Особенности физиотерапии в детской практике. Алфавитный указатель Особенности отпуска процедур электротерапии в детском возрасте

Методические указания к 1-му занятию по общей физиотерапии: «Биофизические основы физиотерапии. Применение постоянного тока в клинике внутренних болезней»

Уважаемый студент! Настоящие методические указания ни в коей мере не заменяют ни учебник, ни другие учебно-методические пособия, ни лекции. Это лишь путеводитель, который позволит вам более четко структурировать материал, ничего не пропустить и лучше подготовиться к занятию по общей физиотерапии. Предполагается обязательная работа с базовым учебником (Боголюбов В.М., Пономаренко Г.Н.. Общая физиотерапия. – М.: Медицина, 2003.), ссылки на страницы которого приведены ниже, и конспектами лекций по соответствующим разделам. Кроме того, для лучшего усвоения материала мы рекомендуем пользоваться дополнительной литературой и учебно-методическими пособиями, указанными в разделе «Список литературы».

Как уже следует из заголовка темы, первое занятие построено из двух тематических блоков – это введение в дисциплину (основные общие вопросы) и глава, посвященная действию на организм гальванического тока.

Основы физиотерапии

1. Определение физиотерапии (Стр.6). Физиотерапия - область медицины, изучающая действие на организм природных и искусственно создаваемых (преформированных ) физических факторов , применяемых для лечения больных, профилактики заболеваний и медицинской реабилитации . Обратите внимание на выделенные ключевые слова определения. Физиотерапия как дисциплина структурно делится на общую и частную (стр. 9).

2. Предмет физиотерапии (стр. 6). Лечебные физические факторы, их классификация. Для более конкретного наполнения приведенной на стр.6 классификации достаточно взглянуть на оглавление учебника.

3. Преимущества физиотерапии перед фармакотерапией (стр. 7-8). Физиотерапия не противопоставляется другим методам лечения, а является эффективным и ценным дополнением фармакотерапии.

4. Ознакомьтесь с очерком об истории развитии и становлении физиотерапии как науки (стр. 9-20).

5. Общие механизмы действия физических факторов. Взаимодействие физического фактора и организма проходит несколько стадий. 1). Физическая стадия – передача биологической системе энергии, которая в процессе взаимодействия с тканями проходит, рассеивается, поглощается и отражается. 2). Физико-химическая стадия характеризуется первичными физико-химическими сдвигами в клетках и окружающей их среде. Наиболее изученными первичными эффектами являются теплообразование (нагрев тканей), изменения рН, концентрации и соотношения ионов в клетках и тканях, образование свободных форм веществ, генерация свободных радикалов, изменение пространственной структуры (конформации) биополимеров, прежде всего, белков. Менее изученные первичные эффекты - изменение физико-химических свойств воды, поляризационные и биоэлектретные эффекты, изменение электрических свойств клеток. Одному физическому фактору могут быть присущи многие физико-химические эффекты, а применение разных физиотерапевтических методов может вызывать одни и те же первичные сдвиги. Более подробно эти вопросы будут рассмотрены на лекции или на практическом занятии; рекомендуем также обратиться к учебному пособию, приведенному в списке литературы (Дробышев В.А., Карева Н.П., Люткевич А.А. Введение в физиотерапию. Теоретические основы действия и классификация лечебных физических факторов. Гальванизация и электрофорез. Учебно-методическое пособие. – Новосибирск, 2008. - С. 8-11.).


3). Биологическая – совокупность изменений в органах и тканях, возникших как ответ на действие физического фактора. Они могут быть как непосредственные, так и возникающие рефлекторно, в связи с чем выделяют местную, рефлекторно-сегментарную и общую (генерализованную) реакцию организма (Стр. 21-25)

6. Основные принципы лечебного применения физических факторов (Стр. 25-32)

7. Общие противопоказания для физиотерапии (знать наизусть!) – стр. 29-30. Злокачественные новообразования, системные заболевания крови, кахексия, гипертоническая болезнь III стадии, резко выраженный атеросклероз сосудов головного мозга, заболевания сердечно-сосудистой системы в стадии декомпенсации, кровотечения и кровохарканье, а также склонность к ним (или подозрение), общее тяжелое состояние больного, лихорадка, эпилепсия с частыми приступами, тяжелые психозы.

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИОТЕРАПИИ У ДЕТЕЙ.

(В.С.Улащик. Физиотерапия. Универсальная медицинская энциклопедия. Минск, 2008. С.377-381)

Физиологическое и лечебное действие физических факторов существенно зависит от реактивности организма, функционального состояния отдельных его органов и систем, возраста, конституциональных признаков и др. Анатомо-физиологические особенности детского организма не только заметно сказываются на действии лечебных физических средств, но и определяют необходимость соблюдения ряда условий при проведении физиотерапевтических процедур у детей. Современные знания в этой области позволяют сформулировать следующие основные принципы назначения физиотерапии в детском возрасте.

1. Физическую терапию у детей следует более строго комбинировать с питанием и диетотерапией, пребыванием на воздухе, с воспитательными и учебными мероприятиями. Все они могут существенно изменять действие физических факторов на здоровый и больной организм. Важно учитывать и время кормления, сопровождающегося активированием обменных процессов в детском организме. Физиотерапевтические процедуры рекомендуется проводить не ранее чем через 1 ч после кормления и не позднее, чем за 30-45 мин до следующего кормления. При физическом или умственном перенапряжении, утомлении обязателен отдых ребенка перед проведением физиотерапевтических процедур.

2. Во избежание переутомления ребенка в течение дня назначают только одну общую процедуру и лишь при острой необходимости (например, при кожных заболеваниях, болезнях опорно-двигательного аппарата) с интервалом в 2-3 ч в один день проводят общую и местную физиотерапевтические процедуры.

3. У детей реадаптация происходит медленнее, а последействие лечебных физических факторов сохраняется продолжительнее,

поэтому повторные курсы физиотерапии надо назначать через более длинные промежутки, чем у взрослых. Как правило, повторно на одну и ту же область тот же самый метод назначают по прошествии не менее двух месяцев. При возникновении повторного обострения заболевания лучше применить новый близкий по характеру действия метод, чем повторять прежнее назначение. Это особенно относится к таким методам, как УВЧ-терапия, лекарственный электрофорез, УФ-облучение, ингаляционная терапия.

4. В связи с высокой лабильностью всех систем организма ребенка и с целью предупреждения неадекватных реакции у детей строго следует соблюдать принцип постепенной интенсификации воздействия физическими факторами: лечение необходимо начинать с минимальных дозировок и постепенно повышать их до оптимальных.

5. При лечении детей физическими факторами нужно следить как за местными, так и общими (сон, аппетит, прибавление в весе, подвижность и др.) реакциями, индивидуальной переносимостью процедур. Общие реакции являются надежным индикатором адекватности проводимых физиотерапевтических процедур. Необходимость соблюдения данного правила диктуется еще и тем, что у ребенка не всегда можно получить правильное представление о вызываемых процедурой ощущениях, которые имеют дозиметрическое значение. Нелишне напомнить, что первые физиотерапевтические процедуры необходимо проводить в присутствии врача, который объективно оценивает реакцию ребенка на воздействие, уточняет его дозировку и методику проведения.

