Современная мусульманка: какая она? Самые стильные девушки-мусульманки Занятость мусульманской женщины.

Я часто замечаю, что когда собираются мужчины, они всегда оживленные, всегда шутят, смеются, такие оптимистичные, позитивно смотрят на вещи и самое главное - радуются своей религии. А когда я прихожу на собрания женщин, девушек, то такое ощущение, что религия для них заключается в терпении и страдании. Сколько ни ходила на различные женские уроки в мечеть, уходишь оттуда без какого-либо воодушевления. Я бы даже сказала, что все вгоняет в депрессию, ужасно серую и унылую. Появляется ощущение, будто наша женская участь - это всегда терпеть. Терпеть, пока мужчины живут полной жизнью - работают, созидают, развиваются, общаются друг с другом, строят карьеру, добиваются целей, наслаждаются супругой (а захотят - и не одной), радуются детям. Нам же, женщинам, остается только молча все переносить.

Мужчины порой живут как хотят и делают что хотят: берут вторую жену, зачастую тайно, со всеми вытекающими последствиями, разглядывают других девушек на улицах, а многие свободно с ними общаются, гуляют где-то по вечерам и по ночам, домой приходят поздно, а женщины послушно сидят дома и ничего не знают, а если знают, то молча сносят.

Нет позитивного настроя у мусульманок, и создается представление, имеющее под собой реальную основу, что женщина в Исламе - это несчастное существо. Эти негативные мысли прочно укрепляются и разрушают сознание мусульманок, особенно когда наслушаешься разных историй. Получается, что даже молодые девушки в 16–18 лет с этими негативными представлениями о семейном «счастье» вступают в брак, и счастливы они в основном только до замужества, ну или первые пару лет в браке.

Для женщины муж - это все! Это центр ее вселенной в этой жизни.

Хочется, чтобы вы в своих проповедях и книгах обращались к женщинам побольше, объясняли бы нам, что для нас Ислам - это не терпение и страдание, что женщина в Исламе может и должна быть счастлива. Хочется, чтобы мусульманки тоже радовались жизни и своей религии, как и мужчины, чтобы не были они такими мрачными и удрученными.

Ответьте:

1. Как продолжать радоваться жизни, когда твой муж где-то пропадает по ночам?

2. Как оставаться счастливой, когда он берет себе вторую жену?

3. Как оставаться интересной для своего мужа, сидя дома, никуда не выходя, ни с кем не общаясь (потому что муж против подруг)?

4. Как вести себя, когда на улице муж ежедневно видит сотни красивых оголенных девушек и не опускает свой взор перед ними?

5. Что вы посоветуете нам, женщинам, в таких ситуациях, кроме терпения, которое мы и так хорошо знаем?

Прежде чем дать свой ответ на эти вопросы, хотелось бы привести мнения посетителей нашего сайта.

Мой комментарий (Ольга).

1. Как продолжать радоваться жизни, когда твой муж где-то пропадает по ночам ?

Самое главное - не вбивать себе в голову мысли о том, что твой муж гуляет. Гармония в семье основывается на доверии и взаимоуважении. Постарайтесь успокоиться. Думайте только о хорошем. Прочитайте ду‘а, Господь - лучший советник.

2. Как оставаться счастливой, когда он берет себе вторую жену ?

В Исламе женщина уважаема так же, как и мужчина. Нужно постараться понять, почему муж берет вторую жену. Быть счастливой или нет - все зависит от нас самих. Ведь для каждого «счастье» свое. Быть несчастной - значит быть неблагодарной. Милость Всевышнего безгранична.

3. Как оставаться интересной для своего мужа, сидя дома, никуда не выходя, ни с кем не общаясь (потому что муж против подруг)?

Почему «муж против подруг»? Возможно, ответ кроется в нас самих. Выходите почаще с мужем в свет. Черпайте знания из книг, в наше время почти у всех есть доступ в Интернет. Чтобы оставаться интересной для мужа, нужно самой чувствовать вкус жизни.

4. Как вести себя, когда на улице муж ежедневно видит сотни красивых оголенных девушек и не опускает свой взор перед ними?

Красота тела - временное явление. Красота души - вот что вечно. Иногда женщины видят не то, что есть на самом деле. Вам может казаться, что он видит сотни красивых оголенных девушек, хотя ваш муж, возможно, видит всю женскую красоту только в вас. Нужно понимать, что в мире не только сотни, а миллиарды красивых девушек, но вы - единственная! А какой себя считаете вы - решать вам.

5. Что вы посоветуете нам, женщинам, в таких ситуациях, кроме терпения, которое мы и так хорошо знаем?

Займите свое свободное время полезным, мечтайте и реализовывайте свои мечты. Всевышний дает то, к чему мы готовы. Развивайте свой потенциал, свой уровень IQ. Каждый человек, даже сидя дома, при огромном желании может открыть для себя великолепнейший, полный ярких красок мир. На сайте сайт есть раздел «Шамиль Аляутдинов рекомендует», там перечислены интересные и полезные книги.

Мой комментарий (Muslim, Norway). Серьезное письмо, серьезные вопросы! Именно тот случай, когда можно сказать, что правда глаза колет (мне как мужчине). Вы просто рубите наповал своей правдой. И это я говорю в защиту вас, сестер наших, жен-мусульманок.

Я пишу это вовсе не для того, чтобы посеять в человеке еще больше растерянности и печали, вовсе нет! Наоборот, думаю, будет лучше, если я выскажусь, и мой комментарий добавят к остальным.

Считаю, что нам всем (тем, кто будет давать советы) важно осознавать современные реалии жизни. Мы должны чувствовать человека, общаясь с ним. Друг он или муж, жена, мать - все реагируют по-разному.

Мы порой сами себя спрашиваем, удивляемся, почему мы так не хотим изменяться в лучшую сторону. Вот когда это уже начинает нас злить, то это значит, что мы поняли самих себя, нашу проблему и приступили к ее устранению.

Говорю я это, исходя из личного опыта. Я вижу, что некоторые мои знакомые, друзья делают глупости, которые им не кажутся серьезными. Некоторые смеются, когда говоришь им прекратить заниматься такими делами. Это не значит, что они плохие или у них не хватает IQ, имана (веры). Они просто не видят в этом проблемы.

Надеюсь и молю Аллаха, чтобы вы, наши жены, стали теми, кто откроет шире наши полуоткрытые горизонты. Поэтому не унывайте и держитесь, не переставайте тянуть своих мужей за собой!

