Что делать совсем отчаялся в жизни. Отчаяние

Отчаяние – это эмоция различной временной протяженности и силы, отражающая астенический спектр чувств. Отчаяние это состояние осознания собственной беспомощности в удовлетворении потребности. Из сильного сдвига психоэмоционального состояния во время отчаяния в негативную сторону (вплоть до клинических случаев), закономерно отметить его возникновение вследствие сильного потрясения или другого влияния, изменившего привычную жизнь (смерть близких, крушение сверхценных идей и пр.).

Подобные частично контролируемые или вовсе неподвластные негативные события сталкивают человека с бессилием, заставляют чувствовать неспособность изменить как возникшую ситуацию, так и любой жизненный поворот. Незначительные способны подстегивать развитие и , но разрушение значимых связей или событий толкает в ощущение бесперспективности будущего, безысходности и человек погружается в экзистенциальный кризис, обусловленный бессмысленностью существования.

Отчаяние сбивает человека с прошлых ориентиров, и если на ранних стадия человек способен критично воспринимать ситуацию, свое состояние, замечать уходящую энергию и , ищет, как избавиться от отчаяния, то спустя время сила и многоаспектность данного переживания лишают человека сил.

Что такое отчаяние

Отчаяние это состояние отсутствия надежды и способности увидеть перспективы, тяжелое эмоциональное состояние, сопровождающееся упадком физических сил. Если разобраться в происхождении самого слова, то оно отражает долгое ожидание, сопровождаемое тревогой, имеющее в себе большие надежды. В древности такое ожидание было на охоте, когда человек находился в постоянном напряжении сил и внимания, сидя в засаде, а зверь все не появлялся – от исхода этого мероприятия могла зависеть жизнь племени, поэтому уйти не представлялось возможным, и чем дольше времени человек проводил в засаде, тем больше сил он тратил, и тем меньше ресурса в нем оставалось, чтобы покинуть место ожидания.

Отчаяние является производным слова чаяние, что является синонимом надежды и этот аспект сохранился и в данном слове, но приобрел свои отличительные моменты для современного мира, где не нужно сидеть в засаде. Однако слово отражает человеческие надежды на позитивный исход какой-либо ситуации (это может не грозить смертью всем роду, но подсознательно воспринимается примерно с тем же уровнем тревоги, запуская те же биохимические механизмы, что и у далеких предков).

Приравнивать отчаяние к надежде можно лишь для очень грубого сравнения, поскольку это понятие содержит огромное количество аспектов, часть из которых (а именно надежду на благополучие) человек способен осознавать и регулировать, а часть находится глубоко в подсознательной сфере, где руководят архаичные процесс психики, закрепившиеся как выживания.

Отчаяние включает в себя (осознаваемый или нет), причем ощущение ужаса может продиктовано реальными событиями и возможностями, а может находиться исключительно в сфере и бессознательных реакций психики. Так, в отчаянии при смерти мужа может главную скрипку играть , не являясь осознаваемым женщиной, поскольку она прожила зависимую жизнь и не знает, что делать с окружающей реальностью, когда фактически муж был для нее и защитой и кормильцем (навык самообеспечения не выработан, а значит, мир угрожающ).

Отчаяние может содержать , чаще всего произрастающий из неспособности позаботиться об окружающих (так мужчины могут впадать в отчаяние из-за неспособности обеспечить свою семью должным уровнем существования, ведь на архаичном уровне это воспринимается, как подвергание их смертельной угрозе и невыполнение собственной роли вожака).

Таким образом, моментом начала отчаяния является крушение надежд, но потом подключаются довольно древние механизмы, погружающие человека в переживания, не имеющие непосредственной связи с ситуацией, но усугубляющие ее переживание до предельного, иначе это было бы простое разочарование.

Избавиться от отчаяния самостоятельно бывает практически невозможно, поскольку тайные, но масштабные процессы скрыты не только от окружающих, но и от переживающего. Поэтому. Если вы сами почувствовали в себе ощущение безнадежности и бессмысленности, сопровождаемое любыми гнетущими, то обращайтесь за помощью и не слушайте облегчающих советов своих поверхностных знакомых. Оно не пройдет само, если уже вы встретились с утратой чего-то важного (а это основная тема отчаяния), то придется прожить данный опыт, пересмотреть собственную жизнь и внести в нее соответствующие коррективы, чтобы она наполнилась смыслом и ощущением живого происходящего. Верить словам о том, что человек испытал подобное событие и через пару дней уже чувствовал себя нормально, может быть опасным, ведь ваши системы ценностей различны. И пока вы ждете, когда вас отпустит боль и безвременье, отчаяние день за днем будет высасывать ваши силы и убеждать в неизменности мира и вашего астеничного самоощущения в нем.

Если с вами все в порядке, но вы замечаете странную затянувшуюся тоску, чрезмерные страдания, то ваша задача направить человека к психотерапевту, а при отказе постараться самостоятельно помочь. Помните о том, что чувство горя и печали являются естественными, но превышение по длительности или силе свидетельствует именно об отчаянии, которое является перегрузом для психики и нервной системы. Подобная чрезмерная психическая нагрузка без соответствующей корректировки способна привести к развитию психоневрологических и соматических заболеваний, а также толкнуть человека к , как единственно доступному выходу из состояния ужасной боли и бессмыслицы. Помните, что способность замечать другие выходы из ситуации у человека в отчаянии отличается от нормального состояния, поскольку были задеты жизненно важные сферы, возможно фрустрированы личностно-определяющие конструкты.

Причинами возникновения отчаяния являются два пути в человеком жизни: чрезмерная сфокусированность и придание особой важности какой-то одной ценности или цели (тогда при ее потере весь мир перестает быть важным) и при отсутствии ощущения смысла бытия как такового, связанности собственного существования с более высшими материями и гармоничного соединения различных сфер собственной жизни (такая путаниц способна своей эмоциональной нестабильностью вывести человека в отчаяние). Поэтому поддержание интереса и значимости различных сфер своей жизни, а также глубокого экзистенциального смысла в своем существовании, вне зависимости от происходящего является профилактикой состояния отчаяния.

Как справиться с отчаянием

Стопроцентно предотвратить отчаяние в собственной жизни еще не под силу никому, но можно проредактировать факторы, влияющие на вероятность впасть в отчаяние от какой-либо ситуации. Прежде всего, способствует подобному состоянию пример родительской семьи, который человек видел и неосознанно впитал модели поведения. Таким образом, если при малейшей неудаче вы видели, как родитель впадал в отчаяние, а не искал способы разрешения сложившейся обстановки или переструктурирования собственной жизни, то шансы повторения этого сценария в вашем исполнении возрастают. Не из-за нежелания искать другие варианты, а из отсутствия примера как это – посмотреть по сторонам. Возможно, родитель одного с вами пола был склонен к моментальной потере надежды и готовился к концу света, а другой за него многое решал и показывал пути выхода. Тогда при идентификации с первым, впадать в будет привычным стереотипом, еще и выгодным, ведь можно не самостоятельно принимать ответственность, а ждать спасения. В этой ситуации есть скрытый ресурс – это поведение другого родители и его стратегии совладания, которые также как и легкое впадение в отчаяние являются частью вашего внутреннего опыта, который необходимо разбудив, актуализировать. Кстати это актуально и тем, у кого подобное поведение в семье было нормой для большинства – найти, пример в другом месте, среди знакомых и героев.

Следующей особенностью психики, которая может вогнать в уныние является склонность к постоянному прокручиванию событий, своеобразное застревание не столько ради извлечения опыта, сколько ради повторяющегося проживания . Это может касаться позитивных моментов, и тогда силы и уверенность человека возрастают, но эта же особенность при зацикливании на негативных моментах способна повергнуть в пучину безысходности и развить . Обычно от повторяющегося проигрывания ситуации уводит другое яркое впечатление, но полагаться полностью на волю внешних факторов не рационально, т.к. при довольно долгом пребывании в отчаянии, человек утрачивает способность замечать внешние изменения ситуации, концентрируясь на внутренних страданиях, либо эти изменения становятся несущественны. Поиск собственной действенной техники переключения внимания и смещения акцента мыслей поможет снизить остроту переживания при негативных эмоциях, а также взглянуть на мир трезвым взглядом при повторе положительных.