6. Общая энергетическая нагрузка физиотерапевтических процедур у детей должна быть меньшей, чем у взрослых. Для выполнения этого требования у детей (по сравнению со взрослыми): уменьшают интенсивность (дозировку) воздействия физическим фактором, применяют бальнеотерапевтические процедуры при меньших концентрациях солей и газов; сокращают продолжительность физиотерапевтических процедур; применяют только портативные аппараты; уменьшают площадь воздействия, избегают общих физиотерапевтических процедур; снижают число процедур на курс лечения; увеличивают межпроцедурные промежутки (у детей процедуры обычно проводят через день). Конкретные дозировки определяются возрастом ребенка, характером патологического процесса, видом проводимой физиотерапии. В качестве же общего ориентира можно рекомендовать следующее: у детей по сравнению со взрослыми дозиметрические параметры воздействия уменьшают на 1/3-1/5.

7. У детей имеются некоторые ограничения в выборе места проведения физиотерапевтических процедур. Как правило, у ребенка не воздействуют на следующие области (зоны) тела: ростковые зоны костей, область сердца, паренхиматозные и эндокринные органы, места с нарушенным или плохо развитым кровообращением.

8. Санаторно-курортное лечение также имеет свои особенности у детей, прежде всего организационные. В детских санаторных учреждениях, например, установлены более продолжительные сроки лечения (45-60-90 дней), чем у взрослых. В местные санатории можно направлять детей от 1 года до 14 лет включительно, а на курорты - с 5 лет (детей с церебральным параличом и заболеваниями опорно-двигательного аппарата - с 3 лет). В санатории для лечения родителей с детьми принимают детей в возрасте от 4 до 14 лет, а в санаторные лагеря круглогодичного функционирования (детские санатории) - от 6 до 14 лет. В силу несовершенства адаптационных механизмов у детей отдается предпочтение направлению в местные санатории, особенно при непродолжительных сроках санаторно-курортного лечения.

9. Ограниченные возможности автоматизма условно-рефлекторной деятельности и своеобразие формирования костно-мышечной системы определяют некоторые особенности ЛФК у детей: меньшая нагрузочность физических упражнений; небольшая продолжительность занятий и повторение их в течение дня; включение в комплекс игровых элементов и игр; исключение из занятий силовых упражнений и упражнений на выносливость. Одним из важнейших условий эффективности назначаемой ребенку лечебной физкультуры является соответствие выбранных средств и методик проведения ее возрастным периодам и особенностям.

10. Анатомо-физиологические особенности детского организма и своеобразная динамика становления отдельных его систем несколько расширяют (по сравнению со взрослыми) противопоказания для физической терапии в педиатрии. В частности, от применения физических факторов следует воздержаться, если у ребенка резко снижены адаптационные возможности, изменена реактивность организма, имеется опасность диссименации болезни. Общими противопоказаниями для физиотерапии (кроме общепринятых) у детей являются также резкая гипотрофия, повышенная кровоточивость, высокая температура тела. Своеобразие возрастной реактивности организма не только диктует особенности физиотерапии у детей, но и требует определенных возрастных ограничений в использовании у них физиотерапевтических методов.

Процесс предполагает воздействие на организм с использованием какого-либо физического фактора, встречаемого в природе или искусственно создаваемого. В качестве методов воздействия в зависимости от патологии могут быть выбраны УФ-лучи, токи, магнитное поле разной силы, температурное воздействие, воздух, ультразвук. Они запускают оздоровительные механизмы организма естественным способом и помогают избежать использования таблеток.

Фактор физически воздействует на организм за счет:

  • общих неспецифических черт - ткани и органы поглощают энергию;
  • специфических черт, которые может вызывать только какой-то конкретный тип терапии, например, электромагнитные колебания вызывают получение эндогенного тепла, а ультрафиолетовое излучение - выработку витамина D и эритемную реакцию.

За счет наличия неспецифических черт из первого пункта они могут быть взаимозаменяемы. Например, можно заменить на микроволновую терапию, а теплолечение на индуктотермию.

Физиотерапия для лечения малышей применяется чаще, чем у взрослых за счет эффективности чувствительного молодого организма и ради осторожного лечения без побочных эффектов. Указанные выше факторы генерируют специфические процессы в клетках, направленные на оздоровление или возвращение/поддержание правильного функционирования тканей.

Нагрузка, время, степень воздействия подбирается в зависимости от цели (лечебные процедуры, профилактические или реабилитационные), а также от возраста, состояния здоровья и особенностей организма ребенка. К детям применимы практически все «взрослые» виды терапии. Различия в методике лечения объясняется строением тела и тканей, которое с возрастом претерпевает изменения.

Перед расчетом нагрузок при физиотерапии, врач принимает во внимание несколько моментов:

  • толщина и рыхлость кожи - они гораздо ниже, чем у взрослого, и гиперемия от воздействия физиологических факторов возникает быстрее;
  • увеличенная скорость формирования рефлексов за счет повышенной чувствительности ЦНС, которая позволяет снизить время воздействия и получить хороший результат;
  • широкие мочеточники;
  • особенности функционирования сердечно-сосудистой системы;
  • изменение работы эндокринной системы в период полового созревания - в это время подбор дозировки должен быть особенно осторожным;
  • раздражение от физических факторов даже при местном приложении активно распространяются по нервным волокнам и может частично влиять и на весь организм;
  • терморегулирующая система недостаточно развита, особенно у младенцев, поэтому перегрев может наступить быстрее.

В клинике НИАРМЕДИК работают физиотерапевты с дополнительной детской специализацией, поэтому в настройках сеанса они учитывают все перечисленные особенности. Выбрать конкретного специалиста можно и записаться к нему напрямую (направление на терапию должен выдать педиатр или профильный врач). Адреса клиник приёма также указаны на сайте.

20117 0

Физиотерапия в педиатрии располагает многочисленными и весьма разнообразными по лечебному действию факторами, которые применяют детям с первых дней жизни с целью профилактики и лечения заболеваний, повышения защитных сил, своевременного созревания и развития всех систем организма.

Однако техника и методика проведения физиотерапевтических процедур у детей заметно отличается от взрослых, что обусловлено возрастными анатомоморфологическими особенностями.

Кожа у новорожденных и грудных детей характеризуется незрелостью.

Эпидермис представлен меньшим числом слоев клеток, рыхло связанных с дермой, базальной мембраной. Потовые железы отсутствуют до 4 месяцев, внутрикожные сосуды склонны к дилатации. Кожа склонна к мацерации, отличается высокой степенью гидрофильности, повышенной резорбтивной, всасывающей способностью и малым сопротивлением электрическому току.

Кожа детей характеризуется ускоренной репарацией, склонностью к келоидообразованию, особенно в возрасте от 1 года до 8 лет. Показательно, что максимальная плотность постоянного тока составляет для новорожденных и детей первого года жизни - 0,01 мА/см2; 2-3 года - 0,02 мА/см2; в дошкольном возрасте - 0,03-0,05 мА/см2; с 7 до 15 лет - 0,05-0,08 мА/см2. Продолжительность процедуры составляет 7-8 мин для детей до года, в старшем возрасте - 15-20 мин.

У детей ограничен курс ультравысокочастотной и лазерной терапии (до 5-8 процедур) при воздействии на раны, ожоговые поверхности, брюшную стенку после аппендэктомии. Растворы лекарственных веществ, минеральные ванны применяют меньшей концентрации.

Компенсаторные возможности физической и химической терморегуляции у детей раннего возраста весьма невелики в связи с отсутствием полноценной центральной регуляции со стороны незрелой нервной системы. Все это требует осторожности при проведении процедур, связанных с охлаждением или прогреванием. Не назначают максимальные температурные значения при теплолечении, ограничен диапазон колебания температур при контрастных процедурах (ваннах, душах, обливаниях).

