения к тому, что мы теперь называем эти словом.

Через 17 лет после первой опубликованной работы Мароццо, в Риме был опубликован замечательный труд по фехтованию "Трактат об оружейной науке с филосовским диалогом" за авторством миланца Камилло Агриппы, в котором содержались весьма инновационные принципы владения мечом для своего времени.

Агриппа подошол к изучению фехтования с точки зрения опытного инженера и математика. Он изучал связки движений, совершаемые разными частями тела при нанесении уколов и ударов, и строил различные геометрические фигуры для их объяснения. Оценив ошибки в популяных стилях фехтования, он изобрёл гораздо более простую систему:

  • во первых, он отказался от многочисленных и бесползных стоек, ограничив их четырьмя: prima, seconda, terza и quarta;
  • во вторых он доказал преимущество использования укола над ударом - укол требует меньших силовых и временных затрат и его труднее парировать;
  • в третьих, он заметил, что любая стойка, где левая нога выставлена вперёд, а меч находится в правой руке, слишком открывает фехтовальщика.

Нанесения и отражения ударов и уколов. Также фехтованием называют и сам процесс боя с использованием холодного оружия (как реальный, так и учебно-тренировочный, спортивный, исторический, сценический и др.).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ Галилео. Фехтование

    ✪ Сай, Нунти японское оружие

    ✪ Клинковое оружие. Все о валлонской шпаге

    ✪ Физика боя. Противник с палкой | Т24

    Субтитры

История фехтования

Боевое фехтование - в первую очередь это искусство владения боевым холодным оружием: мечом, шпагой, рапирой, саблей, кинжалом, ножом, секирой и пр. Преподавали фехтование и новобранцам-легионерам, и гладиаторам в Древнем Риме. В Древней Греции фехтование было одной из основных дисциплин для детей граждан, с самого младшего возраста (с 5-11 лет). В Средние века фехтование было одной из основных дисциплин в образовательной программе дворянина-рыцаря. Первый дошедший до нас учебник фехтования - Фехтбух из Тауера , относится к XIII веку, то есть был написан за два века до шпаги , которая появилась в XV веке. Первоначально при фехтовании на боевых шпагах, представлявших собою длинные тонкие мечи со сложной гардой, использовались щиты, а затем и кинжалы. Только в наше время фехтование из боевого искусства превратилось в вид спорта.

Виды фехтования

  • Боевое фехтование - искусство владения ручным холодным оружием, практическая подготовка воина к реальному бою.
  • Спортивное фехтование - вид спорта .
    • Артистическое фехтование - вид спортивного фехтования, цель которого - показать зрителям и судьям правдоподобный поединок на холодном оружии.
  • Историческое фехтование - использующее старинную технику и тактику боя, копии старинного оружия, снаряжения и костюмов.
  • Параолимпийское фехтование - фехтование на колясках.
  • Сценическое фехтование - фехтование, направленное на зрелищный показ владения оружием. Преподается как дисциплина в театральных учебных заведениях.

Спортивное фехтование

Главная цель спортивного состязания - нанести укол противнику и, соответственно, избежать укола самому. Победа присуждается тому, кто первым нанесёт сопернику определённое количество уколов в соответствии с правилами или нанесёт больше таких уколов за установленный промежуток времени. Даже в командных соревнованиях бои проводятся один на один. Бой между двумя фехтовальщиками на любом виде оружия проводится на специальной дорожке, шириной 1,5-2 м и длиной 14 м, сделанной из электропроводящего материала , которая изолирована от регистрирующего уколы или удары аппарата.

Бой управляется и оценивается спортивным судьёй. Уколы и удары, нанесённые фехтовальщиками, регистрируются лампами на электрическом аппарате. Фиксируются они на основе электрической схемы, проходящей через оружие фехтовальщика и его одежду, связанных с аппаратом проводной системой. Арбитр оценивает удары и уколы, основываясь на показаниях регистрирующего аппарата при учёте правил боя в каждом виде фехтования. Бои в видах оружия имеют собственные специфические правила, позволяющие засчитывать уколы и удары или объявлять их недействительными. Также в спортивном фехтовании можно выполнять (брать) защиты.

  • фехтование на рапирах ,
  • фехтование на шпагах ,
  • фехтование на саблях ,
  • артистическое фехтование (арт-фехтование),
  • фехтование на тростях ,
  • фехтование на карабинах ,
  • фехтование на тяжёлом клинковом оружии (историческое).

Как правило, судья отдаёт команды во время соревнования на французском языке. Различаются следующие команды:

Фехтование входит в программу Олимпийских игр . Проводятся также чемпионаты мира по фехтованию , с 1981 года - чемпионаты Европы , а также Кубок мира , национальные чемпионаты .

Фехтование на рапирах

Мужчины и женщины соревнуются на рапирах в отдельных турнирах. Пружина в наконечнике рапиры настраивается на усилие 500 г. Кроме того, аппарат, фиксирующий уколы, не регистрирует касания продолжительностью менее 0,025 сек. Другие уколы аппарат фиксирует. Засчитываются действительными лишь уколы, нанесенные в металлизированную куртку (электрокуртку).

Поражаемая поверхность на фехтовальщике закрыта металлизированной курткой, укол в которую регистрируется цветной лампой на аппарате. Уколы в области, не закрытые металлизированной курткой, регистрируются белой лампой и считаются недействительными.

Поединок в фехтовании происходит на фехтовальной дорожке. Пересечение бойцом границы за его спиной карается штрафным уколом. При выходе бойцами за боковые границы дорожки бой останавливается, а нанесенные после этого уколы аннулируются.

Бой в фехтовании на рапирах сформировался на основе исторического развития холодного оружия. Боевое единоборство определяло необходимость уколоть и ранить противника. В то же время было важно избежать получения укола. Поскольку первоначально рапира в основном использовалась при обучении фехтованию и было важно научить фехтовальщика не только атаковать, но и защищаться, то учитель задавал условия схватки. Поэтому основное современное правило определяет, что атака противника должна быть отражена прежде, чем начато ответное действие (правота атаки). Приоритет действия переходит от одного фехтовальщика к другому после активного действия на оружие соперника своим оружием (правота защиты). Преимущество определяет арбитр. Он останавливает действия, когда регистрирующий уколы аппарат сигнализирует об их нанесении. Тогда, ориентируясь на показания аппарата, арбитр присуждает укол или его аннулирует. Затем продолжает поединок.

В фехтовании запрещены столкновения бойцов телами, виновному в столкновении выносится предупреждение, повторное столкновение карается штрафным уколом. Кроме этого бой останавливается, если его участники оказываются за спиной друг друга.

В настоящее время с целью повышения качества судейства судья может использовать видеоповтор для принятия решения. Также каждый из бойцов может потребовать пересмотра решения судьи с использованием видеоповтора.

