Оро оло ере еле. Полногласные и неполногласные сочетания: примеры

§26 . Правописание безударных гласных в корнях и приставках

с чередованием оро /ра, ере /ре, оло (еле, ело )/ла (ле )

Правила и формулы

Правила

П р а в и л о. В русских корнях пишется полногласное сочетание оро , оло , еле , ело, ере (а также ерё, ёре, елё, ёле ), если существует однокоренное слово с неполногласным сочетанием ра , ла , ле , ре (порох - прах, холод - хлад, берег - безбрежный ) или хотя бы одна из двух гласных полногласного сочетания может быть ударной (березняк - берёза). Пишется неполногласное сочетание ра , ла , ле , ре , если существует однокоренное слово с полногласием .

И с к л ю ч е н и я: паром, свирепый, полыхать (при всполох ).

П р и м е ч а н и е. Приставки пере-, через-, перед- также содержат полногласие и имеют неполногласные варианты пре-, пред-, чрез (с )-.

П р и м е р ы.

Слова, в которых есть одна проверяемая гласная в полногласном варианте, а также имеющие неполногласный вариант, напр.: бе ре жливый (так как есть проверка бе речь и так как есть неполногласие в небрежный ), бе ременный (бремя), обо рона (обо рона и брань), воло сть (власть), воро г (враг), же ре бьёвка е ребий, жребий), ко лодец (кладезь), мо ло ко, мо лочный (млечный), обо лочка (облако, облачение), обо рот (обратно), пе речить, попе рёк (упрекать, вопреки, попрекать, прекословить), по лова (плевел) по лотнище (платок), по рог, по рожний (испражнения, праздный), се ребряный (сребролюбец, бессребреник), се рёдка (средний), хо робрый (храбрый), смо родина (смрад), хо ромы (храм), хо ро нить, хо ронит (хранить), че рёд (чреда), чере з, че ре сполосица, че ре сседельник, че ре счур (чрезвычайный, чрезмерный).

Слова, в которых есть одна проверяемая гласная в полногласном варианте (хотя и нет неполногласного варианта), напр.: бе резняк, бе ре ста (так как есть одна проверяемая в берёза ), бо лото , боро в, вере ск, вере зг, во ро бей (воробушек), го рох, до ло то (долотчатый), до рога , жерех, ко ло бок (колоб), ко лода, коло кол, ко ло тить (колотит), ко робить, ко рова, ко роль , ко роста, ме режка, ме рещиться, мо роз, мо ро сит (морось), нере ст, пе ле на (пелёнка), пе лесина, пе лёсый, пере пел, по лозья, по ло скать (полощет), по ро сёнок (опорос), сково ро да (сковородка), скомо рох, ско ромный, со ловей (соловушка), со ловый, со лома, соро к, со рока, со рочка, тве рёзый, телега, терем, то лочь, то ло кно, то ло княнка (толочь), оторочка, ото ро петь, ото ро пь (расторопный), хво ро стина (хворост), хо лоп, хо ло стой (холост), хо ро шо (хорош), че ре пной (череп).

Слова, в которых есть неполногласный вариант и обе гласные проверяются, напр.: набе ре жная (так как есть проверка: бере г, правобе режный, - и так как есть неполногласный вараинт: брег, прибрежный, безбрежный ); бороды, бородка - бра добрей ; борозды, бороздка - бра зды ; вере д, приве редливый - вред ; воло ком, во лочь - влечь, вла чить, влёк ; волo сы, во лос - вла сы, вла сяница ; воро н, во рона - вран ; воро т, во рота - вра та, вра тарь, привратник ; голо ву, го лов - глава, гла варь ; го лодный, голод - глад ; голо с, безго лосый - глас ; горо д, заго родка - ограда ; дере во, де ревья - древо, дре весина, древесный ; доро го, до роже - дра гоценный ; здо ров, здорово - здра воохранение, здравие ; золо то, позо лота, зо ло тник - злато ; ко роткий, коро ток - краткий ; моло д, мо ложе - мла денец, млад ; мо ло тить, мо ло ток, моло т, мо лотит - млат ; мо рока, моро к - мрак, мра кобесие ; норо в, сно ровка - нрав ; пере д, пе рёд - предок ; поро х, по роша, по ро шок - прах ; сторо ны, сто рон - стран ; холо д, хо лодный - хладный, прохладный .

Слова, с которых обе гласные проверяются, но нет неполногласного варианта, напр.: бо ро на (бороны, боронка), по ло са (полосы, полоска).

Слова, в которых нет проверяемой гласной, но есть неполногласный вариант корня, напр.: те ре бить (так как требовать ).

Формулы

корень с чередованием оро /ра : оро слово слово ) (город ) § 26

корень с чередованием оро /ра : ра слово слово ) (здравоохранение ) § 26

корень с чередованием оло /ла (ле ): оло - в таких корнях написание определяется проверкой хотя бы одной гласной (слово ) или указанием на однокоренное слово с неполногласием (слово ) (холод, молоко, волок ) § 26

корень с чередованием оло /ла (ле ): ла - в таких корнях написание определяется проверкой (слово ) или указанием на однокоренное слово с полногласием (слово ) (влачить ) § 26

корень с чередованием оло /ла (ле ): ле - в таких корнях написание определяется проверкой (слово ) или указанием на однокоренное слово с полногласием (слово ) (млекопитающее ) § 26

корень с чередованием ере /ре : ере - в таких корнях написание определяется проверкой (слово ) хотя бы одной гласной или указанием на однокоренное слово с неполногласием (слово ) (беременный ) § 26

корень с чередованием ере /ре : ре - в таких корнях написание определяется проверкой (слово ) или указанием на однокоренное слово с полногласием (слово ) (древесный ) § 26

корень с чередованием ело /ле : ело - в таких корнях написание определяется проверкой хотя бы одной гласной (слово ) или указанием на однокоренное слово с неполногласием (слово ) (ошеломить ) § 26

Нощь наступила, небо затмила,
Тучею-дланью брег оросила.
Елень единый, как страж на посту,
Слушает сладостную темноту.

***
Храни надежды дни златые,
Пусть время серебрит власы.
Внимай си истины простые –
Едины правы небеса…
Чредой идут за днями дни.
Во всей Вселенной мы одни?

________________________________________

Нощь, длань, брег, елень, единый, страж, сладостный, храни, надежда, златой, власы, чредой - старославянизмы; причём "нощь (ночь), длань (правая рука), елень (олень)" - архаизмы, неупотребляемые в современной речи.

А это небольшой отрывок из книги-брошюры о чередующихся гласных. Книга, "лежащая в столе" ищет своего издателя...

ПОЛНОГЛАСИЕ И НЕПОЛНОГЛАСИЕ В РУСИЗМАХ И СТАРОСЛАВЯНИЗМАХ

Сложное название? Давайте выясним, что же такое русизмы. Если заглянем в «Толковый словарь», то прочитаем:

Русизм – это «1. Оборот речи или слово, характерные для русского языка. // Оборот речи или слово, заимствованные из русского языка или созданные по образцу русских слов и выражений.
2. Особенность русского языка или русского письма, зафиксированная в церковно-славянских памятниках, переписанных на Руси».

Значит русизм – это нечто, связанное с русским языком или созданное по его подобию.
Отсюда сделаем вывод, что старославянизм – это, наоборот, нечто, связанное со старославянским языком.

А где же старославянский язык так «пересёкся» с русским языком, что в современном русском языке слова пишутся то, как в старом русском «сторож», то, как в старославянском языке «стражник»?