Нервная система новорожденного характеризуется незавершенностью развития, склонностью к генерализации при быстрой истошаемости ответных реакций, что ограничивает продолжительность физиотерапевтических процедур до 7-8 мин. При выборе фактора и продолжительности процедуры следует учитывать ускоренное формирование рефлексов, преобладание процессов возбуждения. Действие физических факторов не ограничивается местом их приложения, а распространяется по демпелинизированным нервным волокнам на соседние сегменты спинного мозга быстрее и шире, чем у взрослых.

Это ограничивает проведение сегментарных и общих методик детям раннего возраста. Рост и развитие нервной системы ребенка продолжается в течение 7-9 лет. Морфофункциональная незрелость ЦНС, возрастные особенности восприятия ограничивают применение трансцеребральных воздействий, в том числе электросна, интраназального электрофореза до 4-5 лет.

Костно-мышечная система у детей раннего возраста отличается известной физиологической слабостью, что требует более строгого дозирования физических нагрузок. Высокое содержание воды в костной ткани при меньшем количестве плотных веществ обеспечивает высокую эластичность и глубокое проникновение энергии электромагнитных волн и других факторов. Наибольшей тропностью к костной ткани обладают ДМВ и СМВ, что объясняет высокую эффективность применения их при травмах и остеомиелитах у детей.

Действие электрического тока

Действие электрического тока распространяется не только на мягкие ткани, но и костную, точнее, надкостницу, в которой также депонируются введенные методом электрофореза, фонофореза лекарственные препараты. Для профилактики и лечения рахита, в патогенезе которого основная роль принадлежит авитаминозу Д, созревания и нормального функционирования постоянно увеличивающей свою массу костной системы, поддержания в крови необходимого уровня ионизированного кальция достаточно эффективно курсовое УФ-облучение. Однако детям, особенно раннего возраста, следует проводить не общее

УФ-облучение, а местное (кисти, стопы, лицо) в эритемных дозах один-два раза в неделю. В старшем возрасте бороться с кальциевой недостаточностью помогают также углекислые ванны, в том числе газовые, способствующие образованию карбонатов, используемых организмом для построения кости.

Мышечная ткань ребенка отличается меньшей толщиной мышечных волокон, относительно большим количеством интерстиция. Мышечная система у новорожденных и грудных детей характеризуется малым объемом мышц и гипертонией сгибателей на фоне ослабленных разгибателей. Электровозбудимость нервно-мышечного аппарата у детей первых недель жизни меньше, чем у старших и взрослых.

В ответ на применение физических факторов, в частности, импульсных токов, у новорожденных и детей раннего возраста нередко возникает гипервозбудимость мышц со склонностью к тетании. Поэтому при проведении электростимуляции необходимо использовать параметры и токи, адаптированные детскому организму.

Для предупреждения отрицательных реакций на физиовоздействие первые процедуры детям проводят при меньшей дозе или «плацебо» (без включения аппарата). Перед процедурой доступно объясняют необходимость се проведения и ожидаемые ощущения. Элемент психотерапии весьма желателен. Не применяют детям раннего возраста физических факторов, действие которых вызывает отрицательные реакции, пугает.

В частности, электросон по глазнично-затылочной методике; дарсонвализацию с использованием искрового разряда, интраназальный электрофорез. При назначении процедур учитывают частоту и время кормления ребенка. Проводят процедуры не ранее, чем через час после кормления и не позже 30-45 мин до него.

При процедурах аппликационного характера электроды, конденсаторные пластины, излучатели и пр. тщательно фиксируют с помощью эластичных бинтов. До и после процедуры медсестра обязана тщательно осмотреть участок кожи, подвергшийся воздействию для выявления возможных повреждений, мацерации. Во избежание сухости кожу после воздействия гальваническим или импульсными токами смазывают детским кремом или растительными маслами.

В первую очередь это относится к новорожденным и грудным детям. В лечении детей используют все физические факторы, примерно при тех же локализациях воздействия, что и у взрослых, но иных параметрах. Примером вышесказанного являются некоторые частные методики.

Местная гальванизация

Местную гальванизацию детям практически не применяют, используют гальванический ток т. н. внутритканевого электрофореза, т. е. активации проникновения медикаментозных средств, вводимых инъекционно или другим способом в определенную область. Однако существует несколько классических методик, адаптированных для детей раннего возраста с неврологической патологией. Гальванический воротник по Щербаку назначают детям, начиная с 2 лет.

Располагают «шалевый» электрод площадью от 200 до 400 см2 на уровне С6-Тh2, второй электрод - на коже пояснично-крестцовой области L2-S2. Силу тока постепенно увеличивают от 2-4 мА до 10-12 мА (с учетом переносимости), экспозицию - с 2-4 мин до 12-14 мин, прибавляя по 1 мА и 1 мин через процедуру. Курс лечения составляет 10-12 процедур.

Электрофорез по Вермелю новорожденным и грудным детям проводят при несколько иной локализации электродов. Анод площадью 100 см2 располагают в межлопаточной области (на уровне Тh2-Тh10). Катод аналогичной площади накладывают на передней брюшной стенке или передней поверхности бедер. Плотность тока составляет 0,01мА/см2, время воздействия - до 7-8 мин. На курс назначают 8-10 процедур.

При острых состояниях с целью уменьшения токсического действия лекарственных веществ, аллергических реакций применяют «внутритканевой» электрофорез. Детям грудного и раннего возраста при острых, деструктивных пневмониях особенно показан внутрилегочный электрофорез, проводимый по одному из способов: 1. Внутривенного одномоментного введения лекарственного вещества и гальванизации грудной клетки поперечно. 2. Внутривенного капельного введения лекарственных препаратов и гальванизации грудной клетки. 3. Ингаляции лекарственного раствора с одномоментной гальванизацией грудной клетки. 4. Внутримышечного введения лекарственного вещества и гальванизации грудной клетки через 0,5-1 ч. Электрофорез детям проводят при минимальной концентрации лекарственных веществ, соответственно соблюдая возрастную суточную или разовую дозу.

В терапии СМТ наиболее часто используют переменный режим; род работы - III, IV, V; глубину модуляции - не более 75%. Начинают стимуляцию всегда с высоких частот - 100-90 Гц. Продолжительность процедуры у детей до года составляет 8-10 мин; от 1 до 7 лет - 10-15 мин. При миопатиях, ДЦП, параличах длительность воздействия может быть увеличена до 30-40 мин.

Электросон по глазнично-затылочной методике проводят детям старше 3 лет. В случае отрицательного отношения к локализации электродов на глаза, используют лобно-затылочную методику. Подбор адекватной частоты начинают со средних величин (60-80 Гц). Низкие частоты - 5-15 Гц используют при лечении детей старшего школьного возраста.

Продолжительность процедуры колеблется от 15 мин до 1 ч. Курс лечения включает 10-12 процедур. Электросон противопоказан при диэнцсфальном синдроме, ожирении, непереносимости тока. Дети адекватно воспринимают центральную электроаналгезию от аппарата «Лэнар». Лобно-затылочная методика воздействия, малая сила тока, более высокая частота генерации - 1500 Гц обусловили достаточно высокую степень адаптации к фактору и возможность применения его с 1,5-2 лет. Длительность импульса 0,1-0,15 с, экспозиция - до 40 мин.

Электростимуляцию детям проводят с помощью тех же аппаратов, что и взрослым («Амплипульс», «Стимул», «Тонус», «Омнис» и пр.). Внутриорганную (полостную) стимуляцию - от аппаратов «Эндотон» и «ЭСЖКТ» - электростимулятор желудочно-кишечного тракта, специально предназначенный для лечения детей грудного и раннего возраста, укомплектованный внутриполостными электродами малых размеров (0,3-0,5 см в диаметре).