Фехтование на шпагах

Школы фехтования

Венецианская школа фехтования

Венецианцы были мастерами искусства, и делились со своими коллегами из Болоньи обоснованными принципы фехтования, эти школы стали известными как Болонская или Венецианская школа.

В венецианском фехтовании впервые настолько подробно были описаны свойства разных частей клинка, которые применялись в обороне и наступлении. С таким подходом фехтовальщик имел представление о том, что сейчас называется «центром удара». Было предложено определённое разделение меча. Клинок делился на четыре части, первые две - начиная от эфеса следует использовать в защите; третью, около центра удара, для удара; а четвертую, у острия, для укола.

Ярким представителем Венецианской школы фехтования является Николетто Гиганти - венецианский мастер фехтования 17-го века. Он прославился своим написанным трактатом "Scola, overo, Teatro".

Генуэзское фехтование

Генуэзское фехтование - это определённый вид ведения морского и сухопутного клинкового боя, который берет свои истоки в государстве

Фехтование - благородный, очень красивый, изящный и романтичный вид спорта. Вместе с тем это древнее боевое искусство, которое одновременно прекрасно и смертельно. Фехтование - это сражение характеров, в котором не лишними качествами являются хладнокровность и благородство. Сегодня мы с вами познакомимся с этим увлекательным видом спорта поближе и узнаем, что такое фехтование, как и где оно зарождалось, какие в нем действуют правила, какое применяется снаряжение, как проходят соревнования и преуспела ли в этом деле Россия. Фехтование имеет далекие корни, с них и начнем.

Исторический экскурс

Родиной фехтования принято считать Испанию. Именно здесь зародилось нечто похожее на современное искусство и рапирой. В Испании производили знаменитые на весь мир толедские клинки, которые, будучи очень легкими, имели отличные прочностные характеристики. Именно в этой стране, а позже и во всей Европе зародились дуэли на холодном оружии. Считается, что в Испании были изданы первые книги, в которых рассматривалось фехтование. Мужчины любили сражаться на холодном оружии, а женщины освоили фехтование гораздо позже. Со временем в стране появилась первая школа фехтования. Не сильно отставали также Италия, Франция и Германия. В 1470-х годах в Германии учредили корпорацию преподавателей по фехтованию, а в Англии - ассоциацию фехтовальщиков.

К началу XVIII века появилось несколько общемировых школ. Главными из них были французская и итальянская школа фехтования. Именно они подарили миру известные рукоятки для клинкового оружия.

В XIX веке началось формирование спортивного фехтования. А к концу этого века были организованы первые соревнования, в современной их трактовке. В 1913 году была создана Международная федерация фехтования, которая в 1914 году утвердила правила поединка. По этим правилам состязаются до сих пор. На сегодняшний день Международная федерация фехтования включает в себя более сотни национальных федераций.

Фехтование в России

Впервые интерес к искусству фехтования возник в России в начале XVII века. Петр I тогда сделал «Рапирную науку» обязательным предметом для военных и гражданских заведений. В 1816 году в Санкт-Петербурге открыли фехтовальную школу по подготовке учителей и инструкторов. Тренер по фехтованию, вышедший из ее стен, считался уважаемым человеком. В 1834 году в России разработали правила фехтования на штыках. Постепенно школы начали организовываться и в других городах.

С 1899 по 1916 годы петербургское атлетическое сообщество раз в год проводило первенство по фехтованию, в котором принимала участия вся Россия. Фехтование российских мастеров на международной арене впервые состоялось в 1910 году. Один из российских спортсменов завоевал тогда третье место. Через два года в карьере российских фехтовальщиков состоялась первая Олимпиада. Фехтование после этого стало развиваться с огромной скоростью.

Позже советская школа фехтования станет одной из лучших в мире. В 21-м веке мастера клинка из России успели завоевать несколько десятков золотых медалей и побить рекорды советской сборной. Сегодня секция фехтования есть едва ли не во всех городах.

Спортивное фехтование

Данный вид спорта объединяет в себе три дисциплины. Главное отличие между ними заключается в типе применяемого оружия. Фехтовать можно и саблей. Главная цель спарринга - нанести противнику укол и защитить себя от его уколов. Победителем становится тот, кому удастся первым провести определенное количество атак или достичь лучших результатов за определенный промежуток времени.

Оружие

Фехтовальное оружие состоит из таких элементов:

  1. Клинок.
  2. Гарда.
  3. Прокладка.
  4. Рукоятка.
  5. Гайка.

На острие клинка находится специальный наконечник. Оружие может быть электрифицированным и обычным. Электрическое оружие соединяется с помощью проводка с прибором, который фиксирует уколы. Провод проходит под одеждой спортсмена. Наконечник такого оружия имеет специальную кнопку.

Шпага по общей длине не превышает 110 см, а по весу - 770 г. Клинок имеет длину в 90 см. Диаметр гарды составляет максимум 13,5 см. Оружие относится к колющим. Гибкий стальной клинок имеет трехгранное сечение.

Рапира отличается от шпаги по таким параметрам, как: вес - до 500 г; диаметр гарды - до 12 см - и сечение кленка - четырехгранное. Она обеспечивает более легкое фехтование.

Сабля имеет длину не более 105 см. При этом длина клинка достигает максимум 88 см. Вес сабли - 0,5 кг. Сабля относится к и имеет эластичный стальной клинок с переменным трапециевидным сечением. У гарды сабли есть дужка, которая соединяет ее с рукояткой. Наконечника сабля не имеет.

Поражаемая поверхность

В поединке на шпагах засчитываются уколы, нанесенные острием клинка в любую часть тела противника. Бить нельзя только в затылок, незащищенный маской.

Теперь обсудим поединок на рапирах. В плане правил это более изощренное фехтование. Рапира в руках спортсмена требует большей аккуратности. В спарринге на рапирах считаются уколы только в торс соперника, как спереди, так и сзади. Удары в голову, руки и ноги, запрещены. Если рапирист нанес укол вне разрешенной зоны, поединок приостанавливается, и все удары данного эпизода не засчитываются.

В поединке на саблях разрешается делать уколы и удары в любую часть тела, которая находится выше пояса, кроме затылка. Если саблист попал вне этой зоны, он не получает за удар/укол баллов, но бой продолжается.

В спарринге саблистов и рапиристов иногда засчитывают укол/удар, нанесенный вне разрешенной зоны. Происходит это в случае, если спортсмен, который защищается, намеренно закрыл поражаемую часть тела, непоражаемой. Например, ногой, что можно часто встретить, просматривая непрофессиональное фехтование. Правила также запрещают специально касаться оружием проводящих поверхностей, в том числе собственного костюма, ведь это вызывает ложное срабатывание электрической системы.

Экипировка

Продолжаем изучать фехтование. Что такое костюм фехтовальщика? Это белый костюм, состоящий из куртки и брюк до колен с подтяжками. Куртку называют колетом. Одежда фехтовальщика выполняется из плотной ткани, способной выдержать удары силой до 800 ньютонов. Эти костюмы используют на международных соревнованиях. Для простых тренировок вполне достаточно ткани, выдерживающей силу удара в 350 ньютонов.

