Достоинство первых десяти дней месяца зуль-хиджа. Ценность первых десяти дней месяца зуль-хиджа Два самых лучших дня в году приходятся на эти дни

1. Всевышний Аллах поклялся этими днями в Священном Коране, а Его клятва является указанием на важность и великое благо, содержащееся в предмете клятвы. Так, Аллах говорит (перевод смысла): «Клянусь зарею! Клянусь десятью ночами!» (сура «Заря», аяты 1-2).

Передается, что Масрук и Мухаммад бин Кааб считали, что слово «аль-фаджр» (заря) относится в данном аяте именно ко Дню Жертвоприношения, которому предшествует последняя из десяти ночей месяца зуль-хиджжа.

Что касается слов «десятью ночами», то они, согласно Ибн Аббасу, Ибн аз-Зубайру, Муджахиду и другим знатокам Корана из ранних и поздних поколений, относятся к первым 10 дням месяца Зуль-Хиджжа. Приведя вышеупомянутые сообщения, Ибн Кясир сказал: «Это правильное мнение» («Тафсир» Ибн Кясира, 8/413).

2. Праведные дела, совершенные в эти дни, наиболее любимы Аллахом.

Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«В какие бы дни ни совершались праведные дела, больше всего Аллах любит (совершение их) в эти дни», — имея в виду (первые) 10 дней (месяца Зуль-Хиджжа. Люди) спросили: «И даже Джихад на пути Аллаха?» (т.е. неужели даже джихад Аллах любит меньше, если он совершается в иное время?) (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «И даже джихад на пути Аллаха, если только (речь не идёт о) человеке, (который рисковал ради Аллаха) и собой, и своим имуществом и не принёс назад ни того, ни другого» (иначе говоря, если только речь не идёт о человеке, который был убит на поле битвы и стал мучеником). (Аль-Бухари).

3. Праведные дела, совершенные в эти дни, в наибольшей степени вознаграждаются Аллахом.

Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

«Нет более достойного дела пред Аллахом и нет более великой награды (за него), чем праведное дело, совершенное в течение 10 дней Жертвоприношения (т.е. в течение девяти дней, предшествующих Празднику Жертвоприношения, и в 10-й день Зуль-Хиджжа, являющийся Праздником Жертвоприношения). Его спросили: «И даже Джихад на пути Аллаха?» (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: И даже джихад на пути Аллаха, если только (речь не идёт о) человеке, (который рисковал ради Аллаха) и собой, и своим имуществом и не принёс назад ни того, ни другого» (Ад-Дарими, 1/357. Цепочка этого хадиса (иснад) является хорошей, как на то указал шейх аль-Албани в «Аль-Ирва«, 3/398).

4. Великое благо, заключенное в поминании Аллаха в эти дни.

Абдуллах ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет дней, более великих, нет дней, в которых дела, совершенные в них, были бы более любимыми Аллахом Всевышним, чем эти 10 дней (Зуль-Хиджжа). Так почаще произносите в них слова тахлиля (т.е. «Ля иляха илля-Ллах»), такбира (т.е. «Аллаху Акбар») и тахмида (т.е. «Аль-хамду ли-Ллях»)» (Ахмад, 7/224. Ахмад Шакир указал на достоверность этого хадиса).

5. В эти дни совершается Хадж, а после праздничной молитвы начинает совершаться обряд жертвоприношения.

6. Эти дни включают в себя День Арафа и День Жертвоприношения.

Священный месяц Зуль-Хиджа: благословенные дни и ночи

Первые 10 Дней и Ночей Месяца Зуль- Хиджа

В эти Дни Аллах принял просьбу Пророка Адама (мир ему) о прощении.

В эти Дни Пророк Ибраhим построил Священную Каабу.

В эти Дни Пророк Муса (мир ему) удостоился Милости иметь возможность разговаривать с Аллахом.

В эти Дни Пророку Дауду (мир ему) была ниспослана милость Аллаха.

В Эти Дни Пророку Мухаммаду (мир ему и благословление Аллаха) были принесены клятвы (Баййя-Ридваан) в День Аль-Худайбии (см. Коран 48:18).

Передано, что Посланник Аллаха Мухаммад (мир ему и благословление Аллаха) однажды произнес:

«Из всех дней этого мира самые лучшие 10 дней месяца Зуль-Хиджа».

В другом хадисе передано, что лучшие 10 ночей – последние 10 Ночей месяца Рамадан.

Посланник Аллаха Мухаммад (соллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Кто держит пост в День Арафат, тот получит такое же вознаграждение, как если бы постился весь год, который был до этого, и весь год, который последует».

Посланник Аллаха Мухаммад (мир ему и благословление Аллаха) никогда не пропускал следующие виды Ибадата:

1) Пост в течение первых 9 дней месяца Зуль-Хиджа

2) Пост в День Ашуры (10 Мухаррам)

3) Пост в течение 3 дней ежемесячно (середина месяца 13, 14, 15 число)

4) Выполнение 2 ракаата дополнительного намаза до утреннего.

Посланник Аллаха Мухаммад (соллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Изо всех дней Аллах более всего любит искреннее поклонение Ему верующих в 10 дней месяца Зуль-Хиджа. И человек, посвятивший посту хотя бы один день в эти 10 дней, получит награду как за пост в течение целого года. А тот, кто в ночное время искренне совершает ибадат (Поклонение Аллаху) хотя бы в одну из ночей в эти 10 Ночей, подобен тому, кто совершает ибадат в ночное время в течение всего года».

Саид ибн Джубейр (Рахматуллах алейх) говорил, обращаясь к верующим:

«Не гасите свет в эти 10 Ночей» — имеется в виду ночное бодрствование с единственной целью совершать Ибадат.

Посланник Аллаха Мухаммад (мир ему и благословление Аллаха) говорил:

«Соблюдающему пост в эти 10 Дней за каждый день будет записана награда поста целого года».

Как первые десять дней месяца Зуль Хиджа отличаются от других дней

Первые десять дней Зуль Хиджа: Дни добродетели и праведных дел

Хвала Аллаху, Кто создал Время и сделал одно время лучше, чем другое, одни месяцы и дни и ночи лучше, чем другие, когда награды умножены во много раз, как милосердие к Его рабам. Это поощряет их делать больше праведных дел и заставляет их более страстно стремиться поклоняться Ему так, что мусульманин возрождает свои усилия, чтобы получить большую долю награды, готовить себя к смерти, и предлагает себя в готовности к Судному Дню.

Это время поклонения приносит много благ, такие, как возможность исправить свои ошибки и восполнить какие-либо изъяны или что-либо, что кто-то, возможно, упустил. Каждая из этих особых возможностей включает некоторый вид поклонения, через которое рабы могут ближе приблизиться к Аллаху и некоторому благословению, хотя Аллах дарует Его благоволение и милосердие на кого Он пожелает.

Счастлив тот человек, который максимально использует эти специальные месяцы, дни и часы и приближается к своему Господу в это время через действия поклонения; он будет, наиболее вероятно, тронут благословением Аллаха и будет чувствовать радость знания, что он является в безопасности от огня Ада. (Ибн Раджаб Аl-Lataaif, стр. 8)

Мусульманин должен понять ценность его жизни, увеличить своё поклонение Аллаху и упорствовать в выполнении благих действий до момента смерти. Аллах говорит (интерпретация значения):

«И поклоняйся своему Господу, пока к тебе не придёт то, что несомненно.” [Аль-Хиджр 15:99]. Комментаторы сказали: «Несомненное (Аль Йакин – прим. пер.) означает смерть».

Среди особого времени поклонения – первые десять дней Зуль Хиджа, которыe Аллах предпочёл всем другим дням года. Ибн `Аббас (пусть будет Аллах доволен им и его отцом) сообщил, что Пророк (СаллАллаху Алейхи уа Саллам) сказал:

«Не существует дней, в которые праведные дела являются более возлюбленными Аллахом, чем эти десять дней». Люди спросили: «Даже джихад ради Аллаха?» Он сказал: «Даже джихад во имя Аллаха, кроме случая, когда человек ушёл бороться отдав себя и своё богатство ради дела, и возвратился ни с чем». (Сообщено Аль Бухари, 2/457)

Ибн `Аббас (пусть будет Аллах доволен им и его отцом) также сообщил, что Пророк (СаллАллаху Алейхи уа Саллам) сказал: «Нет никакого дела, более драгоценного для Аллаха, более значительного в награде, чем благое дело, совершённое в течение десяти дней Жертвоприношения». Его спросили: «Даже джихад во имя Аллаха?» Он сказал: «Даже джихад во имя Аллаха, кроме случая, когда человек ушёл бороться, отдав себя и своё богатство ради дела, и возвратился ни с чем». (Сообщено Аль Даарими, 1/357; его иснад хасан как заявлено в аль-Ирва, 3/398)

Эти и другие тексты указывают, что эти десять дней лучше, чем все другие дни года, без исключений, даже последние десять дней Рамадана. Но последние десять ночей Рамадана лучше, потому что они включают Лейлат-уль Кадр («Ночь Предопределения»), которая лучше, чем тысяча месяцев. Таким образом, различные сообщения могут быть согласованы. (См. Тафсир Ибн Катира, 5/412).