Токи надтональной частоты (ТНЧ) - один из наиболее адекватных для детского организма физических факторов.

Применяют ТНЧ с первых дней жизни с противоотечной, противовоспалительной и репаративной целью при заболеваниях кожи, подкожной клетчатки, кефалогематоме, пилороспазме и холазии пищевода, пневмонии, инфильтратах и мастите, пиелонефрите, а также в ранние сроки после различных хирургических вмешательств. При чрескожном воздействии во избежании неприятных ощущений используют контактную стабильно-лабильную методику, фиксированный зазор (чехол из одного слоя марли, надеваемый на грибовидный электрод), малую интенсивность.

Продолжительность ежедневных процедур составляет 5-10 минут. Полостное воздействие (ректальное) осуществляют урологическим электродом 0,7 см в диаметре, предварительно смазав его растительным маслом или мазью. Глубина введения составляст 4-5 см, интенсивность - 3-4 ст. Детям раннего и дошкольного возраста чрескожное воздействие ТНЧ осуществляют при средней интенсивности продолжительностью от 10 до 20 мин в зависимости от площади поражения.

Дарсонвализацию проводят грибовидным электродом детям с 3-4 лет при малой или средней мощности, продолжительностью 5-10 мин. Основные показания: гнездная плешивость, вазомоторный ринит, юношеские угри, зуд кожи. Полостное воздействие (ректальное) применяют с раннего возраста цилиндрическим электродом при энкопрезс, при состоянии после анопластики интенсивности малой или средней.

Электрическое поле УВЧ (э.п. УВЧ) используют в лечении детей с первых дней жизни. Доза зависит от возраста и локализации. До года - мощность воздействия не превышает 15 Вт, от 1 до 3 лет -15-20 Вт, от 3 до 7 лет - 30-40 Вт, старше 7 лет - 50-60 Вт с учетом локализации и активности процесса. Продолжительность процедуры составляет соответственно от 8 до 15 мин. Максимальная мощность э.п. УВЧ при воздействии на голову у детей дошкольного возраста - 20 Вт, школьного - 30 Вт.

Воздействие СМВ детям, начиная с первого года жизни, осуществляют от аппаратов «Луч-2», «Луч-3», «Луч-4». При этом используют малую плотность мощности, благодаря применению детям первых двух лет большого излучателя (диаметром 11,5 см) и малой мощности - 5 Вт, детям от 2 до 5 лет - 5-7 Вт на тот же диаметр, старше 7 лет - мощность увеличивают до 10-12 Вт. При применении излучателя диаметром 3,5 см мощность не должна превышать 2-2,5 Вт - для детей первого года жизни, 3-4 Вт - дошкольного, 5 Вт - школьного возраста.

Повышение плотности мощности в случае нарушения вышеуказанных соотношений и проведения процедур с помощью излучателей меньшего диаметра (2 см, 3,5 см), может вызвать у детей ожог. Аналогично проводят терапию микроволнами дециметрового диапазона, используя излучатели достаточно большой площади и малую мощность излучения - до 8-10 Вт. Подобный эффект может быть достигнут лишь при применении портативных аппаратов для ДМВ-терапии: «Пума», «Электроника-терма», в комплекте излучателей которых имеются мягкие (размером 8x8см, 8x16см) и керамические (диаметром 2, 4, 10 см).

Ультрафиолетовое излучение широко используется в педиатрии с лечебной и профилактической целью, повышая исходно невысокую иммунологическую реактивность. В раннем возрасте чувствительность к УФ-излучению снижена, что позволяет безопасно применять эритемные дозы.

Видимый свет с лечебной целью в педиатрии применяют с первых дней жизни. Новорожденным и грудным детям с гемолитической болезнью (желтухой) воздействие синим светом (0,45-0,46 мкм) проводят от аппарата «ВОД-11» с учетом места их пребывания. Детей облучают в кювезе по 7 часов с перерывом в 2 часа, новорожденных в кроватках - 2 ч, 2 ч перерыв. Курс продолжают до улучшения.

Детям старшего возраста с болезнью Жильбера, механической паренхиматозной желтухой также проводят лечение от аппарата «ВОД-11» два раза в день по 15-30 мин на поле; 2 поля в день. Широко используют в лечении детей хромотерапию, особенно при функциональных нарушениях, психосоматике и с целью дозревания отдельных органов. В комплект излучателей к аппарату «Скаляр» приданы несколько евстодиодов мощностью 5-7 мВт: синий, оранжевый, красный, зеленый. Цветотерапия достаточно эффективна для дозревания тканей и органов с морфофункциональной незрелостью.

Преимущественно используют цвета с высокой энергетикой (красный, желтый или оранжевый) или зеленый - уравнивающий процессы возбуждения и торможения в организме. Каждым цветом ежедневно последовательно облучают определенную зону или проекцию органа в течение 10-5-3 мин по убывающей схеме и постоянной мощности светового потока, или при постоянной экспозиции, но уменьшающейся постепенно мощности или плотности мощности светового потока. Курс включает 10-12-15 ежедневных процедур.

Лазеротерапию проводят детям с первых дней жизни с целью детоксикации, оксигенации крови, повышения защитных сил организма, восстановления необходимого энергетического баланса. Узкий спектр электромагнитных волн оптического диапазона, возможность воздействовать на определенные звенья цепи биохимических реакции, малая мощность (в тысячу раз меньше традиционных ВЧ факторов) на фоне гидрофильности тканей ребенка позволяют достигать необходимых результатов быстрее.

Доза излучения не зависит от возраста, а напрямую связана с тяжестью патологического процесса, состоянием больного. Более равномерное распределение энергии в тканях детского организма, высокие компенсаторные возможности сосудистой системы исключают опасности передозировки. Однако для достижения эффекта не следует использовать монотонные методики (постоянные дозы).

Ультразвук применяют детям с первого месяца жизни при хирургической и ортопедической патологии. Плотность мощность для детей до года составляет 0,05 Вт/см2; от 1 до 3 лет - 0,05-0,1 Вт/см2; от 3 до 6 - 0,2-0,4 Вт/см2; школьникам - соответственно 0,5-0,8 Вт/см2. Детям не применяют плотность мощности выше 0,8 Вт/см2. Продолжительность воздействия на одно поле - 2-5 мин по показаниям.

Боголюбов В.М., Васильева М.Ф., Воробьев М.Г.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

В ведение

В каждом лечебном учреждении имеются физиокабинет или отделение, где широко применяются физические факторы, полученные с помощью аппаратов.

Достижения физики, радиоэлектроники, приводят к созданию новой, более совершенной аппаратуры, также разрабатываются и новые, эффективные методы лечения больных.

При этом лечебный процесс усложняется и становится более трудоемким.

Медсестры выполняют одну из сложных и ответственных обязанностей. Их работа требует знания сложных физиотерапевтических аппаратов, умения работать на них и правильно эксплуатировать, необходимых навыков для выполнения назначенных методик лечения, техники проведения процедур и правильного дозирования, а также знаний о физиологическом и лечебном действии физических факторов.

1. Особенности физиотерапии в детской практи ке

Особенности применения методов физиотерапии у детей обуславливает возрастными анатомо-физиологическими различиями и своеобразием патологии. Организм ребенка отличается не только меньшими размерами, но и качественно, он постоянно растет, развивается, что ограничивает приспособительные возможности. Болезнь нередко приводит к задержке развития.