А случилось это в десятом веке, когда Князь Древней Руси Владимир Красно Солнышко Русь крестил. Вместе с христианской религией пришли на Русь религиозные книги. А, чтобы были они понятны русским людям (и другим славянам), братья Кирилл и Мефодий перевели Библию на старославянский язык, ими созданный на основе существующих славянских языков. И для этого братьям пришлось «изобрести» алфавит – «кириллицу».

Старославянский язык – язык, специально созданный для переводов христианской литературы и создания собственных славянских религиозных произведений.

Таким образом, старославянизмы (церковнославянизмы) пришли в лексику русского языка с богослужебными книгами во времена распространения христианства на Руси (с 988г).
Старославянизмы обогатили язык многими названиями отвлечённых понятий, которых не было в русском языке. Приметой старославянских слов оказывается начало сложного слова: благо, бого, суе, грехо, добро, душе, зло, велико, мало, мило, чрево, често.
Например:
благословение, благонравие, благовест, благодарить;
богослов, богоравный, богоподобный, богобоязненный;
суеверие, суеверный, суесловие;
грехопадение;
добродушие, доброжелательность, добронравие, добродетель, добродетельный, добропорядочность, добросердечный, добросовестность;
душеприказчик, душеспасительный, душещипательный, душеполезный;
великомученик, великодушие;
малодушие, маловер;
милосердие, милосердный, милостивый, милость, милостыня;
злоумышление, злоумышленник, злословие, злорадство, злонравие;
чревоугодие, чревовещатель;
честолюбие …
Обратите внимание, в слове "милостивый" – нет «л»!

Но вернёмся к нашей теме «ПОЛНОГЛАСИЕ И НЕПОЛНОГЛАСИЕ В РУСИЗМАХ И СТАРОСЛАВЯНИЗМАХ».

Мы уже выяснили, что такое русизмы и старославянизмы, где и когда они встретились. Мы не будем исследовать, как русизмы и старославянизмы сосуществовали в нашем языке всё это время (тысячу с небольшим лет!). Это большая и интересная тема для других книг.
Нам важно научиться их «узнавать в лицо». Чтобы понимать, почему мы пишем, например, в слове голова, вторую букву «о». И не можем проверить ударением, например, словом глава.
Сначала уясним, что полногласие – это русизмы. А неполногласие – это старославянизмы.

СТАРОСЛАВЯНИЗМЫ И РУСИЗМЫ

Представьте, идут тонкий и толстый навстречу друг другу. Тонкий - совсем прозрачный, худой, тощий, бледный и очень печальный, но гордый и возвышенный. Это старославянизм. Старославянизм одет в длинные и тёмные одежды. Он торжественен и строг.
А полный, то есть толстый, пузатый, румяный и весёлый русизм в ярких одёжах. Он немного простоват и высокой пышности не обучен.
Встретились они и решили жить дружно. Так важно дополнять и помогать друг другу в разных жизненных ситуациях.

Запомнили, что полногласные – это…? Правильно – русизмы. А неполногласные – это…? Так точно – старославянизмы.

А вот девочка Лара. У неё в руках «реле».
А мальчик протягивает к ней руку и просит: «Лара, дай реле!»

Запомним: ЛАРА, ДАЙ РЕЛЕ!

В этой «запоминалке» закодированы четыре неполногласных, то есть старославянских чередующихся буквосочетаний: ЛА – РА – РЕ – ЛЕ.

ЛА
Глава – голова – ЛА//ОЛО
Слово голова нельзя проверять ударением словом с чередованием - главы! Букву «о» можно проверить словом головка.
РА
Град – город – РА//ОРО
РЕ
Брег – берег – РЕ//ЕРЕ
ЛЕ
Млеко – молоко – ЛЕ//ОЛО

Ещё в начале XIX века старославянизмы часто встречались в художественной речи. Найдите в строчках А.С. Пушкина старославянизмы и русизмы:

1. Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия.

2. Вот въезжает в город он,
Вдруг раздался лёгкий звон.

3. Пред гробницею святой
Стою с поникшею главой.

4. К плечу головушкой склонилась.

5. Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле.

6. В поле чистом серебрится
Снег волнистый и рябой.

7. Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье.

8. Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?

9. Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы.

10. Балда, с попом напрасно не споря,
Пошёл, сел у берега моря.

11. Здравствуй,
Племя младое, незнакомое!

12. В то время из гостей домой
Пришёл Евгений молодой…

13. Гм! Гм! Читатель благородный,
Здорова ль ваша вся родня?

14. Что смолкнул веселия глас?

16. Вкруг её стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.

17. Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой.

18. У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том.

19. Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.

СТАРОСЛАВЯНИЗМЫ РУСИЗМЫ
1. град 2. город
3. главой 4. головушкой
5. сребрит 6. серебрится
7. храните 8. хоронят
9. на брегах 10. у берега
11. младое 12. молодой
11. здравствуй 13. здорова
14. глас 15. голос
16. стража 17. сторож
18. златая 19. золото

А сейчас давайте займёмся научной работой. Не пугайтесь. Это совсем не сложно. Просто путём «рассматривания и сравнивания» сделайте выводы и ответьте на вопросы:

Причём старославянизм крепко вошёл в нашу речь, перестал быть важным и торжественным, а стал нормой употребления, нейтральным словом. А вот слово одёжа – ушло из литературного языка. И можно его встретить разве что в художественных произведениях или кинофильмах о Древней Руси. Да ещё кое-где в просторечии и диалектах.

Причём старославянизм теперь стал архаизмом. То есть его синоним лодка – живёт в нашей речи, а слово ладья в значении лодка «плавает» в историческом прошлом.
Но поспорю сама с собой. Слово ладья живёт в нашем языке и сейчас, но в другом значении. Так называется шахматная фигура, чем-то похожая на башенку. Может быть, в древности, словом ладья называли не только лодки, но и башенки замков?
А, заглянув в словарь, читаю, что ладьёй сейчас ещё называют сосуд или вазу в форме лодки. Вот. Верна пословица: «Век живи – век учись».
Но продолжим наше научное исследование старославянизмов и русизмов.

Лежащий лежачий;

Горящий горячий;

Текущий текучий;

Сидящий сидячий.

К какому языку Вы бы отнесли данные причастия, а к какому эти прилагательные? Какие слова и в современном языке более книжные и «важные» по облику и внутренней «стати»? Какие слова чаще употребляются в письменной речи, чем в разговорной?

Хватит вопросов. Вот ответы, если Вы не обо всём догадались.

1. Чем старославянизм одежда отличается от русизма одёжа?
1.Старославянизм одежда отличается от русизма одёжа буквами.

Старославянизмы «любят» буквосочетания «жд», а русизмы проще – там произносится только буква «ж». Это могут подтвердить пары слов:

Надежда надёжа;

Слово надёжа – устарело и сохранилось лишь в разговорной речи.

Вождь вожак;

Между меж;

Предлог меж - разговорного стиля, между – книжного стиля.

Прежде преже.

Слово прежде работает в нашей речи то наречием (прежде встречались), то предлогом (пришёл прежде него). А вот слово "преже" Вы можете встретить лишь в древнерусских письменных источниках.

Из пары слов «одежда» и «одёжа» мы можем сделать ещё один вывод.
Старославянизмы «любят» букву «е», а русизмы букву «ё». Это могут подтвердить пары слов:

Надежда надёжа;

Крест крёстный;

Крестный ход, но Крёстный отец, Крёстная мать – участвующие в обряде крещения. Обратим внимание, пишем с большой буквы!

