Что делать, если ребенок нервный и непослушный? Как избавиться от детских истерик? «Счётные палочки» — развитие мелкой моторики рук и готовности детей к обучению грамоте и письму Доктор Комаровский о непослушных детях.

Влияние семьи на воспитание ребенка

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т. д.

Главное – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

Особенности периода раннего детства и его значение

Ранний возраст – это период быстрого формирования всех психофизиологических процессов.

Для физического и нервно-психологического развития детей первых двух лет жизни характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка, усиленно развиваются все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуются, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающим.

Большие успехи делает в овладении родным языком.

Активный словарь годовалого ребенка насчитывает 10-12 слов, к 2 годам – до 200-300, к 3 – до 1500 слов.

В раннем возрасте дети отличаются большой неустойчивостью эмоционального состояния. Обеспечение положительного эмоционального настроя, их уравновешенного поведения, охрана нервной системы – важные задачи воспитания детей раннего детства.

Несовершенство нервных процессов (преобладание возбуждения над торможением) проявляется в особенностях поведения детей: они возбудимы, много двигаются неспособны к ожиданиям.

Организация жизни – это целенаправленное выделение, правильное сочетание и чередование основных процессов жизнедеятельности, деятельности и обучения детей, а также создание необходимых условий для реализации задач всестороннего развития и воспитания ребенка.

Принципы построения режима дня для детей раннего возраста.

1. Обеспечение длительности бодрствования, соответствующей пределу работоспособности.

2. Обеспечение необходимого количества дневного и ночного сна.

3. Соблюдение определенных, соответствующих возрасту интервалов между кормлениями.

4. Обеспечение рационального чередования сна, кормления, бодрствования.

Наиболее рациональной считается такая последовательность, при которой ребенок получает питание после сна в начале бодрствования.

В режиме дня детей раннего возраста д. б. отведено большое место разнообразным действиям детей с предметами.

Действия с предметами помогают устанавливать общение взрослого с детьми.

В процессе овладения действиями с предметами, происходит сенсорное развитие детей, совершенствуется восприятие предметов и их свойств (формы, цвета, величины, положения в пространстве) .

Сначала по образцу, а потом самостоятельно ребенок может выполнить задание взрослого (выбрать из 2-3 цветных шариков один определенного цвета и др.) .

В сенсорном воспитании существенную роль играет подбор игрушек разных по цвету, форме, материалу.

Следует подбирать предметы контрастные по одному из признаков, но сходные по другим (например, шарики одного цвета, но разного размера) .

Для совместных игр необходимы куклы и другие образные игрушки среднего размера, наборы крупной посуды, некоторые предметы кукольной мебели (стол, стул, кровать)

При нормальном нервно-психическом развитии у детей раннего возраста начинает формироваться потребность в общении со сверстниками.

Элементы общительности проявляются прежде всего в практической деятельности детей (подражая сверстнику, пытается вступить с ним в игру – катать мяч) .

Однако часто между детьми возникают конфликты, потому что у детей еще плохо развита речь, и они не могут объяснить свое желание.

Игрушка сверстника также может быть причиной конфликта.

Надо учить детей проявлению нежности, сочувствия: погладить по головке, пожалеть ребенка.

Ведущим видом движений у детей 2 года жизни является ходьба.

Ребенок испытывает в ней большую потребность, т. к. она дает возможность малышам лучше ориентироваться в мире предметов.

Активные движения ребенка, расширяющие его ориентировку в окружающем, стимулируют развитие психических функций (ощущений, восприятия, наглядно-действенного мышления) .

По мере того, как ходьба ребенка становится все более автоматизированной, создаются предпосылки для активной деятельности рук. Он может, не боясь потерять равновесие и упасть, носить в руках предметы, возить их.

Однако автоматизация ходьбы и координация движений рук и ног определяется специальными условиями, которые создаются взрослыми. Мебель, расставляется вдоль стены так, чтобы середина комнаты была свободной. Наряду с обеспечением свободного пространства необходимо иметь специальное оборудование для формирования у ребёнка различных видов двигательной активности (горку с лесенкой и т. д.) .