Мой комментарий (Тимур и Арина).

Как? Обычно. Ведь муж не жизнь, а часть ее. Когда какая-та часть жизни порой кажется сложной и странной, то отнестись к этому надо спокойно и трезво. Странность сделать ясностью и вести себя как здравомыслящий человек.

Если смотреть на это с точки зрения семейной гармонии и с учетом реалий сегодняшнего дня, то без разрешения (без согласия) первой жены муж не имеет права брать вторую.

Возможно, муж видит в подругах жены тех людей, от которых жена может набраться чего-то дурного (например, вредных привычек). Как говорится, с кем поведешься… Как оставаться интересной? Постоянно преображаться, и не только внешне (стараясь хорошо выглядеть), но и интеллектуально, духовно.

Смотря какой взор. Надо видеть разницу между случайным и пристальным взором, разглядыванием.

Внимательности и трезвого подхода к тем или иным ситуациям.

Мой комментарий (Ильдар). Очень любопытная тема.

1. Как продолжать радоваться жизни, когда твой муж где-то пропадает по ночам?

Если муж систематически пропадает по ночам, следует задуматься, чего ему не хватает дома. Мужчина не станет уходить от женщины, с которой ему хорошо.

2. Как оставаться счастливой, когда он берет себе вторую жену?

На территории СНГ мусульманские мужчины сейчас, как правило, имеют только одну супругу.

3. Как оставаться интересной для своего мужа, сидя дома, никуда не выходя, ни с кем не общаясь (потому что муж против подруг)?

Можно подумать, что вы находитесь в условиях домашнего ареста или абсолютной изоляции от общества. Но даже если это так, есть телефон, Интернет, литература.

На интерес супруга влияет доверительность отношений, взаимопонимание, возможность обсуждения его проблем, привлекательность жены как женщины и т. п., а поскольку эти вещи не зависят от того, проводите вы время с подругами или находитесь дома, в ваших силах этот интерес поддерживать. Было бы желание.

4. Как вести себя, когда на улице муж ежедневно видит сотни красивых оголенных девушек и не опускает свой взор перед ними?

Не думайте о его грехах и вообще о чужих грехах, освободите себя от порочных мыслей. Кстати, далеко не факт, что он обязательно рассматривает посторонних девушек.

5. Что вы посоветуете нам, женщинам, в таких ситуациях, кроме терпения, которое мы и так хорошо знаем?

Не драматизируйте ситуацию, прекратите жалеть себя - это сильно препятствует ощущению счастья. Концентрируйтесь на положительном. Всевышний даровал нам чудо жизни, а мы все недовольны и недовольны...

Мой комментарий (Dzh). Это письмо как будто бы я писала! Действительно, ведь так и есть! Женщины только и умеют что терпеть и молча страдать. А мужчины - свободные охотники, этакие самцы в поиске следующей самки, которую они готовы осчастливить! А в это время обычно «хронически» беременная жена, глотая слезы и изнемогая от многих обязанностей, в том числе обязанности (несмотря на боль, обиду и усталость) всегда быть готовой к интимным подвигам, выслушивает речи о том, как это богоугодно пойти и найти мужу еще одну жену! И вообще: «Если захочу, разведусь!» Поверьте, это не такой уж редкий сценарий.

Для наших мужчин с помощью проповедников-мужчин и их чисто мужской солидарностью и справедливостью (я уверена, что эта справедливость ничего общего с Божественной не имеет) создан образ жены-рабыни. Хотя рабства давно нет, да и сам Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) призывал искоренить этот социальный недуг.

Просто это очень удобно, когда твоя жена сидит дома, а у тебя все пути открыты! Можно не переживать за тылы, когда глазеешь на модных дамочек в крутых ресторанах. (Как будто про плейбоев пишу, а не про мусульман.) И это же практикующие мусульмане, которые требуют от жен поведения, достойного жен Пророка!

Как перевернуть сознание мужчин, чтобы всем жилось в Исламе хорошо? На этот вопрос должны отвечать ученые. Прошу прощения за это эмоциональное вступление, которое повторяет письмо замужней мусульманки, просто очень наболело.

К сожалению, таковы реалии жизни. Может быть, время нехорошее, соблазнов много, мужчины слабы, не могут себя контролировать, держать свои страсти в узде. И нам, смиренным в этом мире, надо смотреть шире и глубже, на нас ответственность за семью, детей и за этих слабых мужчин. Терпение и страдание не исправляют положение дел, знаю уже по пройденному опыту. Чем больше терпишь, тем больше мужчина наглеет. Если какая-то думает, что страдания трогают мужчину, то она сильно ошибается.

Вот мой муж, практикующий мусульманин, свято верит, что жену обманывать - его, дарованная Аллахом привилегия по праву рождения. И вообще у мужчин сплошь одни привилегии, и только одна обязанность, которая признается, - обеспечение семьи.

Ничего не поделаешь, если он не приходит по ночам. Находи приятное в том, что дом свободен для тебя и твоих радостей. Украшай себя по возможности, следи за собой, будь чистой, опрятной, не ходи в старой бесформенной одежде. Все это надо делать для того, чтобы прежде всего нравиться себе, даже если не услышишь от него оценки или услышишь негативную. Просто будь красивой. Нравьтесь себе и любите себя, тело, ум и характер, данные Аллахом. Мы все в какой-то степени Его шедевры. Готовь вкусную еду, для себя и детей, радуй их, создавай благоприятные условия для их развития и роста. Ведь дети - наше будущее. Вкладывайте в них все возможное, чтобы потом радоваться плодам своего воспитания.

Побольше терпения, смирения, принятия, но никакого страдания! Господь не любит отчаяния, печали и уныния! Можно жить в любых условиях, радоваться жизни, быть на позитиве.

Наслаждаться дозволенным, радоваться всему, что имеешь, быть благодарной Творцу, быть счастливой оттого, что ты - мусульманка, оттого, что ты усмиряешь свой нафс и выкристаллизовываешь свою душу. Мы - лучшие, мы - сильнейшие, и впереди нас ждет Рай (если будет на то воля Божья)! Распространяйте такой позитивный подход среди сестер-мусульманок, поддерживайте друг друга. И еще сделайте центром своей вселенной не мужа, разевающего рот на оголенных девушек, а Всевышнего, Справедливейшего, Всемилостивейшего. Находите правильные знания, и не только религиозные, но и светские, просвещайтесь.