Небо нёбо;

Слово нёбо в современной речи - это нёбный свод во рту. Нёбо, нёбушко – так называли свод небес древние русичи.

Перст напёрсток.

Вы знаете, что напёрсток – это приспособление, надеваемое на палец, при шитье иглой, чтобы не колоться. Перст – это палец. Помните выражение «перст указующий»? происхождение слов перстень и перчатки также связаны со словом перст.

2. Чем старославянизм ладья отличается от русизма лодка?
3. Чем старославянизм равный отличается от русизма ровный?
4. Чем старославянизм един отличается от русизма один?

2. 3. 4. Дадим ответ сразу на три вопроса. Старославянизмам ближе буквы «а» и «е», а русизмам – буква «о». Подтверждаем наш вывод ещё примерами:

Ладья лодка

Равный ровный

Раб, работа робить

Елень олень

Един, единица, единственный один

Езеро озеро

Слова елень и езеро можно встретить лишь в древнерусских текстах. Также устарело и слово «робить» (то есть работать), оно сохранилось в украинском языке. Но почему-то слово «робить» напоминает мне очень Вам знакомое слово – робот! Да, они родственники!

5. Чем старославянизм дщерь отличается от русизма дочь?
5. Ну, кроме гласных «е» и «о», мы наблюдаем различия в шипящих согласных. В старославянизмах «любимым» оказывается звук «щ», а в русизмах – звук «ч»!

Дщерь дочь

Нощь ночь

Немощь, немощный немочь, невмочь, мочь

Слова дщерь, нощь уже пару веков как архаизмы. Но встречаются в церковном языке и поэзии. М.В. Ломоносов в 18 - м веке писал:

«Богиня, дщерь божеств, науки основавших…»,

А К.Н. Батюшков в начале 19-го века:

«О, сладостна мечта, дщерь ночи молчаливой…».

Слово нощь можно встретить в поэтической речи и 20 века. Например, у Сергея Есенина мы читаем:

Нощь и поле, и крик петухов...
С златной тучки глядит Саваоф.

Сохранилось слово нощь и во фразеологизме: «Аки тать в нощи» - как вор в ночи. Так говорят о чём-то внезапном, случившемся без предупреждения.
Слово «немочь» ушло из литературного языка и сохранилось лишь в просторечии.
6. Сравнив приставки пре и пере, – мы можем сказать, где старославянская приставка, а где русская?
7. Сравнив приставки (чрез-чрес) и (через-черес), – мы можем сказать, где старославянские приставки, а где русские?

Вопросы 6. и 7. , я думаю, у Вас не вызвали сложностей. Это уже знакомое нам чередование РЕ//ЕРЕ.

ПРЕ//ПЕРЕ прервать – перервать;

ЧРЕЗ//ЧЕРЕЗ чрезмерный – череззерница;

ЧРЕС//ЧЕРЕС чресполосица - чересполосица.

Приставка "чрес" - отживает свой век... Хотя ещё в ХIХ в:
"Город чудный, чресполосный; - Суша, море по клочкам (Вяземский)".

Череззерница – неполное завязывание семян в колосе хлебных злаков.
(Слова «черезмерный» – нет). Слов с чередованием пре//пере достаточно много сохранилось в нашем языке:

Преградить – перегородить;
преступить – переступить;
пресечь – пересечь;
преломить – переломить;
прервать – перервать;
преложить (перевести) – переложить;
предать – передать;
беспрестанно – перестать…

Есть такое правило: если приставку можно заменить на «пере» и значение слова не меняется – пиши смело приставку «пре»!

Но откроем словарь на:
1) «чрез»: чрезмерность;
2) «через»: череззерница;
3) «чрес»: чресполосица;
2) «черес»: чересполосица, чересседельник, чересстрочный, чересчур.

И ещё несколько однокоренных слов. Это всё, что записано в словарях с этими приставками. Не путайте приставки с предлогами чрез, через:
через речку; чрез овраг…

8. Сравнив слова излить и вылить по торжественности и сфере их употребления, мы можем сделать вывод, где приставка из старославянского языка, а где из русского?

И восьмой вопрос не должен вызвать Ваших затруднений. Вы уже помните, что старославянизмы – это книжно-возвышенный стиль, может быть, поэтический. Значит, излить – без сомнения, старославянизм, вылить – русизм. Таким образом, приставки из (с), низ (с), раз (с), воз (с), чрез (с) – старославянские морфемы.

9. Рассмотрим причастия, с суффиксами «ащ», «ящ», «ущ», «ющ» и прилагательные с суффиксами «ач», «яч», «уч», «юч»:

Лежащий лежачий;

Горящий горячий;

Текущий текучий;

Линяющий линючий.

Какие слова и в современном языке более книжные и «важные» по облику и внутренней «стати»? Какие слова чаще употребляются в письменной речи, чем в разговорной?

Я думаю, на этот вопрос вы сразу правильно ответили. Помните, «нощь» - «ночь»? Старославянизмы «любят» «Щ», а русизмы «Ч»… Причастий раньше не было в русском языке. А теперь как же жить и писать без них? Суффиксы ащ, ящ, ущ, ющ – морфемы старославянского языка.

Мы с Вами завершили нашу исследовательскую работу. Давайте...

Далее идёт таблица сравнений по морфемным и буквенным признакам "старославянизм - русизм". Так как здесь (на предоставленном нам поле для печати) таблицы "не поддерживаются" (у меня не получается их скопировать), вышлю в WORD-формате на вашу почту, кому нужно.

Если кому будет интересно - добавлю сюда небольшой список, собранных мною пар "старославянизм - русизм" :)

Мне все время не давало спокойствия это правило:
Пиши две буквы о в сочетаниях оро и оло, например: ворона, голова.
Пиши две буквы е в сочетаниях ере и еле, например: дерево, серебро.

А если я скажу: Пародия — обоснуйте? 🙂

Правописание гласных в корне слова

1.1.1.
Проверямые безударные гласные

В безударном положении в корне пишется та же гласная, что и в соответствующем ударном слоге однокорневого слова: закалить (закалка) — заколоть (заколка), запевать (запеть) — запивать (запить), задрожать (дрожь) — раздражать (дразнит), иссякать (иссякнуть) — иссекать (иссечь), озимь (зимний) — оземь (о землю), приведение (приведший) — привидение (видеть), примерять (примерить) — примирять (мир), развеваться (веять) — развиваться (развитие), старожил (старый житель) — сторожил (сторож).

Примечание 1. Если в корне пишется ё , то в безударном положении в однокорневых словах следует писать е: испещрённый (пёстрый), звездопад (звёзды), весенний (вёсны), гнездится (гнёзда) [О правописании е (ё)-о в корне после шипящих и после ц см. раздел 1.1.4.].

Примечание 2. Нельзя проверять безударные а — о в корнях глаголов совершенного вида формами несовершенного вида на ыватъ (ивать) . Так, в словах затопить, опоздать, проглотить, раздвоить, затоптать и др. гласная о проверяется однокорневыми словами топит, поздно, глотка, двое, топчет, хотя есть глаголы затапливать, опаздывать, проглатывать, раздваивать, затаптывать.

Примечание 3. Безударные а — о в корнях с неполногласными сочетаниями ра, ла (брадобрей, прекратить, влачить, облако) нельзя проверять соответствующими полногласными сочетаниями в корне оро, оло (борода, укоротить, волоку, оболочка). Неполногласные сочетания характерны для старославянских корней, и в них всегда пишется а.