Для развития координации движений рук и ног необходимо иметь набор игрушек, которые ребёнок мог бы переносить в руках (крупные мягкие игрушки, куклы, корзины, возить за тесьму (машины, возить, подталкивая вперед (каталки) .

Регуляция двигательной активности – важное условие физического развития детей раннего возраста.

Обязательным является проведение подвижных игр. Эмоции удивления, радости, испытываемые ребёнком во время подвижных игр, содействуют лучшему усвоению движений.

Значительную ценность для общего развития ребёнка имеют подвижные игры с музыкальным сопровождением, движения, выполняемые в такт музыке, содействуют воспитанию чувства ритма, гармонии движений.

Наряду с физическим, у детей 1-3 лет продолжается нервно-психическое развитие. Малыши в этом возрасте уже многое умеют, учатся навыкам речевого общения, активно познают окружающий мир. В процессе воспитания необходимо учитывать особенности нервно-психического развития детей раннего возраста, и обязательно нужно делать скидку на то, что все дети развиваются по-разному.

Динамика нервно-психического развития детей раннего возраста

Период от 1 года до 3-х лет называется периодом раннего детства. Это очень важный этап в жизни ребенка. К 2,5 годам вес мозга у детей увеличивается в 2 раза, в то время как в остальной период, вплоть до 21 года, его вес увеличивается лишь в 1,5 раза. Конечно, нервно психическое развитие детей 2-3 лет и его умственные способности не определяются лишь размерами мозга. Но данные цифры говорят о том, насколько интенсивно происходит рост клеток мозга, нервных волокон, связывающих его с органами чувств и мышцами.

Годовалый ребенок живет лишь сегодняшним днем и воспринимает только реальные предметы и события. Для него нет понятия «вчера», он не умеет думать о завтрашнем дне. Такие абстрактные вещи ему пока трудно понять.

Зато он уже накопил много знаний о мире, в котором живет. Если динамика нервно-психического развития детей раннего возраста соответствует среднему уровню, малыш различает знакомые предметы, звуки, узнает голоса родных. Но мир изменяется, и ребенок иногда обманывается, если предметы или люди выглядят непривычно.

От 1 года до 1,5 лет малыш использует вновь приобретенные навыки и умения для дальнейшего изучения окружающего мира. Он стремится все потрогать, понюхать, попробовать на вкус. Ему просто некогда скучать, ведь вокруг столько нового и неизведанного. Это период исследовательский. Учитывая особенности нервно-психического развития детей, нужно дать им свободу изучать все вокруг, но не забывать о безопасности, нельзя оставлять малыша без присмотра ни на секунду.

Показывая предмет, его следует назвать несколько раз, попросить малыша повторить, затем объяснить, зачем нужен этот предмет. Например, «Вот мыло, им мама, папа и ты моют Ручки, чтобы они были чистыми. Это шапочка, она греет головку моего малыша. Это ложка, она нужна для того, чтобы кушать вкусную кашку. У папы большая, потому что он большой. А у тебя маленькая, потому что ты еще маленький». Так сочетается процесс познания с изучением новых слов.

Речевой уровень нервно-психического развития ребенка 1,5-3-х лет

Речевое и нервное развитие ребенка в 2 года идет очень активно. На первых порах он еще мало говорит, но все хорошо понимает. До 1,5 лет малыш всю энергию тратит на освоение. Его словарный запас состоит из простых слов, иногда это лишь укороченный вариант длинного (например, «ку» вместо «кукла», «мя» вместо «мячик»). Психическое развитие ребенка в 1,5 года таково, что он активно использует в разговоре жесты и мимику. Если малыш называет предмет, нужно подтвердить: «Да, это стульчик (или машина и т. п.)». Ребенок будет очень рад, что его понимают, и постарается освоить больше новых слов.