Задачей применения физических факторов являются профилактика и лечение заболеваний, а также обеспечения развития всех систем и функций в соответствии с возрастом. При выборе факторов необходимо учитывать возраст ребенка, характер, стадию болезни и механизм действия фактора.

Важное значение имеет выбор методики, параметров воздействия в зависимости от индивидуальной реактивности, особенно у детей аллергиков. В тоже время методы немедикаментозного лечения имеют особенно большое значение при аллергических заболеваниях, позволяя уменьшить дозу лекарства, нивелировать их побочное действие.

В детском возрасте физические методы играют существенную роль в профилактике заболеваний, повышение устойчивости детского организма к неблагоприятных внешним и внутренним влияниям.

2. Анатомо-морфологические особенности детей

Особенности применения физических факторов определяется, прежде всего, особенностями нервной системе, кожи (которая в первую очередь подвергается действию факторов), теплорегуляции, обменных процессов, сердечнососудистой и других систем. Эти различия выражены тем больше, чем меньше возраст ребенка.

Нервная система характеризуется незавершенностью развития, повышенной чувствительностью и широкой иррадиацией, быстрой истощимостью. Клетки головного мозга имеют эмбриональный характер, их рост и качественная дифференцировка продолжаются еще в течение 7 лет жизни. В школьном возрасте в связи с нейроэндокринной перестройкой вновь возрастает чувствительность нервной системы, легко возникают функциональные нарушения, что может обусловить неадекватную реакцию на действие фактора у этих уже больших детей.

Кожа ребенка более тонкая, нежная, чем у взрослых, ее барьерная функция выражена слабее. Вследствие обильной васкуляции и содержания воды кожа ребенка обладает высокой всасывающей способностью, поэтому резорбтивное действие химических ингредиентов минеральных вод, лечебных грязей, лекарственных препаратов при электрофорезе больше. Капиллярно-сосудистая сеть богато развита, тонус сосудов - лабильный и реакция покраснения, характерная для действия многих факторов, появляется быстрее при меньших дозах. Относительная площадь поверхности кожи у ребенка больше (у новорожденного в 3 раза, а 8 - летнего ребенка в 2 раза), чем у взрослого. Это увеличивает чувствительность детей к действию физических факторов. Относительно большее число нервных рецепторов кожи в связи с большой поверхностью приводит к необходимости уменьшать площадь воздействия, чтобы избежать передозировки.

Процессы обмена веществ совершаются более интенсивно, биологически активные вещества образуются в большем количестве, чем у взрослого, что может быть причиной повышенной реакции на действие факторов. Несовершенство физической и химической терморегуляции у маленьких детей способствует перегреванию или переохлаждению, поэтому тепловые и прохладные закаливающие процедуры проводятся с меньшей дозировкой, более постепенно. Однако большие резервные, компенсаторные возможности детского организма обуславливают более высокую эффективность малых доз.

Костно-мышечная система у детей раннего возраста отличается физиологической слабостью, что требует более строгого дозирования физических нагрузок. Высокое содержание воды в костной ткани при меньшем количестве плотных веществ обеспечивает высокую эластичность и глубокое проникновение энергии электромагнитных волн и других факторов. Наибольшей тропностью к костной ткани обладают ДМВ и СМВ, что объясняет высокую эффективность применения их при травмах и остеомиелитах у детей. Действие электрического тока распространяется не только на мягкие ткани, но и костную, точнее надкостницу, в которой также депонируются введенные методом электрофореза, фонофореза лекарственные препараты. Для профилактики и лечения рахита, в патогенезе которого основная роль принадлежит авитоминозу «D», созревания и нормального функционирования постоянно увеличивающей свою массу костной системы, поддержания в крови необходимого уровня ионизированного кальция, достаточно эффективно курсовое общее УФ-облучение, а также местное (кисти, стопы, лицо) в эритемных дозах 1-2 раза в неделю. В старшем возрасте бороться с кальциевой недостаточностью помогают также углекислые ванны, в том числе газовые, способствующие образованию карбонатов, используемых организмом для построения кости.

Мышечная ткань ребенка отличается меньшей толщиной мышечных волокон. Мышечная система у новорожденных и грудных детей характеризуется малым объемом мышц и гипертонией сгибателей на фоне ослабленных разгибателей. Электровозбудимость нервно-мышечного аппарата у детей первых недель жизнь меньше, чем у старших и взрослых. В ответ на применение физических факторов, в частности, импульсных токов, у новорожденных детей и детей раннего возраста нередко возникает гипервозбудимость мышц со склонностью к тетании. Необходимо использовать параметры и токи, адаптированные детскому организму.

Для предупреждения отрицательных реакций на физиовоздействие первые процедуры детям проводят при меньшей дозе или «плацебо» (без включения аппарата). Перед процедурой доступно объясняют необходимость ее проведения и ожидаемые ощущения. Элемент психотерапии весьма желателен. Не применяют детям раннего возраста физических факторов, действие которых вызывает отрицательные реакции, пугает. В частности электросон по глазнично-затылочной методике; дарсонвализацию с использованием искрового разряда, интроназальный электрофорез. При назначении процедур учитывают частоту и время кормления ребенка. Проводят процедуры не ранее чем через час после кормления и не позже 30-45 минут до него.

При процедурах аппликационного характера электроды, конденсаторные пластины, излучатели и пр. тщательно фиксируют с помощью эластичных бинтов. До и после процедуры медсестра обязана тщательно осмотреть участок кожи, подвергшийся воздействию для выявления возможных повреждений, мацерации. Во избежание сухости кожу после воздействия гальваническим или импульсивными токами смазывают кремом или растительными маслами. В первую очередь это относится к новорожденным и грудным детям. В лечении детей используют все физические факторы, примерно при тех же локализациях воздействия, что и у взрослых. Однако дозы воздействий по интенсивности, продолжительности площади приложения энергии значительно отличаются от параметров воздействий для взрослых; различны они и при разном возрасте детей.

Все вышеуказанное определяет особенности применения физических факторов у детей, выбора оптимального метода, методики проведения процедур с учетом возрастных индивидуальных особенностей дифференцированных показаний и противопоказаний.

3. Особенности дозирования воздействий у детей

Ультрафиолетовое излучение имеет жизненно важное значение для растущего организма. При длительном дефиците солнечных УФ - лучей могут развиться явления световой недостаточности, у маленьких детей - рахит. Дозируют УФ-облучения с учетом индивидуальной биодозы, которую определяют через 6-8 и 24 часа, так как пороговая эритема может возникнуть и ослабеть. Показания к применению весьма разнообразны.

Общие профилактические УФ им ДУФ-облучения проводят в осенне-зимнее время малыми (от 1/8 - ј биодозы на каждую поверхность тела) постепенно возрастающими дозами (на 1/8 - на 1/4 биодозы через 1-2 облучения до 1,5-2 биодоз в зависимости от возраста) через день; на курс лечения 15-20 облучений. Курс повторяют через 4 месяца. Общие профилактические УФ-облучения детям можно проводить с 1 месяца. Площадь УФ - облучения у детей до 1 года не должна превышать 60-80 см 2 , от 1 до 3 лет - 100 см 2 , 3-7 лет - 150 см 2 , 7-12 лет - 200 см 2 . начальные дозы у детей до 5 лет не должны превышать одной биодозы, у школьников - 2 биодоз (с учетом регионарной чувствительности кожи). Облучения проводят через 1-2 дня субэритемными, эритемными дозами. Применяют на очаг воспаления (при заболеваниях кожи, подкожной клетчатки, суставов, ЛОР - органов, периферических нервов, при бронхолегочных, желудочно-кишечных заболеваниях) или на рефлексогенные сегментарные зоны (при нервозах, аллергических заболеваниях, дерматозах, язвенной болезни и др.). У детей первого года жизни при бронхопневмонии используют фракционную методику. Облучение слизистой оболочки носа и зева проводят УФ или КУФ - лучами через тубус, с 1/6 - ј постепенно увеличивая дозу Ѕ до 1 биодозы. В детских лечебно - профилактических учреждениях широко используется бактерицидное действие УФ-излучения для обеззараживания воздуха в помещении, игрушек, постельных принадлежностей.