Вы должны знать, что достоинство этих десяти дней основано на многих вещах:

1. Аллах даёт клятву ими, и принесение клятвы чем-либо показательно в её важности и большого блага. Аллах говорит (интерпретация значения): «Клянусь зарею, клянусь десятью ночами» [Аль Фаджр 89:1-2]. Ибн `Аббас, Ибн Аль Зубейр, Мужаахид и другие, из более ранних и более поздних поколений, говорили, что это касается первых десяти дней Зуль Хиджа. Ибн Казир сказал: «Это – правильное мнение» (Тафсир Ибн Катир, 8/413)

2. Пророк (СаллАллаху Алейхи уа Саллам) свидетельствовал, что они – лучшие дни этого мира, как мы уже цитировали вышеупомянутое из сахих хадисов.

3. Пророк (СаллАллаху Алейхи уа Саллам) поощрял людей, чтобы совершать праведные дела из-за достоинства этого времени для людей во всём мире, а также из-за достоинства места – для Худжадж (паломников) к Священному Дому Аллаха.

4. Пророк (СаллАллаху Алейхи уа Саллам) приказал, чтобы в это время мы много произносили Тасбих (Субхан-Алла), Тахмид (Аль-Хамду Лилля) и Такбир (Аллаху акбар).

Абдулла Ибн Умар (пусть Аллах будет доволен им и его отцом) сообщил, что Пророк (СаллАллаху Алейхи уа Саллам) сказал: «Нет дней, более великих для

Аллаха, и в которые праведные дела являются более любимы Им, чем эти десять дней, так что в это время много произносите Тахлил (Ля иляха илл-Алла), Такбир и Тахмид. (Сообщено Ахмадом, 7/224; Ахмад Шаакир констатировал, что это – сахих).

5. Эти десять дней включают День Арафа, в который Аллах усовершенствовал Его Религию. Пост в этот день искупит грехи двух лет. Эти дни также включают Яум аль-Нахар (день Жертвоприношения), самый великий день всего года и самый великий день Хаджа, который сочетает действия поклонения образом, отличным от любого другого дня.

6. Эти десять дней включают дни жертвоприношения и Хаджа.

Вопрос: Чего мусульманин должен избегать в течение этих десяти дней,

если он хочет сделать жертвоприношение?

Сунна указывает, что тот, кто хочет принести жертву, должен прекратить стричь свои волосы и ногти и удалять что-либо со своей кожи с начала этих десяти дней, пока он не принесёт жертву, потому что Пророк (СаллАллаху Алейхи уа Саллам) сказал: “Когда вы видите новую луну Зуль Хиджа, если любой из вас хочет принести жертву, то он должен прекратить стричь волосы и ногти, пока он не принесёт свою жертву”. Согласно другому сообщению он сказал: “Он не должен ничего удалять (буквально трогать) со своих волос или кожи”. (сообщено Муслимом с четырьмя иснадами, 13/146)

Вот это указание Пророка (СаллАллаху Алейхи уа Саллам) делает одну вещь обязательной, и его запрещение делает другую харамом, согласно самому убедительному мнению, потому что эти команды и запрещения безоговорочны и неизбежны.

Однако, если человек совершает любое из этих действий преднамеренно, он должен искать прощение Аллаха, но не обязан приносить (дополнительную) жертву во искупление; его жертва будет принята.

Тот, кому необходимо удалить какие-либо волосы, ногти и т.д., потому что это вредит ему, как наличие сломанного ногтя или раны в том месте, где есть волосы, должен сделать это, и в этом нет ничего неверного. Состояние ихрама настолько важно, что разрешается подстричь волосы, если неприкасание к ним причинит вред.

Нет ничего неверного в том, что мужчины или женщины моют свои головы в течение первых десяти дней Зуль Хиджа, потому что Пророк (Салл Аллаху Алейхи уа Саллам) запретил только подстригание волос, а не их мытьё.

Мудростью этого запрещения тому, кто хочет принести жертву, в подстригании его волос и т.д., является то, чтобы он мог походить на тех, кто в состоянии ихрама, в некоторых аспектах совершаемых ритуалов, и то, чтобы он мог ближе оказаться к Аллаху, принося жертву. Поэтому он не трогает свои волосы и ногти до времени, пока не принесёт жертву, в надежде, что Аллах полностью спасёт его от Огня. И Аллах знает лучше.

Если человек подстриг свои волосы или ногти во время первых десяти дней Зуль Хиджа, потому что не планировал жертвоприношение, затем позднее он решает, в течение этих десяти дней, принести жертву, то он должен воздержаться от стрижки своих волос и ногтей с момента принятия решения.

Некоторые женщины уполномочивают своих братьев или сыновей для принесения жертвы от их имени, затем стригут свои волосы в течение этих десяти дней. Это неправильно, потому что правило относится к тому, кто предлагает жертву, вне зависимости от того, уполномочивает ли он (или она) кого-то другого, чтобы выполнить дело фактически.

Запрещение не относится к уполномоченному человеку, только к человеку, который приносит жертву, как указывается в хадисе.

Человек, который делает жертвоприношение от имени кого-то ещё, по любой причине, не должен придерживаться этого запрещения.

Из этого ясно, что это запрещение применяется только к тому, кто приносит жертву, не к его жене и детям, только если кто-либо из них не предлагает жертву по его или её собственному праву, потому что Пророк (СаллАллаху Алейхи уа Саллам) имел обыкновение жертвовать “от имени семейства Мухаммада”, но нет никаких сообщений, которые говорят, что в это время он запрещал им стричь волосы или ногти.

Если человек планировал принести жертву, затем он решает пойти и совершить Хадж, то он не должен состригать волосы или ногти, если он хочет войти в ихрам, потому что согласно сунне стригут волосы и ногти, когда необходимо. Но если он выполняет Таматту [посредством чего он совершает `Умру, выходит из ихрама и

снова входит в ихрам для Хаджа], в конце своей `Умры он должен

подрезать волосы, потому что это – часть ритуала.

О вещах, которые описаны выше, как запрещаемые для человека, планирующего принесение жертвы, сообщено в вышеуказанном хадисе; человеку не запрещено пользоваться духами, иметь брачные отношения, носить сшитые предметы одежды, и т.д.

Что касается видов поклонения, которое нужно выполнять в эти десять дней, нужно понимать, что эти дни – большое благословение от Аллаха Его рабу, ценность которого понимается активно праведным.

Мусульманин обязан ценить это благословение и максимально использовать эту возможность, посвящая эти десять дней уделению большего внимания тому, чтобы прилагать все усилия к поклонению.

Среди Его благословений Его рабам, Аллах дал нам много путей для совершения доброго и поклонения Ему, так, чтобы мусульманин мог быть постоянно активен и последователен в его поклонению своему Господу.

Среди благих актов, которые мусульманин должен стремиться выполнять в течение первых десяти дней Зуль-Хиджа следующие:

Пост. Является сунной поститься на девятый день Зуль-Хиджа, потому что Пророк (Салл АллахуАлейхи уа Саллам) убеждал нас делать благие дела в это время, и пост- одно из лучших дел. Аллах выбрал пост для Себя, как заявляется в хадисе Кудси: «Аллах говорит: `Все дела сына Адама – для него, кроме поста, который – для Меня, и Я – Тот, Кто вознаградит его за это» (Сообщено Аль Бухари, 1805).

Пророк (Салл АллахуАлейхи уа Саллам) имел обыкновение поститься на девятый день Зуль-Хиджа. Хунайда Ибн Халид сообщил от своей жены, что некоторые из жён Пророка (Салл АллахуАлейхи уа Саллам) сказали: «Пророк (СаллАллаху Алейхи уа Саллам) имел обыкновение поститься на девятый день Зуль-Хиджа, в день `Ашуры, во время трёх дней каждого месяца и в первые два понедельника и четверга каждого месяца» (Сообщено Аль Насайи, 4/205 и Абу Даудом; классифицировано Аль Альбани как сахих в Сахих Аби Дауд, 2/462).