В ситуации негативного события важным моментом является ощутить свои внутренние опоры, чтобы поддержать состояние на должном уровне. При , неуверенности, привычке заниматься , человек только глубже роет яму депрессивного расстройства и ощущения тупика. Так, не только мир становится несовершенен и ужасен из-за разрушения важной части или стремлений, но и отсутствие веры в себя быстро убивает оставшиеся капли надежды на улучшение. Так что заняться нормализацией и наполнением внутренних ресурсов стоит заблаговременно, а не когда кризис разорвал вашу жизнь, лучше начинать когда жизненная ситуация еще стабильна – для профилактики и развития устойчивости.

Помогает укрепление значимых связей, т.е. общение с теми людьми, которые способны действительно вас понять и принять, где нет необходимости держать лицо. Говорить открыто о своем состоянии и проблемах с чувством безопасности является довольно терапевтической практикой, вследствие которой снижается , появляется возможность получить обратную связь на собственные эмоции или события, из которой если и не родится новый способ существования, то появится ресурс поддержки, снижающий отчаяние. Если таких людей в окружении нет, то можно пойти к психологу на индивидуальную или групповую терапию. Нет возможности и на терапию – пишите дневник, описывая все свои мысли, чувства и события – периодически перечитывайте написанное, это позволит проследить динамику, натолкнет на новое видение, в крайнем случае, просто поможет выплеснуть эмоции.

А вот в занятиях стоит поискать что-то новое и увлекательное, избегайте смотреть в пустую стену и прокручивать произошедшее. Вспомните, что увлекало в детстве и постарайтесь реализовать свои склонности сейчас – именно в детских желаниях и воспоминания содержится много энергии и потенциала, кроме того они лишены внешней навязанности и ожиданий окружающий, поэтому шанс, что вы станете заниматься тем, чего жаждала именно ваша душа уверенно возрастает.

Займитесь собственным телом, поскольку угнетенное состояние меняет химические процессы в мозгу, перестаивает работу нервной системы, а соответственно и остальных – сосредоточьтесь на поддержании здорового образа жизни, сократите употребление психоактивных веществ, а дозы витаминов группы В увеличьте (именно они питают нервную систему), строго следите за соблюдением своих биоритмов, давайте телу физическую нагрузку, даже если не хочется шевелиться (во время спорта вырабатываются гормоны радости и удовольствия, способствующие снижению депрессивного фона).

Как не впасть в отчаяние от безденежья

Безденежье быстро повергает человека в состояние отчаяния, даже если он не заядлый материалист и понимает, что счастье не купить. Законы современного мира таковы, что именно наличие денег гарантирует выживание и качество жизни. Это не только способность позволить себе отдых соответствующего уровня, но и возможность реально выжить, а также поддерживать здоровье своего тела и психики (лекарства не разложены бесплатно на улице, прием врача и диагностика стоят денег). Помимо этого у взрослых людей обычно есть еще несколько дорогих людей, обеспечение которых является важным моментом (дети и пожилые родители, не способные содержать себя самостоятельно). Безденежье это не просто не оправдавшиеся надежды на получение определенной суммы, это вполне реальный смерти, причем не только своей, но и близких, семьи, самых дорогих людей. Особенно остро отчаяние ощущается, когда к безденежью добавляется какой-то кризисный момент, который затрагивает важные душевные сферы, но мог бы быть решен при наличии финансов.

О том, как пережить подобное парализующее состояние можно много рассуждать, но начинать действовать стоит незамедлительно, пока оно не стало хроническим. Большинство людей не начинает реализовывать свой потенциал и использовать все данные способности пока не наступит критическая ситуация, хотя это считается преступлением против вселенной не только в религиозных концепциях. Если вы, получая минималку, тратите весь день, при этом в вашей голове постоянно рождаются идеи шикарных проектов или вы являетесь талантливейшим мастером, но называете это хобби, то именно критическая ситуация нехватки денег может говорить о изменений. Дело не в том, что низкое денежное вознаграждение свидетельствует о работе не в сфере своих способностей или интересов.

Безденежье является отличным фильтром на истинность. Это касается ваших друзей, часть из которых пропадет вместе с деньгами и ваших увлечений, ведь то, что приносит настоящее внутренне удовольствие, вы не бросите, а наоборот будет искать пути получения привычного (кино или катание на лошадях). Занимаясь подобным можно переформатировать собственную жизнь, оставив в ней только значимое и необходимое, как в плане занятий, так и связей. У вас появляется больше времени, которым можно распоряжаться для выхода из пустой ямы, но только с учетом полученной информации. Нет никакого смысла бороться с безденежьем старыми способами, оставаясь прежним – проводите ревизию важности различных поставленных целей и занятий, занимающих ваше время, и меняйте структуру.

Отсутствие необходимой комфортной суммы денег заставляет экономить и тренирует характер. Учиться экономить так, чтобы не впадать то в , то в отчаяние стоит научиться – это дисциплина, когда вы записывает доходы и траты, это осознанное приобретение товаров и осознавание собственных потребностей. Жизнь начинает играть другими красками, если не просто проходить мимо витрины с красной сумкой, сжав губы и отводя взгляд, а позволить себе зайти, потрогать, примерить и окунуться в собственные ощущения. Большинство покупок удовлетворяют не насущные потребности, а желание соответствовать какому-то образу, так с той же сумкой можно понять, что сумка вам не нужна, а вот внимание мужчин хочется и именно эту потребность вы пытались заглушить. Знакомство с собой и познание через потребности – аскеза безденежья может быть круче и увлекательней любой психотерапии и тренинга, если подойти к этому с осознаванием.

Развивайте – не все, что вам нужно приобретается за деньги. Вы можете что-то выиграть, с кем-то поменяться, можно получить необходимое в обмен на услугу или забрать у тех, кто раздает ненужное. Количество скидок и акций невероятно – учиться пользоваться возможностями и предлагать свои услуги является потрясающим умением, пригодящимся в любой жизненной сфере.

Так, что если воспринимать безденежье не как трагедию, а вызов или игру, можно неплохо устроиться и получить массу удовольствия.

Каждый человек на протяжении жизни проходит через испытания. Каждому знакомо, что такое неудачи в жизни. В этом плане люди различаются лишь в том, как они переносят сложности. Сдаются ли, отчаиваются, падают ли вниз, или же думают, как не опускать руки, преодолевают проблемы и с гордо поднятой головой идут вперед!

Если вы не хотите быть неудачником, то эти семь правил для вас.

Нытье и жалобы – путь в никуда

Что бы у вас в жизни не происходило, никогда не жалуйтесь, ни другим, ни себе. Это не изменит ситуацию, а сделает ее еще более печальной. Вы просто растворитесь в своем горе, и чем дальше, тем больше будете тонуть в этом болоте.

Как бы это банально не звучало, . Тот, кто больше всех жалуется, в конечном итоге, добивается меньше всех. Не нужно бояться неудач, ведь они, так же как успехи, неотъемлемая часть нашей жизни.

Одни люди при неудачах в жизни останавливают свой путь, потерпев поражение, и больше не добиваются ничего из-за страхов, а другие, хоть 10 раз упадут, но встают и обязательно приобретают желаемое.

Вы читали биографии известных людей? Не всегда у них все было гладко, были взлеты и падения, препятствия и успехи. Если бы они после первой же неудачи впали в глубокую депрессию, то, вряд ли стали бы теми, кого мы видим на экранах, в журналах, газетах. Если не жаловаться и не сдаваться из-за неудач, то можно многого достичь.

Независимо от того, к какому результату вы придете, в конечном счете, нужно быть счастливым не смотря ни на что. Счастье это постоянная величина. Если от таких элементарных вещей, как красота заката, рассвет, запах росы поутру, улыбка на лице успокоенного тобой человека, то ты живешь по-настоящему!

Каждая небольшая битва – это шаг вперед

Важно понимать, что борьба это не преграды на пути, это и есть путь. Если каждый ваш день не будет наполнен битвой, то вы будете стоять на месте.

Помните, человек не может долго стоять на одном месте, он либо развивается и идет вперед, либо начинает падать вниз. Вам выбирать, какой из этих двух путей будет для вас полезным и нужным. Пусть даже вы потерпите поражение – это тоже полезный опыт.

Очень часто, что бы добиться желаемого нужно выйти из зоны комфорта, чем-то жертвовать, ведь ничего не дается легко. Для этого нужно иметь терпение – сохранять хороший настрой, упорно работая над достижением цели.

Все преграды – это тест на выдержку, и если вы хотите добиться успеха, то, шаг за шагом, спотыкаясь, вы придете к своей цели.