Желаю вам удачи, мудрости, женской хитрости, терпения и побольше радости!

Мой комментарий (З.). Можно долго рассуждать и переживать по поводу того, как же тяжело замужней мусульманке! Но все начинается с головы человека, а точнее - с восприятия окружающих его людей и происходящих вокруг него событий. Основной способ оставаться в хорошем настроении - это умение замечать только благое, хорошее, отказываться от навязываемых негативных суждений, критических оценок. Порой негатива вокруг нас больше, чем позитива. Но не нужно впускать в свою голову и душу что-то мрачное, то, что ухудшает настроение.

Всевышний дает нам возможность быть автором нашей жизни, выбирать то, что нам по душе. Каждый сам лично будет держать ответ за прожитую жизнь, за сделанный выбор. Жены-мусульманки, мы не сможем сказать в Судный день: «О Господи! Мой муж ночью не пришел, поэтому я проплакала до утра и днем была вся разбитая, вдобавок из-за этого у меня снизился иммунитет, и я заболела». Не получится! Посмотрите вокруг себя. У вас теплая квартира, на кухне еда, вы можете дышать, жить… И вы еще чем-то недовольны? Должна быть легкость, благодарность Всевышнему на уровне всех клеточек нашего бренного тела, на уровне всей глубины нашей души.

1. Итак, чтобы радоваться жизни, даже когда твой муж где-то пропадает по ночам, нужно:

а) Написать на листе бумаги то, что вы хотели бы иметь в своей жизни. Не зря в 96-й суре Корана говорится, что Всевышний «научил людей письму» (аят 4). Когда человек пишет, его мысли выкристаллизовываются; когда он нервничает, письмо успокаивает, проясняет чувства. Таким образом вы избавитесь от негативных эмоций. Напишите на бумаге все, что вы думаете о муже, без страха, смело, грубо, выливая всю обиду, можно поплакать, а потом разорвите эту бумагу в клочья и выбросьте в урну. Кому надо выплеснуть отрицательные эмоции, это безотказно помогает.

Другой вариант избавления от мешающих жить мыслей о том, где же ваш муж, - это физическая активность. То есть когда гложут грустные мысли, важно чем-то заняться. Например, перебрать в шкафу, помыть полы, убраться в комнате и т. д. Тогда нашептывания Сатаны уходят, остается результат проделанного дела, повышается самооценка, появляется чувство удовлетворения и радости от того, что ты сделал полезное. Работает на все 100%.

б) Думать о себе, о своем духовном, физическом и интеллектуальном развитии. Не пришел муж - бывает, но Господь всегда с тобой. Можно пойти купить или заказать по Интернету что-то нужное, сделать себе приятное. Можно искренне помочь кому-то, поучаствовать в оказании помощи. Испечь что-то вкусное и занести соседям. Улыбнуться, узнать, как жизнь у консьержки, или сказать «Бог вам в помощь!» уборщице. Эти мини-послания, мини-помощь-участие создают хорошее настроение. Мы чувствуем единение с другими людьми, такими же творениями Господа, мы внутренне понимаем, что кому-то нужны, кому-то приятно с нами, и пусть муж-болван где-то ходит!.. Да, важно относиться к мужу уважительно, с любовью, но привязанность сердцем должна быть только к Создателю. Полным сердцем важно любить только Творца, лишь Он достоин такой безграничной любви.

2. Вторая жена в XXI веке - это мужская дурость (извините, так красноречивее), осложнение своей жизни, обременение своей души. Что говорится в Коране о женах и справедливости, мы все уже знаем. Пусть ловелас сам расхлебывает то, что натворил по своей глупости, ему самому отвечать за прожитую жизнь. А вам, дорогая первая жена, не надо нервничать. Всевышний с вами, Он вас по-прежнему любит. Отнеситесь к этому удару в спину со стороны мужа-подлеца терпимее. Время залечит раны. Включите безразличие, не надо стараться реанимировать чувство любви и преданности мужу. Это тяжело писать, но он вас предал! Как можно говорить в таком случае о любви к мужчине? Всевышний - ваше утешение. Мы рано или поздно к Нему вернемся.

После такого жизненного шока, как необходимость делить мужа с еще какой-то женщиной, нужно время на то, чтобы оправиться. Больше молитесь, читайте, общайтесь, не замыкайтесь в себе. Я думаю, что безболезненнее будет восприниматься ситуация со второй женой, если утратить все чувства к мужу, поставить блокировку на них, оставаться его женой лишь формально, дабы не испытывать ревности, заложенной во всех женщинах (как говорится в хадисе: «Мужчинам - мужественность, а женщинам - ревность»), и, пользуясь материальным обеспечением, жить только для себя любимой, для своего развития, красоты, для движения вперед.

3. Прежде чем тесно общаться с подружками, следует понять: после общения с ними остаетесь ли вы на позитиве, настроены ли двигаться дальше по жизни или ваше плохое настроение не меняется, вы все так же пессимистичны? Если обсуждаете, кто и что сказал, вы говорите гыйба и тем самым загоняете себя в болото, топчетесь на одной и той же грустной полосе жизни. Важно общаться с теми, кто думает позитивно, заряжает вас энергией. Если общение с подругами жизненно необходимо, это надо открыто обсудить с мужем. Какой бы муж ни был, между супругами должны быть открытые отношения. Не надо критиковать, реагировать эмоционально. Важно уметь выслушать, услышать и суметь, поддерживая диалог, мягко высказывать свое мнение, аргументировать свою позицию. Каждый человек имеет право на свою точку зрения.

Важно объяснить, что нам жизненно необходимо видеть других людей, здороваться с ними, говорить о чем-то, хотя бы немножко. И вообще, мужчины, поймите, если вы хотите хорошую семью и детей, вкладывайтесь в жену: сходите вместе в сауну, в ресторан, организуйте ужин. Отправляясь в магазин, захватите и вторую половинку. Счастливая супруга - счастливый муж, счастливые дети. Если держишь жену взаперти, не обучаешь ее, не показываешь мир, созданный Господом, - что ты пожнешь, о глава семейства?