Такбир. Является Сунной произносить Такбир (Аллаху акбар), Тахмид

(Аль-Хамду Лилля), Тахлиль (Ля илааха илл-Алла) и Тасбих (Ля иляха илл-Алла) в течение первых десяти дней Зуль-Хиджа, и говорить это громко в мечети, дома, на улице и в каждом месте, где разрешено, чтобы помнить Аллаха и упоминать Его имя вслух, как акт поклонения и как провозглашение величия Аллаха Субханаху уа Тааля. Мужчины должны произносить эти фразы вслух, а женщины должны произносить их тихо.

Аллах говорит (интерпретация значения):

«дабы удостовериться в том, что полезно для них (то есть награду Хаджа в будущей жизни, а также некоторую мирскую выгоду от торговли, и т.д.), славить имя Аллаха в установленные дни при [принесении в жертву]…» [Аль Хадж 2:28]

Большинство учёных соглашаются, что «установленные дни» являются первыми десятью днями Зуль-Хиджа, из-за слов Ибн `Аббаса (да будет Аллах доволен им и его отцом): «Установленные дни»– это первые десять дней (Зуль-Хиджа)».

Такбир может включать слова «Аллаху акбар, Аллаху акбар, Ля илааха илл-Алла; уа Аллаху акбар уа Лилляахиль-хамд (Аллах Велик, Аллах Велик, нет бога кроме Аллаха; Аллах Велик и хвала Аллаху)» так же, как и другие фразы.

Такбир в наше время является аспектом Сунны, о котором забыли, особенно в начале этого периода, настолько, что Такбира почти совсем не слышно, кроме как от нескольких человек. Этот Такбир должен произносится громко, чтобы возродить Сунну и как напоминание небрежному.

Существует достоверное свидетельство, что Ибн Умар и Абу Хурейра (пусть Аллах будет довольным ими) имел обыкновение выходить на рынок в течение первых 10 дней Зуль-Хиджа, произнося Такбир, и люди произносили Такбир, слышав их. За идеей напоминания людям о произнесении Такбира стоит то, что каждый должен произносить его индивидуально, не в унисон, так как нет никакого основания в шариате для того, чтобы делать это.

Возрождение дел Сунны, о которых фактически забыли – дело, которое принесёт огромную награду, как указано словами Пророка (Салл Аллаху Алейхи уа Саллам): «Любой, кто восстанавливает дело моей Сунны, забытое после моей смерти, будет иметь награду, равную награде людей, которые следуют за ним, без сколь какого-нибудь умаления от их награды» (Сообщено ат-Тирмизи, 7/443; это – хадис хасан из-за подтверждения)

Совершение Хаджа и Умры. Одним из благих действий, которые можно сделать в течение этих десяти дней, является выполнение Хаджа к Священному Дому Аллаха. Тот, кому Аллах помогает идти на Хадж к Его Дому и выполнять все ритуалы должным образом, включён в слова Пророка (СаллАллаху Алейхи уа Саллам):

Принятый [признанный] Хадж приносит не меньшую награду, чем Рай.

«Выполнение большего количества благих действий вообще, потому что

благие дела любимы Аллахом и принесут большую награду от Него. Тот, кто не может отправиться на Хадж, должен занять себя в это благословенное время, поклоняясь Аллаху, молясь, читая Куран, поминая Аллаха, делая дуа, делая

благотворительность, почитая своих родителей, поддерживая связи родства, предписывая добро и запрещая зло, и другие благие дела и действия поклонения.

Жертвоприношение. Одним из благих дел, которые приблизят человека к Аллаху в течение этих десяти дней, является выполнение жертвоприношения, выбирая животное высокого качества и откармливая его, тратя деньги ради Аллаха. Искреннее раскаяние.

Одна из самых важных вещей, которые нужно выполнять в течение этих десяти дней – искренне раскаяться перед Аллахом и прекратить все виды неповиновения и греха. Раскаяние означает возвращение к Аллаху и отказ от всех дел, открытых и секретных, которые Он не любит, раскаиваясь в том, что было, бросая это немедленно, и в полной решимости никогда не возвращаться к этому, но твёрдо придерживаться Правды, делая, что любит Аллах. Если мусульманин совершает грех, он должен поспешить раскаяться сразу, без задержки, во-первых, потому что он не знает, когда умрёт, и, во-вторых, потому что одно злое дело приводит к другому.

Раскаяние в особое время очень важно, потому что в большинстве случаев мысли людей в это время возвращаются к поклонению, и они сильно желают совершать добро, которое приводит их к признанию их грехов и чувству сожаления о прошлом. Раскаяние обязательно всегда, но когда мусульманин сочетает искреннее раскаяние с благими делами в течение дней великого преимущества, это – признак успеха, ин шаАлла. Аллах говорит (интерпретация значения):

«А тот, кто раскаялся, уверовал и творил праведные дела, быть может, будет в числе спасшихся» [Рассказ 28:67]

Мусульманин должен быть уверен, что он не упускает ни одной из этих важных возможностей, потому что время проходит быстро. Пусть он готовится, совершая благие дела, которые принесут ему награду, когда он будет нуждаться в этом больше всего, вне зависимости от того, сколько награды он зарабатывает, он найдет, что это – меньше того, в чём он нуждается; время отъезда – под рукой, путешествие – пугающе, заблуждение широко распространено, и дорога длинна, но Аллах всегда бдит, и к Нему мы возвратимся и будем давать отчёт. Как говорится в Куране (интерпретация значения):

«Кто бы ни совершил добро – [хотя бы] на вес пылинки, он обретёт

[воздаяние за] него. Кто бы ни совершил зла – [хотя бы] на вес пылинки, он обретёт [возмездие] за него» [Сотрясение 99:7-8]

Существует многое для достижения пользы, так максимально используйте

возможность, предоставленную в эти неоценимые и незаменимые десять дней.

Спешите делать хорошие дела, перед ударами смерти, прежде чем можно сожалеть о своей небрежности и невыполнении дел, прежде чем каждого попросят возвратиться к месту, где на молитвы не будет ответа прежде, чем смерть вмешается между обнадёживающим и вещами, на которые надежда, прежде чем вы заманены в ловушку с вашими делами в могиле. O вы, твёрдое сердце которых столь же темно, как ночь, не то ли это время, когда ваше сердце заполнилось светом и стало мягким?

Подставьте себя нежному бризу милосердия вашего Господа в течение этих десяти дней, ибо Аллах заставит этот бриз коснуться того, кого Он пожелает, и тот, кто будет затронут им, будет счастлив в Судный День.

Пусть Аллах благословит нашего Пророка Мухаммада и всю его Семью и Соратников.

Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид

Кавказ Центр

Поделится 0

Сделал Аллах (Бог, Господь) Каабу, Священный Дом, опорой людям [поддержкой в приобретении земных и вечных благ]. А также и священные месяцы [Зуль-ка‘да, Зуль-хиджа, аль-Мухаррам и Раджаб], и жертвенное животное [мясо которого во время паломничества раздают бедным и неимущим], и украшения [которыми люди отмечали этих животных, чтобы отличить их от обычных]. [Господь заложил во всем этом благо.] Это для того, чтобы вы поняли: Бог знает все то, что на небесах, и все то, что на Земле. Он обо всякой вещи сведущ.* Священный Коран, 5:97

В Священном Коране Аллах многократно обращается к «обладателям разума», чтобы люди в своих действиях руководствовались даром Божьим ‒ разумом, а не слабостями, страстями и соблазнами.

Всевышний Господь желает для Своих творений только наилучшего и поэтому, для поддержания нашего стремления вести богоугодный образ жизни, установил многочисленные «опоры» и облегчения. Одними из них являются определённые Им месяцы и дни. За совершение благого в это время Он предопределил большее вознаграждение, чем в обычные, а за совершение запретного ‒ большее наказание. Все это сделано Им для того, чтобы благое становилось для нас нормой повседневного бытия, а запретному не осталось места в нашей жизни.

Месяцы Зуль ка‘да и Зуль-хиджа относятся к такого рода священным временным промежуткам.Чем же характеризуются данные месяцы лунного календаря?

Зуль-ка‘д а (ذو الـقـعـدة ‎) ‒ от глагола «сидеть, находится на месте» . ‒ месяц стоянок.

Зуль-хиджа ‒ (ذو الحجة ‎) ‒ от глагола «совершать паломничество».