Еще одна интересная особенность нервно-психического развития детей раннего возраста: у ребенка со словом связаны определенные ассоциации. Если произнести «Давай почитаем сказку», он идет в комнату, где лежит любимая книжка.

Слова помогают развитию мышления. У ребенка в памяти уже сформировалось множество образов. А теперь эти образы имеют и словесное обозначение. Малыш слышит знакомое слово и в его памяти всплывает связанный с этим словом образ. Благодаря расширяющемуся словарному запасу малыш способен выполнить короткие указания («Дай куклу», «Возьми кубик и положи его в коробку»),

В этом возрасте уровень речевого и нервно-психического развития ребенка достаточно высок. К 1,5 годам в багаже вашего малыша есть уже около 50 слов. Многие из них все еще малопонятны, зато меньше становится укороченных вариантов. Ребенок начинает составлять первые простые предложения, которые состоят из названия предмета и действия, например: «Киса кушает». Во многих предложениях появляется местоимение «Я». Это говорит о психическом развитии детей: уже до 3-го года жизни маленький человек осознает свою значимость среди других.

Помощь родителей в нервно-психическом развитии детей 3-го года жизни

Помощь родителей в нервно-психическом развитии детей 1-3-го года жизни просто необходима. Для обогащения словарного запаса ребенка можно вместе рассматривать красочные картинки и обсуждать увиденное. Показать какой-либо предмет в книжке, а потом попробовать его найти в окружающей обстановке. Например, вот на картинке мячик. «А где твой мячик? Смотри, какая красивая кошка. Она очень похожа на нашу Мурку».

Чтобы психическое развитие детей 2-3 лет не останавливалось на месте, называя предмет, нужно давать ему краткую характеристику: «Это автобус. Он возит людей».

Обучающие песенки и прибаутки в игровой форме помогают детям быстро запомнить многие слова и жесты. Они с удовольствием их повторяют, а через некоторое время могут сами допеть знакомую песенку. Самое интересное то, что дети стараются повторить даже интонации родителей. Взрослые с ребенком должны говорить не спеша, размеренно и не очень сложными предложениями. В то же время стараться не пользоваться детскими вариантами слов. Если сказать «Пойдем кушать», то ребенок прекрасно поймет. А если постоянно твердить «Пойдем ням-ням», то малыш нескоро сам перейдет к слову «кушать». Правильная речь - это то, к чему малыш должен стремиться. Но не надо все время одергивать ребенка, когда он говорит неправильно.

Учитывая уровень психического развития ребенка до 3-х лет, будьте готовы к тому, что поначалу его речь будет малопонятной. Если у малыша возникают трудности с каким-либо словом, не стоит ругать его. Преодолеть затруднения можно лишь многократным повторением слов в процессе взаимного общения.

Нервно-психическое развитие здорового ребенка в 2-3 года

Нервно-психическое развитие ребенка 2-го года жизни переходит на новый этап: после 1,5 лет малыш от исследовательской деятельности переходит к экспериментам. Следует подготовиться к тому, что многие вещи подвергнутся суровым испытаниям на прочность. Ребенок будет бросать предметы и смотреть, что с ними происходит: мячик отскочил от пола, а кукла нет. Очень интересно, а почему неваляшка не хочет ложиться спать, что там у нее внутри? Множество опытов дети ставят с водой: переливают из большого стакана в маленький, наливают в ведерко, в кузов машинки.

Хлопот эти эксперименты доставляют немало. Но нужно понимать, что для психического развития здорового ребенка в 2-3 года это необходимо. Малыш ощущает себя первооткрывателем. Он начинает понимать, что между многими предметами есть связь, даже если они непохожи, и наоборот, на первый взгляд похожие предметы на самом деле различаются. Двухлетние дети - это юные изобретатели. Коробки, кастрюли, подушки они превращают в массу вещей. Воображение помогает ребенку видеть в простой коробке и машину, и домик, и кораблик, а в подушке - неприступную скалу или грозного великана. У детей в двухлетнем возрасте начинают формироваться зачатки абстрактного мышления. Если раньше для них существовало все только здесь и сейчас, то теперь они способны удерживать в памяти образы, например, возвращаться к начатой игре после перерыва на обед. В настоящее время для детей существует множество игрушек. Но для более глубокого познания мира незаменимы природные материалы - песок, камешки, ракушки, листья, шишки и т. п. А из покупных хороши те, которые позволяют ребенку строить, конструировать, творить. Они замечательно развивают воображение и движения рук и пальцев.