4. Конечно, женщина хочет всего мужчину, хочет, чтобы он принадлежал только ей, смотрел только на нее, заботился только о ней и ее детях, любил только ее единственную. Но муж - это не наша собственность. Это свободный человек, творение Господа. И хотя нам, женщинам, так и хочется ими полностью владеть - это невозможно. Они - свободные создания. Мне, например, помогает зикр: «Всевышнего мне достаточно, и Он - лучший, на кого можно положиться» (хафбиял-лаху ва ни‘маль-вакиль) - это усмиряет эмоции и отрезвляет разум. Господь на всем пути мирской жизни должен быть на первом месте. Ни в коем случае нельзя представлять мужа центром Вселенной. Его роль важна, но роль женщины также не менее значима. Тем более что ей самой за себя давать отчет в Судный День. Жена сама должна иметь успехи, достижения, стремиться к высоким целям, а не прятаться за мужем или козырять своими детьми. Важно, что она сама собой представляет, чего достигла, какие добрые дела совершила. Для этого нужно развиваться, двигаться, всесторонне расти.

Жизнь быстротечна. Каждое мгновение нашей жизни ценно. И давайте благодарить Творца за любые обстоятельства, за то, что просто живем на этой прекрасной земле!

Мой комментарий (Шамиль Аляутдинов). 1. Если это «где-то» подразумевает наличие у него любовницы, тогда гоните его пинками из личной жизни. Прелюбодей - это не мужчина, а тряпка, о которую женщина легкого поведения вытирает свои грязные ноги.

2. Тяжелый случай, но… Это хорошая мотивация заняться собой (спорт, дети, иностранные языки, самодисциплина в том, что развивает), прекрасная возможность сделать резкий скачок вперед и стать счастливой (душой, интеллектом, телом), несмотря ни на что! Главное - ничего и никого (кроме Творца) не бояться. Если муж станет гнилым и несправедливым к женам гадом (например, нет хорошего, идентичного, купленного им самим жилья для каждой из обеих семей, нет должного одинакового внимания и заботы), тогда мусульманские каноны дают вам полную свободу в возможности развестись с ним.

3. Он не вправе ограничивать ваши свободы и запирать вас дома.

5. Порвать всех на части и на деле понять, что милость Всевышнего не имеет границ .

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал:

– «Наиполнейшей вера будет у того, кто явится наилучшим по нраву и характеру. А наилучшие из вас - это те, кто является наилучшими к супругам своим (к своим семьям)» ;

– «Есть два блага [бесценных Божественных дарования], в которых многие люди обмануты [беспечно пренебрегают ими, нанося себе огромный ущерб; не извлекают должную пользу и выгоду], это - здоровье [сохранение его и развитие] и свободное время [которое люди в основном не заполняют чем-то полезным, будь то в земной перспективе либо вечной]» ;

– «У кого будут две жены и он не станет явно одинаково относиться к ним (отдаст одной из них предпочтение в том или ином), то в Судный День такой человек отправится [на площадь Суда] с волочащейся за ним половиной [тела]» . То есть позор и унижение его начнутся с началом воскрешения из могил.

Смысловой перевод одного из аятов Корана звучит следующим образом: «Проявляй терпение и [знай, что] терпение твое только со Всевышним. [Так как именно Он может заложить в твоем сердце легкость внутреннего состояния и упорство в преодолении жизненных препятствий, когда человек, проявляя терпение, не растрачивает себя на эмоции, с трудом заглатываемые обиды, болезненные козни, а набирает из всего этого еще больше сил. Ведь если он неустанно продвигается вперед сквозь тернистые заросли препятствий, карабкается вверх, к вершинам, по отвесным скалам бытия, то ему не становится легче, а, наоборот, требуется все больше сил и навыков].

Не печалься из-за них, не грусти, и пусть не сжимается сердце от боли, которую причиняют тебе их козни (коварство, хитрость). [Ты успешно пройдешь и достигнешь, а трудности, созданные при чьем-то участии, пойдут лишь на пользу тебе, если не собьешься с позитивной и оптимистичной линии своего пути]» ().

Пусть произошедшее взорвет вас изнутри и поднимет на новый уровень восприятия вещей и понимания людей, но не в смысле разочарования, а в смысле раскрытия спящего потенциала и уже давно запылившихся в вас талантов!

Реплика. Хотела от души поблагодарить вас и тех, кто написал ответы на мое письмо, спасибо за тот «пинок», который был так мне необходим в тот момент. Отдельное спасибо за книгу про монаха и Феррари, которую вы мне порекомендовали и после прочтения которой я потихоньку начала вытаскивать себя из «зоны комфорта», и жизнь моя стала преображаться по милости Всевышнего. Я знаю, что это только начало пути, но как же прекрасно жить, наполняя каждый свой день действительно важными делами, не оставляя себе ни минуты на глупые мысли и безосновательные тревоги. Удивительно, как все меняется, когда переключаешь рычаг управления своей жизнью на повышенную скорость, и то, что совсем недавно казалось драмой всей жизни, стремительно удаляется от тебя и превращается в крошечную черную точку, в которой даже и не можешь разглядеть, что там такое было и из-за чего это я так страдала и мучилась.

Шамиль-хазрат, пусть Всевышний воздаст вам и вашим близким нескончаемым потоком мирских и вечных благ!

Та самая «современная замужняя мусульманка»

Распространенная реплика современного мужа-мусульманина, не особо практикующего мусульманскую мораль, в порыве гнева и негодования.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Вы не лишитесь Божественной благодати, милости Его до тех пор, пока не «согласитесь» с чувством скуки, душевного томления, не пойдете у него на поводу». См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Т. 2. С. 136, хадис № 43.

«Скажи верующим мужчинам, чтобы опускали свои взоры [не смотрели с вожделением на представительниц противоположного пола] и берегли свою плоть [не прелюбодействовали]… Скажи верующим женщинам, чтобы опускали свои взоры [не смотрели с вожделением на представителей противоположного пола] и берегли свою плоть [не прелюбодействовали]…» (см. Св. Коран, 24:30, 31).

За последние годы так называемый «женский вопрос» стал одним из самых актуальных вопросов для нашего общества. Российские женщины довольно быстро поняли, что пропагандируемое СМИ «освобождение» есть не что иное, как ловко замаскированное угнетение слабого пола. Каждая нормальная женщина видит, что вместо обещанных привилегий они вынуждены работать полный рабочий день и после изнурительного трудового дня возвращаться к своим домашним обязанностям. Феминизм, столь распространённый в странах Запада, в России не прижился.

Существует также другая крайность среди современных женщин – полный отказ от образования и участия в общественной жизни. В этой связи есть смысл обратиться к тому, как Ислам смотрит на существующую проблему.

Каким образом Ислам предлагает решить «женский вопрос» в современном обществе?