Каждый год в определенный срок Мечеть аль-Харам в Мекке (в Саудовской Аравии) собирает вокруг себя миллионы верующих мусульман, одетых в белые одеяния и совершающих молитвы вокруг этой большой мечети. Это паломничество в Мекку к Мечети аль-Харам называется

Есть периоды времени и места, которые Господь особенно выделил для выполнения тех или иных видов поклонения, дабы верующие ещё больше смогли усердствовать в надежде на получения довольства и награды Аллаха. Среди таких периодов времени, которые были выделены Всевышним Аллахом – первые десять дней месяца Зуль-хиджа

Клянусь [говорит Господь миров] рассветом (зарею)! Клянусь [первыми] десятью ночами [месяца Зуль-хиджа] ! Клянусь четным (парным) и нечетным (непарным)! Клянусь ночью, когда уходит! Есть ли в этом [среди этих клятв] клятва [заслуживающая доверия] у разумного [здравомыслящего человека, который, осознав значимость этих клятв, прислушается к тому, о чем говорится далее]?!* Священный Коран, 89:1-5

Первые десять дней месяца Зуль-хиджа велики перед Аллахом, и Всевышний больше всего любит те благодеяния, которые были совершены в них. Вот некоторые хадисы о желательных действиях верующих, совершаемых в эти дни.

Передается от Абдуллы Ибн Умара (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Нет дней, более великих перед Аллахом чем эти десять дней, и нет дней, в которых совершенные дела были бы более любимыми Им, чем эти десять дней. Так чаще произносите в них слова тахлиля («Ля иляха илля-Ллах»), такбира («Аллаху Акбар») и тахмида («Аль-хамду ли-Ллях»).» Ахмад, (5446; 6154), Ахмад Шакир признал этот хадис достоверным, (7/44)

Человеку, собирающемуся совершить жертвоприношение в дни праздника, желательно (сунна) не стричься и не подстригать ногти на протяжении десяти первых дней месяца Зуль-хиджа и до ритуала жертвоприношения. Это связано с проведением некой параллели с верующими, которые совершают паломничество в эти дни к священным местам Мекки и Медины и также не стригут ногти и волосы.

Передается в хадисе от Умм Саламы (да будет доволен ею Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Если начался месяц Зуль-хиджа и кто-то из вас собирается совершить жертвоприношение, пусть не стрижет ногти свои и волосы.» хадис от Умм Саламы, св. хадисов Муслима (1977)

Стричь волосы и ногти в это время расценивается как нежелательное действие (макрух).

Если для человека это создает определенные неудобства, например по роду его деятельности, то он, без сомнения, может уверенно бриться и стричься. Нежелательность аннулируется даже при незначительной необходимости.

Имам Аль-Бухари (да будет доволен им Аллах) сказал:

«Ибн Умар и Абу Хурейра (да будет доволен ими Аллах) выходили на рынок в первые десять дней Зуль-хиджи и произносили такбир (“Аллаху акбар”) и люди повторяли за ними. Мухаммад ибн Али (да будет доволен им Аллах) произносил такбир после добровольных намазов.» Упомянул Аль-Бухари перед хадисом № 969.

Желательно меньше времени уделять сну и больше молиться в следующие ночи: праздничные ‒ за ночь до праздника Разговения () и праздника жертвоприношения (); последние десять ночей месяца Рамадан; десять ночей до праздника жертвоприношения (первые десять ночей месяца Зуль-хиджа); ночь середины месяца Ша‘бан (); ночь на день ‘Ашура’ (десятое число Мухаррама). Есть хадисы, подчеркивающие особенность этих ночей и желательность совершения в это время дополнительных молитв.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) изрек:

«Наилучшей молитвой, после пяти обязательных, является молитва ночи.» хадис от Абу Хурайры, св. хадисов Ахмада, Муслима и др.

«Все те [молитвы], что [совершаются] после ночной молитвы (‘Иша’), относятся к молитве ночи. Выполняйте молитву ночи! Воистину, это ‒ признак праведников, приближение к Господу, искупление грехов ваших и удаление от прегрешений.» Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 982, хадис № 3558

Количество ракяатов этой молитвы ‒ от двух до восьми (по желанию молящегося).

Время «Тахаджуда» (Тахаджуд (араб.) ‒ дополнительная ночная молитва, совершаемая после сна ‒ наступает после обязательной ночной молитвы (‘Иша’) и длится до появления зари. [См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 149.]

Глагол «тахаджада», от которого происходит данное слово, означает «просыпаться ночью для совершения молитвы». [См.: Аль-му‘джам аль-‘арабий аль-асасий [Основной арабский словарь]. [Б. м.]: Ларус, [б. г.]. С. 1253.]

Благодеяния в эти дни считаются лучшими, чем джихад на пути Аллаха, как об этом передаётся в хадисе со слов Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах):

«Однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах любит благодеяния, которые были совершены в эти десять дней больше, чем дела, совершённые в другие дни». Тогда люди спросили: «О посланник Аллаха, даже если этим делом будет джихад на пути Аллаха?» Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Даже если этим делом будет джихад на пути Аллаха, за исключением того человека, который, выйдя на пути Аллаха, пожертвовал самим собой и своим имуществом».» Хадис от Ибн Аббаса, Св. хадисов Аль-Бухари, (969), Ат-Тирмизи, (757)

Известно так же высказывание самого Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) ‒ крупнейшего ученого из числа сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) , который сказал: «Благой поступок придает лицу сияние, сердцу-свет, телу-силы, мирскому уделу-изобилие, и в сердца людей он вселяет любовь и уважение. Прегрешение же оставляет черноту на лице, мрак в сердце, слабость в теле, недостаток в мирском уделе и неприязнь в сердцах людей»

Также в числе наилучших дел – соблюдение поста в течение девяти дней (или некоторых из этих девяти дней). Вот несколько хадисов о посте в эти благословенные дни:

«Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) постился девять дней Зуль-хиджи.» Ан-Насаи, смотри «Сахих ан-Насаи», Аль-Албани, (2/508)

«Пост в день ‘Арафа является причиной искупления грехов прошедшего года и следующего…» Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 312,хадис №5055 «сахих»

Пост в день ‘Арафа является желательным в отношение тех, кто не совершает хадж, что же касается паломника, то он не постится в этот день, дабы были у него силы для ду’а (мольбы) и поминания Аллаха, тем самым следуя за посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), так как он не постился на ‘Арафа и текстом хадиса запрещается соблюдать пост в день стояния на горе ‘Арафа. Богословы говорят о нежелательности.

Что касается достоинства дня ‘Арафа, то по этому поводу передается хадис от Айши (да будет доволен ею Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал

«Нет дня, в котором Аллах больше всего освобождал бы своего раба от огня, чем в день ‘Арафа. Поистине, Аллах (Свят Он и Велик) приближается (к Своим рабам), а затем гордится ими перед ангелами. И спрашивает: “Чего они хотят?”. хадис от Айши, св. хадисов Муслима (3354).

Посланник Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал также:

«Лучшей ду’а (мольбой) является та, которая была совершена в день ‘Арафа.» св. хадисов Ат-Тирмизи (3585).

Человек верующий, без сомнений, понимает, что такого рода хадисы не означают, что грехи можно совершать на протяжении многих лет, а затем их достаточно искупить одним днем поста. Такого рода хадисы раскрывают суть, благодать и великую ценность пред Богом некоторых дней, совершение благих дел в которые наиболее воздаваемо, более того ‒ выгодно в плане благостности в этой жизни и в вечности.

Имам ан-Навави, комментируя эти хадисы, сказал:

«В первую очередь, данный пост компенсирует незначительные прегрешения человека (сагаир). Если таковых нет, то является причиной искупления больших грехов (кабаир). Если последние также отсутствуют, то способствует повышению степени праведности человека пред Богом»

Десятый день месяца Зуль-хиджа ‒ день праздника жертвоприношения Ид ‘уль Адха или Курбан-байрам.

В этот день соблюдение поста запрещено (харам)

После Фаджр-намаза (утренней молитвы) в день ‘Арафа начинается «такбир», произносимый после намазов в праздник жертвоприношения и так до двадцать третьей молитвы, и заканчивается после ‘Аср-намаза (послеполуденной молитвы) четвёртого праздничного дня. Об этом приводится в достоверных преданиях от Али (праведного халифа), Ибн Аббаса, Абдуллы ибн Мас’уда (да будет доволен ими Аллах), что они произносили такбир, начиная после Фаджр-намаза в день ‘Арафа, и заканчивая после ‘Аср-намаза (послеполуденной молитвы) четвёртого праздничного дня.

Возвеличивание Господа перед праздничной молитвой (по дороге в мечеть или в ожидании молитвы уже в мечети) желательно как в праздник Курбан-байрам, так и в Ураза-байрам Наиболее распространенной является следующая форма восхваления Всевышнего:

«Аллаху акбар, аллаху акбар, ляя иляхэ иллял-лах, вал-лаху акбар, аллаху акбар, ва лил-ляхиль-хамд».