Боль – это часть роста

Иногда жизнь закрывает перед вами двери, но это только потому, что пора двигаться. Это не плохо, ведь часто для движения нам нужны обстоятельства, вынуждающие его начать. Под лежачий камень вода не течет. Эта мудрая поговорка должна, как ни что другое мотивировать вас.

Боль может ранить, но боль может и изменить вас, изменить к лучшему. Она никогда не бывает без цели, она приносит урок, благодаря которому дальнейшее движение по жизни будет грамотным и принесет немало радостей.

Нужно запастись терпением, вы ведь хотите быть удовлетворены своей жизнью. Без стараний, справиться с неудачами в жизни практически невозможно. Не сдавайтесь из-за неудач, оставайтесь всегда терпеливыми и уверенными в своих силах, и все наладится.

Негатив от других людей, не повод сдаваться

Многие люди по разным причинам (зависть, собственные неудачи на этом поприще, непонимание, другие взгляды на жизнь) могут плохо отзываться о вас, о ваших начинаниях, но никогда не позволяйте чужим разговорам и взглядам губить, изменять вас и ваши цели.

Если вы хотите добиться успеха, уверены в правильности своих поступков, тогда, что бы ни говорили другие, не бойтесь бороться за то, во что вы верите, и что меняет вашу жизнь к лучшему.

Вас не должно волновать мнение других, люди всегда будут говорить независимо от того, что вы делаете, чего добиваетесь, как живете. Если о вас буду говорить плохо, продолжайте быть собой, и попытки других изменить ваши взгляды, ваш путь. Помните правило первое? Никогда не жаловаться ни себе ни другим.

Не меняйтесь ради того, чтобы нравиться людям или произвести впечатление перед кем-то, кто считает, что вы не достаточно хороши. Всем не угодишь, да и не нужно никому угождать в плане выбранного вами образа жизни, интересов, внешности и много другого. Меняйтесь, если это делает вас лучше, добрее, сильнее, остальное фальшь.

Шрамы – символ борьбы, а, следовательно, и успехов

Наличие шрамов будто говорит вам: «Я боролся, я испытал боль, я выжил. Я стал сильнее, а значит, у меня есть силы идти дальше»!

Не стоит стесняться шрамов своей жизни, они лишь очередное доказательство того, что боль может изменить вас к лучшему. Без них вы стояли бы на месте, и ничего не добились бы в жизни, не стали бы сильнее.

Все временно

Ночь не длится вечно, после нее наступает утро, а после дождя выглядывает солнышко, давая понять, что все временно. В этом плане все люди равны, у каждого в жизни чередуются черная и белая полосы.

Так что пока у вас все в жизни хорошо, искренне наслаждайтесь этим, а когда настанут тяжелые времена, не переживайте, ведь это тоже временно, это круговорот жизни. Если вы умеете быть счастливыми, всегда улыбайтесь, не смотря на беспокойства и бури.

Идите вперед

То, что должно произойти с вами, так или иначе, произойдет. Вам достаточно сказать себе: « !»

Не бойтесь ошибаться, рисковать, искать свое счастье. Жизнь часто преподносит сюрпризы, и только от нас зависит, как мы их воспримем и как воспользуемся знаниями, которые у нас уже есть. Не бойтесь неудач.

Цените свою жизнь, наслаждайтесь каждым ее моментом. Отбросьте сомнения, вопросы, жалобы, боязнь неудач в жизни. Делайте все возможное, а жизнь сама подскажет вам, как не опускать руки, и приведет вас туда, где вы должны находиться в данный момент.

B жизни бывaют вcякoe. И инoгдa cyдьбa нaм пoдкидывaeт oднy нeпpиятнocть зa дpyгoй. Бoлeзни, ccopы c близкими, пoтepи, пpoблeмы нa paбoтe. Бывaeт тaк, чтo плoхиe coбытия идyт cплoшнoй пoлocoй, и тoгдa чeлoвeк иcпытывaeт oтчaяниe, бeccилиe, paзoчapoвaниe. Haчинaeт кaзaтьcя, чтo жизнь нe имeeт cмыcлa, cилы нa иcхoдe.

Я пишy этy cтaтью для тeх, ктo в oтчaянии, a тaкжe для тeх, ктo хoчeт пoмoчь cвoим дpyзьям и близким, ecли oни пoпaли в нeпpocтyю cитyaцию. И пишy eё в фopмe кpaтких и, мoжнo cкaзaть, бaнaльных, peкoмeндaций. Эти peкoмeндaции пoмoгyт Baм cтpyктypиpoвaть тo, o чeм paзмышляют люди пepeд лицoм пpoблeм и нeypядиц. Еcли Bы, нaхoдяcь в cлoжнoй cитyaции, дeйcтвитeльнo пocлeдyeтe хoтя бы oднoй из этих peкoмeндaций - тo Baшe пoлoжeниe нeпpeмeннo yлyчшитcя.

____________________

Кoгдa кo мнe oбpaщaютcя люди, их oтчaяниe пopoй выpaжaeтcя в тaких cлoвaх: "Я виню ceбя в тoм, чтo ничeгo нe cмoглa cдeлaть. Я ceйчac вдaлeкe oт poдных, нe знaю кaк oтвлeчьcя, нe знaю, чтo дeлaть. Я зaмкнyлacь в ceбe и нe хoчy знaкoмитьcя ни c кeм. Я нe вepю, чтo мoя жизнь вooбщe мoжeт измeнитьcя. Я нe вepю, чтo я cмoгy... Тaк и хoчeтcя yмepeть, чтoб никoгo нe cлышaть и нe видeть..Я нe вижy cмыcлa в жизни..."

Кaк ни пapaдoкcaльнo, нo я paдyюcь, кoгдa cлышy тaкиe cлoвa. Этo вceгдa oзнaчaeт, чтo чeлoвeк хoчeт двигaтьcя дaльшe, чтo oн выглянyл зa пpeдeлы paкyшки и нaшёл в ceбe cмeлocть пocмoтpeть в лицo cвoeй cyдьбe . Пcихoтepaпия c тeми, ктo бoльшe нe мoжeт тepпeть cлoжившиecя oбcтoятeльcтвa, - ocoбeннa ycпeшнa.

Чeлoвeк, кoтopый пycть дaжe пoкa нe знaeт, чeгo имeннo oн хoчeт, нo знaeт, чтo coбиpaeтcя чтo-тo измeнить в cвoeй жизни - вceгдa нaхoдит в ceбe cилы двигaтьcя впepёд . Пocлe пepиoдa oтчaяния и дpyгих тяжёлых пepeживaний, cилы пocтeпeннo вoзвpaщaютcя, oднaкo вaжнo пpeoдoлeть этo cocтoяниe, a нe пoгpязнyть в бeccилии и жaлocти к caмoмy ceбe.

Тaк чтo жe дeлaть, ecли Bы в oтчaянии, y Bac дeпpeccия, или Bы чyвcтвyeтe, чтo нaхoдитecь нa гpaни cpывa?

1) Bo-пepвых, бaнaльнo, нo фaкт. Этo тo, чтo paбoтaeт. Пpизнaйтe cитyaцию . Haвepнякa, Bы пoмнитe пpитчy пpo тpёх cлeпых мyдpeцoв, и пpo тo, кaк oни oщyпывaли cлoнa. Oдин пoдyмaл, чтo cлoн пoхoж нa змeю, дpyгoй - нa cтeнy, тpeтий - нa вepёвкy, oщyпaв хвocт cлoнa. Oцeнивaя cитyaцию, нe кoнцeнтpиpyйтe cвoё внимaниe иcключитeльнo нa oднoм acпeктe - тoлькo нa плoхoм (или тoлькo нa хopoшeм). Пocтapaйтecь oхвaтить вcё цeликoм, бecпpиcтpacтным взглядoм cтopoннeгo нaблюдaтeля. И бyдьтe чecтны. He ycпoкaивaйтe ceбя тeм, чтo y Bac вcё нe тaк yж и плoхo. He cчитaйтe, чтo ecли Bы пoйдётe нa дeшёвый кoмпpoмиcc c coбoй, ycпoкaивaя ceбя фpaзoй "бывaлo и хyжe", тo чтo-тo yлyчшитcя. Скopee нaoбopoт. Тoлькo пpизнaв, чтo cитyaция плoхa, Bы cмoжeтe зaнятьcя пoиcкoм pecypcoв для тoгo, чтoбы yлyчшить пoлoжeниe.