Еще один этап психического развитие ребенка 2-3 лет – умение группировать предметы. Это можно превратить в игру и совместить с уборкой игрушек, предложив малышу разложить по разным мешочкам кубики, машинки, зверюшек, кукол.

Некоторые виды деятельности маленького экспериментатора ведут к тому, что он может и сам перепачкаться, и испачкать все вокруг. Поэтому заранее нужно побеспокоиться о том, чтобы это «безобразие» проходило в соответствующих условиях и в соответствующей одежде. Желательно чередовать шумные и спокойные занятия. Набегавшись и напрыгавшись, ребенок может посидеть рядом с мамой и посмотреть книжку или послушать музыку. Малышу также требуется периодическая перемена обстановки. Прогулки на свежем воздухе - идеальный вариант. Кроме всего прочего, ребенок приобретает важный жизненный опыт. Ведь никакими словами не объяснишь, что такое дождь, снег, ветер, земля, деревья, если малыш сам это не увидит, не ощутит, не потрогает. Нужно прививать ребенку тягу к знаниям, не мешать ему делать свои наблюдения и эксперименты. Пусть познание мира доставляет ему удовольствие. А родители должны постараться ему помочь во всех его делах и приложить максимум усилий и тому, чтобы между ними и ребенком установились теплые доверительные отношения. Тогда авторитет родителей будет для малыша неоспоримым, а значит, они без труда смогут устанавливать рамки допустимого для своего ребенка, и он будет доверять их мнению. Необходимо поощрять малыша за хорошее поведение и говорить, что его помощь просто неоценима. Никогда нельзя идти на поводу, если малыш капризничает и требует немедленно игрушки или конфету. Стоит один раз уступить, и эти «спектакли» будут повторяться неоднократно. Нельзя создавать провокационные ситуации, лучше отвлечь ребенка и постараться его увести.

Нельзя излишне опекать ребенка. Он должен получать собственный жизненный опыт. Задача взрослых - создать безопасное пространство. Но не стоит мчаться к малышу, если он пытается вскарабкаться на диван или кресло. Надо быть неподалеку, чтобы при необходимости помочь ему, но не мешать его познавательной деятельности. Постоянные окрики «Нельзя», «Не трогай», «Брось эту гадость», «Не подходи» убивают в ребенке тягу к исследованиям. Он может стать безвольным, безынициативным и подверженным чужому влиянию. Мудрые родители во всем соблюдают равновесие. Давая ребенку свободу, они не оставляют его без присмотра наедине с самим собой. Находясь рядом, они будут товарищами по играм, мягко направят ребенка и дадут ему больше возможностей испытать все самому (в пределах разумного, конечно). Даря малышу, любовь и ласку, следует относиться к нему как к личности, пусть еще и маленькой.

Статья прочитана 7 311 раз(a).

Практически все родители рано или поздно сталкиваются с непослушанием своих детей. Необходимо выявить причину и следствие капризов и истерик своего чада. Чаще всего исправить поведение ребенка можно, но только изменив принципы воспитания.

Нервозное состояние малыша подразумевает повышенную возбудимость, поведенческие изменения периода сна и бодрствования, истеричность, частое раздражение.

Общение с капризным ребенком бывает весьма трудным.

Родителям сложно оставаться спокойными, когда на любую просьбу ребенок реагирует истерикой. Но больше всего такое поведение приносит вред самому малышу.

Нервные дети не способны адекватно общаться с ровесниками, радоваться жизни и беззаботно играть.