Примечание 4. Нельзя проверять безударную гласную е в словах седок, седло, седалищный (нерв) однокорневыми словами сидя, сидеть. В этом корне гласный [э] восходит к древнерусскому (ять): сдти.

Примечание 5. Данное правило не распространяется на иноязычные слова, так как в них проверяемая и проверочная гласные могут относиться к морфемам различного происхождения. Так, в слове аккомпанемент суффикс -емент французского происхождения, а в глаголе аккомпанировать суффикс -ирова- — немецкий; ср.: абонемент — абонировать, ангажемент — ангажировать.

Полногласные и неполногласные сочетания: примеры

Есть в русском языке такое чередование, которое известно как полногласные и неполногласные сочетания.

Происхождение явления

Это языковое явление историческое. Связано оно с крещением Руси. В связи с этим историческим процессом появился церковнославянский язык. И слова с неполногласием – это его единицы. В собственно русском языке им соответствуют их полногласные варианты. Существуют такие соотношения:

  • оро – ра: ворона — вран;
  • ере – ре: перестать – прекратить;
  • оло – ла: полотно – плат;
  • оло – ле: полон – плен.
  • Приведём примеры слов, в которых мы можем наблюдать полногласные и неполногласные сочетания оро-ра:

    • борода – брада;
    • борозда – бразда;
    • ворог – враг;
    • ворота – врата;
    • воротиться – вращаться;
    • город – град;
    • огород – ограда;
    • дорогой – дражайший;
    • зорок – зрачок;
    • королева – краля;
    • короткий – краткий;
    • морок – мрак;
    • норов – нрав;
    • оборот – обратно;
    • порох – прах;
    • здоровый – здравие;
    • сторона – страна;
    • хоромы – храм;
    • хоронить – охрана;
    • хоробрый – храбрый.
    • В современном языке также немало слов, в которых имеются полногласные и неполногласные сочетания оло-ла:

      • болото – блато;
      • волочить – влачить;
      • волосы – власы;
      • Володя – Влад;
      • голос – глас;
      • голова – глава;
      • голод – глад;
      • золото – злато;
      • колос – клас;
      • молот – млат;
      • молодой – младой;
      • молодец – младенец;
      • молония – молния;
      • оболочка – облако;
      • солод – сладок;
      • холод – хладный.
      • Меньше примеров, в которых мы можем наблюдать полногласные и неполногласные сочетания ере-ре:

      • беремя – бремя;
      • веред – вред;
      • середина – среда;
      • бередить – бред.
      • дерево – древо.
      • И уж совсем немного сохранилось слов, в которых есть чередование полногласных и неполногласных сочетаний оло-ле:

      • молоко – млечный;
      • полощет – плещет;
      • волочит – влечёт.
      • Слова с чередованием, различающиеся стилистикой

        Некоторые из слов, имеющих полногласные и неполногласные сочетания, примеры которых мы приведем ниже, обозначают одно и то же и различаются лишь тем, что употребляются в разных стилях речи.

        Слова высокого стиля

        За неделю, которую папа провёл на охоте, у него отросла борода.

        Браду его посеребрила чреда прошедших лет.

        Где-то в лесу каркнул ворон.

        Чёрный вран беду уж кликал.

        На улице стоял ужасный холод.

        И смертный хлад его объял.

        Сразу за кустами начиналось болото.

        Степей и блат родных просторы.

        Волосы Таня заплела в косу.

        Она власов не рвёт на голове, а молча горе принимает.

        Кузнец орудовал молотом.

        Млат судьбы опускается на землю многострадальную.

        Ворота к ночи запирались.

        И райские врата пред вами распахнутся.

        Дед добывал золото на приисках Сибири.

        Не надобно мне ни злата, ни серебра!

        Посевы на полях уже пошли в колос.

        На пашнях уж тяжёлые класы клонятся долу.

        Молния ударила в дуб за околицей.

        Его молония повергла за грехи.

        Когда дедушка был молодой, то наша страна называлась Советский Союз.

        С младых ногтей его учили, что надо Родину любить.

        Колька еле волочил ноги от усталости.

        И кое-как влачились дни его в изгнанье.

        Наш город сравнительно молод.

        Град Петров стоит и стоять будет на берегах реки Невы.

        Слова с чередованием, у которых разное значение

        Некоторые слова, в которых присутствуют полногласные и неполногласные сочетания (голосистый и гласный , например), имеют разное лексическое значение.

        Или возьмём слова голова и глава . Первое называет часть живого организма, а второе чаще всего обозначает должность человека, руководящего каким-либо населённым пунктом.

        Приведем еще примеры слов, в которых есть полногласные и неполногласные сочетания: облако и оболочк а. Одно плывёт по небу, а другое служит покрытием для чего-нибудь.

        Слова молодец и младенец имеют противоположный смысл: «полный сил человек» и «беспомощный ребёнок».

        Королева и краля – конечно, спорный случай, но разница в значениях всё же очевидна. Первое из них называет лицо женского пола, коронованное на самодержавную власть, а другое – это заносчивая, знающая себе цену особа.

        Слова хоромы и храм имеют разницу в том, что под одним из них подразумевается жилище богатого, но всё же обычного человека, а другое – дом Божий.

        Мрак и морок имеют тоже разные смыслы: первое – это темнота, а второе – частичная потеря способности здраво рассуждать.

        В словах порох и прах , кажется, не осталось даже намёка на общий корень. Одно – это вещество, способное взрываться, а другое – тлен, пыль. Хотя всё-таки можно догадаться, что близость значений этих слов в том, что оба вызывают в воображении у нас образ мелкого сыпучего вещества.

        Середина – это место, равноудалённое от начала и конца, а среда – день недели или окружение.

        Слово огород имеет следующее значение: место для посадки культурных растений, а ограда – это забор вокруг участка.

        Короткий /краткий – эти единицы с чередованием также различаются семантикой: полногласный вариант означает протяжённость в пространстве, а неполногласный – во времени.

        Слова устаревшие

        Некоторые из слов, в которых есть полногласные и неполногласные сочетания букв, различаются степенью активности использования в русском языке. Приведём примеры.

        Из активной лексики

        Устаревшие, редко используемые

        Слова из правого столбика можно встретить разве что в исторических произведениях.

        Работа с текстом

        Нам уже известно, что собой представляют слова, в которых есть полногласные и неполногласные сочетания букв. Интересно будет применить эти знания на практике. Прочитайте текст.

        Олег был первым из рода Рюриковичей, который стал киевским князем. Он подчинил своей власти все славянские племена и столицу из Новгорода перенёс в Киев. В девятьсот седьмом году он предпринял успешный поход на Царьград (Константинополь). Побеждённые византийцы согласились на большой выкуп и заключили с Олегом договор, по которому русским купцам была разрешена беспошлинная торговля по всей Византии.

        В честь своей победы князь Олег оставил знак на вратах Царьграда – свой щит. Когда он возвратился в Киев, подданные встретили его с ликованием, «. дивясь храбрости, уму и богатству», провозгласили его Вещим.

        Александр Сергеевич Пушкин, ознакомясь с летописным источником, создал на его основе своё оригинальное произведение «Песнь о вещем Олеге», в котором он художественно переосмыслил сюжет. В основе идеи Пушкина Олег, являясь великим полководцем, остаётся по своей натуре обычным человеком, склонным верить в предсказания, боящимся смерти. Ему противопоставлен по-настоящему великий человек – волхв, наделённый способностью говорить правду, проникающий внутренним взором в самые потаённые глубины человеческих судеб. Этот дар, как считал Пушкин, даётся только избранным, истинно свободным и независимым личностям.