На ноги фехтовальщика надеваются длинные белые гетры и специальная обувь. От простой спортивной обуви она отличается плоской подошвой, а также усиленным носком и пяткой. Бывают низкие и высокие модели. Вторые используются, когда есть необходимость в фиксации голеностопа.

Маска - еще один важный атрибут, без которого нельзя представить фехтование. Что такое защита лица? Это крайне важный аспект в таком красивом, но суровом виде спорта. Защитная маска должна не только прикрывать лицо от ударов, но и не мешать спортсмену хорошо видеть противника. Поэтому в зоне глаз маска имеет металлическую сетку. А специальный металлический ворот защищает шею.

Для шпажистов металлическую сетку изолируют пластиковыми ударостойкими накладками с обеих сторон. А воротник изготавливают из материала, выдерживающего силу удара в 1600 ньютонов. Для тренировок этот показатель равен 350 ньютонам.

Рапиристы применяют такие же маски, только с электрическим воротником. Все зависит от того, какие удары разрешает то или иное фехтование.

Сабля, как уже говорилось, может бить по лицу, поэтому маски для саблистов имеют неизолированную сетку, проводящую электричество. Да и вообще вся сабельная маска, вместе с воротником, изготавливается из электропроводящего материала.

На руку, держащую оружие, надевается перчатка. В случае фехтования на саблях она имеет электропроводящий манжет.

Под костюм, описанный выше, надеваются набочники, которые также выдерживают удары силой в 350 или 800 ньютонов. Чтобы избежать синяков, под набочники дополнительно поддевают пластиковую защиту.

Так как у шпажистов поражаемой поверхностью является все тело, описанной защиты им вполне достаточно. Рапиристы дополнительно надевают на куртку жилет, выполненный из токопроводящего материала. Он отображает поверхность, по которой можно наносить удар. У саблистов, кроме того, к жилету подключается маска.

Регистрация удара

Когда наносится укол или удар (для саблистов), регистрирующий аппарат дает об этом знать включением зеленой лампочки. Если атака была произведена по всем правилам, то она засчитывается и атаковавший спортсмен получает очко. Если удар/укол был нанесен вне разрешенной зоны, загорается белая лампочка. Если загорелись одновременно зеленая и белая лампочки, значит было нанесено два удара, и первый из них был недействительным. Следовательно, второй удар не засчитывается. Так как фехтование на шпагах разрешает любые удары, здесь нет белых лампочек. Если лампочки загорелись одновременно с двух сторон, очко получает каждый из игроков.

Костюм фехтовальщика может быть соединен с регистрирующим устройством, как проводным, так и беспроводным способом. Чтобы электрическая система определила удар, давление на наконечник стрелы должно составить как минимум 4,9 ньютона или 0,5 кг для рапиры и 7,35 ньютона или 0,75 кг - для шпаги. Что касается удара саблей, то он должен быть доведен до логического завершения. Простое касание здесь не приносит очков.

Трудно представить, но было время, когда удары фиксировались исключительно визуально. Эта важная миссия предоставлялась четверке рефери, которые окружали поле боя со всех сторон. В 1936 году впервые получили силу правила, согласно которым уколы шпажистов начали фиксироваться с помощью электрических приборов. В 1957-м по этой системе начали соревноваться рапиристы, а в 1988 году и саблисты.

Фехтовальная дорожка

Спарринг происходит на фехтовальной дорожке. Ее длина составляет 14 метров, а ширина может колебаться в пределах 1,5-2 метра. Как и в любом другом виде спорта, поле сражения имеет разметку. В данном случае она представлена 5 линиями, перпендикулярными дорожке. Первая линия - центральная. На расстоянии 2 метров от нее по обе стороны расположена линия боя. Еще две линии располагаются в семи метрах от центральной и называются линиями задних границ.

Таким образом, в начале схватки, находясь на линии боя, спортсмен имеет 5 метров для отступления и 9 метров для атаки. По сторонам дорожки выделяются 2-метровые отрезки, которые позволяют спортсмену точно определить, сколько у него осталось места для отступления, не оборачиваясь.

Как проходит поединок

Мы уже знаем в общих чертах, что собой представляет фехтование. Что такое фехтовальный костюм и какую разметку имеет поле боя, нам тоже известно. Следовательно, пора перейти к самому интересному - процессу схватки.

Итак, в начале боя противники становятся на линию исходной позиции боком друг к другу. При этом одна нога пересекает линию. Оружие направляется на противника, а свободная рука заводится за спину. Поединок начинается и заканчивается, когда судья дает соответствующую команду. Однако завершение схватки может также произойти, если раздается сигнал, оповещающий о том, что время раунда истекло.

Традиционно судейство осуществляется на французском языке. Перед началом схватки, судья дает команду «Ан гард!», которая переводится как «К бою!». Затем он задает спортсменам вопрос: «Эй ву прэ?», чтобы узнать, готовы ли они. Когда оба фехтовальщика отвечают, судья дает команду «Алле!». Если нужно остановить бой, он произносит слово «Альт!», которое переводится как «Стой!». Присуждая очки тому или иному бойцу, судья говорит: «А друат», «А гош» или «Ку дубль». Это обозначает: «направо», «налево» и «обоим» соответственно. При регистрации недействительного удара судья говорит: «Па конте!» - «Не считать». После начисления очков противники возвращаются на исходные позиции, и бой продолжается. А если бой был остановлен без присуждения попадания, то он возобновляется на том же месте, где остановился.

Индивидуальный поединок делится на три раунда продолжительностью в 1 минуту. Перерыв между раундами составляет также минуту. Победителем раунда становится спортсмен, который первым наберет 15 очков или будет вести в счете на момент окончания раунда. Если по окончании трех раундов счет указывает на ничью, назначается дополнительный четвертый раунд. При этом, прежде чем он начнется, проводится жеребьевка, в которой выбирается победитель на случай, если дополнительная минута не поможет.

Теперь рассмотрим командное фехтование, правила которого несколько отличаются. Если соревнования командные, то каждый фехтовальщик должен сразиться с каждым спортсменом команды противника. Так как команда состоит из трех человек, матч между двумя командами включает в себя 9 индивидуальных схваток. При этом первый бой завершается, когда одна из сторон набирает 5 очков, второй - 10 очков, и так далее до 45.

Фехтовальщик, который напал первым, получает статус атакующего, а его противник, соответственно, защищающегося. При одновременно нанесенных ударах/уколах, преимущество получает атакующий спортсмен. Попеременно приоритет действия переходит от одного фехтовальщика к другому. Если электронная система зафиксировала удар/укол, но он был нанесен с нарушением приоритета атаки, очки не присуждаются. При взаимных попаданиях рефери действует по ситуации. Удар/укол, нанесенный после команды «Стой!», засчитывается только в том случае, если движение началось до команды.