Гальванизацию и лекарственный электрофорез применяют детям с 2-3 недель жизни. Максимальная плотность тока детям до 1 года жизни - 0,01 - 0,02 mA/ см 2 длительность - до 10 минут; в дошкольном возрасте - 0,03-0,05 и 10-15 минут соответственно; старше 7 лет - от 0,05 до 0,07 mA/ см 2 и до 15-20 минут; на курс лечения от 10 до 12-15 процедур.

Применяют различное расположение электродов: поперечное, продольное, сегментарно-рефлекторное, эндоназальное, по Вермелю. При проведении общей гальванизации детям первых месяцев жизни электроды располагают следующим образом: анод - в межлопаточной области и катод - на передней стенке живота. Детям от 6 месяцев до 2 лет катод располагают на передней поверхности бедер, старше двух лет - по общепринятой методике. Гальванический воротник по Щербаку проводят, располагая «шалевый» электрод площадью от 200 до 500 см 2 (в зависимости от роста) на уровне С 6 -T 2 , второй электрод на пояснично-крестцовой области; силу тока от 2-4 mA постепенно увеличивают до 8-12 mA (по переносимости), время воздействия - от 6 до 12-16 минут (через каждые 2 процедуры на 2 минуты); на курс лечения - 10-12 процедур.

При лекарственном электрофорезе на воротниковую зону сила тока и продолжительность оптимальные в течении всего курса из 10-12 процедур.

Метод лекарственного электрофореза имеет очень широкие показания при подострых и хронических воспалительных заболеваниях, функциональных нарушениях и болезнях нервной системы, органов пищеварения, дыхания, опоры и движения. Противопоказания - общие для физиотерапии, а также выраженное обострение воспалительного процесса, нарушение целости кожного покрова, непереносимость отдельных препаратов, гальванического тока.

Необходимо следить, чтобы токонесущие провода были припаяны к свинцовым электродам; электроды фиксируют эластичным бинтом. Процедуры проводят под постоянным контролем персонала. Детей до 3 лет во время процедуры держат родители или персонал. При лекарственном электрофорезе детям предпочтительнее применять минимальную концентрацию, указанную в таблицах.

Электросон. Воздействие импульсивным током низкой частоты при глазнично-затылочном расположении электродов можно проводить детям старше 2 лет. Дети боятся закрывать глаза, поэтому первую процедуру рекомендуется проводить после того, как ребенок увидел ее на другом пациенте и с небольшой силой тока. Частота импульсов от 5-10 до 40 - 80 Гц, продолжительность процедуры от 15-30 до 40 минут; на курс лечения от 10-12 до 15 процедур ежедневно или через день. Основные показания: функциональные заболевания нервной системы, неврозы реактивные состояния, дерматозы, бронхиальная астма, артериальная гипертензия, хорея. Противопоказания - общие для физиотерапии.

Дарсонвализацию местно можно проводить с двух лет и при малой мощности, что определяется по ощущению ребенка и положению на аппарате «Искра»; продолжительность воздействия от 5-7 до 10 минут. Лучше использовать у детей ток надтональной частоты(ТНЧ), когда отсутствует искровой разряд, от аппарата «Ультратон». Воздействуют грибовидным электродом наружно по лабильной методике, цилиндрическим, ректальным электродом - по стабильной. Основные показания: нейродермит, угри, гнездная плешивость, мигрень, хронический цистит, выпадение прямой кишки. Противопоказания - общие.

Синусоидальные модулированные токи назначают детям с 2-месячного возраста; процедуры хорошо переносятся детьми. Метод имеет большие возможности индивидуализации параметров электроды такие же, как при гальванизации. При выборе вида тока, его модуляций исходят из особенностей патологического процесса. Способность СМТ улучшать кровообращение, изменять чувствительность рецепторов, уменьшать болезненные спастические явления, а при большей силе тока вызывать мышечное сокращение определяет широкий круг показаний (невриты, травмы, неврозы, детские параличи, бронхиальная астма и др). общая продолжительность процедуры детям до 1 года составляет 10 минут, от 1 до 7 лет - 10-15 минут, на курс лечения от 8-10 до 15 процедур. Противопоказания - общие для физиотерапии, а также острый гнойный процесс, судорожные состояния, наклонность к кровотечению.

Индуктотермия. Воздействие переменным магнитным полем высокой частоты в педиатрической практике используется с 5 лет при подострых и хронических воспалительных заболеваниях органов дыхания, пищеварения, мочевыделения нервной системы. Детям применяют слабые и средние тепловые дозировки продолжительностью 10-20 мин. е/д или ч/д на курс 8-10 проц. С 6 месяцев применяют резонансный индуктор ЭВТ-1 от аппарата УВЧ-30 с выходной мощностью 30 Вт (диаметр 6 см).

Электрическое поле УВЧ используют у детей с первых дней жизни. Учитывая особую подвижность детей, для сохранения постоянства воздушного зазора конденсаторные пластины помещают на войлочную, фланелевую прокладку, соответствующей толщины (1-2-3 см). Кожа на месте воздействия должна быть сухой. Перед процедурой необходимо удалить из карманов имеющиеся металлические предметы, игрушки. Доза зависит от возраста, мощности, размера конденсаторных электродов и их локализации. Воздействия на область головы детям до 7 лет следует ограничивать; при необходимости применять выходную мощность 15-20 (не более 30) Вт, продолжительность воздействия от 5-6 до 8 минут; детям старше 7 лет - соответственно до 40 Вт и до 10 минут; на курс лечения от 6-8 процедур. При воздействии на грудную клетку, на конечности детям дошкольного возраста применяют воздействие мощностью до 30-40 Вт, продолжительность 5-8 минут; более старшим - до 40 Вт и 8-10 минут соответственно; на курс лечения от 5 до 8 процедур. Основные показания острые, подострые, хронические воспалительные процессы в коже, подкожной клетчатке, в органах дыхания и ЛОР - органах, печени, мочевых путях, суставах, периферических нервах.

Противопоказания - общие для физиотерапии, а также наличие гноя в замкнутой полости.

Сверхвысокачастотная терапия включает лечение сантиметровыми волнами(микроволнами) и дециметровыми. Ее назначают детям старше двух лет. Используют аппараты «Ромашка», «Ранет». Излучатель диаметром 4 или 10 см располагают контактно в области очага воспаления. Интенсивность детям до 5 лет - от 4-5 до 6-7 Вт, более старшим 8-12 Вт; продолжительность воздействия от 6-8 до 10 минут. Процедуры проводят ежедневно на курс лечения 6-8 процедур. Для лечения детей старшего возраста может быть применен аппарат «Волна-2».

Этот метод имеет ряд преимуществ перед СМВ, заключающихся в более глубоком и равномерном поглощении энергии тканями. Лечение СМВ проводят от аппарата «Луч-2», «Луч-3», при риносинусите, тонзиллите используют излучатель диаметром 3,5 см, интенсивность детям дошкольного возраста 2 Вт в течении 5 минут, от 3 до 7 лет - 4-5 Вт, более старшим детям 6-8 Вт при продолжительности воздействия от 6-8 до 10 минут ежедневно; на курс лечения 6-8 процедур.