        Давайте найдём в тексте слова с неполногласием и полногласием, выпишем их и подберём им пару.

      • власть – волость;
      • Новгород – Царьград;
      • согласились – голос;
      • вратах – воротах;
      • возвратился – воротился;
      • превозгласили – голосили;
      • волхв – волох;
      • взором – зрачок.
      • Правила правописания гласных: орфограммы в корне слова

        Орфограмма – это написание слов, соответствующее правилам орфографии или сложившейся языковой традиции. Это те места в словах, где школьники чаще всего допускают ошибки. Многочисленная и разнообразная группа под названием орфограммы в корне слова связана с правописанием гласных и согласных.

        Особенности

        Работая с изучаемой орфограммой в корне , школьник не задумывается о ее месте в ряду остальных, хотя корневые орфограммы образуют стройную, логически обоснованную систему. Сходные случаи требуют одинаковых способов проверки . Ошибок можно избежать, если научиться правильно выделять в словах приставки, суффиксы, окончания и особенно корневые орфограммы, определять их место в ряду других и проводить проверку, применяя правило, или заглядывая в орфографический словарь .

        Область применения правила


        Корень
        – общая часть родственных слов, но это не означает, что он во всех случаях будет одинаковым. Чередования, наращения, выпадения звуков и букв делают его трудно узнаваемым. В русском языке встречается даже нулевой (в слове вынуть ), который лишен звукового и буквенного выражения, а проявляется только в других формах этого слова.

        Правильно выделить нужную морфему возможно только путем подбора и сравнения однокоренных слов. При этом необходимо учитывать их значение. Например, будут ли родственными слова гора и гореть ? На первый взгляд морфема -гор- в них выглядит одинаково, но общего в смысловом значении этих слов не найти, значит, родства между ними нет. Разными будут и способы проверки.

        Разновидности

        Корневые орфограммы можно разделить на 4 группы:

      • непроверяемые,
      • проверяемые,
      • чередующиеся,
      • выбираемые.
      • От принадлежности их к определенной группе зависят пути выбора нужной буквы. Как выделить орфограмму : обозначьте морфему, проверяемую букву подчеркните одной чертой. Этот способ поможет вам писать слова правильно.

        Непроверяемые

        Эта разновидность включает в себя несколько орфограмм. Непроверяемыми могут быть:

    1. безударные гласные;
    2. согласные: неясные, парные по звонкости-глухости, непроизносимые, удвоенные.

    Объединяет их невозможность обойтись при затруднениях без словаря.

    Проверяемые

    Проверяемые орфограммы в корне слова регулируют выбор букв на месте звука в слабой позиции, написание которых устанавливается подбором проверочных слов или форм,где гласный или согласный звук ставится в сильную позицию и хорошо слышен. Как проверяется орфограмма в корне слова, примеры:

    Для гласных сильная позиция – ударная. Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, требуется подыскать родственное, в котором она находится под ударением, или изменить данное таким образом, чтобы сомнительная буква стала ударной:

    го ра́ – го́ рка, в го́ ры.

    Неясные парные звонкие и глухие согласные отчетливо слышны перед гласными, сонорными. Непроизносимые проявляются также на конце слова. Здесь тоже поможет проверочное слово или изменение формы:

    • дуб – дуб ок, дуб ы;
    • чест ный – чест ь, чест ен.
    • весна – весенний, вёсен.

    В последнем случае по аналогии с предыдущим хочется вставить непроизносимую согласную, но проверка показывает, что ее там нет.

    Есть еще один способ проверки безударных гласных, но подходит он не для всех слов, а только для содержащих определенные сочетания букв. В современном русском языке сохранились следы как древнерусского, так и церковнославянского. В первом существовало полногласие, то есть каждый слог оканчивался на гласную. Второй допускал неполногласные сочетания – согласные, не разъединенные гласными. На формирование языка влияли оба, и теперь существуют морфемы, которые в одних словах содержат древнерусский вариант, в других - соответствующий ему старославянский. С помощью чередования полногласных и неполногласных сочетаний проверяется орфограмма в корне слова: примеры их взаимной замены приведены в таблице:

    Два разных варианта заменяют друг друга только в таких парах, так что один проверяется наличием в родственных словах другого. Теперь, зная о существовании слова мла дший, моло дой через А уже не напишешь. Неполногласные формы также встречаются вместо привычных нам современных в торжественных поэтических произведениях прошлых веков, и их наличие указывает на современное правописание.

    «О -Ё после шипящих» также относится к проверяемым, но подбирать для проверки приходится не слова с ударным вариантом, а однокоренные, где на этом месте появляется Е . Если такие варианты нашлись, в корне пишется Ё , если нет – тогда О ё пот – ше птать, шо рох – родственных с Е нет).

    Чередования

    Иметь варианты употребления могут и гласные, и согласные, но основные трудности связаны с выбором первых.

    Что представляют собой орфограммы корней с чередованием гласных и чем отличаются от них проверяемые орфограммы в корне слова. Слово с чередующейся гласной, внешне похожее на другое, отличается от него значением. Примир ять (друзей) – проверочное слово мир . Пример ять одежду – подбирать проверочное слово, чтобы проверить безударную гласную в корне, ни в коем случае нельзя, здесь чередование.

    Чередующиеся гласные не проясняются постановкой в сильную позицию, как проверяемые орфограммы в корне. Например, слова слова с корнем лаг-лож и прочие случаи с чередованиями требуют иных способов проверки.

    Правописание гласных в корне с чередующимися согласными зависит от одной из четырех причин.

    Последующие согласные

    В корне -раст-(-ращ-)//-рос- перед Щ и сочетанием СТ пишется А , а перед С без последующей Т – всегда О . Исключения – имена собственные Ростов и Ростислав , нарицательные росток и ростовщик пишутся через О , а слово отрасль – через А . В список данного типа не включены. Причины будут разъяснены ниже.

    От суффикса -а- зависит выбор гласной И : выберешь – выби ра ешь, раздерет – проди ра ться, выжечь – выжи га ть, презреть – прези ра ть, замереть – зами ра ть, отпереть – отпи ра ть, застелить – рассти ла ется, вытереть – сти ра ть, вычет – вычи та ние, блестящий – бли ста ть;

    гласной А : -кос-//-кас- (коснуться – ка са ние)

    сочетания ИМ , ИН на месте А (Я) :

  • нажа ть – сжима ть
  • поня ть – принима ть
  • кля сть – проклина ть
  • нача ло – начина ть
  • измя ть – смина ть
  • Слова с корнем -лаг-//-лож- подчиняются обоим названным правилам. А пишется перед Г , но в тех же словах всегда есть и суффикс -а- (полож ить – слага емое), так что для их проверки годятся два способа.

    В словах с чередованиями:

  • -гор-//-гар - (горе́ть – зага́р),
  • -клон-//-клан- (наклони́ться – кла́няться),
  • -коп-//-кап- (вскопа́ть – выка́пывать),
  • -молч-//-малч- (молча́ть – ума́лчивать),
  • -морг-//-марг- (моргну́ть – сма́ргивать),
  • -позд-//-пазд- (опозда́ть – запа́здывать),
  • -порх-//-парх- (вспорхну́ть – перепа́рхивать),
  • -стой-//-стай- (стоя́ть – наста́ивать),
  • -твор-//-твар- (твори́ть – тва́рь),
  • -толк-//-талк- (толкну́ть – ста́лкивать),
  • -тороп-//-торап- (торопи́ться – потора́пливать) –
  • в неясных случаях (без ударения) употребляется буква О .