Кратко о технике и тактике боя

Заглянем немного глубже в такой увлекательный вид спорта, как фехтование. Это взаимодействие клинков, которое подразумевает массу тонких, хитрых, выверенных движений и приемов. Именно в этом главное отличие фехтования от поединков на тяжелом оружии.

Когда прямая атака невозможна, фехтовальщик старается нейтрализовать встречное нападение и контратаковать. А чтобы ликвидировать угрозу, не обязательно уклоняться, можно отбить клинок и тут же нанести встречный удар.

В фехтовании важную роль играют обманные движения. Это может быть: маскировка, которая помогает скрыть намерения спортсмена; финты, представляющие собой угрожающие движения; вызов, провоцирующий противника на решительные, но не всегда обдуманные действия, и прочее.

Современное фехтование, в зависимости от вида применяемого оружия, имеет некоторые различия в технике, тактике и правилах, обусловленные историй происхождения оружия. Сабля произошла от клинка, который использовали кавалеристы. Они сражались в конных поединках, поэтому рубящие удары наносились выше пояса. Этот факт предопределил размеры поражаемой поверхности в спортивном фехтовании на саблях.

Шпага по своему происхождению является дуэльным оружием. Исход дуэли мог определить укол в любую часть тела. Поэтому крайне важно было нанести его первым и защититься при этом от ответного выпада. Этот же принцип перенесся и на современное фехтование.

Рапира изначально создавалась как тренировочное оружие. Поэтому и условия борьбы у рапиристов самые щадящие. Именно с рапиры начинают фехтование. Женщины когда-то имели право сражаться только на рапирах. Так как оружие мало весит, с ним могут управиться даже дети. Кстати говоря, фехтование для детей мы рассмотрим немного ниже. Такое понятие, как «тактическая правота» также возникло из потребностей тренировочного боя, который должен был подготовить человека к реальному поединку.

Штрафы

Если спортсмен заступает за боковую линию боя хотя бы одной ногой, ему присуждается штраф в 1 метр. Это значит, что схватка возобновляется на расстоянии в 1 метр от места нарушения в сторону нарушителя. Таким образом, у него становится на метр меньше места для отступления. Если фехтовальщик заступил за заднюю линию, противнику засчитывается одно очко. Это называется «штрафным уколом». В фехтовании недопустимы:

  1. Атака бегом.
  2. Преднамеренный телесный контакт.
  3. Толчок противника.
  4. Поворот к противнику спиной.
  5. Удар оружием по полу.
  6. Какие-либо действия свободной рукой.

Снимать наконечник с оружия, пытаться его чинить и осуществлять прочие действия запрещено без разрешения судьи. Покидать поле и снимать маску без соответствующей команды также нельзя. За преднамеренные нарушения правил спортсмены получают штрафные карточки.

Желтая карточка дается в случае, если фехтовальщику выносится предупреждение. Если спортсмен нарушаете правила второй раз, он получает красную карточку. Здесь не важно, повторил он свое нарушение или допустил другое. Красная карточка, в отличие от желтой, не только предупреждает, но и наказывает, посредствам штрафного укола. Черная карточка дается при грубых нарушениях правил, неспортивном поведении и в случае, если фехтовальщик повторяет нарушение, за которое ему присудили красную карточку. Черная карточка обозначает дисквалификацию.

Олимпиада

Фехтование уже давно является неотъемлемой частью Олимпийских игр. На современной Олимпиаде страну представляют 18 спортсменов, двое из которых запасные. В состав команды входят как мужчины, так и женщины. Программа Олимпиады включает личные и командные состязания по всем трем видам оружия, которые допускает современное фехтование. Женщины, также как и мужчины, могут сражаться на шпагах, рапирах и саблях. В программу входят 10 номеров, 6 из которых личные, и 4 командные. На прошедшей Олимпиаде в Рио российские болельщики с гордостью смотрели фехтование. Мужчины завоевали две награды, а женщины - 3 золота, одно серебро и одну бронзу. В общем медальном зачете сборная России по фехтованию оказалась на первом месте.

Детское фехтование

Фехтование для детей на сегодняшний день развито не меньше других видов спорта. В секции обычно принимают детей от 9 лет. В хороших школах их учат не только технике и тактике боя, но и толерантности по отношению к противнику. Достойная секция фехтования есть в каждом крупном городе. Без этого спарринг по фехтованию превратился бы в простое побоище клинками.

Фехтование (от нем. Fechten - "сражаться", "бороться") - спортивное единоборство с использованием холодного оружия. Состязаются фехтовальщики на специальной дорожке, ширина которой составляет от 1,5 до 2 м, длина - 14 м, а покрытие - из электропроводящего материала, с целью изоляции от регистрирующего уколы (удары) аппарата.

Управляет боем, а также оценивает умения и навыки фехтовальщиков арбитр, руководствующийся показаниями регистрирующего уколы и удары электрического аппарата, с которым связаны проводной системой оружие и одежда спортсменов. Кроме того, бои на определенных видах оружия отличаются некоторыми специфическими правилами, которые позволяют в некоторых случаях объявлять уколы или удары недействительными и не засчитывать их.

Первые соревнования по фехтованию, увековеченные на фресках древнего храма Абу в Медине (Египет), датируются примерно 1190 годом до нашей эры. Согласно сопровождающей фреску иероглифической надписи, состязания были устроены фараоном Рамзесом III в честь празднования победы в битве с ливийцами.

Довольно длительное время фехтование, то есть, владение холодным оружием (мечом, шпагой, ножом, секирой и так далее) было просто необходимо для решения споров, а порой - для выживания. Обучали искусству владения мечом легионеров и гладиаторов в Древнем Риме, а в Древней Греции фехтование преподавалось детям, достигшим 7-9 лет.

В средневековой Европе (особенно во Франции, Италии и Испании) рыцари-дворяне проводили немало времени, изучая особенности обращения с холодным оружием. В России же еще Петр I обязал придворных обучаться фехтованию на шпагах, и ввел изучение приемов штыкового боя в армии. Спустя некоторое время благородное искусство обращения с холодным оружием было включено в число обязательных предметов во многих учебных заведениях.

В наши дни фехтование перестало быть средством решения споров, и превратилось из боевого искусства в один из видов спорта. И это не удивительно - ведь издревле бой на мечах был чрезвычайно популярным видом состязаний. Сражения такого рода велись, как правило, до первой крови, судились наиболее уважаемыми старейшинами. Соревнования по фехтованию входили в программу олимпийских игр еще в 776 году до нашей эры, да и на Олимпиаде 1896 года проводились состязания фехтовальщиков. В зависимости от используемого оружия, различают такие виды спортивного фехтования:

Фехтование на рапирах - данном виде спорта для поединка используется рапира - колющее оружие четырёхгранного сечения, длина которого составляет 110 см, вес - 500 г. Для защиты руки служит круглая гарда, диаметр которой - 12 см. Турниры для мужчин и для женщин проводятся отдельно. Спортсмены защищены металлизированной курткой, укол в которую регистрируется цветной лампой (именно уколы такого рода засчитываются), в то время как удар, нанесенный в области, не закрытые курткой, фиксируется белой лампой и считается недействительным. Основное правило - вначале следует отразить атаку противника, а уж потом переходить к ответным действиям. Приоритет действий переходит от одного спортсмена к другому, преимущество определяет арбитр, основываясь на показаниях регистрирующего аппарата.