Показания: острые, подострые воспалительные заболевания легких, желудочно-кишечного тракта, печени, суставов, лор-органов, мочевых путей. Противопоказания общие для физиотерапии.

Низкочастотная магнитотерапия - метод, при котором используется воздействие переменным магнитным полем низкой частоты, генерируемым аппаратами «Полюс-1», «Полюс-2». Этот фактор хорошо переносится детьми, обладает мягким болеутоляющим действием. Дозирует воздействия ПеМПНч по индуктивности в миллитеслах (мТл) и времени воздействия (детям применяют от 9,8 до 25 мТл, что соответствует 1-4 положению указателя интенсивности). Продолжительность процедур проводимых ежедневно, от 10-15 до 20 минут; на курс лечения от 10 -15 минут до 20 процедур.

Показания: ожоги, дерматозы, невралгии, артралгии, бронхиальная астма, аритмии, вегетодистонии, нарушения сна. Противопоказания общие для физиотерапии.

Ультразвук в педиатрической практике используют с частотой 880 и 2640 кГц; такие частоты обеспечивают проникновение колебаний соответственно на глубину 4-5 или 1,5-2 см. частота 2640 мГц рекомендуется при лечении кожных очаговых воспалительных заболеваний. Ультразвук детям не используют на ростковые зоны костей.

При лечении очаговой инфекции в носоглотке целесообразно использование аппарата Лор-1А, Лор-3 с импульсным режимом воздействия. При лекарственном фонофорезе детям старше 3-5 лет используют импульсный режим и интенсивность от 0,1 до 0,3 Вт/см 2 , детям до 3 лет ультрозвуковая терапия проводятся только по особым показаниям при интенсивности от 0,05 до 0,1 до 0,3 - Вт/см 2 (для старших школьников при контрактурах). Длительность воздействия от 2-3 до 5 минут на одно поле; на курс лечения от 6-8 до 10 процедур проводимых через день.

Ингаляционная терапия используется у детей с первых дней жизни. На процедуру назначают разовую дозу лекарства, оказывающее местное и резорбтивное действие. При лечении грудных детей лучше использовать камеру, колпачок из плексигласа, который устанавливают над головой ребенка. Процедуры проводят через 1-1,5 ч. после приема пищи. В течение дня можно проводить от 1 до 3-4 ингаляций.

При физиотерапии больных детей необходимо учитывать, кроме возраста, особенности реактивности: аллергическая настроенность организма может обусловить неадекватную реакцию. Большого внимания требуют дети с невротическими реакциями. Ребенок не всегда может правильно оценить свои ощущения, поэтому важно наблюдать за его поведением, мимикой, окраской кожных покровов. Эффективность лечения во многом зависит от поведения персонала: спокойная обстановка, доброжелательный контакт с ребенком, уверенность в успехе улучшают результаты. Важно не перегружать ребенка процедурами.

Общими противопоказаниями к применению физических факторов являются: тяжелое общее состояние, фебрильная температура тела, активный туберкулез, повышенная кровоточивость, недостаточность кровообращения, функции почек, печени, тяжелая гипотрофия, злокачественные новообразования. Имеются противопоказания и к применению отдельных факторов: фотосенсибилизация - для УФ-излучения, нарушение термочувствительности - для тепловых процедур, наличие эпилептического синдрома - для электростимуляции и других электропроцедур, лекарственная аллергия - для применения этого препарата методом аэрозолей, электрофореза.

Особенности наложения электродов детям:

1. сила тока (или плотность) меньше:

До 1 года - 0,01 мА/см 2

От 1 до 2 лет - 0,02 мА/см 2

От 3 до 5 лет - 0,03 мА/см 2

От 6 до 10 лет - 0,04 мА/см 2

От 11 ло 14 лет - 0,05 мА/см 2

15 до 17 лет - 0,06 мА/см 2

2. электроды небольшие от 50 см 2 до 150 см 2

3. прокладки с карманчиками

4. привязывают эластичными прорезиненными бинтами

5. фиксация электрода мешочком, наполненным песком

6. аппарат находится на недосягаемом для детей месте

7. токонесущие провода должны быть припаяны к свинцовым электродам

8. щит на гальванической доске должен быть включен на 5 миллиампер.

физиотерапия реактивность терморегуляция ребенок

Заключение

Задача физиотерапии - это достижение наибольшего терапевтического эффекта при наименьшей нагрузке на организм путём усиления специфического и ослабления неспецифических компонентов действия физических факторов.

Выбор фактора, его дозы и способа применения, а также сочетания нескольких факторов определяется формой и стадией болезни и состоянием организма. Физиотерапевтические средства наиболее эффективны в начальном периоде болезни - при функциональных нарушениях.

В комплексе основных лечебных мероприятий их применяют также на других этапах лечения и медицинской реабилитации с целью воздействия на определённые процессы в организме на разных уровнях, в том числе клеточном и молекулярном.

Многообразие факторов и методик, применяемых в физиотерапии, определяет возможности индивидуализированного воздействия на организм и направленного влияния на патологический процесс без отрицательного побочного эффекта.

Физиотерапевтические процедуры используют главным образом для лечения парезов, параличей, болезней суставно-связочного аппарата, кожи, органов дыхания, нарушений обмена веществ и других заболеваний.

Поддерживать здоровье можно разными путями - с помощью постоянного применения лекарственных аппаратов, либо используя здоровый образ жизни и следя за своим самочувствием. Значительную роль среди различных способов приобретения здоровья играют лечебные физические факторы.

Литература

1. Боголюбов, Общая физиотерапии Москва-Петербург, 2000 - 96 с.

2. Воробьев М.Г., Физиотерапия на дому, СПБ, 1999 - 44 с.

3. Клиническая физиотерапия. / Под ред. Оржешковского В.В. Киев, 2001 - 173 с.

4. Клячкин Л.М. Физиотерапия. - М.: Медицина, 1998 - 211 с.

5. Улащик В.С., Очерки общей физиотерапии, Минск, 1998 - 53 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Раздел физиотерапии, связанный с применением в лечении больных только тех физических методов, эффективность которых доказана в доброкачественных исследованиях. Методология доказательной физиотерапии. Алгоритм применения методов практическими врачами.

    реферат , добавлен 23.08.2013

    Развитие физиотерапии как науки. Действие лечебных физических факторов на определенные органы и системы организма. Истоки формирования представлений о специфичности в физиотерапии. Причины реакций органов и тканей. Направленность действия на орган.

    реферат , добавлен 23.08.2013

    Лечебные физические факторы, которые являются предметом физиотерапии. Основные разделы физиотерапии: общая, клиническая и частная. Первые сведения об использовании природных факторов в лечебных целях. Формирование физиотерапии как самостоятельной науки.

    реферат , добавлен 23.08.2013

    Анатомо-физиологические аспекты сердца, этиология, патогенез и клиника его порока. Использование лечебной физкультуры, массажа и физиотерапии при пороках сердца у детей. Оценка и учет эффективности данных методик физической реабилитации ребенка.

    дипломная работа , добавлен 19.04.2012

    Исследование персонализированного подхода к назначению физических методов лечения пациентов. Факторы риска и причины болезней. Концепция персонализированной физиотерапии. Изучение алгоритма методологического подхода к разработке моделей физиотерапии.

    реферат , добавлен 23.08.2013

    Понятие физиотерапии, история ее возникновения и развития. Цели и задачи использования физических природных факторов в лечении некоторых заболеваний. Правила использования холода и тепла. Механизм воздействия горчицы и показания для ее применения.