    Правописание гласных в корне -зар-//-зор- (заря́ – зо́рька) подчиняется обратному закону: без ударения в нем пишется А .

    Исключение составляют диалектные и специальные слова вы́гар (вы́гарь), вы́гарки, при́гарь, и́згарь, зорева́ть, не подчиняющиеся правилу.

    Оттенки значения

    Смысловыми оттенками также определяется орфограмма в корне слова. Примеры выбора гласной по данному признаку:

    -мак-//-мок- (макать – промокать): первый вариант пишется в словах со значением погружения в жидкость, второй – способности пропускать жидкость, пропитываться ею.

    -плав-//-плыв-//-плов- (плавучий – плывун – пловец): способность держаться на плаву/направленно двигаться в потоке/совмещение обоих значений.

    -скак-//-скок- (скакать – вскочить): многократное или длительное действие/однократное. Исключение – скачок.

    -равн-//-ровн- (уравнение – подровнять): смысловая связь с понятиями равный (одинаковый) и ровный. Команда «Равняйсь!» и слово равнина – не исключения, как на первый взгляд кажется. «Равняйсь!» - требование не встать ровно, а встать одинаково. А равнина – не ровная поверхность, на ней есть холмы и ямы, а равная по высоте уровню моря.

    Чередующиеся согласные не влекут трудностей правописания, их наличие учитывается только при выделении морфемы.

    Выбираемые гласные

    Выбираемые корневые орфограммы включают случаи, в которых выбор буквы зависит от ее окружения в слове.

    К выбираемым относятся гласные после шипящих и Ц, написание которых устанавливается несколькими правилами:

  • жи-ши , ча-ща , чу-щу – сочетания, в которых не пишется Ы , Я , Ю , за исключением заимствованных из французского языка слов жюри, жюльен, парашют, брошюра, иноязычных имен и фамилий типа Жюли, Чюрлёнис, Мкртчян, а также русских, в которых традиционно закрепилось определенное написание;
  • после Ц пишется И (кроме слов цыпленок, цыган, цыц, цыкнуть, на цыпочках).
  • Также в эту группу входит правило, согласно которому И , стоявшая в начале слова, меняется на Ы после приставок на согласный, кроме сверх- (и нтересный – безы нтересный - сверхи нтересный).

    Часть 1. Орфограммы в корне гласные

    Русский язык. Орфография: Проверяемые безударные гласные в корне.

    Правила, регулирующие написание рассмотренных вариантов, к другим морфемам не применимы. Исключений только два: способ выбора И-Ы , Я-А , Ю-У распространяется на орфограмму в любой морфеме, а замена И на Ы действует и там, где основа после приставки на согласный начиналась с приставки из- (ис- ). В остальных случаях выбор буквы требует иных способов проверки.

    Орфография и орфограммы 1-4 классов

    Орфография в русском языке — это правила написания слов. Т.е. под орфограммой понимают все случаи написания, где возможна орфографическая ошибка, где надо применить правило или заглянуть в словарь.

    Орфограммы:

    1. Заглавная буква в начале предложения и в именах собственных (Употребление больших (заглавных) букв).

    В конце коридора я увидел Сашу с его щенком Пипином.

    2. Безударная гласная буква в корне слова проверяемая и непроверяемая (Безударная гласная в корне).

    морской — мо́ре, пенал — проверочного слова нет

    3. Парная по звонкости — глухости согласная в корне (Правописание звонких и глухих согласных в корне слова)

    кадка — кадушка, друг — дру́га

    4. Буквосочетания жи — ши , ча — ща , чу — щу (Сочетания — ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ — в разных частях слова)

    живет, шипение, чадо, чаща, чудеса, щука

    5. Буквосочетания -оро- , -оло- , -ере- , -еле- (Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ)

    ворона, волосы, перепелка

    6. Буквосочетания -чк-, -чн- : мягкий знак не пишется (Мягкий знак в словах как показатель мягкости)

    кочка, конечно, закончить, банщик

    аллея, суббота, класс, Марианна

    9. Правописание предлогов (Предлог)

    по, за, от, над, чрез, из

    об локоть, без ума, за стеклом

    побежал, забежал, прибежал

    12. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных (Мягкий знак в словах как показатель мягкости)

    капель, вкусненький, день

    13. Мягкий знак в неопределенной форме глаголов перед -СЯ (Мягкий знак в словах как показатель мягкости)

    14. Разделительные мягкий и твердый знаки (Разделительный мягкий и твердый знак)

    обезьянка, объезд, шампиньон

    15. Мягкий знак после шипящих в именах существительных (Грамматический мягкий знак)

    16. Мягкий знак во 2-м лице единственного числа глаголов (Грамматический мягкий знак)

    любишь, обнимаешься, споешь

    18. Падежные окончания прилагательных

    19. Правописание суффиксов

    20. Правописание «не» с глаголами

    Презентация проекта по русскому языку в 3 классе на тему: «Орфографический словарь»

    Ученическая презентация проекта по русскому языку в 3 классе на тему: «Орфографический словарь».

    Просмотр содержимого документа
    «Презентация проекта по русскому языку в 3 классе на тему: «Орфографический словарь»»

    МБОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» Проект на тему: «Орфографический словарь» Выполнила: ученица 3-го класса Цыплёнкова Виктория

    Цель: узнать, что такое орфографический словарь, и когда мы к нему обращаемся.

    Задачи: 1. Вспомнить правила письма, с которыми мы познакомились. 2. Выбрать любое правило и составить свой словарик слов с орфограммой на это правило. 3. Записать слова по алфавиту и подчеркнуть орфограммы на выбранное правило. 4. Представить свой словарик в классе. 5. Сделать вывод.

    Гипотеза : предположу, что орфографический словарь нужен для того, чтобы проверить написание орфограммы в слове. Источники информации : учебник, рабочие тетради, словари, ресурсы сети интернет. Продукт : орфографический словарь.

    Правило: сочетания — ОРО-, -ОЛО- всегда пиши с буквой «О».

    В разделе на вопрос Правило русского языка: кто знает такое? заданный автором Екатерина Лукашова лучший ответ это Такое правило есть в русском языке! Посмотрите по этой ссылке примечание 3:
    Елена
    Профи
    (882)
    Может это правило Вас убедит из толкового словаря русского языка Ушакова:
    § 29. Сочетания оро, оло, ере чередуются со слогами ра, да, ре в родственных словах, заимствованных из церк.-слав. языка или образованных по образцу их в самом русском языке. Напр.: укоротить - сократить; короткий - краткий, вкратце; безголовый - обезглавить; холодить - охладить; дерево, деревянный - древесина, древесный; деревообделочный - древообделочный; берег, левобережный - прибрежный; перерыв - непрерывный; середа, середина, посередине - среда, средний, посредине, посреди. Появление сочетаний оро, оло, ере в русских словах там, где в церк.-славянских находим ра, ла, ре, называется полногласием.
    Ссылка: http://slovari.yandex.ru/dict/ushakov/990634
    Я училась на филфаке, и знаю, что говорю!

    Ответ от Dima Miniailo [активный]
    Есть такое слово, "пароль". Непревзойдённый аргумент любому учителю начальных классов.