Ученые и врачи считают, что неправильное воспитание в самом раннем возрасте является причиной проявления неврозов у детей.

Между плохим поведением ребенка и его нервным состоянием имеется прямая связь. Очень сложно выявить истинного виновника ситуации. И родители, и сами дети косвенно влияют друг на друга.

К основным причинам детского непослушания можно отнести :

  • Привлечение внимания взрослых
  • При недостатке ласки и заботы, ребенок инстинктивно начинает провоцировать родителей на яркое проявление эмоций.

    Детский мозг сразу замечает, что при совершении какого-либо проступка, родители моментально обращают все свое внимание на него.

  • Излишняя опека над детьми


Ребенок, который окружен постоянным контролем и запретами, не может быть самостоятельным.

Для того чтобы отстоять свою точку зрения и расширить зону свободных действий, малыш начинает проявлять непослушание.

  • Обиды ребенка , даже самые незначительные на взрослый взгляд, оставляют неизгладимый след в его душе
  • При сильных ссорах родителей, при необдуманном обмане ребенка или при неправильном поведении окружающих, у детей может возникать желание отомстить.

  • Расстройство малыша , когда он не может самостоятельно выполнить что-то задуманное
  • Особенно это касается вещей, легко выполняемых другими.

  • Утрата уверенности в себе
  • При частых унижениях и одергиваниях ребенка, придирках и наставлениях, при отсутствии похвалы и добрых слов, самооценка малыша сильно снижается. Сравнение с другими детьми также негативно влияет на психику.

  • Нездоровая семейная обстановка
  • При частых ссорах родителей, криках и оскорблениях, увеличивается тревожность маленьких членов семьи, развивается замкнутость и проявляется непослушание.

  • Недостаток словарного запаса и неправильное выражение эмоций
  • Маленьким детям бывает сложно правильно выразить свои мысли и чувства.

  • Наличие психических расстройств и патологий нервной системы .
  • Модель детского поведения тесно связана с психоэмоциональным развитием. Только при серьезных неврологических заболеваниях можно считать непослушание болезнью.

    Во всех остальных случаях, капризы и истерики малыша должны побудить родителей пересмотреть свои методы воспитания. Если вы подозреваете, что есть гиперактивность, проконсультируйтесь с детским неврологом, он сможет определить, есть ли нарушения в вашем случае.

    В следующем материале мы расскажем в чем заключается .

    Причины и симптомы детских неврозов

    Детская нервная система еще не сформирована, поэтому она легко поддается различным расстройствам и болезням.

    Внимание родителей должно сразу сконцентрироваться на необъяснимых капризах своего чада.

    Истерики и непослушание должны стать поводом к активным действиям.

    Обиды, недостаток внимания и психические стрессы накапливаются и постепенно переходят в болезненный невроз у ребенка.

    Врачи считают, что расстройство психики ребенка при различных стрессовых ситуациях приводит именно к неврозу. Такое состояние вызывает неадекватные действия малыша.

    Мнение эксперта

    Особое внимание родителей следует обратить на поведение ребенка в возрасте психического становления. Это возраст от 2 до 4 лет, от 5 до 8 лет и подростковый период.

    Обычно неврозы проявляются в районе 5-6 лет. Но первые тревожные признаки можно наблюдать значительно раньше.

    К основным причинам проявления психического расстройства у детей относятся :

    • Психологически тяжелые ситуации, травмирующие нервную систему.
    • Это может быть адаптационный период в обществе и связанные с ним сложности общения, родительские ссоры.

    • Тяжелое психологическое воздействие, которое вызвало испуг ребенка.
    • Либо частое перевозбуждение нервной системы.

    • Отсутствие внимания и родительской заботы.
    • Жесткость и излишняя строгость воспитания.
    • Отношения взрослых между собой и эмоциональный фон внутри семьи.
    • Ревность, вызванная появлением младшего ребенка.

    Внешние события, происходящие вокруг малыша, также могут стать причиной появления неврозов. Берегите нервную систему ребенка!