Перевод :

«Аллах (Бог, Господь) превыше всего, Аллах превыше всего; нет бога, кроме Него. Аллах превыше всего, Аллах превыше всего, и лишь Ему истинное восхваление»

Воспользуемся же этими великими днями до их истечения! Многие люди лишаются тех благ, которые предоставлены Всевышним в эти дни, а время, при этом, безвозвратно уходит. Не идите на поводу у сатаны, лишая себя награды и оказываясь в убытке.

Когда начинается месяц Зуль -хиджа 2019 году?

Зуль-хиджа - последний, 12 месяц мусульманского лунного календаря, который в 2019 году начинается 1 августа, после захода солнца. После месяца Зуль-хиджа наступит новый месяц - Мухаррам, который станет началом 1441 года по календарю хиджры.

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.

Хвала Аллаху, Господу миров, благословение и мир последнему пророку, Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам.

Поистине, Всевышний Аллах создал нас для того, чтобы мы поклонялись Ему. В Священном Коране Он сказал: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне». И нет сомнений в том, что покорные рабы Аллаха должны поклоняться Всевышнему в любое время и где бы они ни находились. Однако есть периоды времени и места, которые Господь особенно выделил для выполнения тех или иных видов поклонения, дабы верующие ещё больше смогли усердствовать в надежде на получения довольства и награды Аллаха.

Среди таких периодов времени, которые были выделены Всевышним Аллахом – первые десять дней месяца Зуль-Хиджа. На достоинство и величие этих дней указывают Священный Коран и Пречистая Сунна.

Во-первых, Всевышний Аллах поклялся этими днями в Своей Священной Книге: «Клянусь зарею! Клянусь десятью ночами!» . То есть, Аллах поклялся первыми десятью днями месяца Зуль-Хиджа, как об этом сказали многие учёные из числа ранних и поздних поколений, такие как Ибн Аббас, Ибн Аз-Зубайр, Муджахид, Ибн Касир, Ибн Аль-Кайим.

Во-вторых, совершаемые благодеяния в эти дни считаются лучшими, чем джихад на пути Аллаха, как об этом передаётся в хадисе со слов Ибн Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими), что однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах любит благодеяния, которые были совершены в эти десять дней больше, чем дела, совершённые в другие дни». Тогда люди спросили: «О посланник Аллаха, даже если этим делом будет джихад на пути Аллаха?» Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Даже если этим делом будет джихад на пути Аллаха, за исключением того человека, который, выйдя на пути Аллаха, пожертвовал самим собой и своим имуществом» .

В-третьих, первые десять дней месяца Зуль-Хиджа велики перед Аллахом, и Всевышний больше всего любит те благодеяния, которые были совершены в них. Передаётся от Абдуллы Ибн Умара (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет дней, более великих перед Аллахом чем эти десять дней, и нет дней, в которых совершенные дела были бы более любимыми Им, чем эти десять дней. Так чаще произносите в них слова тахлиля (»Ля иляха илля-Ллах»), такбира (»Аллаху Акбар») и тахмида («Аль-хамду ли-Ллях»)»» .

В-четвёртых, первые дни месяца Зуль-Хиджа лучше, чем последние дни месяца Рамадан. Ибн Аль-Кайим (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал: «Последние десять ночей месяца Рамадан лучше, чем первые десять ночей месяца Зуль-Хиджа, а что касается первых десяти дней месяца Зуль-Хиджа, то они лучше, чем последние десять дней месяца Рамадан. Тем самым устраняется неясность. Последние ночи Рамадана имеют предпочтение, так как среди них есть ночь предопределения. Достоинство же первых десяти дней Зуль-Хиджи заключается в том, что среди них есть значимые дни, такие как день жертвоприношения, день Арафата, день Тарвии» .

В-пятых, среди первых десяти дней есть два самых лучших дня в году – это день жертвоприношения (Курбан-байрам, 10-е число месяца Зуль-Хиджа), и день Арафата (9-е число месяца Зуль-Хиджа). Что касается дня жертвоприношения, то по этому поводу приводится хадис от Абдуллы ибн Курт Ас-Сумали Аль-Азди (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Самыми великими днями перед Всевышним Аллахом являются день жертвоприношения и день Аль-Карр» . День Аль-Карр – это одиннадцатый день Зуль-Хиджи, с арабского языка дословно переводится, как «пребывание, поселение», так как паломники пребывают и поселяются в долине Мина, завершив практически все обряды хаджа (тауаф аль-ифада (семикратный обход вокруг Каабы для хаджа), жертвоприношение).

Что касается достоинства дня Арафата, то по этому поводу передаётся хадис от Айши (да будет доволен ею Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет дня, в котором Аллах больше всего освобождал бы своего раба от огня, чем в день Арафата. Поистине, Аллах (Свят Он и Велик) приближается (к Своим рабам), а затем гордится ими перед ангелами. И спрашивает: “Чего они хотят?”» .

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал также: «Лучшей ду’а (мольбой) является та, которая была совершена в день Арафата» .

Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я надеюсь, что Аллах, благодаря посту в день Арафата, простит прегрешения за прошлый год и за будущий…» . Пост в день Арафата является желательным в отношение тех, кто не совершает хадж, что же касается паломника, то он не постится в этот день, дабы были у него силы для ду’а (мольбы) и поминания Аллаха, тем самым следуя за посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), так как он не постился на Арафате.

Что же касается пятницы, о которой пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал следующее: «Лучшим днём, в котором взошло солнце, является пятница…» , то Ибн Аль-Кайим (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал по этому поводу: «Правильным мнением является то, что пятница – это лучший день недели, а день Арафата и день жертвоприношения – это лучшие дни года. То же самое можно сказать в отношении ночи Предопределения и ночи на пятницу…» .А именно, ночь Предопределения – это лучшая ночь в году, а ночь на пятницу – это лучшая ночь в неделе.

Далее Ибн Аль-Кайим (да одарит его Аллах Своей милостью) привёл достоверное мнение в отношении того, что днём великого хаджа является день жертвоприношения, ссылаясь на хадис, который указывает именно на это. Кроме того, нет ничего, что противоречило бы этому мнению. Всевышний Аллах сказал: «В день великого паломничества Аллах и Его По­сланник объявят людям о том, что Аллах и Его Посланник отрекаются от многобожников» . В обоих сборниках достоверных хадисов (Аль-Бухари и Муслима) приводится хадис, что Абу Бакр и Али объявили об этом именно в день жертвоприношения, а не в день Арафата.

Также в другом хадисе пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «День великого хаджа – это день жертвоприношения» .

Ибн Аль-Кайим (да одарит его Аллах Своей милостью) также сказал: «День Арафата предшествует дню жертвоприношения, и в нём совершаются такие дела, как стояние в долине Арафат, мольба, покаяние, молитвы и прошение о прощении грехов. Затем следует день жертвоприношения, день делегаций и визитов. Не зря тауаф (семикратный обход вокруг Каабы) в этот день назван, тауаф аз-зийяра, то есть “тауаф-посещение”, так как паломники после того, как очистились от грехов в день Арафата, их Господь позволил им в день жертвоприношения посетить Его (Свят Он и Велик) и войти в Его Дом» .

Виды поклонений, совершаемых в первые десять дней Зуль-Хиджи

Во-первых , самыми лучшими делами в эти дни являются малое паломничество (умра) и большое паломничество (хадж).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто совершит хадж к этому Дому, не приближаясь к своей жене и не совершая греха, вернётся таким же, как в тот день, когда родила его мать» . В версии Муслима приводится: «Кто придёт к этому Дому, не приближаясь к своей жене, и не совершая греха, вернётся таким же, как в тот день, когда родила его мать» .

Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Умра, совершаемая после предыдущей умры, является искуплением тех грехов, которые были совершены между ними. И воздаянием безупречного хаджа является Рай» . Безупречный хадж – это принятое паломничество, которое совершается не ради показухи и не ради изыскания славы, при выполнении которого отсутствуют грехи. Свидетельством такого безупречного хаджа является то, что паломник по завершению обрядов не возвращается к прежним прегрешениям. Признаком принятия хаджа является то, что паломник, вернувшись из паломничества, становится лучше, чем он был прежде, и не повторяет прежние грехи.

Во-вторых , среди наилучших дел – совершение такбира (произношение слов «Аллаху акбар») и зикра (слов поминания Аллаха).

Сообщается от Ибн Умара (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Чаще произносите в эти дни слова тахлиля (»Ля иляха илля-Ллах»), такбира (»Аллаху Акбар») и тахмида (»Аль-хамду ли-Ллях»)» . Имам Аль-Бухари (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал: «Ибн Умар и Абу Хурейра (да будет доволен ими Аллах) выходили на рынок в первые десять дней Зуль-Хиджи и произносили такбир (“Аллаху акбар”) и люди повторяли за ними. Мухаммад ибн Али произносил такбир после добровольных намазов» .