    Ответ от Elisha [гуру]
    не думаю что есть такое праило. Просто для исконно русских слов(то есть) незаимствованных характерны такие сочетания. Но заимствованных слов слишком много, поэтому исключений бы было многовато


    Ответ от Homo sapiens [новичек]
    есть такое правило... оро, оло -- с буквой "о", а ара,ала -- с буквой "а" 🙂


    Ответ от Quietwalker [гуру]
    полногласие, идет от старославянского оро чредуется с ра: город-град, порох-прах


    Ответ от Tanja [гуру]
    нет такого правила, забудь!

    Чередование полногласных и неполногласных сочетаний
    оро – ра, оло – ла, оло – ле, ере – ре

    Задание 1 . Сформулируйте правило правописания гласных а, о, е в словах с этими сочетаниями, примените его в данных словах .

    Охл_ждать, х_л_дильник, г_р_да, огр_ждать, гр_жданин, зд_р_вье, др_весина, поздр_вление, заг_р_дить, др_гоценный, д_р_гой, огл_вление.

    Задание 2 . Запишите данные слова парами: вра тарь – воро та .

    1) Краткий, град, брег, чреда, младший, власяница, брадобрей.
    2) Бородач, город, берег, коротко, чередование, молодец, волосатый.

    1) Сын на ножки поднялся,
    В дно головкой уперся.

    2) Все их громко величают
    И царевича венчают
    Княжей шапкой, и главой
    Возглашают над собой.

    3) Видит: весь сияя в злате,
    Царь Салтан сидит в палате.

    4) Видит, белочка при всех
    Золотой грызет орех.

    5) ...Море вдруг
    всколыхнулося вокруг,
    Расплескалось в шумном беге
    И оставило на бреге
    Тридцать три богатыря.
    Все красавцы удалые,
    Великаны молодые.

    6) Остров на море лежит,
    Град на острове стоит
    С златоглавыми церквами,
    С теремами да садами.

    7) И послушалась волна:
    Тут же на берег она
    Бочку вынесла легонько
    И отхлынула тихонько.

    8) Мать с младенцем спасена.

    9) Вкруг нее стоит грозная стража
    На плечах топорики держат.

    10) И тридцать витязей прекрасных
    Чредой из вод выходят ясных.

    Задание 4 . Подберите к словам однокоренные с полногласием.

    Прах, кладезь (мудрости), млечный (сок), отвращение, пленительный, бразды (пушистые), власяница, чрезмерно, посредственно, небрежный.

    Задание 5 . Найдите и выпишите все слова с полногласными и неполногласными сочетаниями.

    1) Хоттабыч взял Вольку за руку и поставил его рядом с собой на самой середине ковра. 2) Все бросили пить чай и прохладительные напитки и бросились смотреть на бородатого ребенка. 3) В тот же миг он оказался рядом со стариком Хоттабычем, как мы будем для краткости называть нашего знакомого. 4) Варвара Степановна снова обратилась к Вольке. 5) «Да будет благословен день твоего рождения!» – растроганно провозгласил Хоттабыч. 6) Что бы тебе хотелось сейчас, о драгоценнейший зрачок моего глаза? 7) Володя – это Владимир?

    (Л.Лагин)

    Задание 6 . Подберите к словам неполногласные пары.

    Городить, сторож, порошок, воротиться, посторониться, здоровайся, схоронить, ворона, борода, коротышка, мороженое.

    Проверяемая гласная в корне

    Теоретическая зарядка

    1) Что такое корень? 2) Родственны ли слова, близкие по смыслу, но не имеющие общей части? 3) Как надо подбирать родственные слова? (Находить без приставок или с другими приставками.) 4) Что такое чередование? 5) Какие беглые гласные вам известны, с чем они чередуются? 6) В чем трудность подстановки однокоренного «контрольного» слова? (В схожести разных корней, – значит, при проверке надо определять лексическое значение корней.) 7) Попробуйте различать пары:

    старожил и сторожил;
    посвятить и посветить;
    примеряя и примиряя;
    умолять и умалять;

    отварить и отворить;
    утешить и утихать;
    разредить и разрядить;
    развивается и развевается.

    Задание 1 . Подберите родственные слова, расставьте ударения.

    Образец : изнеможение – изнемочь, может, возможно, беспомощный .

    Подразумевать, натощак, объединение, обращение, неудивительно, ободрять, непроницаемый, закоренелый, опровергать, окончательно, преподаватель.

    Задание 2 . Из каждой тройки исключите неродственные слова .

    1) Жаркое, жаровня, раскаленный; 2) ветер, вихрь, безветренный; 3) сосна, дерево, древесина; 4) бегущий, мчащийся, бегун; 5) учить, зубрить, ученый; 6) сожаление, сочувствие, жалость.

    Задание 3 . Дается два «родственника», подберите к ним слово без приставки или с другой приставкой, найдите корень.

    1) Невежа, невежественный; 2) связывать, связист; 3) закат, закатился; 4) подставка, остановился; 5) объединять, соединение.

    Задание 4 . Данные слова вставьте в словосочетания, чтобы «высветилось» их значение.

    Спеши – спиши, проредить – разрядить, примирить – примерять, развивается – развевается, поласкать – полоскать, поседеть – посидеть, сторожил – старожил, посвятить – посветить, запевать – запивать.

    Задание 5 . Спишите, обозначив корень, приведите проверочное слово .

    Вариант 1

    Зак_лить, зак_лоть, пок_рять, уг_дать, приг_дится, сож_ление, др_жать, др_знить, потр_сение, созр_вание, изм_рение, прим_рение, сост_влять, перед_вать, прис_дание, зас_делся, пос_девший (от горя), изв_нение.

    Вариант 2

    Охр_нять, огр_дить, вл_стелин, ук_р_тить, затв_рять, пол_скать (белье), ощ_тинился, пот_желел, пож_лел, оч_рован, разд_вать, уд_вительно, сохр_нить, пот_снился, вып_дали, усп_вать, напр_жение, запр_гать, ед_ница.

    Третий лишний

    А. Лес, лестница, лесничий.
    Б. Водила, водица, водитель.
    В. Левый, лев, налево.

    Г. Честный, чесночный, чеснок.
    Д. Седло, седловина, седина.
    Е. Смешной, смешать, смешить.

    Игра «СЛОВЕСНЫЙ МЯЧ»

    Проводящий игру бросает мяч ученику и называет слово с безударной гласной в корне, тот ловит мяч, называет проверочное слово и бросает мяч назад.

    Увя дать, уви деть, спло тить, опла тить, обве вает, прело мить, раска лить, раско лоть, прота щить, выбе жал, разви той, разве вался (на ветру), ви нтовка, соче тание, заве щание, поре дел, впе ча тление, выда вать.

    Чередующаяся гласная в корне

    Теоретическая зарядка

    1) На какие группы делятся чередующиеся гласные в корне?
    2) Назовите корни, выбор а или о у которых зависит от последующей согласной.
    3) Вспомните и перечислите исключения из этого правила.
    4) В каких трех корнях в безударном положении пишется о , а в двух – а ?
    5) Назовите исключения к четырем корням этой группы.
    6) От чего зависит выбор е и и в девяти корнях следующей группы?
    7) Назовите их и два корня, где выбор о или а зависит от того же.
    8) Какие особенности имеют слова: рассчитать и расчет , считать и сочетание ?
    9) Как можно различить написание в корнях -мок- – -мак- и -ровн- – -равн- ?
    10) Знаете ли вы исключения этой группы?