    Первые симптомы, свидетельствующие о наличии заболевание нервной системы :

    • Тревожное состояние, необоснованные страхи, плаксивость
    • Проблемный сон (с частыми пробуждениями, сложным засыпанием)
    • Кашель
    • Речевые проблемы (заикание)
    • Проблемы с пищеварением, расстройства стула
    • Сложности во взаимодействии с людьми

    Чрезмерная возбудимость и агрессивность, замкнутое поведение малыша – это тревожный звонок для взрослых.

    Мнение эксперта

    Клименко Наталья Геннадьевна — психолог

    Практикующий психолог муниципальной женской консультации

    С подобными вопросами желательно сразу обратиться к специалисту. Он объяснит вам, что нужно делать для укрепления нервной системы. Пассивное поведение родителей чревато более серьезным развитием болезни.

    В будущем у таких детей возникают сложности в жизни: отсутствие коммуникативных навыков, нерешительность, боязнь трудных проблем.

    Если обычный ритм жизни нарушается непослушанием и истериками ребенка, то стоит обратиться за помощью.

    Комплексное решение проблем позволит помочь ребенку в нормальном психологическом развитии.

    Нервный тик у ребенка: признаки и причины

    Нервный тик у малыша – это непроизвольное движение какой-либо группой мышц, контролировать которое он не в состоянии.

    По данным врачей, каждый пятый ребенок сталкивается с кратковременным заиканием хотя бы раз в жизни.

    У 10% детей заболевание протекает в хронической форме.

    Такие ужасающие цифры свидетельствуют о том, что большое количество детей и подростков страдают от сложностей в общении, комплексов и неуверенности в себе.

    Проблема очень серьезна, и вызывает массу негативных последствий, особенно во взрослой жизни.

    Выделяют три основных типа детского нервного тика:

  1. Ритуальные .
  2. Стискивание зубов, почесывание отдельных частей тела (уши, нос), теребление волос.

  3. Моторные .
  4. Непроизвольные гримасы (частое моргание, нахмуренные брови), прикус губ, дерганые конечности.

  5. Вокальные .
  6. К ним относятся все непроизвольные звуки (шипение, покашливание, кряхтение и другие).

Нервные тики также можно разделить по степени проявления :

  • Локальные
  • При действии только одной группы мышц.

  • Множественные
  • Движения совершаются сразу несколькими мышечными группами.

    Тики также разделяются по типу возникновения.

Первичное течение заболевания может быть вызвано:

    Замечали ли вы признаки нервного тика у ребенка?

    Да Нет

  • Недостаток полезных микроэлементов в организме при несбалансированном питании.
  • Психоэмоциональные проблемы.
  • Употребление большого количества напитков, влияющих на нервное состояние.
  • Наследственная предрасположенность.
  • В 50% случаев нервный тик передается от родителей к детям

  • Чрезмерная усталость.
  • Вторичный тип нервного тика может развиваться при наличии проблем:

  • Травмы и новообразования головного мозга
  • Патологии нервной системы
  • Энцефалит

Болезнь оказывает влияние на сон ребенка. Дети сложней засыпают и беспокойно спят.

Если вы отчаялись найти общий язык со своим чадом, то вам определенно стоит прочитать книги Юлии Гиппенрейтер «Самая важная книга для родителей» или «Общаться с ребенком. Как?»

Также очень подробно описываются способы решения конфликтных ситуаций в книгах другого детского психолога — Людмилы Петрановской: «Если с ребенком трудно» и «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка» . Эти книги — настоящие бестселлеры, они помогли вернуть мир во многие семьи, попробуйте и вы.

Лечение нервного тика

Появление у ребенка нервного тика должно насторожить родителей. Необходимо обратиться к врачу, если наблюдаются следующие признаки:


Для эффективного лечения нервного тика необходимо создание благоприятной и спокойной домашней обстановки, организация правильного распорядка дня, длительные прогулки, занятия спортом, сбалансированное питание.