Фехтование на шпагах - шпага представляет собой колющее оружие трехгранного сечения, длина которого составляет 110 см, вес - до 770 г. Круглая гарда, защищающая руку, имеет диаметр 13,5 см. Мужчины и женщины соревнуются в отдельных турнирах. Действительными считаются уколы, нанесенные спортсменами в любую часть тела (кроме затылка). Приоритета действий в данном виде фехтования не существует.

Фехтование на саблях - в поединках такого рода спортсмены используют саблю - рубяще-колющее оружие трапециевидного сечения, длина которого не превышает 105 см, вес - 500 г. Гарда сабли овальная. Поражаемая поверхность тела спортсменов (в данном виде фехтования удары и уколы, фиксирующиеся на аппарате цветной лампой, могут наноситься во все части тела) закрыта защитной одеждой с серебряной стружкой.

Фехтование на тростях - в данном виде фехтования спортсмены вооружаются тростями - гладкими деревянными палками, длина которых - 95 см, вес - от 125 до 140 гр. Свое оружие они держат прямым хватом одной рукой, вторая при этом заложена за спину. Бой ведется в круге, диаметр которого составляет 6 метров. Основная цель бойцов, защищенных масками, нагрудниками, перчатками и щитками на ногах - нанести как можно больше колющих и рубящих ударов в любую часть тела противника за 2 минуты (такова продолжительность поединка).

Фехтование на карабинах - этот вид фехтования возник сравнительно недавно - примерно в конце XVIII века - с появлением нового вида длинноствольного оружия - карабина (от арабского "караб" - оружие, турецкого "карабули" - стрелок или французского carabin - винтовка). Честь изобретения карабина приписывают оружейному мастеру Гаспару Цольнеру. Обращение с данным видом оружия требовало не только недюжинной меткости, но и силы, быстроты и ловкости, когда дело доходило до рукопашного боя. Даже по прошествии нескольких столетий искусство фехтования на карабинах не забылось - более того, приобрело довольно широкую известность. Например, в середине прошлого века в СССР был довольно популярен такой вид спорта как фехтование на карабинах с эластичным штыком. Во время тренировок и различного рода соревнований участники не только боролись за призы и титулы, но и получали возможность подготовиться к ведению рукопашной схватки, обрести психологическую устойчивость во время боя, отточить навыки обращения с оружием.
Система РОСС (Российская Отечественная Система Самозащиты), на общих принципах которой - законах природы и механики движений - сроилась программа и методика обучения данному виду фехтования, предлагала 2 варианта проведения уроков штыкового боя и соревнований:
1. Упрощенные соревнования (тренировки) - проводятся без какого-либо защитного снаряжения, при этом фехтовальщики используют макеты карабинов или небольшие палки (шесты).
2. Спортивный, более усложненный вариант. Спортсмены защищены масками с забралом, защитными перчатками, нагрудником и паховым бандажом. В качестве оружия используются карабины, на которых штык заменяется мягким теннисным мячиком.

Фехтование на тяжёлом клинковом оружии - соревнования такого рода проводятся неофициально, фехтовальщики применяют одно- или двуручные мечи, вес которых может составлять от 1200 до 4000-5000 грамм. Для защиты применяются исторические (или стилизованные под ту или иную эпоху) доспехи: латы, кольчуги, бригантины и т.д. Поскольку имеет место полноконтактный бой, этот вид фехтования чрезвычайно травмоопасен.

Бугуртные бои - один из видов фехтования на тяжелом клинковом оружии. Данный вид спорта возродился в России в начале XXI. В сражении участвуют команды 5х5, причем весовая категория спортсмена не имеет значения. Бойцы, облаченные в соответствующую экипировку, могут использовать не более двух видов оружия. Бой проводится на квадратной площадке 20 на 20 метров, окруженной зоной безопасности, ширина которой составляет 1 метр. Продолжительность схватки - 3 минуты. Бой может завершиться и в случае падения всех бойцов команды (к падению приравнивается также потеря или порча всего оружия, выход за пределы ристалища, потеря важного элемента защиты и т.д.).

Этикет фехтовальщиков был придуман в странах Европы. Это не совсем так. Некоторые формулировки словесных обращений в древности соответствовали современным. Например, возгласом "к бою!", которым начинается в наши дни фехтовальный поединок, начинали сражение фехтовальщики еще в Древнем Египте (об этом свидетельствует соответствующая надпись, сопровождающая фреску, изображавшую соревнование). Победитель салютовал оружием фараону и его свите, а результаты сражений записывались на специальном папирусе.

Чтобы победить, фехтовальщик должен нанести противнику как можно больше ударов или уколов, при этом не имеет значение, с какой силой нанесен удар и куда именно он пришелся. Действительно, удары и уколы в поединке фиксируются в обязательном порядке. Однако следует учесть, что, в соответствии с правилами того или иного вида фехтования, один и тот же удар (укол) может быть как засчитан, так и аннулирован. Например, при фехтовании на рапирах засчитываются только уколы, нанесенные в туловище, причем пружина в пуандаре (наконечнике рапиры) настроена лишь на давление не меньшее 500 г (более слабые удары аппарат просто не регистрирует). Те же правила действуют и в фехтовании на саблях, единственное отличие - запрет совершать "скрестный шаг вперед". А в бою на шпагах наконечник оружия должен создать давление не менее 750 г, удары же можно наносить во все части тела противника (кроме затылка).

В некоторых видах фехтования бои ведутся до первой крови. Это действительно так, но в отдельных случаях проигравшим считается тот, кто во время сражения закрывает глаза. Такого рода правила действуют, например, в мензурном фехтовании (нем. mensurfechten - фехтование в ограниченном пространстве), чрезвычайно популярном среди молодежи и студентов Германии начиная с XVI века. Экипировка сражающихся состоит из очков с металлической сеткой, кожаного нагрудника и толстого шарфа, защищающего шею. Цель фехтовальщиков - остро отточенным оружием ("шпагером") поранить лицо противника. После того, как данный вид соревнований перестал быть средством решения споров и превратился в один из способов проверки мужества и стойкости, были созданы и новые правила поединка - специальные судьи следят за тем, чтобы сражающиеся не закрывали глаз во время боя.