2) Bo-втopых - нoйтe ! Пoзвoльтe ceбe быть cлaбым. Пoзвoльтe ceбe киcнyть. Чeм бoльшe Bы бyдeтe пытaтьcя "дepжaть ceбя в pyкaх", тeм быcтpee зaкoнчaтcя вaши cилы. Еcли жe Bы кaчecтвeннo "пopacпycкaeтe нюни", тo чacть нaпpяжeния yйдёт, a чacть cил, paнee зaтpaчивaeмых нa тo, чтoбы cдepживaтьcя, вoccтaнoвитcя.

3) B-тpeтьих. Пoдyмaйтe, в cлoжившeйcя cитyaции - чтo или ктo мoжeт cлyжить Baм oпopoй . Ha кoгo Bы мoжeтe пoлoжитьcя, c кeм пoдeлитьcя cвoими пpoблeмaми. Oбpaщaйтecь зa пoмoщью, ищитe eё! He иcключeнo, чтo в Baшeм oкpyжeнии ecть люди, кoтopыe cтaлкивaлиcь c тoчнo тaкoй жe пpoблeмoй, кaк Baшa, и знaют быcтpoe и эффeктивнoe peшeниe. Еcли жe Bы бyдeтe мoлчaть и нe cтaнeтe иcкaть oпopы вo внeшнeм миpe, тo, вoзмoжнo, нe иcпoльзyeтe хopoший шaнc быcтpo pacпpaвитьcя c нeпpиятнocтями. Жизнь нeпpeдcкaзyeмa, и нeвoзмoжнo yгaдaть, c кaкoй cтopoны мoжeт пpидти пoдмoгa.

4) Чacть чeтвёpтaя. Haпpaвьтe чacть cил нa тo, чтoбы yлyчшить Baшe мopaльнoe cocтoяниe . Этo мoжнo cдeлaть пpи пoмoщи физичecкoй нaгpyзки (нaпpимep, пeшкoм пpoйти 7-8 км, пoкaтaтьcя нa вeлocипeдe, пoбeгaть пo cтaдиoнy). Пpинцип пpocт: чeм бoльшe зaгpyжeнo тeлo пpиятным для нeгo дeлoм, тeм бoльшe "paзгpyжaeтcя" coзнaниe. Еcли дyмaть o пpoблeмaх пocтoяннo, тo ecть pиcк зacтpять в тaких paзмышлeниях и дoвecти ceбя дo пpeдeлa.

B тoм cлyчae, ecли физичecкaя нaгpyзкa нeвoзмoжнa (пpoтивoпoкaзaнa или пpocтo нe хвaтaeт cил и cилы вoли), тo пocтapaйтecь нaйти чтo-тo, чтo пoзвoлит Baм вoccтaнoвитьcя. Пycть этo бyдeт кoмпьютepнaя игpa, кpaткocpoчнaя бюджeтнaя пoeздкa в дpyгoй гopoд, шoппинг - вcё чтo yгoднo, глaвнoe, чтoбы зaнятиe Bac yвлeклo хoтя бы нa кaкoe-тo вpeмя.

Bы мoжeтe пoпpoбoвaть пoceщaть oбщecтвeнныe мecтa - cхoдить в бacceйн (oтличнo cнимaeт тeлecнoe нaпpяжeниe, кoтopoe нeминyeмo вoзникaeт в peзyльтaтe вoздeйcтвия cтpeccoвых фaктopoв), yдeлитe внимaниe ceбe, cвoeй внeшнocти.

Еcли жe Bы чyвcтвyeтe, чтo нe в cocтoянии cпpaвитьcя c coбoй, ничeгo Baм нe пoмoгaeт - oбpaщaйтecь зa квaлифициpoвaннoй пoмoщью (пcихoлoгичecкoй или пcихoтepaпeвтичecкoй)! Дyшeвнoe paвнoвecиe вoccтaнaвливaeтcя тeм быcтpee и пpoщe, чeм paньшe Bы нaчнётe зaбoтитьcя o ceбe.

5) И peкoмeндaция нoмep пять: пpoдyмaйтe paциoнaльный плaн дeйcтвий . Пoдyмaйтe, кaкиe y Bac ecть pecypcы. Чтo Bы мoжeтe cдeлaть нeмeдлeннo для yлyчшeния cитyaции, a чтo cмoжeтe cдeлaть пoтoм. Еcли cдeлaть пpямo ceйчac oпpeдeлённыe вeщи нeвoзмoжнo, тo пpeкpaтитe oб этoм дyмaть и лишний paз тepзaть ceбя. Зaпишитe плaн дeйcтвий нa бyмaгy, в блoкнoт, и выбepитe кoнкpeтнyю дaтy, кoгдa cмoжeтe ocyщecтвить зaплaниpoвaннoe.

Кaк гoвopитcя, "Сaмoe хopoшee в дeпpeccии - этo тo, чтo oнa paнo или пoзднo зaкaнчивaeтcя". Тo жe caмoe oтнocитcя и к "чepнoй пoлoce" в жизни. Paнo или пoзднo этo пpoхoдит . Спpaвляяcь co cлoжнocтями нa cвoём пyти, мы нeпpeмeннo yчимcя чeмy-тo нoвoмy. Mы пo-дpyгoмy вocпpинимaeм жизнь, нaчинaeм филocoфcки oтнocитcя к тoмy, чтo paньшe вызвaлo бы бoлeзнeнныe пepeживaния. Hикoгдa зapaнee нeвoзмoжнo пoнять, "зa чтo" или "для чeгo" нaм выпaдaeт пoдoбнoe.

Oднaкo жизнь мyдpaя штyкa, и вoзмoжнo, в бyдyщeм нaм пoнaдoбитcя yмeниe кoнцeнтpиpoвaтьcя, yмeниe нaхoдитьcя в пoзиции нaблюдaтeля, дyшeвнoe paвнoвecиe, кoтopыe в кoнeчнoм итoгe oбязaтeльнo пpиoбpeтaeт чeлoвeк, пpoхoдя чepeз жизнeнныe нeypядицы.

Эти двенадцать пунктов написала Энн Ламотт - американская писательница, политический активист и общественный деятель. Ее книги, полные самоироничного юмора, в значительной степени автобиографичны и рассматривают такие темы, как алкоголизм, жизнь матери-одиночки, депрессия и христианство.

Энн Ламотт

Я живу вместе с семилетним внуком, он спит недалеко от меня. Иногда, только проснувшись, он восклицает: «Знаешь что? Это ведь может быть самый лучший день в моей жизни!» Но бывает и так, что среди ночи он дрожащим голосом спрашивает: «Бабуля, а правда, что ты когда-нибудь заболеешь и умрешь?»

По-моему, это отлично демонстрирует, что его внутренний мир - сборная солянка из радостного ожидания и леденящих душу опасений. Как и у нас с вами. Так что за несколько дней до моего 61-го дня рождения я решила составить максимально полный список вещей, которые не вызывают у меня ни того, ни другого. В потоке информации сейчас очень мало достоверного, так что приятно иметь в запасе хотя бы несколько непреложных истин.

Одна из них - мне давно не 47, хотя именно на этот возраст я себя ощущаю и именно такое количество лет привыкла мысленно себе приписывать. Мой друг Пол на исходе седьмого десятка часто повторял, что чувствует себя молодым человеком, с которым просто что-то не так. Наша подлинная личность неподвластна времени и пространству, но, заглянув в документы, я всегда могу убедиться, что родилась в 1954-м. Хотя мое внутреннее «я» не стареет и ни один возраст, из которого я якобы вышла, меня не оставил. Они все со мной.

Прямо сейчас мне и 20, и 30, и 50 - столько, сколько было когда-либо. Как и вам. Замечу, впрочем, что мне стоило бы не так добросовестно следовать правилам по уходу за кожей, общепринятым в 1960-е. Как вы помните, тогда люди неистово загорали, облившись с ног до головы детским маслом и расставив вокруг себя побольше отражателей из фольги.