Ислам предлагает решение «золотой середины», которое идеально соответствует свойствам женской природы. Он ясно дает понять, что главная (хотя и не единственная) сфера деятельности женщины – это её семья, а именно – воспитание детей и обязанности перед мужем. Да, Ислам чтит роль женщины, в первую очередь, как жены и как матери. Такая роль считается в Исламе самой почётной, но никоим образом не унизительной, как это принято считать.

Интересно отметить, что ещё во времена Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) женщины спрашивали: получат ли они за то, что они делают дома, такое же вознаграждение, как и мужчины за работу вне дома? На что Пророк (мир ему и благословение) ответил, что доброе отношение к мужьям, поддержка их во благо дружбы и прочности семьи равноценна всем тем мужским делам вне дома .

Некоторые мужчины противятся образованию женщин, считая, что они должны заниматься только домашними делами и обязанностями. В этой связи откроем книгу по исламскому праву (фикх) и найдём главу, посвящённую обязанностям по дому.

Учёные-богословы ханафитского, шафиитского и ханбалитского мазхабов (религиозно-правовых школ) считают, что в обязанности женщины не входит приготовление пищи. У некоторых мужчин есть привычка обходить эту главу при изучении законов Ислама. Потом они говорят: «Я думаю, что это обязанность женщины», забывая, что это совсем не долг, а традиция, которой женщины придерживаются с радостью и добровольно из любви и милости к своим мужьям и детям.

Но не стоит забывать, что невежественная женщина – это женщина во всех отношениях недалёкая. Так почему же мужчины боятся высокообразованных и мыслящих женщин? Ведь нельзя забывать, что у невежественной женщины будут невежественные дети. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Остерегайтесь глупых кормилиц, ибо с молоком они дают кое-что ещё» .

Также материнство – не единственная роль мусульманки в обществе. Сама Аиша (жена Пророка, мир ему и благословение) не рожала детей, но известна как одна из «матерей правоверных». Она также была из авторитетнейших источников исламских знаний, рассказчиков бесчисленного множества хадисов. К ней за знаниями приходили отовсюду.

Кроме того, известно, что, когда один из великих ученых, знатоков приданий о Пророке (мир ему и благословение) Ибн аль-Хаджар отправился в Дамаск, у него там было четыре учителя хадисов, трое из которых – женщины. Он был величайшим ученым в истории и это при том, что знания он получил от женщин. Поистине это были великие мусульманки! Где теперь такие?

Имеет ли женщина право на образование и может ли она работать, используя свои знания на практике?

Роль мусульманской женщины совершенно уникальна по своей сущности: Ислам предписал ей обязанности, как перед Богом, её мужем, её детьми, другими членами семьи, её окружающими, и обществом, так и перед самой собой. Каждый аспект её жизни Аллах определил в прекраснейшем порядке. Она – любящая жена и мать, ответственная хранительница домашнего очага, заботливая сестра, надежный друг, партнер. Она же воспитательница, помощница и советчица.

Одним из наиболее важных прав, которые Ислам предоставил женщине, было право на образование. Женщины проявляли большую осведомленность в хадисах. Например, Аиша (да будет доволен ею Аллах) передала их две тысячи двести десять. При этом Аиша имела не только религиозное образование, но и отличалась в поэзии, литературе, истории, медицине и в других отраслях науки, которые тогда были известны. Имам аз-Зухри сказал: «Если собрать знания Аиши и сравнить их со знанием всех женщин, то они окажутся более достойным». Поэтому сподвижники Пророка (мир ему и благословение) говорили: «Когда нам был не ясен какой-нибудь хадис, мы спрашивали о нем Аишу». Многие другие мусульманки также активно проявили себя в науке, причем не только религиозной.

Какой бы ни была роль женщины, будь то жены, матери или предпринимателя, работающего вне дома (а тем более, если она выполняет эти функции одновременно), ей необходимы знания. Стремление к знаниям – это даже не право, а обязанность каждого мусульманина, будь то мужчина или женщина. Даже сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) уделял своё время для обучения женщин и девушек и поощрял их стремление к этому. А кто воспитывает мужчин? Женщина. «Будущее нации – в руках матерей», – говорил Бальзак. Один поэт также сказал: «Мать – это школа, которая готовит к жизни благородный народ».

Но невозможно воспитать сильную, многосторонне развитую личность, не имея образования. Любая мать должна быть готова дать своему ребёнку соответственное воспитание и образование. Мусульманские ученые в этой связи говорят: учишь мужчину – учишь одного человека, учишь женщину – учишь нацию.

Итак, современная женщина должна быть грамотной, эрудированной; всегда готова оказать помощь мужу, родственникам и особенно детям.

Но Ислам гарантирует женщине не только эти права. Как сказано в Коране, женщины имеют равные права с мужчинами (но не значит идентичные). В Исламе женщина, замужняя или нет, считается человеком со своими собственными правами, а не просто приложением к мужу. Так, например, она имеет полное право владеть и распоряжаться своим имуществом и заработком даже после вступления в брак. Обратите внимание, что Ислам дал женщине те права и привилегии еще 1400 лет назад, которыми она никогда не пользовалась ни при какой религиозной или конституционной системе.

Римское право, даже английское право вплоть до конца 19 столетия, не давало женщине владеть и распоряжаться своей собственностью. Все её имущество переходило в пользование мужа. Даже чтобы получить право на обучение и свободу для работы, ей пришлось добиваться этого столетиями.

Женщина в исламском призыве

Для того, чтобы женщина знала и ценила то, чем её наделил Ислам, необходимо, чтобы знания об этой универсальной религии дошли до каждой из нас. Это станет возможным с помощью призыва.

Призыв к религии Аллаха – долг каждого мусульманина и мусульманки. Это является одним из видов поклонения и проявлением покорности Аллаху. Призыв не ограничивается лекциями и уроками, которые способны давать лишь ученые, как могут подумать некоторые.

На самом деле, каждая мусульманка может стать призывающей к Аллаху – своим поведением и взаимодействием с окружающими; своим знанием, когда она передает их другим; своим терпением и надеждой на награду от Аллаха, когда она призывает к одобряемому и удерживает от порицаемого всеми узаконенными Шариатом средствами, которые в её распоряжении... При этом она может находиться у себя дома или действовать через какое-то учреждение. Она может быть на своем рабочем месте или на учёбе...