В качестве народных средств используют травяные отвары: ромашку, пустырник, валериану, боярышник.

Мнение эксперта

Клименко Наталья Геннадьевна — психолог

Практикующий психолог муниципальной женской консультации

Лечение заболевания зависит и от возраста. У детей от 3 до 6 лет течение болезни будет непредсказуемым. Даже при выздоровлении и исчезновении симптомов, необходимо ежедневно контролировать состояние ребенка, вплоть до окончания подросткового возраста.

Появление тика у малышей в возрасте до 3 лет особенно опасно. Такое возможно при наличии серьезных заболеваниях.

Тики, возникшие у детей от 6 до 8 лет, легче всего поддаются лечению, и обычно больше не проявляются.

Воспитание нервных детей

Эффективное лечение неврозов у детей может быть осуществлено только в комплексном взаимодействии врача и родителей.

Специальные виды терапии, медикаментозное лечение и помощь взрослых помогут избавить малыша от нервного расстройства.

Ребенок перестанет испытывать робость и стеснение, станет более активным и жизнерадостным.

Работа родителей в данном вопросе очень важна. Необходимо обеспечить комфортную окружающую обстановку для ребенка, выяснить причины нервных срывов.

Зажатый в строгие рамки воспитания ребенок должен получить свою долю самостоятельности. Не стоит контролировать каждый шаг малыша. Каждая мама должна правильно расставить приоритеты по времени.

Можно выделить определенный час или два в день, когда она полностью будет сфокусирована на общении со своим ребенком.

Обязанностью каждого родителя является воспитание нормального, психологически здорового ребенка. Гармоничная и спокойная обстановка позволит вырастить из малыша человека со здоровой нервной системой.

Кризисы у детей

Проблемы в общении взрослых и детей возникают в определенные периоды, когда детская психика наиболее подвержена негативному влиянию.

Выделяют 4 периода кризиса:

  1. От 1 до полутора лет.
  2. Маленький человек не способен совместить свои желания и возможности.

  3. От 2,5 до 3 лет.
  4. Проявление чрезмерной самостоятельности у ребенка, с которой совладать он не может, в силу своего возраста.

  5. От 6 до 7 лет.
  6. Этот период тесно связан с походом первый раз в школу. Понимание трудного состояния ребенка, терпение и внимание родителей помогут справиться малышу с первыми шагами во взрослой жизни.

  7. После 10 лет.

Близок период подросткового возраста, связанного с юношеским максимализмом. Четкое стремление разделить весь мир на «хорошее» и «плохое».

От родителей потребуется предельная честность в общении, уважение к маленькому человеку и терпение.

Четкого разделения кризисов по возрасту нет. В каждом случае ребенок развивается индивидуально. И те или иные поступки появляются в разное время.

«Трудные» дети

В определенных жизненных ситуациях, послушные дети превращаются в капризных маленьких тиранов.

  • Спокойствие родителей в любой ситуации – залог успеха
  • Вам удается оставаться спокойными во время наказания ребенка?

    Нет Да

    Ровный и спокойный тон взрослых даже при наказании ребенка имеет большое значение.

  • Необходимо следить за тем, чтобы ребенок всегда понимал причину наказания
  • Хороший пример для ребенка – лучший метод воспитания
  • Своим примером можно убедить малыша делать так, как правильно.

    Слова «делай так, как я говорю» не действенны для детей. Поведение крохи всегда является отражением поведения родителей.

  • Всегда нужно внимательно слушать ребенка, особенно в более старшем возрасте (после 10 лет)
    Дети уже могут аргументировать свои поступки, а родители должны дать понять, что обсуждение проблемы всегда возможно.
  • Дети должны понимать, что после любого действия будут последствия
  • Важно проговорить их, чтобы малыш усвоил.

    При контроле над своим поведением и регулярном анализе ситуаций непослушания, родители легко могут справиться с воспитанием детей.

    Доктор Комаровский о непослушных детях

    Как утверждает известный доктор Комаровский, правильное и несгибаемое поведение взрослых, последовательность и их принципиальность, позволяет исправить даже самого непослушного и шумного ребенка.