Тем не менее, когда я честно призналась себе, что агония среднего возраста позади, с моей души упал камень исполинских размеров. Я решила немедля записать все, что считаю действительно правдивым. Я часто встречаю подавленных и печальных людей, они не перестают задавать мне вопросы: что истинно, а что ложно? Смею надеяться, что мой список окажется полезен для тех, кто близок к отчаянию, и поможет им набросать хоть какой-то план действий.

paint by Marten Jansen

1. Любая истина парадоксальна

Первая и самая достоверная истина: любая истина парадоксальна. Жизнь - это драгоценный, неизмеримо прекрасный подарок и в то же время невыносимое наказание. Сквернейшее сочетание для обладателей чувствительной души. В этом мире столько тягот и странностей, что иной раз задумаешься: не розыгрыш ли все это? Здесь переплетены душераздирающая красота и доброта, ужасная бедность, потопы и младенцы, прыщи и музыка Моцарта. Система не самая идеальная.

2. Правило перезагрузки

Практически любая вещь исправно заработает снова, если выключить ее на несколько минут. И к вам это тоже относится.

3. Ищи внутри

Почти все, что может сделать вас счастливым надолго, можно отыскать только внутри себя. Исключение: вы в очереди на донорский орган. Невозможно купить или заслужить умиротворение, нельзя пригласить на свидание здоровую самооценку. Это самая отвратительная истина, лично меня она возмущает. Но все важное действительно достигается внутренней работой, и мы не можем проделать ее за других, как бы сильно мы их ни любили.

Чужой душевный покой нам неподвластен. Все должны найти свой собственный путь, свои ответы на важные вопросы. Когда ваш взрослый ребенок начинает свой путь героя, вы не можете бежать рядом с солнцезащитным кремом и гигиенической помадой в руках. Вы должны его отпустить, хотя бы из уважения. А если речь о ком-то другом, то, скорее всего, вы понятия не имеете, чем помочь. Наша помощь, как правило, бесполезна, а часто даже вредит. За стремлением помочь кроется желание контролировать. Так что остановитесь уже, хватит помогать. Дайте хоть кому-нибудь скрыться от вашей добродетели.

4. Радикальное принятие себя

Каждый из нас - облажавшийся, надломленный, надоевший самому себе и испуганный персонаж. Даже тот, у кого с виду все хорошо. Вы не поверите, если узнаете, как похожи проблемы других на ваши проблемы. Так что постарайтесь не сравнивать свои внутренние ощущения с тем, что показывают вам остальные. На пользу это точно не пойдет.

И еще: вы не можете никого спасти, исправить или заставить «завязать». Что заставило меня покончить с выпивкой и наркотиками 30 лет назад? Катастрофически ухудшалось мое поведение, мысли путались и убегали. Тогда я обратилась за помощью и стала уповать на высшие силы. Есть версия, что слово «Бог» расшифровывается как «Благодать Отчаянного Горя» (прим.ред.: в оригинале G-O-D, Gift of Desperation - буквально «отчаяние, дарованное свыше»). Но можно выразиться и менее высокопарно: под конец я деградировала быстрее, чем успевала понижать требования к самой себе. Так что можно сказать, я пришла к Богу, когда больше никаких хороших идей не осталось.

Попытки исправить, уберечь или спасти кого-то - пустая трата времени. А вот радикальное принятие себя - это квант, который вы станете излучать в атмосферу, как глоток свежего воздуха. Поверьте, это самый ценный подарок для мироздания. А если кто-то упрекнет вас в высокомерии или эгоизме, просто таинственно улыбнитесь, как Мона Лиза, и приготовьте вам обоим по чашке ароматного чая. Отвечать любовью на самые глупые, недальновидные, капризные и неприятные проявления людской природы значит быть с ними одной семьей. Это первый шаг к миру во всем мире.

5. Шоколад должен быть вкусным

Шоколад с 75-процентным содержанием какао не годится в пищу. Лучший способ его использовать - поместить кусочек в ловушку для змей. Или подложить под ножку расшатанной табуретки.

6. Птица за птицей

Абсолютно у всех писателей, которых вы знаете, первые черновики выходят просто отвратительными. Секрет в том, что их задницы тем не менее намертво приклеены к рабочему креслу. Это, возможно, единственная разница между ними и вами. Они выделяют на это время. Они дают себе обещание и держат слово. Для них это дело чести. Они садятся и пропускают истории сквозь себя - шаг за шагом, день за днем.

Когда мой старший брат был в четвертом классе, ему предстояла контрольная по видам птиц, к которой он даже не начинал готовиться. Тогда отец сел рядом с ним, прихватив книгу Одюбона (Джон Джеймс Одюбон - американский натуралист, орнитолог и художник-анималист, автор труда «Птицы Америки»), бумагу и карандаш, а затем сказал: «Не торопись, приятель, давай-ка птицу за птицей. Просто прочитай про пеликана, а затем перескажи своими словами. Потом прочитай про синицу и расскажи, что ты узнал о ней. А потом про гусей».

Это и есть два самых важных принципа писательства: птица за птицей и по-настоящему жуткие черновики. А если вы не знаете, с чего начать, запомните: каждая история, которая с вами когда-то случилась, принадлежит только вам, и только вы сможете рассказать ее.
Кстати, если люди хотят, чтобы вы в своей книге обошлись с ними помягче, скажите, что им следовало вести себя получше. Поверьте, будет ужасно, если однажды вы проснетесь и поймете, что так и не записали ничего из того, что всю жизнь хранилось в шкатулке вашего сердца, - ваши истории, воспоминания, идеи и песни, вашу правду, ваши взгляды на жизнь. В конце концов это все, что вы можете предложить другим. И это причина, по которой вы появились на свет.

7. Разрушительный успех

Публикация книг и другие творческие удачи нанесут вам травму. После них необходимо восстанавливаться. Успех уничтожил столько же авторов, сколько его отсутствие. Вы и представить не можете, какие страдания он причинит вам, как он попытается вас разрушить и изменить. Лично я не встречала людей порочнее и хуже, чем авторы-мужчины, на счету которых выпуск заметного бестселлера. И в то же время (возвращаемся к первому пункту) публикация - это просто замечательно: вот ваши мысли напечатаны на типографской бумаге, ваши истории читают и рассказывают друзьям.

Только постарайтесь, пожалуйста, избавиться от иллюзии, что издание книги вас в каком-то смысле исцелит, залатает бреши в вашей душе. Держа в руках свежеотпечатанный труд, вы не исцелитесь от своих бед. Но вы можете однажды прийти к этому, если продолжите писать. Петь в хоре или играть кантри. Будете работать в свободное время волонтером-маляром. Наблюдать за птицами. Выхаживать старых собак, о которых больше некому позаботиться.

8. Тяжкий труд

Семья - это тяжкий, тяжкий, тяжкий труд, даже если в родственники вам достались замечательные люди. Опять же, см. пункт первый. Если на семейном сборище вы чувствуете, что готовы убить себя или ближнего своего, постарайтесь вспомнить, что зачатие и рождение любого из нас - истинное чудо.

Жизнь - школа прощения. Начать обучение можно, простив в первую очередь самого себя, а потом постепенно дело дойдет и до обеденного стола с родными. Там эту важную внутреннюю работу можно проделать, не вылезая из домашних штанов. Когда Уильям Блейк написал, что все мы «посланы сюда, чтоб глаз привык к лучам любви», он не мог не знать, что сокровенная часть этого опыта будет напрямую связана с вашей семьей. Даже если от одного вида ваших родственников вам хочется опрометью кинуться из комнаты, взывая о помощи, - не сдавайтесь, у вас получится. Работайте как Золушка, и результат вас поразит.

9. Правильное питание

Еда. Старайтесь немного лучше. Думаю, вы понимаете, о чем я.

10. Спасательный круг

Сострадание - это метафизический аналог пропиточного масла, способного заполнить все трещины, наш духовный спасательный круг. Главный его парадокс в том, что Господь любит Генри Киссинджера, Владимира Путина и меня так же сильно, как вашего новорожденного внука. Как хочешь, так и понимай. Акт милосердия может изменить нас изнутри, исцелить нас, искупить тяготы жизни. Как описать принцип его действия в двух словах? Позовите на помощь и пристегнитесь покрепче. Сострадание настигнет вас на месте, но с его помощью вы совершите путешествие из одной точки вашей жизни в другую. К сожалению, оно не придет в виде дружелюбного привидения по имени Каспер, но зазвонит телефон или придет письмо… и вдруг, вопреки всему, к вам вернется живительное чувство самоиронии.

Смех - это углекислая форма святости: вдох за вдохом он возвращает нас к жизни, помогая снова поверить в лучшее. И помните - последнее слово всегда за состраданием. Если оно не приходит, значит, это еще не конец.