    презентация , добавлен 10.12.2013

    Физиотерапия как неотъемлемая часть лечения и реабилитации после тяжелых травм. Механизмы воздействия на организм человека методов светолечения, механолечения, физикофармаколечения, водолечения, теплового лечения. Разнообразие методов электролечения.

    презентация , добавлен 22.12.2014

    Сущность и виды физиотерапии, показания для ее применения. Использование средств физиотерапии в сочетании с лечебной физкультурой. Нетрадиционные методы реабилитации. Особенности лечения с помощью электрического тока, магнитных полей, света и тепла.

    реферат , добавлен 13.10.2013

    Изучение задач физиотерапии. Классификация лечебных физических факторов. Методы модуляции типовых патологических процессов, системо-, органотропные и оздоровительные методы физиотерапии. Условия формирования специфических лечебных эффектов в организме.

    реферат , добавлен 23.08.2013

    Основные принципы применения лекарственных растений в детской практике. Фитотерапия желудочно-кишечных заболеваний, кожных болезней и простудных заболеваний грудных детей. Лекарственные растения, применение которых ограничено у детей раннего возраста.

Забота о детском здоровье - это одна из главных задач не только родителей ребёнка, но и множества специализированных лечебно-профилактических учреждений. В детских садах, в яслях, школах применяются специализированные программы, разработанные при участии ведущих медицинских работников, занятых в области педиатрии.

Когда заходит речь о детских организмах, следует учитывать, что ребёнку свойственно реагировать на любое проявление внешней среды в некоторой степени острее и чувствительнее, нежели на эти же явления реагирует взрослый человек. Следовательно, вопросы закаливания детского организма и формирования у ребёнка собственного иммунитета - задачи первостепенной важности. Один из методов укрепления организма ребенка - детская физиотерапия .

Что такое детская физиотерапия?

Для начала, наверное, нужно выяснить, что обозначает сам термин физиотерапия. Физиотерапия в дословном переводе с греческого языка обозначает природное лечение, поскольку происходит этот термин от двух греческих слов: physis – природа и therapeia – лечение. Это самостоятельная область медицины, изучающая воздействие на организм внешних, природных факторов физического плана.

Помимо этого, в сферу интересов физиотерапии входит разработка методов использования физических, природных факторов в профилактических и лечебных целях. Таким образом, становится понятно, что этот вид терапии физиотерапия подразумевает наиболее щадящие методы воздействия на только начинающий своё формирование организм ребёнка, используемые в целях его укрепления. Физиотерапия, является полноценным дополнением к основным, традиционным (медикаментозным и оперативным) методам лечения, что позволяет добиться желаемого результата в наиболее короткие сроки.

Особенности детской физиотерапии

Выше уже говорилось, что детские организмы гораздо восприимчивее к любым внешним физическим проявлениям. Благодаря этой особенности физиотерапевтические процедуры оказывают на неокрепшие организмы детей благотворное влияние в самые короткие сроки. Это обстоятельство сводит к минимуму применение лекарственных средств в целях излечивания детей от разных заболеваний. Однако надо знать, что физиотерапия не является панацеей, как и любой другой метод воздействия на организм, физиотерапевтические процедуры также имеют ряд противопоказаний. Поэтому перед началом физиотерапевтических процедур надо получить квалифицированную консультацию от опытного педиатра. В противном случае даже элементарное закаливание на воздухе, может привести к неприятным неожиданностям.

Виды физиотерапевтических процедур

В детской физиотерапии , как и во взрослой, можно условно выделить несколько основных направлений воздействия. Среди них можно выделить следующие. Электролечение. Этот вид физиотерапевтических процедур считается самым обширным. В него входят следующие методы воздействия:

использование постоянного электрического поля;

Переменного электрического поля;

Применение непрерывного и прерывистого электротока;

Переменного магнитного поля;

Использование постоянных магнитных полей.

Светолечение. В арсенале этого метода воздействия на организм ребёнка следующие процедуры:

использование энергии светового луча;

Ультрафиолетового излучения;

Применение инфракрасного излучения;

Использование узконаправленных световых (лазерных) излучений.

Водобальнеолечение. Этот метод физиотерапевтических процедур подразумевает под собой воздействие на организм ребёнка пресной и минерализованной воды. Среди подобных процедур:

души разной интенсивности;

Другие водные процедуры.

Тепловое лечение. Основой этого метода лечения является применение разогретых до определённой температуры:

парафина;

Озокерита;

Лечебных грязей;

Камней;

Сухого воздуха.

Механическое воздействие. В линейку таких процедур можно смело включать:

ультразвуковую терапию;

Вибротерапию;

Различные виды массажа;

Мануальную терапию.

Все вышеуказанные методы физиотерапевтического воздействия на детский организм характерны тем, что они способны значительно улучшить периферическое и центральное кровоснабжение. Подобные процедуры уменьшают в значительной степени болевые ощущения, улучшают трофику мышечных тканей, приводят в нормальное состояние нейрологическую и гуморальную регуляцию, восстанавливают нарушенные иммунологические процессы.

Противопоказания

Несмотря на все положительные аспекты применения детской физиотерапии, следует помнить о противопоказаниях. Физиотерапевтические манипуляции противопоказаны детям в таких случаях:

При острых воспалительных процессах;

При лихорадочном состоянии;

При значительном истощении организма;

При наличии инфекционных болезней в обострённом состоянии;

При наличии туберкулёза;

При наличии злокачественных новообразований;

При системных заболеваниях крови;

При сердечнососудистых заболеваниях;

При аневризме аорты и других крупных сосудов.

В каких случаях показаны детям физиотерапевтические процедуры?

Несмотря на такое количество противопоказаний, детская физиотерапия позволяет избавиться от множества разных хронических и острых заболеваний. Такими заболеваниями могут быть:

Болезни верхних органов дыхания;

Острые респираторные заболевания;

Хронические респираторные заболевания;

Заболевания аллергического генеза;

Проблемы травматологического плана.

Особо хочется подчеркнуть значение физиотерапевтических процедур в борьбе с заболеваниями центральной и периферической нервной системы. Обычно болезни неврологического генеза являются некоторой реакцией на стресс, психологическое давление, испуг. Не должно быть ни для кого секретом, то обстоятельство, что физиотерапевтические процедуры бывают лечебными и профилактическими. По большей части они направлены на укрепление организма ребёнка, но и предотвращение повторения множества заболеваний также лежит в сфере интересов этой медицинской отрасли.

С первых дней жизни для многих младенцев физиотерапия является основой закладки крепкого здоровья. Подобные процедуры укрепляют его мышечную систему, ускоряют или нормализуют обменные процессы, стимулируют формирование собственной иммунной системы. Прежде всего, этот раздел общей терапии рассчитан на активизацию жизненных сил ребёнка, и на помощь в самостоятельной борьбе детского организма с недугами. Ярким примером такого вспоможения является употребление кислородного коктейля. Огромное количество кислорода позволяет усилить естественный метаболизм клеток и свести к минимуму развитие гипоксии. Различные виды массажа или мануальные воздействия способны решить проблемы, возникающие из-за неправильного формирования позвоночного столба.

Воздействие на организм ребёнка электрическими токами соответствующей напряжённости позволяют скорректировать неправильное функционирование внутренних органов и систем. В заключение хочется сказать, что физиотерапия для маленьких детей или подростка – достойная альтернатива применению пусть даже самых современных медикаментозных препаратов. Ведь каждое лекарство имеет множество побочных эффектов. Помните об этом!