Однажды один из известных шейхов был в одной мусульманской стране. Когда он проезжал мимо медресе, то спросил: «А кто учится в этих заведениях?». Ему ответили: «Мальчики». Он спросил: «А есть ли школы для девочек?». «О, нет, нет, шейх! Чем больше они знают, тем больше у нас будет проблем!». «Постойте!» – сказал шейх. – «Что же это за религия? О чем это вы говорите? Насколько я понимаю, Аллах обращается всегда к нам так: «Йа аййюха ллязийна амману..» (О те, которые уверовали…). Т.е. Он обращается к мужчинам и женщинам одновременно. Любой аят или хадис относится как к мужчинам, так и к женщинам. И когда Пророк (мир ему) сказал нам: «Знание – это фард» (обязательно), то он имел в виду всех мусульман, включая женщин».

Таким образом, повышая уровень веры и знаний у женщин, мы тем самым вносим свой вклад в духовное развитие подрастающего поколения. Ведь именно женщина является первой школой для каждого младенца! Ведь именно она – праведная жена, которая ответственна за домашнее хозяйство и детей в отсутствие мужа.

А воспитание детей в свою очередь начинается с воспитания самих себя. А воспитание самих себя невозможно без знаний и мудрости. Аллах Всемогущий и Великий сказал: «Скажи: «Разве равны друг другу те, которые знают, и те, которые не знают» (Коран, «Препирательство» ,11).

Создание общеобразовательных мусульманских учреждений

Для мусульманской общины России настал момент, когда необходимо задуматься над созданием дошкольных и общеобразовательных учреждений для наших детей. Школа, как мусульманское учебное заведение, должна поставить перед собой в качестве основных задач следующие:

– дать детям полноценное базовое образование, отвечающее государственному стандарту;

– дать углубленные знания и представления о мусульманской истории, культуре, литературе, арабском языке, исламских традициях;

– уделять особое внимание духовно-нравственному воспитанию учащихся в духе исламского благочестия и мусульманской нравственности;

– уделять внимание работе с родителями, знакомству их с основами религии, основами мусульманского семейного уклада, содействовать правильному выстраиванию семейных отношений.

В этой связи необходимо разработать специальную методику преподавания в мусульманской школе, а также программу, по которой будут учиться дети. Конечно, мы осознаем, что создание специального учебного заведения для наших детей – задача не из простых. На её осуществление уйдет не один месяц, а возможно, и не один год. Однако мы верим, что для того, чтобы на нашей земле выросло могучее и сильное дерево знаний, нужно сначала подготовить для него почву и посадить туда маленькое семечко.

Нам, строителям нашей общины, работающим на благо будущего уммы, нельзя отказываться от мыслей и планов о благоустройстве мира до тех пор, пока механически не соберутся все средства для осуществления задуманного. Надо помнить, что средства растут вместе с процессом созидания.

Подводя итог, хотелось бы выразить надежду на то, что ситуация с образованием мусульман в России в скором улучшится. И мы получим возможность водить своих детей в учебные заведения без страха за их жизнь и воспитание. Мы также надеемся, что мужчины обратят внимание на проблему образования и досуга детей и женщин и не будут оставлять её на хрупкие плечи своих жён.

Мы также желаем, чтобы в массовом мусульманском сознании утвердилось представление, что образование женщин не менее важно, чем мужчин. Матери – главные воспитатели ребёнка, закладывающие фундамент новой личности. А если строитель будет неквалифицированным, то и тот фундамент, который он положит в основание дома, будет слабым, что, в конце концов, приведет к краху.

Мы, женщины, осознаем свою ответственность перед мужьями и своими детьми, так помогите же нам стать образованными. Поддержите нас в проводимых нами мероприятиях. А мы, иншааллах, приложим все наши усилия, чтобы воспитать здоровое, образованное и ответственное поколение.

Гузель Якупова

В последние годы религиозные деятели часто говорят о необходимости возрождения традиционного ислама, под которым одни понимают религию времён Пророка Мухаммада (с.г.в.) и праведных халифов, другие - то же самое, но с учётом национальных традиций мусульманских народов.

С момента окончания эпохи Праведного халифата прошло без малого 1400 лет. За это время в мире многое изменилось, в связи с чем возникает вопрос о том, возможно ли подстроить исламские нормы под реалии современного общества?

14-вековой исторический период привнёс в наш мир много нового. Масса достижений современности потребовала тщательного изучения мусульманскими богословами для вынесения о дозволенности или запретности того или иного предмета либо явления.

Кроме того, глобализация привнесла в сознание верующих и некоторые размышления о пересмотре базовых принципов ислама. Подобная тенденция получила широкое распространение в тех странах, где весьма популярны демократические ценности. В связи с этим многие молодые мусульмане попадают в ситуации, когда исламские каноны вступают в противоречие с либеральными нормами.

Сегодня среди наших братьев по вере, проживающих на Западе, набрала популярность идея так называемого современного (или либерального) ислама, который рассматривается как компромисс между строгими религиозными канонами и ценностями демократического общества.

Истоки современного ислама

Считается, что зачатки современного ислама появились в Турции в эпоху правления Мустафы Кемаля Ататюрка, который взял курс на либерализацию в государстве, и религиозная сфера не стала исключением. В частности, при первом президенте Турецкой республики в стране был упразднён титул халифа, который считался неотъемлемым атрибутом мусульманского мира и служил связующим звеном между исламом и обществом.

Кроме того, Ататюрк ликвидировал должность шейхуль-ислама - главного мусульманского улема страны, а также закрыл многие медресе и приходские школы, казыятские суды (суды, руководствующиеся исламским правом - прим. Islam . Global ) и Министерство по делам Шариата. Одновременно с этим Мустафа Кемаль активно навязывал населению западные ценности, которые постепенно вытесняли из сознания турок исламские воззрения.

Основные положения либерального ислама

Исламские либералы ставят под сомнение обязательность соблюдения некоторых исламских канонов. Причина тому - в укладе жизни демократического общества, который, по их мнению, не позволяет мусульманам в полной мере придерживаться всех шариатских предписаний.

Ярчайшим примером служит вопрос обязательности ношения хиджаба женщинами-мусульманками. Представители современного ислама утверждают, что ношение традиционного хиджаба, прикрывающего всё тело за исключением овала лица и кистей рук, может быть не обязательным в ряде случаев. Например, в местностях, где мусульмане составляют меньшинство, а доминирует западная или иная другая культура.