Также имам Аль-Бухари (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал: «Умар (да будет доволен им Аллах) произносил такбир в своём шатре в долине Мина, и люди, находившиеся в мечети, слышали его и начинали повторять за ним такбир, а также повторяли люди, которые были на рынке, так что вся долина Мина сотрясалась от такбира…» .

Под такбиром имеется в виду произношение следующих фраз: «Аллаху акбар! Аллаху акбар! Ля иляха илля-Ллаху уаЛлаху акбар! Аллаху акбар! УалиЛляхи-ль-хамд!».

Этот такбир бывает двух видов:

  1. Первый вид: такбир, произносимый в любое время, неограниченный какими-либо обстоятельствами. К этому виду относится такбир, который произносится в праздник Разговения (Ураза-байрам), начиная с заката солнца последнего дня Рамадана и вплоть до того, как имам закончит произносить праздничную проповедь. Также к этому виду относится такбир, который произносится начиная с первого числа месяца Зуль-Хиджи и до последнего дня из числа дней Ташрика (13-е число). Этот такбир произносится в любое время дня и ночи, на дорогах, рынках, мечетях и домах, то есть везде, где можно поминать Аллаха. Всевышний Аллах сказал: «Пусть они засвидетельствуют то, что приносит им пользу, и поминают имя Аллаха в установлен­ные дни» . Также Аллах (Свят Он и Велик) сказал: «Поминайте Аллаха в считанные дни» . Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Слова Всевышнего: «в установлен­ные дни» означают в десять дней, а слова: «в считанные дни» означают в дни Ташрика» .
  2. Второй вид: такбир, произносимый после намазов в праздник жертвоприношения. Начинается этот вид такбира после Фаджр-намаза (утренней молитвы) в день Арафата, и заканчивается после Аср-намаза (послеобеденной молитвы) третьего дня Ташрика (13-е число Зуль-Хиджи). Об этом приводится в достоверных преданиях от Али (праведного халифа), Ибн Аббаса, Абдуллы ибн Мас’уда (да будет доволен ими Аллах), что они произносили такбир, начиная после Фаджр-намаза в день Арафата, и заканчивая после Аср-намаза (послеобеденной молитвы) третьего дня Ташрика.

Вышеперечисленное положение такбира распространяется на тех, кто не совершает хадж. Что же касается паломников, то они начинают произносить такбир с момента бросания камней в день жертвоприношения и продолжают произносить такбир после намазов, начиная с Зухр-намаза этого же дня (10-е число Зуль-Хиджи), так как они были заняты произношением тальбии. Отсюда можно сделать вывод, что неограниченный по времени такбир (первый вид) продолжается тринадцать дней, и совпадает по времени с ограниченным такбиром (вторым видом) в течение пяти дней: начиная с Фаджр-намаза дня Арафата и заканчивая последним днём Ташрика.

В-третьих , в числе наилучших дел – соблюдение поста в течение девяти дней (или некоторых из этих девяти дней).

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах любит благодеяния, которые были совершены в эти десять дней, больше, чем дела, совершённые в другие дни» . А пост является одним из лучших благодеяний. Кроме того, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) побуждал соблюдать пост, как например, в одном из своих хадисов он сказал: «Благодаря одному дня поста на пути Аллаха, Всевышний непременно отдалит лицо раба от Огня на расстояние семидесяти лет». Ан-Насаи привёл хадис, возводя его к пророку (мир ему и благословение Аллаха): «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) постился девять дней Зуль-Хиджи» .

Также пост в день Арафата желателен для всех мусульман, кроме паломников, так как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал о нём: «(Этот пост) является искуплением за прошлый год и будущий год» .

В-четвёртых , среди лучших дел – покаяние и оставление всех грехов, так как покаяние также является одним из великих благодеяний.

В-пятых , человек, желающий принести в праздничный день (Курбан-байрам) в жертву животное, должен с наступлением месяца Зуль-Хиджа воздержаться от подстригания ногтей и удаления волос.

Передаётся в хадисе от Умм Саламы (да будет доволен ею Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если вы увидите новолуние месяца Зуль-Хиджи, и кто-то из вас вознамерился принести в жертву животное, то пусть воздержится от подстригания волос и ногтей» . В другой версии он сказал: «то пусть не подстригает волосы и ногти, пока не принесёт в жертву животное» .

В-шестых , частое совершение других видов благодеяний, добровольных поклонений (таких как намазы, милостыня, чтение Священного Корана, призыв к одобряемому и удерживание от порицаемого, благочестие к соседям, поддерживание родственных связей и другие добрые дела).

В-седьмых , нужно постараться прийти рано в мечеть для совершения праздничной молитвы и прослушивания проповеди, ведь праздничный намаз является одним из великих обрядов Ислама. Из-за важности участия в праздничном намазе, даже женщинам было велено посещать его. Передаётся от Умм ‘Атыйя (да будет доволен ею Аллах), что она сказала: «В праздничный день нам было велено выйти (для участия в праздничном намазе), так что даже незамужние выходили из своих комнат, и даже те, у которых были месячные, выходили и вставали позади людей. Они со всеми произносили такбир, совершали ду’а (мольбу), желая блага и чистоты этого дня» . В другой версии говорится: «Женщинам, у которых были месячные, было велено стоять неподалеку от места моления мусульман» .

В-восьмых , в праздничный день и дни Ташрика является предписанным приносить в жертву животное.

Жертвоприношение является сунной нашего праотца Ибрахима (мир ему и благословение Аллаха), когда Аллах заменил Исмаила, сына Ибрахима, великой заменой для приношения в качестве жертвы. Всевышний сказал: «Мы выкупили его великой жертвой» .

В достоверной Сунне сообщается, что «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) принёс в жертву двух рогатых баранов с белыми пятнами у глаз, зарезав их своими руками, сказав: “Бисмилля. Аллаху акбар”, и возложив свою ногу на их бока» .

Также Всевышний Аллах сказал: «Так совершай же намаз ради своего Господа и закалывай жертву» .

Уважаемые братья и сёстры!

Воспользуйтесь этими великими днями до их истечения! Многие люди лишаются тех благ, которые предоставлены Всевышним в эти дни, а время, при этом, безвозвратно уходит. Не идите на поводу у сатаны, лишая себя награды и оказываясь в убытке. Всевышний Аллах говорит в Священном Коране: «Клянусь зарею! Клянусь десятью ночами! Клянусь четом и нечетом! Клянусь ночью, когда она проходит! Неужели этих клятв не достаточно для обладаю­щего разумом?» .

Са’ид Ибн Али Вахф Аль-Кахтани
Перевод: Вахитов Марат

  • Сура «Аз-Зарийят», 56.
  • Сура «Аль-Фаджр», 1-2.
  • Тафсир Ибн Касир, (4/106), «Зад аль-ма’ад», (1/56).
  • Аль-Бухари, (969), Ат-Тирмизи, (757).
  • Ахмад, (5446; 6154), Ахмад Шакир признал этот хадис достоверным, (7/44).
  • «Зад аль-ма’ад», (1/57).
  • Привёл Абу Дауд, (1765), Ахмад, (19825), с достоверной цепочкой.
  • Муслим, (3354).
  • Привёл Ат-Тирмизи, (3585).
  • Муслим, (1162-196).
  • Муслим, (854-17).
  • «Зад аль-ма’ад», (1/60).
  • Сура «Ат-Тауба», 3.
  • Аль-Бухари, (8/240); Муслим, (1374).
  • Абу Дауд, (945), Ибн Аль-Кайим признал достоверность цепочку передатчиков. См. «Зад аль-ма’ад», (1/55).
  • «Зад аль-ма’ад», (1/55).
  • Аль-Бухари, (4/20), Муслим, (2/984).
  • Аль-Бухари, (1773), Муслим, (1349).
  • Упомянул Аль-Бухари перед хадисом № 969.
  • Упомянул Аль-Бухари перед хадисом № 970. Кроме того, есть другие предания от сподвижников по данной теме.
  • Ибн Абу Шейба, (2/168), шейх Аль-Альбани признал цепочку передатчиков достоверной в книге «Ирва аль-галиль», (3/125).
  • Сура «Аль-Хадж», 28.
  • Сура «Аль-Бакара», 203.
  • Упомянул Аль-Бухари перед хадисом № 969 в утвердительной форме. Ан-Навави сказал в книге «Шарх Аль-мухаззаб», (8/382): «Аль-Байхакый привёл это предание с достоверной цепочкой».
  • Ибн Абу Шейба, (2/265, 267), Аль-Байхакый, (3/314), шейх Аль-Альбани признал это предание достоверным в «Ирва», (3/125). Также это предание приводится от Умара, за исключением того, что он переставал произносить такбир после Зухр-намаз (обеденной молитвы) в последний день Ташрика.
  • Аль-Бухари, (2840), Муслим, (1153).
  • Ан-Насаи, смотри «Сахих ан-Насаи», Аль-Альбани, (2/508).
  • Муслим, (1162).
  • Муслим, (1977).
  • Аль-Бухари, (971, 980), Муслим, (890).
  • Сура «Ас-Саффат», 107.
  • Аль-Бухари, (5553), Муслим, (1966).
  • Сура «Аль-Каусар», 2.
  • Сура «Аль-Фаджр», 1-5.