Фехтовальная маска была введена сравнительно недавно. Исследователи утверждают, что еще фехтовальщики Древнего Египта защищали лица специальными масками. Однако в Европе о необходимости введения данного элемента экипировки фехтовальщика заговорили лишь в 1755 году, а введена маска была только спустя десятилетие - в 1765 году. По мнению специалистов, именно после введения маски началось бурное и быстрое техническое и тактическое совершенствование фехтования.

Дебют российских фехтовальщиков на Олимпийских играх состоялся в средине прошлого века в Хельсинки. Действительно, в Олимпиаде 1952 года (Финляндия, Хельсинки) сборная СССР участвовала, однако не следует думать, что это был дебют спортсменов из России на международной арене. Еще в 1910 российские саблисты выступали на соревнованиях, проводившихся в Париже. Да и в олимпиаде 1912 года (Швеция, Стокгольм) отечественные мастера клинка также принимали участия, хотя особых успехов не добились.

Для достижения победы в любом виде фехтования нужно досконально знать приемы данного искусства владения оружием и быть в хорошей физической форме. Это действительно так, ведь фехтование - индивидуальный вид спорта, даже командные соревнования проводятся один на один. Однако, например, в бугуртных боях для того, чтобы победить, участники команды должны проявить не только физическую силу, ловкость, искусство владения оружием, но и командную тактику и стратегию. Интеллект фехтовальщика также является чрезвычайно важной составляющей будущей победы, особенно в соревнованиях такого рода.

Наиболее утонченным является древнее японское искусство фехтования - ведь оно основывается на философских принципах гармонии. Европейское же фехтование чрезвычайно грубое и примитивное. Это не совсем так. В древности самураи, облаченные в тяжелые доспехи, использовали массивный длинный меч (тати). Техника владения данным видом оружия, несомненно, эффективная в бою, была в то же время чрезвычайно проста, ни о каких сложных методиках на тот момент речи не шло. Лишь в эпоху Эдо (1603-1868 гг.), когда японские воины вооружились более короткими и легкими мечами (катанами) и отказались от сковывавших движения доспехов, ситуация в корне изменилась - вместо выносливости и физической силы стали цениться ловкость, чувство дистанции и времени. Да и техника ведения боя постоянно совершенствовалась и утончалась.
Примерно то же самое происходило и в Европе - на смену тяжелому мечу пришли шпага и рапира. Появились и новые школы фехтования, основывавшиеся порой на выводах точных наук (например, геометрии) и ценящие изящество и красоту движений фехтовальщика превыше всего, даже победы в поединке.

Наиболее качественными, надежными и сложными в изготовлении являются японские мечи. Это не совсем так. "Высокие технологии" японских оружейников ("японский дамаск" - многочисленная сварка и последующая проковка слоев, технология стальных пакетов (сердцевина из мягкого железа обкладывается высокоуглеродной сталью), позволяющая изготовить упругое и долго держащее заточку изделие) были известны и в Европе еще в VI-VIII вв. Кроме того, следует учесть, что высококачественные и чистые руды Японии отнюдь не способствовали совершенствованию кузнечного мастерства, в то время как европейцы вынуждены были изобретать новые способы и технологии изготовления металлических изделий.

Двумечный бой никогда реально не существовал - это выдумка режиссеров боевиков и создателей компьютерных игр. Совершенно ошибочное мнение. Двумечный бой издревле активно применялся во многих странах мира, хотя ведения сражения двумя видами оружия требовало от человека недюжинной ловкости, координированности и освоения довольно обширного арсенала технических приемов. В разных странах фехтовальщики предпочитали использовать в двумечном бою различные виды оружия. Например, в Европе кроме длинного оружия (меча, рапиры или шпаги) применяли короткий клинок. Меньшей популярностью пользовалось искусство боя на парных шпагах. В Японии также зачастую использовали два меча - длинный и короткий. На островах Тихого Океана большой популярностью пользовалось искусство Кали Арнис - соперники вооружались парными палками, а в некоторых случаях - парными мачете. Наиболее часто ведение боя парными предметами использовалось в Китае. Для поединка бойцы выбирали парные короткие тесаки, парные палаши (шуандао), парные мечи (шуанцзянь), а также парные копья, булавы, боевые веера и т.д.

Двумечник играючи победит в схватке бойца, вооруженного лишь одним клинком. Как и всякий стиль ведения поединка, двумечный бой имеет свои преимущества и недостатки. К преимуществам можно отнести огромный арсенал техник и приемов. Конечно, усилий и времени на их изучение придется затратить немало, но результат того стоит. Однако не следует забывать и о слабых сторонах двумечников. Например, если противник ведет бой на длинной дистанции, использование второго клинка становится попросту невозможным. А если к тому же соперник экипирован двуручным или полтораручным мечом, он легко сможет одержать победу над человеком, вооруженным двумя более короткими клинками.

Наиболее действенной является защита "клинок в клинок". Защита такого рода упоминается в трактатах по фехтованию лишь начиная с XVI века, до того предпочтение отдавалось сталкиванию оружия противника с линии атаки. Ведь жесткий блок (то есть столкновение мечей гранями) не только лишает вас возможности атаковать, но и повреждает оружие - на лезвии появляются трещины и зазубрины, которые в будущем могут привести к потере остроты лезвия, а то и разрушению клинка.

Издревле ведутся споры о том, что эффективнее - колющий или рубящий удар. Чаще всего склоняются к мнению, что острие превосходит лезвие. Нет, такого рода споры ведутся относительно недавно - примерно с начала XVIII века. До того в разных странах мира и колющий, и рубящий удар считались фундаментальными техниками ведения боя, да и оружие изготовлялось с таким расчетом, чтобы дать возможность бойцу наносить любой вид удара в соответствии со сложившейся ситуацией. В то же время существовало и чисто рубящее, и колющее оружие, причем не прослеживается доминирование клинков какого-то одного вида.

Фехтованием можно начинать заниматься с 12 лет. Действительно, чаще всего в спортивные секции принимают детей 10-12 лет, но начать постигать благородное искусство фехтования можно с 5 лет. В этом случае для обучения используется специальное облегченное оружие. Кстати, фехтовальщиком можно стать в любом возрасте. На чемпионате мира среди ветеранов, проводившемся в 2006 году, победила спортсменка из ЮАР, которая начала постигать премудрости фехтования в пятидесятилетнем возрасте, и добилась больших успехов.

Во Франции зародились различные школы фехтования, разрабатывались различные техники - значит, и в различных соревнованиях команда этой страны чаще всего будет занимать призовые места. Действительно, именно Франция была родоначальницей многих школ фехтования, распространившихся позднее во многие страны Европы. Однако по итогам, например, Олимпийских игр, эта страна оказалась на втором месте (36 медалей), на первом же прочно утвердились итальянцы (42 медали). Спортсмены Венгрии на третьем месте (29 медалей), на четвертом - фехтовальщики СССР и России, в копилке которых на данный момент 27 медалей.