Как считают «современные» мусульмане, в либеральном обществе мусульманкам не следует носить традиционный хиджаб, так как в таком одеянии женщины выделяются из толпы и тем самым притягивают к себе лишние взгляды. Хотя основное предназначение хиджаба прямо противоположное - подчеркнуть скромность девушки. В таких ситуациях, как правило, мусульманское одеяние заменяют косынкой или платком, который покрывает не всю, а бо льшую часть головы, оставляя открытыми передние волосы.

Кроме того, представители либерального ислама выступают за установление демократических режимов и всеобщее распространение западной культуры в арабских странах. Также они считают, что совершение намаза дозволено не в строго определённые часы, как того требуют традиционалисты, а в любое удобное для человека время.

К тому же отношения до брака, включая встречи тет-а-тет, прикосновения друг к другу и даже поцелуи, считаются у «современных» мусульман вполне нормальным явлением, в то время как традиционалисты причисляют всё это к прелюбодеянию.

В качестве аргументации своей позиции мусульмане-либералы приводят хадисы Пророка Мухаммада (с.г.в.) о нежелательности проявления . Один из таких хадисов звучит следующим образом: «Опасайтесь излишеств в религии, так как тех, кто жил ранее, погубило именно излишество в религии» (хадис приводят ан-Насаи и Ибн Маджа). В другом хадисе сказано: «Облегчайте и не усложняйте, радуйте и не вызывайте отвращения» (аль-Бухари).

Данные хадисы, уверены сторонники «современного ислама», служат наставлением Посланника Аллаха (с.г.в.) к соблюдению умеренности в исламе, которая трактуется ими как необходимость упрощения жизни для мусульман, включая верующих, проживающих в немусульманском мире. А потому в подстраивании исламских канонов под господствующие в современном мире ценности либерализма нет ничего зазорного.

На взгляд мусульман-либералов, верующие, которые проживают в неисламских странах, находятся в состоянии договора с иноверцами, так как они проживают с ними в одном обществе. В связи с этим правоверные обязаны соблюдать местные правила и нормы, чтить местную культуру и обычаи, так как всё это является частью договора. Ведь в Священном Коране Всевышний говорит:

«О те, которые уверовали! Будьте верны обязательствам...» (5:1)

Доводы «консерваторов от ислама»

Идеология «облегчённого» ислама нередко подвергается критике со стороны представителей традиционного, которые обвиняют оппонентов в искажении религии Аллаха. В частности, мусульмане-консерваторы характеризуют «современный ислам» как заблуждение, созданное западным миром с целью сбить с истинного пути как можно больше людей.

При этом традиционалисты подвергают критике отдельные положения своих либерально настроенных единоверцев, которые противоречат многим хадисам Пророка Мухаммада (с.г.в.) и мнению великих богословов. Дескать, хадисы, приводимые представителями современного ислама, трактуются ими в свою пользу, и на самом деле Посланник Всевышнего (с.г.в) имел ввиду совершенно иное. Как утверждают традиционалисты, базовые положения исламской религии, включая обязательность совершения намаза в определённое время и ношение хиджаба, непоколебимы, а значит, их соблюдение является обязательным.

Таким образом, современный ислам стал своеобразным вариантом «религии компромисса» между исламскими канонами и ценностями либерализма. Однако в случаях противоречия между двумя системами приоритет отдаётся, как правило, либеральной составляющей. Подобный подход стал своего рода выходом из двойственного положения (жить по светским законам или по Шариату) для мусульман, проживающих в большинстве стран мира, включая Россию. Современный ислам призывает правоверных чтить и уважать культуру региона своего проживания, а не противиться ей.

Образ и жизнь мусульманской девушки .Современная мусульманка — какая она?

Редакция информационного интернет-портала Шубино-Видео.ру побывала в Московском Исламском

Институте (МИИ).

Нам удалось поприсутствовать на одной из лекций и пообщаться со студенткой 3 курса —Гульнур Хасяновой .

- Ассаляму Алейкум,Гульнур!расскажите пожалуйста о себе,откуда вы родом?

Ваалейкум Ассалям.Я родилась и выросла в Москве в татарской семье.
Мои родители являются выходцами из села Шубино,Нижегородской области.

- Кто Вы по профессии и какое у Вас образование?

По образованию я бухгалтер-экономист,работала инженером и в данный момент получаю второе высшее образование в МИИ.

- Как Вы пришли к Исламу?

Как и большинство этнических мусульман,наша семья придерживалась общепринятых ,но глубокое
понимание пришло позже.
Часто люди обращаются ко Всевышнему в результате сложных жизненных ситуаций.
В моей жизни все было прекрасно,Альхамду Лилях,однако чего-то не хватало.
В своё время,ещё детьми,благодаря моей маме,мы с моим родным братом получили начальное исламское образование в медресе при Соборной мечети г.Москвы.
Тогда мы были маленькими и для нас это было больше как развлечение,а более серьезное отношение к Исламу
пришло в возрасте 23 лет,после прослушивания в интернете проповеди Шамиля Аляутдинова .

- А что в его проповеди произвело на Вас такое сильное впечатление?

- Что за событие?

Во время проведения праздничного мероприятия ,проводился розыгрыш поездки в Умру(малый хадж)
к святым местам Мекки и Медины.По воле Всевышнего одна из трех путевок досталась моему брату.

Есть Хадис, где говорится,что если ты сделаешь шаг навстречу Аллаху, Он сделает десять шагов..

Марат решил подарить эту путевку папе.А я решила воспользоваться моментом и поехать вместе с ним,оставалось
только скопить нужную сумму,что и получилось сделать к дате поездки, Альхамду Лилях.
Эта поездка произвела на меня неизгладимое впечатление.


- Давайте поговорим о Вашей учебе.Что Вас сподвигло к обучению в Исламском институте?

После моего возвращения из Умры,мне,как и моему брату,хотелось получать как можно больше исламских знаний.
Поэтому мы, вдохновившись, пошли учиться в медресе при Мемориальной мечети на Поклонной горе и параллельно
учились в медресе при Исторической мечети г.Москвы.
Но и этого мне показалось недостаточно,хотелось более глубоко и основательно изучать Ислам.
Так я решила поступить в институт.

- Какие учебные дисциплины преподают в Исламском институте?

Помимо религиозных предметов-Таджвид,Фикх,Хадисоведение,Тафсир и других,у нас есть и общеобразовательные
дисциплины,такие как:русский,английский,арабский языки,философия,экономика,психология и педагогика,история и другие предметы.