11. Бог как космический маффин

Бог есть добро. Не такой уж он и страшный. Это просто любящий разум, способный вдохнуть в нас жизнь. Или, как выразился автор замечательной «Детериораты», вовсе «космический маффин». На мой взгляд, самое подходящее определение Бога для повседневной жизни - «не я».

Эмерсон писал, что счастливейший человек на свете - тот, кто учится у природы искусству общественного служения. Почаще гуляйте, смотрите по сторонам. Как-то я услышала от своего пастора, что пчелу можно поймать в стеклянную банку, даже не закрывая ее крышкой. Пчелы просто не смотрят вверх, а продолжают ползать туда-сюда и горестно биться в стекло. Так что выходите на улицу. Смотрите наверх. Вот вам и весь секрет.

12. Дорога домой

Ну и наконец смерть. Номер двенадцать. И восторг, и ужас. Когда умирают люди, без которых ты не можешь жить, это невыносимо. Вы никогда не восстановитесь от этих потерь, и, несмотря на наши культурные установки, вы и не должны. Мы, христиане, смотрим на смерть как на глобальную смену адреса. Но к какой бы конфессии вы себя ни относили, ваши близкие будут жить в ваших сердцах, если только вы сами этому не воспротивитесь. Как сказал Леонард Коэн: «Трещины есть во всем. Так внутрь проникает свет». Так в нас проникает свет. И так мы можем почувствовать, что наши близкие вновь обретают жизнь.
Другие люди имеют над нами огромную власть. Иногда они заставляют нас расхохотаться в самый неподходящий момент. И это прекрасно. Но их потеря все-таки может стать пожизненным ночным кошмаром, в котором вы без конца тоскуете по дому и никак не можете туда прийти. Проживание горя, друзья, время и слезы в той или иной степени залечат вашу рану. Слезы будут той влагой, которая омоет вас, благословит вас и напитает почву под вашими ногами.

Знаете, какими были первые слова Господа, обращенные к Моисею? Он сказал: «Сними обувь твою с ног твоих». Потому что это святая земля, хотя все и свидетельствует об обратном. В это трудно поверить, но это самая правдивая истина из всех мне известных: наша планета и есть Земля обетованная. Когда вы станете чуть постарше (как ваша покорная слуга), вы поймете, что смерть - такой же священный подарок, как и рождение. Впрочем, о ней не стоит слишком беспокоиться. Занимайтесь своими делами. Практически каждая смерть - это тихое, спокойное событие в кругу родных. Вам не придется делать это в одиночку. Близкие люди помогут вам мягко перейти туда, где однажды окажутся все. Как писал Рам Дасс: «Когда все необходимое сделано и сказано, мы попросту провожаем друг друга домой».

А еще вы можете посмотреть видео с этой лекцией на английском:

(по преподобному Силуану Афонскому и архимандриту Софронию)

Вначале приведем цитату из известной книги архимандрита Софрония (Сахарова) “О молитве”: “Из моего опыта я могу сказать: есть два рода отчаяния: одно - чисто негативное, губящее человека духовно и затем телесно. Другое - благословенное. О нем я не перестаю говорить” .

В другом месте, в книге “Старец Силуан” отец Софроний добавляет: “Иначе действует враг-дьявол с теми, кто принимает его, и иначе по отношению к тем, которые борются. Иное - страдание гордого отчаяния, и иное - души благочестивой, когда Бог позволяет сатане сотворить брань с душою. Это последнее искушение чрезвычайно тяжело и попускается редко” . Об этом последнем состоянии писалось не очень много; хотелось бы обратить внимание на связь такого состояния со страданиями библейского Иова.

Многолетний опыт подвижничества, духовный авторитет отца Софрония, которого многие почитают старцем, и глубина его творений не позволяют просто отмахнуться от этих слов о благословенном отчаянии, нелегких для восприятия, но требуют серьезно задуматься.

Губительное отчаяние

Когда в Православии говорят об отчаянии, чаще всего имеют в виду первый из указанных отцом Софронием родов отчаяния - “чисто негативное и губящее человека” отчаяние как один из наиболее тяжких грехов (согласно “Словарю живого великорусского языка” В. И. Даля, отчаяние - это безнадежность, лишение последней веры и надежды.

Рассмотрим подробнее сначала именно этот, губящий человека род отчаяния. Как отмечает епископ Варнава (Беляев), у людей, ведущих духовную жизнь, это губительное отчаяние также бывает двух родов: “Отчаяние первого рода происходит от отягчения совести множеством содеянных грехов, когда душа, по причине большого количества этих язв, погружается от тяжести их в глубину безысходного горя и безнадежия.

Другого рода отчаяние бывает от гордости, когда человек, впадший в какой-либо грех, никак не хочет смириться и признать, что он заслужил падение От первого вида исцеляют воздержание и теплая надежда на Бога, а от последнего - смирение и то, чтобы никого не осуждать” .

А вот как описывает это состояние отец Софроний: “Доколе в человеке сильна гордость, дотоле он может подвергаться приступам особо мучительного, адского отчаяния, которое извращает все представления о Боге и о путях Его промысла. Гордая душа, пребывая в тягостном страдании и мраке ада, виновником своих мучений считает Бога и мыслит Его как безмерно жестокого. Лишенная подлинного бытия в Боге, она все оценивает из своего болезненно-страдальческого состояния и начинает ненавидеть и свою жизнь, и вообще все бытие мира.

Пребывая вне Божественного света, в своем отчаянии она доходит до того, что и бытие Самого Бога начинает ей представляться как безнадежная бессмыслица, в силу чего ее отталкивание от Бога и ненависть ко всякому бытию становятся все большими и большими” .

Основные причины такого отчаяния - оскорбленное самолюбие, страх перед общественным позором в случае, если узнают о совершенном преступлении, боязнь наказания, крушение идеалов или задуманных предприятий, безнадежная любовь и прочее. В наиболее тяжких случаях отчаяние может довести человека до самоубийства.

Необходимо также отметить, что многие Святые Отцы говорили о необходимости борьбы со страстями (духовной брани) и о том, что страсти могут посылаться нам для духовного совершенствования. Господу более угодна наша борьба со страстями, нежели полное отсутствие страстей, бесстрастие. Известно, например, свидетельство о преподобном Иоанне Колове, который вначале умолил Бога, чтобы ему было даровано бесстрастие, а затем, по совету старца, испросил у Господа возвращение браней и терпение, ибо, как сказал старец, “по причине браней душа приходит в преуспеяние”.

Преподобный Силуан дает весьма поучительный комментарий на этот важный для православной духовной практики эпизод, нашедший отражение в Священном Предании. Преподобный Иоанн Лествичник также указывает: “Да благодушествуют страстные смирившиеся. Ибо если они и во все ямы впадали, и во всех сетях увязали, и всяким недугом вознедуговали, но по выздоровлении бывают для всех светилами и врачами, путеводителями и наставниками, объявляя виды и свойства каждого недуга и своею опытностью спасая близких к падению” .

Нельзя не упомянуть здесь также и поучительный случай, о котором свидетельствуют “Троицкие листки с луга духовного”. Речь идет о явлении преподобного Сергия Радонежского человеку, находившемуся в отчаянии и собиравшемуся покончить жизнь самоубийством. Человек этот был так потрясен видением, что отбросил пояс, на котором только что хотел повеситься, и направился в Троице-Сергиеву Лавру, где получил утешение от отца Анфима. Молитвой у раки преподобного Сергия он был окончательно утешен и вышел из обители, как новорожденный младенец. Он смотрел на мир другими глазами, и душа его совершенно успокоилась.

Переживание губительного отчаяния опасно, но еще не фатально. Человек, впавший в губительное отчаяние, еще может (и должен) обратиться к Богу с горячей покаянной молитвой, и Господь непременно даст ему исцеление и новые силы для продолжения духовной брани. Вот как пишет об этом преподобный Исаак Сирин: “Если приключится человеку впасть и в многоразличные прегрешения, да не перестанет радеть о добре, да не останавливается в своем течении. Но и побеждаемый, снова да восстает на борьбу со своими противниками и ежедневно да начинает полагать основание разрушенному зданию, до самого исхода своего из мира сего” .

В заключение этой части статьи необходимо отметить, что, согласно учению православных отцов-аскетов, состояние отчаяния самым тесным образом связано с печалью и унынием.