История фехтования

Фехтовальный щиток «боче», начало XVI в. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Боевое фехтование - в первую очередь это искусство владения боевым холодным оружием: мечом, шпагой, ножом, секирой и пр. Преподавали фехтование и новобранцам-легионерам, и гладиаторам в Древнем Риме. В Древней Греции фехтование было одной из основных дисциплин для детей граждан, с самого младшего возраста (с 7-9 лет). В Средние века фехтование было одной из основных дисциплин дворянина-рыцаря. Первоначально при фехтовании на боевых шпагах, представлявших собою длинные тонкие мечи со сложной гардой, использовались щиты, а затем и кинжалы. Только в наше время фехтование из боевого искусства превратилось в вид спорта.

Виды фехтования

  • Боевое фехтование - искусство владения ручным холодным оружием, практическая подготовка воина к реальному бою.
  • Спортивное фехтование - вид спорта .
    • Артистическое фехтование - вид спортивного фехтования, цель которого - показать зрителям и судьям правдоподобный поединок на холодном оружии.
  • Историческое фехтование - использующее старинную технику и тактику боя, копии старинного оружия, снаряжения и костюмов.
  • Паралимпийское фехтование - фехтование на колясках.
  • Сценическое фехтование - фехтование, направленное на зрелищный показ владения оружием. Преподается как дисциплина в театральных учебных заведениях.

Современное спортивное фехтование

Спортивное фехтование

Главная цель спортивного состязания - нанести укол противнику и, соответственно, избежать укола самому. Победа присуждается тому, кто первым нанесет сопернику определенное количество уколов в соответствии с правилами или нанесет больше таких уколов за установленный промежуток времени. Даже в командных соревнованиях бои проводятся один на один. Бой между двумя фехтовальщиками на любом виде оружия проводится на специальной дорожке, шириной 1,5 - 2 м и длиной 14 м, сделанной из электропроводящего материала , которая изолирована от регистрирующего уколы или удары аппарата.

Бой управляется и оценивается спортивным судьёй. Уколы и удары, нанесённые фехтовальщиками, регистрируются лампами на электрическом аппарате. Фиксируются они на основе электрической схемы, проходящей через оружие фехтовальщика и его одежду, связанных с аппаратом проводной системой. Арбитр оценивает удары и уколы, основываясь на показаниях регистрирующего аппарата при учёте правил боя в каждом виде фехтования. Бои в видах оружия имеют собственные специфические правила, позволяющие засчитывать уколы и удары или объявлять их недействительными. Также в спортивном фехтовании можно выполнять (брать) защиты.

  • фехтование на рапирах ,
  • фехтование на шпагах ,
  • фехтование на саблях ,
  • артистическое фехтование (арт-фехтование),
  • фехтование на тростях ,
  • фехтование на карабинах ,
  • фехтование на тяжёлом клинковом оружии (историческое).

Как правило, судья отдаёт команды во время соревнования на французском языке. Различаются следующие команды:

  • Ан гард (фр. En guarde , К бою ) Сигнал о подготовке к соревнованию.
  • Эт-ву прэ? (фр. Êtes-vous prêt? , Вы готовы? ) Судья задаёт вопрос перед началом боя обоим участникам.
  • Алле! (фр. Allez! , Начинайте! ) Сигнал о начале боя.
  • Альт! (фр. Halte! , Стой! ) Остановка боя.
  • А друа (фр. A droit , Направо ). Укол присуждается фехтовальщику, находящемуся справа.
  • А гош (фр. A gauche , Налево ). Укол присуждается фехтовальщику, находящемуся слева.
  • Па конте! (фр. Pas conter! , Не считать ). Укол не присуждается никому.

Фехтование входит в программу Олимпийских игр . Проводятся также чемпионаты мира по фехтованию , с 1981 года - чемпионаты Европы , а также национальные чемпионаты.

Фехтование на рапирах

Рапира первой половины 17 века.

Рапира спортивная - колющее оружие с клинком четырёхгранного сечения длиной от 90 до 110 см и массой 500 г, кисть руки защищена круглой га́рдой диаметром 12 см.

Мужчины и женщины соревнуются на рапирах в отдельных турнирах. Пружина в наконечнике рапиры настраивается на давление в 500 г. Кроме того, аппарат, фиксирующий уколы, не регистрирует касания продолжительностью менее 0,025 сек. Другие уколы аппарат фиксирует. Засчитываются действительными лишь уколы, нанесенные в металлизированную куртку (электрокуртку).

Поражаемая поверхность на фехтовальщике закрыта металлизированной курткой, укол в которую регистрируется цветной лампой на аппарате. Уколы в области, не закрытые металлизированной курткой, регистрируются белой лампой и считаются недействительными.

Поединок в фехтовании происходит на фехтовальной дорожке. Пересечение бойцом границы за его спиной карается штрафным уколом. При выходе бойцами за боковые границы дорожки бой останавливается, а нанесенные после этого уколы аннулируются.

Бой в фехтовании на рапирах сформировался на основе исторического развития холодного оружия. Боевое единоборство определяло необходимость уколоть и ранить противника. В то же время было важно избежать получения укола. Поскольку первоначально рапира в основном использовалась при обучении фехтованию и было важно научить фехтовальщика не только атаковать, но и защищаться, то учитель задавал условия схватки. Поэтому основное современное правило определяет, что атака противника должна быть отражена прежде, чем начато ответное действие (правота атаки). Приоритет действия переходит от одного фехтовальщика к другому после активного действия на оружие соперника своим оружием (правота защиты). Преимущество определяет арбитр. Он останавливает действия, когда регистрирующий уколы аппарат сигнализирует об их нанесении. Тогда, ориентируясь на показания аппарата, арбитр присуждает укол или его аннулирует. Затем продолжает поединок.

В фехтовании запрещены столкновения бойцов телами, виновному в столкновении выносится предупреждение, повторное столкновение карается штрафным уколом. Кроме этого бой останавливается, если его участники оказываются за спиной друг друга.

В настоящее время с целью повышения качества судейства судья может использовать видеоповтор для принятия решения. Также каждый из бойцов может потребовать пересмотра решения судьи с использованием видеоповтора.

Фехтование на шпагах

Шпага спортивная - колющее оружие, длиной 110 см и массой до 770 г, гибкий стальной клинок трёхгранного сечения, кисть руки защищена круглой гардой диаметром 13,5 см.

В боях на шпагах мужчины и женщины соревнуются в отдельных турнирах. Наконечник нуждается в давлении на него, по крайней мере, в 750 г, чтобы включился регистрирующий аппарат. Уколы наносятся во все части тела спортсмена, кроме затылка. Оружие и фехтовальная дорожка изолированы от аппарата, и укол в них не регистрируется.

В фехтовании на шпагах не существует приоритета действий. Аппарат фиксирует только тот укол, который нанесён раньше другого не менее чем на 0,04 с. Одновременно нанесённые уколы взаимно регистрируются и присуждаются обоим фехтовальщикам. Лишь последние уколы в поединке при равном счёте нуждаются в повторе.