    Стойко выдержав детские истерики, и не поддавшись на манипуляцию, малыш вскоре поймет, что добиться криком он ничего не сможет.

    Воспитание детей – это сложный процесс, требующий полной отдачи от всех членов семьи. Грамотное и доверительное построение взаимоотношений, спокойствие и терпение родителей, позволят перевоспитать даже самого непослушного и раздражительного малыша.

    Шифр компетенции № компетенции Элементы компетенции
    ОК ОК-1 Способность и готовность использовать на практике методы естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной деятельности
    ОК-8 Способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики.
    ПК ПК - 1 Способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, детьми, их родителями и родственниками
    ПК- 5 Способность и готовность проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр
    ПК – 7 Способность и готовность применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций, владеть техникой ухода за больными взрослыми, детьми и подростками.

    Практическое занятие № 1

    1.Тема: Средства физического и умственного воспитания детей. Показатели физического и нервно-психического развития детей. Техника антропометрии, режимы дня для детей разного возраста

    Студент должен знать :

    • определение физического развития;
    • показатели физического развития;
    • динамику изменений роста, массы, окружности груди и окружности головы ребенка первого года жизни и старше года;
    • технику антропометрических измерений (роста, массы, окружности головы, окружности груди, плеча, бедра, голени);
    • основные приемы массажа у детей первого года жизни;
    • комплексы гимнастики для детей первого года жизни;
    • показатели нервно-психического развития детей первого года жизни, 2-3 года жизни и старше 3-х лет;
    • значение воспитания для развития ребенка;

    Студент должен уметь :

    • Провести антропометрию детей разного возраста;
    • Подобрать игрушки для детей разных возрастных групп.

    Вопросы для самоподготовки

    1. Определение физического развития.

    2. Показатели физического развития.

    3. Динамика роста, массы, окружности головы, окружности груди детей первого года жизни и старше года.

    4. Техника антропометрии.

    5. Понятие физического воспитания и средства физического воспитания ребенка (массаж, гимнастика, закаливание).

    6. Значение массажа для физического и нервно-психического развития детей первого года жизни.

    7. Основные приемы массажа у детей первого года жизни. Комплексы гимнастики для детей первого года жизни.

    8. Анатомо-физиологические особенности ЦНС детей раннего возраста.

    8. Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни, 2-3 года и старше 3-х лет.

    9. Умственное воспитание детей (общение со взрослыми, другими детьми, игрушки, игры-занятия с детьми разного возраста).

    10. Формирование навыков личной гигиены.

    11. Режим дня для детей разного возраста.

    12. Контроль за развитием и поведением ребенка.

    4.Основные понятия темы: физическое развитие, дети, показатели физического развития, антропометрия, массаж, гимнастика, воспитание, нервно-психическое развитие, режим дня.

    Основная:

    1. Запруднов А.М., Григорьев К.И. Общий уход за детьми: учебное пособие. – 4-е изд. доп. и перераб. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009, 2011 . – 416 с.

    2. Физическое развитие детей. Учебное пособие по уходу за ребенком для студентов педиатрического факультета. – Оренбург, 2011.

    3. Нервно-психическое развитие детей. Учебное пособие по уходу за ребенком для студентов педиатрического факультета. – Оренбург, 2011. – 43 с.

    Дополнительная:

    1. Пропедевтика детских болезней: учебник / под ред. Р.Р. Кильдияровой, В.И. Макаровой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 680 с.

    2. Воронцов И.М., Мазурин А.В. Пропедевтика детских болезней. – СПб: «Фолиант», 2009.

    6. Самостоятельная работа студентов при подготовке к занятию

    • Работа с литературой
    • Работа с тестовыми заданиями для контроля качества подготовки к занятию
    • Выполнение письменного задания в рабочих тетрадях.

    · Написание реферата, подготовка реферативного сообщения

    · Ведение дневника учебной практики