Отчаяние “по Богу”

Существует и состояние духа, внешне, по своим психологическим характеристикам, схожее с описанным выше, но принципиально иное. Вот как описывает его отец Софроний: “Когда впервые промыслительно Богом оставленный человек испытывает приближение сатаны, тогда все его существо, и душа и тело, подавляется великим страданием и страхом, который нельзя сравнить со страхом от преступников и убийц, потому что в нем есть мрак вечной гибели.

Душа тогда познает, что есть дьявол; познает силу его жестокости; и пораженная колоссальностью стоящего перед нею зла - вся сжимается. От ужаса, отчаяния и трепета она приходит в такое изнеможение, что не находит в себе силы молиться. Она не чувствует с собою Бога-Заступника, а враг говорит: «Ты в моей власти… А на Бога не надейся и забудь Его; Он неумолим»”. В эти минуты душа, не желая принять дьявола, или безмолвно, без слов замирает с мыслью о Боге, или же, в лучшем случае, находит в себе силы призвать имя Божие. После уже она познает, что именно в этой борьбе Бог исключительно внимает ей” .

Как отмечали многие отцы Церкви (в частности, преподобные Иоанн Кассиан, Нил Синайский, Исаак Сирин, святители Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский и др.), греховные страсти извращают спасительные “настроения человека, психологическая основа которых напечатлена в природе человека как несомненно полезное средство, условие, благоприятствующее в деле осуществления человеком его религиозно-нравственного назначения”.

Эти настроения, как справедливо подчеркивает С. М. Зарин, возникают в связи с познанием истинного блага, с одной стороны, и из-за сознания порочности нашей жизни, с другой. Они поддерживаются созерцанием блаженства Жизни Вечной и стремлением к совершенству. Созерцая бесконечный идеал, человек не только глубже чувствует и яснее осознает несовершенство человеческого естества вообще, но вместе с тем - и это принципиально важно - начинает ощущать несовершенство своей собственной личности. В этом случае указанное чувство становится активным стимулом религиозно-нравственного развития человека.

Описываемое выше состояние в православной аскетике именуется печалью “по Бозе” (по Богу, ради Бога).

По свидетельству преподобного Исаака Сирина, печаль только в одном случае становится полезной для нас, когда она является печалью “по Богу”. Печаль “по Богу” “возникает от покаяния в грехах или от желания совершенства, или от созерцания будущего блаженства. Сердце, исполненное печали о немощи и бессилии в делах телесных, явных, заменяет собою все эти телесные дела” .

Печаль “по Богу” является одним из существенных и исходных моментов христианской веры, необходимой для спасения. Ее отличие состоит в том, что она находит свое религиозно-нравственное основание, опору и главную цель именно в Боге. Человек испытывает острую неудовлетворенность своим состоянием (и при этом ощущает невозможность изменить это положение собственными силами) именно постольку, поскольку это состояние становится существенным препятствием для достижения единственно ценной для него цели - стремления к Богу.

Таким образом, печаль в этом “добром” направлении помогает поддерживать в человеке активность, побуждает его на аскетический подвиг. Этот подвиг всестороннего совершенствования выражается как в очищении человека от страстей, так и в приобретении им важнейших христианских добродетелей. Преподобный Исаак Сирин называл такую “печаль ума” драгоценным Божиим даром.

Состояние печали “по Богу” отличается от описанной нами выше губительной страсти тем, что человек с болью ощущает в себе несоответствие между стремлением души к Богу и желанием достичь этого собственными силами. Основной целью его жизнедеятельности становится Бог, а не удовлетворение собственных помыслов, желаний и страстей и не заботы о своем земном существовании. Находясь в состоянии “обычной” печали, человек замыкается на самом себе, но печаль “по Богу” чаще всего приводит к обретению Божественной благодати (ибо сказано: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам (Мф 7:7), а губительные страсти печали и отчаяния без покаяния могут вызвать безысходную тоску, апатию и бездеятельность, паралич воли и способностей.

То духовное состояние, о котором пишет архимандрит Софроний и которое психологически близко к состоянию отчаяния, обладает, однако, своими существенными особенностями. Такое отчаяние имеет своим основанием не боязнь раскрытия тайных грехов и не гордыню, а неутолимую ревность по Богу. Это более интенсивное и острое проявление печали “по Богу”. Для удобства изложения мы будем далее называть это состояние отчаянием “по Богу”.

О близком по содержанию духовном состоянии человека свидетельствует святитель Феофан Затворник, говоря о таинстве покаяния: “Больше всего характеризует его (таинство покаяния - А. Г.) болезненный перелом воли. Человек оскорблял Бога; надобно теперь гореть в огне суда неумытного. Кающийся испытывает болезни рождающих, и в чувствах сердца некоторым образом прикасается мучениям ада В кающемся то ужасы почти отчаяния, то веяние отрады милосердия сменяются одни другими” .

Отец Софроний использует страшное слово “отчаяние” для того, чтобы описать то предельное страдание, которое ощущает душа, почувствовавшая благодать Божию и затем потерявшая ее, чтобы подчеркнуть ту силу, которой может достигать эта печаль “по Богу”.

Преподобный Силуан Афонский по этому поводу пишет об “унынии сердца”: “Когда Господь посетит, то душа знает, что был милый Гость и ушел, и скучает душа по Нему, и слезно ищет Его: «Где Ты, Свете мой, где Ты, Радость моя? Следы Твои благоухают в душе моей, но Тебя нет, и скучает душа моя по Тебе, и сердце мое уныло и болит, и ничто более не веселит меня, потому, что я оскорбил Господа, и Он скрылся от меня»” . Преподобный Силуан отмечает, что ощущение любви и благодати Господней теряется нами “за гордость и тщеславие, за неприязнь к брату, за осуждение брата, за зависть, за блудную мысль, за пристрастие к земным вещам” и др.

Как уже отмечалось, подобное искушение попускается Богом нечасто. Не всем православным верующим доводится испытывать такие интенсивные страдания, такую ревностную печаль “по Богу”. Это подтверждают и другие духовные писатели. Так, святитель Феофан Затворник отмечает, что искание Бога происходит у различных людей по-разному: если у одних оно “совершается ретиво, быстро, огненно”, то у других, напротив, “дело идет холодно, неспешно, многотрудно”. Архимандрит Софроний, очевидно, относится к первой группе.

Святитель Феофан с сожалением отмечает, что эта первая группа очень мала и редка, и такая предельная ревность по Богу, которая позднее была описана в творениях отца Софрония, нечасто встречается у христиан. Более часто человек, перестав чувствовать возбуждение благодати Божией, напротив, привыкает к этому, и снова происходит его падение в обычные его смертные грехи. “Чем чаще происходят сии отпадения, - пишет святитель Феофан, - тем слабее становится возбуждение, потому что к нему сердце как бы привыкает, и оно переходит в ряд обычных явлений душевной жизни.

Вместе с таким умалением, оно из чувства энергического все более и более приближается к мысли, и, наконец, переходит в одно простое помышление и воспоминание. Это помышление до поры до времени принимается с согласием, потом только терпится, хоть без неудовольствия, но холодно, без особого внимания; а затем уже становится докучливым, его спешат скорее сбыть, и, наконец, от него чувствуют неприятность и отвращение; его уже не любят, а ненавидят, преследуют, гонят. Соответственно сему, падает убеждение в необходимости лучшей духовной жизни…”

Исходя из этого, святитель Феофан настоятельно рекомендует всем верующим совершать усилия для стяжания дара благодати Божией и использовать для этого малейшие мысли о необходимости “переменить жизнь и стать лучше в своих делах и внутренних расположениях” .

Возможно, такое состояние “последнего отчаяния по Богу” подается некоторым подвижникам для большего стяжания благодати Божией. В любом случае мы не вправе отрицать того, что мы не познали.

Необходимо подчеркнуть, что отец Софроний никого не призывает пережить состояние отчаяния “по Богу”. Он лишь делится своим опытом, который ему с Божией помощью удалось пережить. При этом, хотя такая ревность по Богу, которая нашла отражение в творениях отца Софрония, и не типична для современного мира, она вдохновила немало православных христиан на продолжение своего духовного совершенствования и тем самым принесла многочисленные плоды.

Невозможность преодоления духовных препятствий собственными силами

У отчаяния, о котором пишет отец Софроний, кроме постоянной ревности по Богу и непрестанного стремления к Нему, имеется и иная причина - невозможность преодоления духовных препятствий собственными силами. “Много раз, - отмечает отец Софроний, - приходил я в отчаяние от самого себя вследствие неспособности моей пребывать постоянно в духе заповедей Христовых” .