Фехтование на саблях

  1. Упрощенные соревнования без защитного снаряжения. Соревнования могут проводиться как на макетах карабинов и автоматов , так и на небольших шестах и палках .
  2. Усложненный спортивный вариант - правила, существовавшие ранее и принятые сейчас ВФРБИ . Снаряжение: штык заменен мягким теннисным мячом на стволе карабина , маски с забралом , нагрудник, паховый бандаж и защитные перчатки на кисти рук.

Фехтование на тростях

В г. мэтр Кудре определил фехтование как искусство пользоваться оружием кисти для атаки и защиты. Трость - это тоже оружие кисти. Практика работы с ней подобна основным правилам фехтования.

В спортивном варианте фехтования на тростях два бойца в защитном снаряжении (маска, нагрудник, перчатки , щитки на ногах), вооруженные гладкими деревянными палками длиной 95 см и массой 125-140 граммов, ведут бой в круге диаметром 6 м. Поединок фехтовальщиков длится 2 мин. За это время необходимо нанести друг другу как можно больше колющих и рубящих ударов тростью в любую часть тела. Трость держится прямым хватом, вторая рука заложена за спину.

Историческое фехтование

В настоящее время появляются и набирают популярность неофициальные спортивные соревнования по фехтованию на тяжелом клинковом оружии (в частности, на мечах). С каждым годом этот вид фехтования становится всё более известным благодаря энтузиастам, увлекающимся исторической реконструкцией. Как правило, реконструкторами и любителями данного направления фехтования применяются одно- или двуручные мечи массой от 1200 г до 4-5 кг. Защитой служат разнообразные доспехи: кольчуги, бригантины, латные панцири и т. п. исторические (или стилизованные под конкретную историческую эпоху) средства защиты. Проведение соревнований по данному виду фехтования держится на энтузиазме участников нескольких исторических и общественных движений, не имеет чётких единых правил и находится в стадии становления. Участие в таких соревнованиях является более травмоопасным по сравнению с официальным видами фехтования, так как бои идут в полный контакт.

К фехтованию на тяжёлом клинковом оружии относятся также бугуртные бои (5х5, 21х21) - массовые бои по примеру средневековых турниров, где, кроме одиночных, также проводились и групповые бои. Необычность этого вида спорта состоит в том, что для достижения победы команде необходимо сочетание физической силы спортсменов, воли, ловкости, командной тактики и стратегии и интеллекта каждого спортсмена. Соревнования в данной номинации проводятся по единым правилам по всей России.

Паралимпийское фехтование

Паралимпийское фехтование имеет давнюю историю. Ещё в 1780 году доктор Тиссо (Франция) разработал методику, которую описал в книге под названием «Медицинская хирургическая гимнастика в гигиеническом аспекте. Упражнения с оружием». А в 1895 году француз Селестин Леконт разработал теорию, согласно которой занятия фехтованием обладают большим лечебным эффектом. Он описал пятнадцать болезней, вылеченных с помощью этого вида спорта.

Современная история паралимпийского фехтования, или, как его ещё называют, фехтования в инвалидных колясках (от английского wheelchair fencing) начинается с 50-х годов прошлого века, когда сэром Людвигом Гатманном была предложена идея этой спортивной дисциплины. В те годы прошли и первые официальные соревнования по этому виду спорта.

В 1960 году фехтование было включено в программу первых Паралимпийских игр в Риме. С тех пор среди паралимпийцев регулярно проводятся чемпионаты Европы и мира, разыгрываются Кубки мира. И если в 1960 году в Риме фехтовальщики-паралимпийцы соревновались в трех видах: в личных и командных соревнованиях по сабле среди мужчин и в личных соревнованиях по рапире среди женщин, - то в 2004 году, на Паралимпийских играх в Афинах, они разыграли в общей сложности 15 комплектов наград в категориях «A» и «B» (представители категории «C» в Играх не участвуют). И мужчины, и женщины разыгрывают личное и командное первенство по рапире и шпаге, соревнования по сабле проводятся только среди мужчин. Командные соревнования имеют открытый характер - в них могут участвовать как представители категории «А», так и спортсмены, относящиеся к категории «В».

С развитием соответствующей техники менялись и правила соревнований. В отличие от классического фехтования, здесь бой ведется в статичном положении на дорожке длиной 4 метра, при этом коляски при помощи специальных металлических конструкций фиксируются на месте. По правилам, тот из участников боя, у кого короче руки, выбирает дистанцию, на которой будет идти поединок. Во время схватки фехтовальщик должен держаться свободной рукой за кресло. Правилами не разрешается также приподниматься в кресле или отрывать ноги от подножки.

У рапиристов и саблистов поражаемая поверхность такая же, как в «обычном» фехтовании, у шпажистов - все тело выше пояса. Попадания регистрируются с помощью электрофиксатора. Укол в поражаемую поверхность приносит очко.

Принадлежность к той или иной категории определяется характером заболевания и связанной с ним степенью подвижности спортсмена:

Перед соревнованиями паралимпийцы в обязательном порядке проходят медицинское освидетельствование.

В России паралимпийское фехтование начало развиваться с 2005 года. В феврале на заседании исполкома Федерации фехтования России (ФФР) была создана комиссия ФФР по паралимпийскому фехтованию, которую возглавила Елена Белкина. В сентябре в МГСГИ из числа студентов 1-3 курсов была сформирована группа из 12 человек для занятий паралимпийским фехтованием. Уже в конце месяца эта группа под руководством самой Е. Белкиной и молодого тренера Екатерины Войновой приступила к тренировкам. Параллельно в Уфе была создана секция паралимпийского фехтования из 10 человек, которая работает под началом тренера Фарита Арсланова.

Примечания

См. также

  • Дегаже

Литература

  • Аркадьев В. А. Фехтование. - М.: ФиС, 1959.
  • Бабенко О. Б. Разящие клинки. Из истории фехтования в городе на Неве. - СПб., 1996.
  • Кастл Э. Школы и мастера фехтования. Благородное искусство владения клинком. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2007.
  • Лейтман Л. Г., Пономарева А. М., Родионов А. В. Фехтование юным. - М.: ФиС, 1967.
  • Круглов А. Н. Фехтование в Западной Европе и Японии: духовные и философские основы. - М.: НИПКЦ «Восход-А», 2000.
  • Мишенев С. В. История европейского фехтования. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
  • Хаттон А. Меч сквозь столетия. Искусство владения оружием. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2005.
  • Хаттон А. Холодное оружие Европы. Приемы великих мастеров фехтования. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2007.
  • Amberger, Johann Christoph (1999). The Secret History of the Sword. Burbank: Multi-Media. ISBN 1-892515-04-0
  • Evangelista, Nick (1996). The Art and Science of Fencing. Indianapolis: Masters Press. ISBN 1-57028-075-4

Ссылки