15 сентября наступил месяц Зуль-Хиджа - одним из высокочтимых месяцев в Исламе. Аллах отдал предпочтение некоторым местам и отрезкам времени перед другими. Для мусульман пятница - это лучший день недели, Рамадан - лучший месяц в году, " " является лучшей ночью в Рамадан, день "Арафат" - это лучший день в году. Аналогично первая декада месяца «Зуль-Хиджа» является благословенной для мусульман.

Аллах говорит в Коране:

"Клянусь зарею, клянусь десятью ночами! Клянусь четом и нечетом! Клянусь ночью, когда она проходит! Неужели этих клятв не достаточно для обладающего разумом?" (89:1-5).

Раньше мусульманские ученые имели разные представления о том, что имеется в виду под "десятью ночами". Но большинство из них согласились, что под десятью ночами подразумевается первая декада месяца зуль-хиджа.

В другом аяте говорится: "Пусть они засвидетельствуют то, что приносит им пользу, и поминают имя Аллаха в установленные дни над скотиной, которой Он наделил их. Ешьте от них и кормите несчастного бедняка!" (22:28)

Большинство толкователей Корана считают, что «установленные» дни - это десять дней месяца зуль-хиджа.

Эти десять дней, которые проходят незамеченными многими в настоящее время, обладают большой добродетелью.

О достоинствах первых десяти дней Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: "Нет других дней, в которые праведные деяния более любимы Аллаху, чем в эти десять дней ".

Виды деяний в эти десять дней:

Первый

Совершение хаджда и умра, и это – лучшие из деяний, которые можно совершить. На их превосходство указывает целый ряд хадисов, один из которых – это изречение Пророка (мир ему и благословение Аллаха):

«Совершение умры – искупление грехов, содеянных между нею и предыдущей умрой, и вознаграждение за хадж, принятый Аллахом, Всевышним, – не что иное, как Рай » (Аль-Бухари и Муслим).

Второй

Соблюдение поста в течение этих дней – столько дней, сколько сможете продержать, особенно в День Арафат. Акт соблюдения поста – это, несомненно, одно из лучших деяний, и он из числа того, что Аллах, Всевышний, избрал для Себя, как гласит хадис кудси:

«Соблюдение поста – для Меня, и именно Я даю за него вознаграждение. Воистину, ради Меня кое-кто отказывает себе в половой страсти, в пище и в питье … » (Аль-Бухари, Муслим и другие).

Также, со слов Абу Саида Аль-Худри переданы такие слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):

«Ни один слуга [Всевышнего Аллаха] не держит и одного дня поста на пути Аллаха ни для чего иного, кроме как дабы Всевышний Аллах, из-за него (т.е. поста) отвратил его лик от Ада на [расстояние] семидесятилетнего странствия » (Аль-Бухари и Муслим).

От Абу Катада мы узнаем, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Соблюдение поста в День Арафат будет зачтено Аллахом как прощение грехов предыдущего года и последующего года » (Муслим).

Третий

Такбир (Аллаху акбар) и зикр (пребывание с мыслью об Аллахе, поминание Аллаха посредством произнесения различных слов восхваления и прославления) в эти десять дней. Аллах говорит:

«… Славить имя Аллаха в установленные дни при [принесении в жертву] дарованную им скотину. Так ешьте их мясо и кормите обездоленного бедняка! » (Коран, 22:28)

Некоторые ученые это разъяснили так: это означает десять дней месяца зуль-хиджа, и они считают желательным более частый зикр в эти дни, основываясь на хадисе Ибн Умара, рассказанного Ахмадом, где сказано: «… посему множьте в эти дни тахлиль, и такбир, и тахмид».

Об Ибн Умаре и Абу Хурайре сообщено, что

«…оба они во время этих десяти дней выходили на людное место, произнося «Аллаху акбар», призывая и людей говорить это » (Аль-Бухари).

Исхак со слов ученых табиин (поколения преемников сподвижников Пророка) передает, что в эти десять дней они произносили такбир:

«Аллаху акбар, аллаху акбар. Ла иллаха илла Аллах, уа Аллаху акбар, Аллаху акбар, уа иллахи аль-хамд».

«Ни мясо их, ни кровь их (т. е. жертвенных животных) не нужны Аллаху, Ему нужна лишь ваша набожность. Посему Он дал вам власть над жертвенными животными, чтобы вы величали Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь » (Коран, 22:37)

Произнесение такбир на больших собраниях мусульман (т.е. когда все произносят такбир в один голос) недопустимо, ибо это не было передано нам от ранних поколений сподвижников и от тех, кто последовал их путем. Воистину, по сунне каждый должен произносить такбир индивидуально.

И это же в целом касается зикра и обращений с мольбой, за исключением тех случаев, когда человек не знает, что говорить. В таком случае он может повторять за кем-либо другим, покуда не выучит те слова, которые нужно произносить. Также допустимо предаваться зикру, используя все возможные фразы такбир, тахмид и тасбих, а также другие узаконенные религией ислам мольбы (из Корана и сунны).

Четвертый

Покаяние и воздержание от неповиновения и каких бы то ни было грехов, поскольку прощение и милость проистекают от содеянного. Неповиновение проистекает из-за отдаления от Всевышнего Аллаха и отказа от Него; повиновение же проистекает от близости к Всевышнему Аллаху и любви к Нему.

Пятый

Совершение многих добровольных праведных дел (нафл), связанных с поклонением, – таких как молитва (особенно в собрании мусульман), пожертвование, чтение книги Корана, внушение доброго и запрещение злого, и других подобных дел. Воистину, они из числа поступков, которые в эти дни приумножены. В течение этих дней даже менее предпочтительные поступки высоки и более любимы Аллаху, нежели высокие поступки, совершенные в другое время. Эти поступки превосходят даже джихад, а это одно из лучших деяний, – кроме как в случае тех, у кого убит конь и пролита кровь (т.е. он потерял в джихаде свою жизнь).

Шестой

В эти дни произнесение такбир предписано законом во все часы ночи и дня, до наступления времени молитвы Ид. Предписано также произнесение такбир после пяти обязательных молитв, совершаемых в коллективе.

Произнесение такбирата от восхода (фаджр) в День Арафат (9-е число месяца зуль-хиджа) для не совершающих хадж, и от полудня (зухр) Дня Жертвоприношения (10-е число месяца зуль-хиджа) для совершающих хадж, и продолжается вплоть до молитвы аср в последний день из дней ташрик (13-е число месяца зуль-хиджа).

Седьмой

Забой (удхиях) жертвенного животного также предписан на День Жертвоприношения (10 месяца зуль-хиджа) . Время жертвоприношения – первый, второй и третий дни Курбан-байрама.Наилучшим для жертвоприношение считается первый день (10 Зульхиджжа). Приносить Курбан ночью – макрух (порицаемое), так как из-за темноты возможно допущение ошибок в обряде жертвоприношения. Это сунна нашего отца Ибрахима – когда Всевышний Аллах искупил великое жертвоприношение сына Ибрахима животным вместо него.

Восьмой

Человеку, который намерен совершить жертвоприношение, в первые десять дней месяца зуль-хиджа нежелательно (караха) стричь ногти или волосы. Если закалывает животное один человек из семьи, то ему нежелательно стричь волосы или ногти, а для остальных это не является нежелательным. Со слов Умм Саламы (да будет доволен ею Аллах) переданы такие слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха):

«Коль вы видите хиляль (новую луну) зуль-хиджа и кто-то из вас хочет принести жертву, тогда он не должен отрезать (что-либо) от своих волос и ногтей » (Муслим и другие).

В одном из повествований он также сказал:

«Тогда он не должен отрезать (что-либо) от своих волос, как и от своих ногтей, покуда не совершит жертвоприношение ».