- Интересно учиться институте?

Да,очень.Нам дают не просто знания,а учат думать и анализировать.
В институте учатся студенты разных национальностей,культур и возрастов,что безусловно делает обучение еще более
увлекательным и интересным.

- Кем можно работать после окончания института?

Мужчины могут быть имамами и преподавателями исламских наук.
Женщины-преподавателями.Самое главное,что человек,в процессе обучения приобретает знания для себя.

- Есть ли у Вас семья,дети?

Нет,я не замужем.

- А каким должен быть Ваш будущий муж и какой национальности?

Для меня все национальности равны,но так как я сама татарка,своего будущего мужа,хотела бы видеть тоже татарином,но,главное конечно же его религиозность.Хотелось бы чтобы он совершал ежедневный пятикратный намаз,
соблюдал пост и делал это осознанно,а не ради «показухи»,обладал высокой нравственностью.
Немаловажный момент для всех мусульманок ,он должен понимать,что на нем лежит ответственность
за содержание и защиту своей семьи.

- Носите ли Вы хиджаб?

- Как давно?

То что это обязанность мусульманки и то что,рано или поздно, я его надену,я знала всегда,
это был просто вопрос времени и страха,как к этому отнесется семья,окружение,коллеги по работе.
И когда я, наконец, решилась надеть хиджаб,к моему удивлению,коллеги по работе,которые не являются мусульманами,
не только не удивились,но отнеслись положительно и сказали,что платок мне очень к лицу.

- Как здорово у Вас все складывается Ма Ша Аллах.Вы и на работе намаз читаете?

Да,сейчас я работаю с мусульманами и с этим нет проблем,а когда я работала среди немусульман,для того,
чтобы совершать намаз вовремя, я написала заявление на имя генерального директора с просьбой выделить
мне помещение для совершения обязательной молитвы,которое было благополучно утверждено службой безопасности,
начальником отдела кадров,исполнительным и генеральным директором.
Мне выделили ключи от помещения,где я могла спокойно совершать намаз.
Часто люди не спрашивают о возможности совершения намаза у своего руководства боясь отказа.
Однако,если у тебя искренние намерения,Всевышний облегчает это дело.И на своем опыте я заметила,что не мусульмане
относятся более лояльно,чем этнические мусульмане,и,наоборот, проявляют интерес к Исламу.

- Гульнур,вы смелая девушка.Чувствуете ли ВЫ повышенное внимание к себе на улице,в транспорте,
в общественных местах?

По большому счету большинству людей все равно,во что ты одет.Негативной реакции я не наблюдала.
Но бывает,что ко ко мне подходят русские женщины и говорят,что я красиво одета.

- А я слышал о негативном отношении окружающих к девушкам в хиджабе

Все зависит от твоего внутреннего настроя.И если думать,что к тебе будут относиться с негативом,
то так оно и будет.

- Спасибо огромное Вам за интересный рассказ.
Желаем здоровья и дальнейших успехов в изучении Ислама.

30.12.2017
Рашид ФЕЙЗРАХМАНОВ,
Шубино-Видео.ру.

Дополнительная информация:

Программа о женских судьбах, о переживаниях и достижениях открывает зрителю удивительный внутренний мир находящихся рядом с нами женщин во всех их проявлениях – дочь, сестра, мать, профессионал своего дела.

Всю историю моды арабского мира можно свести к утверждению, что должна быть в женщине какая-то загадка. Казалось бы, никакие подиумные тренды огромной части населения планеты, которая исповедует ислам, не интересны - их целомудренная мода не меняется тысячелетиями. Однако это не совсем там. Попробуем разобраться, что же носит прекрасная половина мусульманского мира под паранджой.

Начнем с того, что не вся одежда мусульманок называется паранджой - здесь, несмотря на наши представления о ней, есть разновидности. Собственно, классическая паранджа - это исламский предмет одежды, который представляет собой длинный халат с ложными рукавами, скрывающий все тело и оставляющий открытым только лицо. Лицо, в зависимости от страны и нравов, царящих в семье, либо закрывают плотной сеткой, которую можно поднимать и опускать, либо оставляют открытым.

Еще одна разновидность одежды мусульманок - хиджаб - платок, который закрывает голову и шею, оставляя открытым лицо. Есть страны, обязывающие носить хиджаб всех женщин, причем независимо от вероисповедания, - такое требование существует в Иране и Саудовской Аравии. В светских странах типа Турции такой обязанности у женщин нет.

Среди разновидностей мусульманской одежды стоит отметить чадру и абайю, а также никаб - повязку, которая носится вместе с хиджабом и закрывает лицо, оставляя открытыми глаза.

Обычно традиционная одежда мусульманок черного цвета, но встречаются и вариации на тему - например, разноцветные абайи или декорированные вышивкой, бисером и стразами.

Самый частый вопрос, который волнует далекого от исламской культуры человека - что же носят эти таинственные женщины под паранджой? Помните полнометражный «Секс в большом городе»?, когда героини попали в тайный клуб мусульманских женщин-шопоголиков? Художественный вымысел не так уж далек от истины - они часто мусульманки из обеспеченных семей одеты в наряды с подиумов из последних коллекций, которые демонстрируют, правда, только дома своим мужьям.

Если вам доводилось устраивать шопинг в Dubai Mall, то вы наверняка видели арабских женщин в традиционной мусульманской одежде - из примет европейского мира мы можем видеть у них сумки Chanel и Louis Vuitton, часы Rolex и внушительные бриллианты. Речь идет, конечно же, о респектабельных мусульманках, которые являются вполне себе полноценными потребителями товаров категории люкс, но демонстрируют миру только аксессуары. Впрочем, представители модных домов признаются, что некоторые коллекции, особенно ливанских дизайнеров, мусульманки очень любят: домашние дефиле как отдушина для них - дело привычное.

А теперь самое главное: среднестатистические мусульманки в выборе повседневной одежды мало чем отличаются от нас с вами. Они тоже любят джинсы, которые являются основой основ их гардероба, балетки, футболки и кардиганы. Правда, сверху всего этого они надевают паранджу или вариации на тему. Кроме того, одежда для мусульманок становится все более функциональной- даже появляются целые линейки брендов типа Nike, который представил первый спортивный хиджаб.

Что еще? Мусульманки, действуя по принципу замещения, тратят много на красивое белье - купальники им покупать нельзя, а вот соблазнительное кружево для мужа - сколько угодно.