“Видя себя не могущим преодолеть сию смерть нашими усилиями, мы впадаем в некое отчаяние о нашем спасении. Как это ни странно, но нам необходимо пережить это тягостное состояние, - переживать его сотни раз, чтобы оно глубоко врезалось в наше сознание. Нам полезен этот опыт ада. Когда мы носим в себе сию муку годами, десятилетиями, то она становится постоянным содержанием нашего духа, неизгладимою язвою на теле жизни нашей. И Христос сохранил раны от гвоздей распятия на теле Своем даже по Воскресении…”

Отчаяние, о котором говорит здесь отец Софроний, - это не отчаяние в уповании на милость и благодать Божию, характерное для губительных страстей, а отчаяние в ревностном, неодолимом стремлении достичь идеала собственными силами. Отец Софроний именует это состояние отчаянием “от самого себя” .

Каждому из нас знакомо то страдание, которое возникает от невозможности решить неразрешимое, достичь недостижимого, сделать невозможное. Само по себе это стремление не несет в себе нравственной определенности. Нравственная оценка этого стремления зависит лишь от направления нашей воли.

Прийдя к этой ситуации, мы некоторое время продолжаем делать попытки реализовать наши устремления собственными силами, но вскоре теряем их и осознаем невозможность достигнуть планируемого результата. Вот это чувство, которое обычно тоже называется отчаянием, по-видимому переживал отец Софроний.

Как отмечает С. М. Зарин, “за бурными порывами, по законам психической жизни, должна следовать реакция в виде ослабления, упадка душевной энергии. И этот упадок, действительно, наступает, выражаясь в новых аффективных состояниях печали и уныния” (а последнее, как мы уже отмечали, - родственно отчаянию).

Господь дал человеку свободную волю, и Он ожидает от нас наших собственных усилий в духовном совершенствовании. Такие усилия человека являются, в частности, одним из важнейших условий духовной брани. Поэтому в самих этих усилиях нет ничего греховного. Но эти собственные человеческие усилия имеют свои пределы. Невозможное человекам возможно Богу (Лк 18:27). Человек в процессе своего духовного возрастания рано или поздно начинает это ощущать. И особенно сильно и остро ощущали это Святые Отцы. Возникает серьезное внутреннее противоречие, которое требует своего разрешения.

Разрешение противоречия отчаяния от самого себя “по Богу”

“Благодатное отчаяние”, о котором пишет отец Софроний, отчаяние от самого себя “по Богу” находит свое разрешение в стяжании благодати Божией. Проходя через жестокое духовное страдание, через изнеможение, человек становится духовно чище, “прозрачней” для Бога.

Разрешение “благодатного отчаяния”, духовное очищение - это дар Божий. Именно Господь посылает Свой свет, Свое избавление, которого так жаждет, так истово молит душа подвижника, ощутившая невозможность стяжания благодати собственными силами и подвигами: “Далеко не радостно увидеть себя «нищим», осознать свою слепоту, - свидетельствует отец Софроний. - До великой боли страшно услышать смертный приговор себе за то, что я такой - как я есмь. Однако в глазах своего Создателя я блажен именно за познание своего ничтожества (ср. Мф 5:3).

Я должен увидеть Христа «как Он есть», чтобы сопоставить себя с Ним, и из сего сравнения ощутить мое «безобразие». Сильным было и еще остается мое отвращение от самого себя. Но из этого ужаса родилась во мне молитва особого отчаяния, погружавшая меня в море слез. Я никак не видел тогда путей к моему исцелению; мне казалось, что мое уродство не может преложиться в подобие Его красоте. И эта безумная молитва, потрясавшая все мое существо, привлекла ко мне сострадание Бога Всевышнего, и Его Свет воссиял во мраке моего бытия. Через ад моей безнадежности пришло небесное избавление…”

Многие Святые Отцы и подвижники говорили о помощи Божией, которая приходит в самые тяжелые и ответственные минуты жизни, связанные, в частности, с отказом от опоры лишь на собственные силы и с упованием на Бога. Так, святитель Игнатий (Брянчанинов) подчеркивает: “Суетен и бесплоден крест свой, если, чрез последование Христу он не преобразится в крест Христов” . “Крест дотоле тягостен, доколе он пребывает своим. Когда же он преобразится в крест Христов, то получает необыкновенную легкость” .

Получив помощь Божию и ощутив Его благодать, подвижник не останавливается на этом. Получив передышку в духовной брани и духовный опыт осуждения себя, он, как пишет отец Софроний, “снова идет стоять над пропастью” .

“Держи ум твой во аде и не отчаивайся”

Преподобный Силуан Афонский получил от Господа откровение: “Держи ум твой во аде и не отчаивайся” . Для обычного человека, в том числе и верующего, держание ума во аде невыносимо. Однако, непрестанно творя молитву за весь мир, подвижник постепенно приобретает способность погружаться во ад, не впадая при этом в состояние отчаяния. Не нужно отчаиваться, свидетельствует об этом преподобный Силуан, “ибо Господь безмерно милостив и любит нас” .

Как отмечает отец Софроний, держать ум свой во аде и не отчаиваться могут лишь немногие. “От постоянного пребывания в этом подвиге, - пишет он, - душа приобретает особую привычку и выносливость, так что память об аде настолько усваивается душе, что становится почти неотходною. Необходимость такого постоянства вызывается тем, что человек «в мире живущий и плоть носящий» непрестанно подвергается влияниям окружающего его греха, от которого, как бронею, защищается душа тем, что смиряется даже до ада преисподнего”.

Подвижник особым внутренним движением сходит душой в ад, и адский огонь попаляет и выжигает в нем страсти.

Поясняя откровение преподобного Силуана “Держи ум твой во аде и не отчаивайся”, архимандрит Софроний (Сахаров) пишет: “Держать себя во аде для него не было новым. До явления Господа он [старец Силуан] пребывал в нем. Новое в указании Божием - «и не отчаивайся». Прежде он дошел до отчаяния; ныне снова, после многих лет тяжелой борьбы, частых богооставлений, он переживал часы если и не отчаяния, то все же близких к нему страданий. Память о виденном Господе не допускала его до последнего отчаяния, но страдания от потери благодати бывали не менее тяжкими. Вернее, то, что он переживал, тоже было отчаянием, но иного рода, чем первое. В течение стольких лет, несмотря на все труды, предельно доступные его силам, он не достигал желаемого и потому терял надежду когда-нибудь достигнуть его”.

“Блаженный старец Силуан говорил, что многие подвижники, приближаясь к состоянию, необходимому для очищения от страстей, отчаиваются и потому не могут пойти дальше. Но тот, кто знает, что «Господь много нас любит», избегает губительного действия последнего отчаяния и умеет мудро стоять на грани его, так что и силою адского пламени пожигает в себе всякую страсть, а вместе и жертвою отчаяния не становится” . Сам преподобный Силуан, как об этом свидетельствует архимандрит Софроний, иногда, в начале своего духовного подвига, тоже впадал в отчаяние, но, по милости Божией, выходил из него “с пользой” .

По словам отца Софрония, старец Силуан погружался во ад, но, “возвращаясь к памяти любви Божией, он избегал отчаяния” . При этом “совмещаются предельное, выносимое естеством человеческое страдание с предельным, выносимым человеческим естеством блаженством” .

Архимандрит Софроний пишет, что многие подвижники “прошли через болезненность душевных колебаний, - чрез терзание совести от сознания своей порочности и неправды пред Богом, - чрез губительные сомнения и страдальческую борьбу со страстями. Они познали состояния адских мучений, тяжкий мрак отчаяния, неподдающуюся описанию тоску и горестность богооставленности” . И в этой борьбе они породили бесценный опыт духовной брани и смирения. По свидетельству преподобного Силуана Афонского, “Господь научил меня держать ум во аде, и не отчаиваться, и так смиряется душа моя” .

В заключение хотелось бы еще раз процитировать слова архимандрита Софрония, которые могут подвести итог всему вышесказанному: “Господь дал мне благодать отчаяния; и даже больше сего: святую ненависть к моему греху, то есть ко мне, к самому себе, сросшемуся с грехом, смрад которого подобен ядовитому газу. Исцелиться своими усилиями - невозможно. При полном отчаянии от самого себя, как я есмь, единственно, что остается, - броситься к Богу с безнадежной надеждой”.