Возможно, что причина этого – уподобление с тем, кто приносит жертвенное животное для забоя в хадже, ибо Аллах, Всевышний, говорит:

«… Брейте ваши головы только после того, как пожертвование достигнет предназначенного места. А если у кого-нибудь из вас на голове болячка или рана, то можете брить голову [с самого начала], или же поститься [вместо этого], или же раздать милостыню и принести жертву » (Коран, 2:196)

Этот запрет очевидно касается лишь тех, кто совершает жертвоприношение, и не относится к жене и детям, покуда это не жертвоприношение за кого-либо из них конкретно. В мытье же головы или ее расчесывании нет ничего предосудительного, даже если волосы при этом могут выпасть.

Девятый

Мусульманину, который не совершает хадж, надлежит сделать все возможное, чтобы совершить молитву ид там, где ее совершают, присутствовать на хутбе и извлечь из нее пользу.

Мусульманин обязан знать мудрость предписания этого ид (исламского общественного празднества). Это день благодарения и совершения праведных дел. Поэтому мусульманин не должен делать его днем для уединения, гордыни и тщеславия. Он или она не должны делать его временем для неповиновения и приумножения запретных поступков – всего того, что сводит на нет добрые дела в эти дни месяца зуль-хиджа.

Десятый

После всего упомянутого понятно, что каждому мужчине и женщине в исламе надлежит извлечь для себя благо и пользу из этих дней, повинуясь Всевышнему Аллаху, поминая Его, благодаря Его, исполняя все неукоснительные обязанности и избегая запрещенного. Каждый мусульманин должен сполна извлечь для себя благо из этого времени раскрытия даров Аллаха, дабы обрести угоду своего Господа.
Воистину, Аллах, Всевышний, – Единственный, Кто дарует успех , и Он ведет по Прямому пути . И да будут благословения Всевышнего Аллаха и мир Мухаммаду, и его семье, и сподвижникам!

Пусть Аллах примет наши добрые дела в эти дни месяца зуль-хиджа.

Месяц зуль-хиджа является одним из высокочтимых месяцев у мусульман. Это один из четырёх запретных месяцев (раджаб, зуль-хиджа, зуль-каада, мухаррам), в течение которых Всевышний Аллах запретил войны, конфликты, кровную месть. Особенно ценными являются первые десять дней этого месяца.

Месяц зуль-хиджа содержит главный праздник мусульман – Ид аль-Адха (Курбан-байрам), приходящийся на 10-е число. В месяце зуль-хиджа мусульмане совершают хадж – одну из пяти основополагающих обязанностей мусульман, являющихся столпами Ислама. В нём также присутствует один из священных дней – день Арафа (9-е число). В этот день паломники, совершающие хадж, пребывают в местности Арафа. В день Арафа желательно тысячу раз читать суру «Ихляс », начиная каждую из них с «Бисмиллях... ». В одном хадисе сказано, что тому, кто прочтёт тысячу раз суру «Ихляс », будут прощены все грехи.

В хадисе также сказано, что самые любимые и самые дорогие для Аллаха дни – это первые десять дней зуль-хиджа. В первые девять дней этого месяца, и особенно в день Арафа (и в предыдущий день), желательно соблюдать пост (кроме паломников, совершающих хадж).

В хадисе от Айши (да будет доволен ею Аллах) говорится, что один юноша соблюдал пост в первые десять дней месяца зуль-хиджа. Об этом сказали Пророку (мир ему и благословение), и он спросил, почему тот соблюдает пост. «О свет моих очей, это дни хаджа, и я надеюсь на благо от дуа (молитвы) паломников », – ответил юноша. И тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал, что за каждый день поста в эти дни он получит такое вознаграждение, как за освобождение ста рабов, раздачу как милостыню ста животных и выдачу для совершения джихада ста лошадей, а за пост в день Арафа – такое вознаграждение, как за освобождение двух тысяч рабов, раздачу такого же количества животных на садака и выделение такого же количества лошадей для джихада.

В хадисах также сказано, что вознаграждение за пост в день Арафа равно вознаграждению за пост в течение двух лет; что тому, кто соблюдал пост в этот день, прощаются грехи двух лет – предыдущего и последующего ; что тот, кто соблюдает пост за два дня до Арафа, получит вознаграждение, как и Пророк Айюб (мир ему), а тот, кто постился в день Арафа, – как Пророк Иса (мир ему).

Эти дни желательно провести в поклонении Создателю (ибадате), раздать нуждающимся милостыню.

Тому, кто собирается резать жертвенное животное (курбан), нежелательно (карахат) в течение первых десяти дней зуль-хиджа, то есть до жертвоприношения, стричь волосы и ногти.

Достоинства первых десяти дней месяца зуль-хиджа

Слова Всевышнего Аллаха в суре «Заря»: «Клянусь зарёю, клянусь десятью ночами... » – подразумевают первые 10 дней месяца зуль-хиджа. Клятва Аллаха свидетельствует о величии этих дней. А в суре «Паломничество» Всевышний говорит: «(Дабы) славить имя Господне в определённые дни ». Здесь тоже имеются в виду первые 10 дней месяца зуль-хиджа.

Воистину, наш Пророк (мир ему и благословение) свидетельствовал, что эти дни – самые благословенные на этом свете. От Джабира (да будет доволен им Аллах) передано, что наш Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Самые благословенные дни этого мира – первые десять дней месяца зуль-хиджа ». Спросили его: «А нет ли похожих на них (т. е. на людей, занятых служением Богу в эти дни)? » Он ответил: «Нет похожих на них на пути Аллаха, кроме человека, которого убили на пути Аллаха (т. е. шахида) ». Только шахид превыше перед Аллахом, чем человек, который занят служением Аллаху в эти дни.

В числе этих дней и день Арафа. День Арафа – день большого хаджа, день прощения грехов, день освобождения от огня. Из числа этих дней также день жертвоприношения (Курбан-байрам). День жертвоприношения – самый лучший день года. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Самый великий день – день жертвоприношения ».

В эти дни включены все столпы поклонения. Хафис ибн Хаджар пишет в книге «Аль-Фатх»: «Причиной возвеличения первых десяти дней зуль-хиджа является наличие в них всех столпов поклонения: намаза, поста, жертвоприношения, паломничества, – и не сочетается всё это в другие дни ».

От Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передано, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Всевышний Аллах больше всего любит добрые деяния, совершённые в эти дни (т. е. в первые 10 дней зуль-хиджа) ». Кто-то спросил: «О Посланник Аллаха! Даже больше джихада (войны на пути Аллаха)? » Он ответил: «Да, даже больше джихада, кроме деяний человека, который вышел на путь Аллаха со своим богатством и не вернулся ».

Абдуллах ибн Омар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я был у Посланника Аллаха (мир ему и благословение), и мы говорили о добрых деяниях. И он сказал : “Нет лучших добрых деяний, чем совершённые в первые 10 дней зуль-хиджа ”. Я спросил его: “О Посланник Аллаха! Они даже лучше джихада? ” Он ответил: “Даже джихада, кроме деяний человека, который вышел на путь Аллаха со своим богатством и нашёл там свою смерть ”».

Первые 10 дней зуль-хиджа следует встретить сердечным покаянием в своих грехах. Это обязанность каждого мусульманина. В покаянии – благо для мусульманина как на этом свете, так и в Судный день.

Всевышний в Коране говорит (смысл): «Кайтесь перед Аллахом все – быть может, преуспеете ».

Как можно больше берите пользы из щедрот этих дней. Каждому мусульманину желательно совершить как можно больше добрых дел. Всевышний говорит (смысл): «Тех, кто старался за (дело) Наше, наставим Мы на пути Наши ».

Как покорность Всевышнему и служение Ему в эти дни приближает нас к Нему, так же и грехи отдаляют нас от Него, и мы теряем Его милость. Посему воздержитесь от всего греховного в эти дни, дорогие братья и сёстры.

Пост в день Арафа

День Арафа – это девятый день месяца зуль-хиджа. Соблюдение поста в этот день является желательным (сунна) действием. В достоверном хадисе, переданном Муслимом и другими, говорится, что когда Пророка (мир ему и благословение) спросили о посте в День Арафа, он сказал: «Грехи того, кто будет поститься в этот день, смоются за предыдущий и последующий годы ». Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала Масруку: «О Масрук, не слышал ли ты, что Посланник (мир ему и благословение) сравнивал пост в День Арафа с постом в тысячу других дней? » (Байхаки, Табарани). Известный богослов Рамали поклялся, что пост в День Арафа смоет большие и малые грехи обоих лет. Но грехи перед людьми смоются лишь после того, как обидчик попросит прощения у тех, кого обидел. В этот день могут не поститься больной и путник (при трудностях). Если нет трудностей, можно поститься. Тому, кто совершает хадж, в этот день желательно не поститься, для того чтобы иметь силу при мольбе и поклонении на горе Арафат.