    Коллективные упражнения

    1) Подберите к данным словам однокоренные с чередующейся гласной:

    возраст
    заросли
    выскочка
    скачками

    вычет
    блистать
    плавунчик
    почитать

    излагать
    сложение
    касаться
    выстилать

    избирать
    застели
    сжигаю
    вытерла

    откланяться
    склонение
    неприкосновенный
    выжег

    2) Объясните, чем различаются корни слов в парах:

    бле щет – бли стать
    выско чил – поска чет
    соче тание – сосчи тать
    за рянка – оза рить

    выго рать – выга рки
    ка сательная – ко снусь
    попла вок – пло вчиха
    поби рушка – собе ру

    вычи тание – выче сть
    зо ри – за ря
    прила гать – зало жить
    ро сточки – выра стал

    3) В каком ряду все слова однокоренные?

    А. Растущий, прорастал, простейший, росточек.
    Б. Простачок, выросли, оросили, подрастать.
    В. Роскошный, расти, растает, растворимы.
    Г. Растительный, водоросли, ростовщик, ростовский.
    Д. Зарастать, расти, растяпа, растрепан.

    4) К глаголам совершенного вида подберите пару несовершенного .

    Занять, внять, сжать, примять, начать, помнить, вынуть, взять (налог).

    5)

    Скакун, выскочил, проскакал, прискочил, скачу, скачками, отскочил, доскакала, доскачу, подска чу, подско чу.

    (Какова разница между последними словами? Запишите неопределенную форму глаголов, дайте лексическое толкование их.)

    6) Поработайте с гласными, которыми командует смысл .

    А. Запишите, как назвать предметы, равные по весу, по возрасту, имеющие одинаковые права .
    Б. Замените одним словом : безразличный ко всему, имеющий одинаковые права , действующие с одинаковой силой, сутки, в которых день и ночь одинаковы.
    В. Вставьте гласную: р_вномерное движение, на ср_внительно малой высоте, старается удержать р_вновесие.

    7) Выборочный диктант . Отгадайте загадки (устно), выпишите слова с чередующейся гласной .

    а) Посте лю рогожку, посею горошку,
    поло жу калач, никому не взять. (Небо, звезды, месяц.)

    б) Что выше леса, краше света, без огня го рит? (Солнце.)

    в) Белый Тихон с неба спихан.
    Где пробегает – ковром усти лает. (Снег.)

    г) Зимой греет, весной тлеет, летом уми рает, осенью оживает. (Снег.)

    д) Осенью в щель забе рется, а весной проснется. (Муха.)

    е) Летают, кружатся, на землю ло жатся,
    С земли не встают и тут пропадут. (Листья.)

    ж) Сверху зелено, снизу красно, в землю вро сло. (Морковь.)

    з) Чудо с чудом сошлось кругом:
    дыр много, а выско чить некуда. (Решето.)

    и) Захочу, так покло нюсь, а поленюсь, так повалюсь. (Топор.)

    к) Пришла из лесу птичница кур посчи тать. (Лиса.)

    л) Летит орлица по синему небу:
    крылья распластает, солнышко засти лает. (Туча.)

    8) Распределительный диктант : в левый столбик – слова с чередующейся гласной, а в правый – с «чужой» орфограммой. Какая она? Можно ли проверить?

    Сидеть, отпереть, загорать, примерять (платье), умертвить, половина, косичка, коснуться, отрасль, росинка, выросла, нарастание, убегать, убирать, зарничка, промокашка, равнина, побирушка, начинать, сочетаться, наклонился, скачки, изложу, полагаю, творение, косоворотка, прогорает.

    9) Объясните разницу в написании слов .

    Сильно вымо кнуть – обма кнуть сухарь в чай;
    над уро внем моря – решить ура внение;
    хорошая пла вучесть – российские пло вцы;
    выро внять строй – ра вняйся на лучших;
    промо чил ноги – пома кай в мед хлеб;
    уро вень воды – нара вне с веком;
    реши ура внение – заро вняй яму.

    10) От глагола ска чу (искл.) образуйте новые глаголы с помощью приставок: пере-, об-, до-, под-, от-, за-, вы- . Запишите их, все время проверяя гласную 2-м или 3-м лицом этого же глагола .

    11) Запишите под диктовку, сверьте с записью на доске.

    Уравновешенный, равномерный шаг, равнинные леса, выровненная площадка, держать равнение, сровнять с землей, не сравнить ни с чем, весеннее равноденствие, ровесницы-девчонки, несравненная красота, равнение на героев, уравнять в правах, ровнять край юбки.

    12) Вспомните все исключения в блоке «Гласные в корне» и напишите диктант исключений.

    Контрольные карточки

    Карточка 1

    Задание . Вставьте о или а , обозначьте орфограмму .

    Сапоги пром_кают, вым_кшие р_сточки, м_кни в молоко, обм_кнуть в чернила, ужас(?)ная м_крота, пром_кашка, нам_чить белье, булка разм_кает, пом_кай, накл_нившись, к_снусь м_крицы, зам_чили попл_вок, ра_м_кропогодилось, неср_внимые уро_вни, неср_вненная р_внина.

    Карточка 2

    Третий лишний

    1. Ур_внять, ср_внять, зар_внять.
    2. Прим_рение, вым_рание, ум_рание.
    3. Соч_тание, выч_тание, прич_тание.

    4. Обм_кнуть, вым_кнуть, пром_кнуть.
    5. Сотв_рение, ут_варь, тв_рец.
    6. Поск_чу, выск_чу, переск_чу.

    Карточка 3

    Третий лишний

    1. Акац_я, ц_ния, ц_пка.
    2. Попл_вок, пл_вец, пл_вунец.
    3. Заб_ри, выб_рай, приб_русь.

    4. Приг_рь, уг_р, г_рение.
    5. Чащ_ба, уч_ба, трущ_ба.
    6. Р_стает, зар_стет, выр_стает.

    Карточка 4

    Задание 1 . Распределите в три колонки: проверяемые гласные, непроверяемые, чередующиеся .

    Поп_лнять, прис_дать, в_лнение, вп_чатление, изб_ратели, прик_саться, пос_деть (от горя), пол_жение, вым_кнуть, пл_вчиха, прим_рять (платье), к_нфета, к_торый, ум_рающий, инт_ресный, ст_рожилы (Воронежа), подст_лать, подск_чил, выр_стаю, сг_рел, з_ревать, ур_внение, в_теран, узн_вать, зад_вать, выд_вать, оп_реться, покл_нись.

    Задание 2 . Запишите десять слов, в которых после ц пишется ы .

    Карточка 5

    Задание 1 . Выпишите те слова, где после шипящих пишется ё , обоснуйте ваш выбор .

    Ш_пот, ш_рох, щ_лка, ж_лчь, ч_ткий, ож_г руку, ш_рник, ж_кей, ж_лудь, расч_сывать, щ_голь, крыж_вник, чащ_ба, ш_рты, ш_ковая, щ_тка, ж_рнов, ш_коладный, из Ш_тландии, пош_л, ч_кнутый, чуж_й, ч_рточка, печ_нка, ш_лк.

    Задание 2 . Распределите в два столбика. С проверяемой гласной в корне и с чередующейся в корне .

    Отв_рить в_рота, отв_рить макароны, разл_жить, р_сли, выст_рать, прот_реть, запр_женная, пок_рить, в_ршину, претв_рить м_чту, прор_стающий, заск_чил, сж_гать, бракосоч_тание, бл_стящий, заст_лать, за выч_том, к_сательная, зав_днелся, ув_дание (листьев), несг_раемый, з_рница, натв_рил, скл_нись.

    Карточка 6

    Задание 1 . Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор .

    скл_нить голову
    затв_рить окно
    продукты сг_рания
    з_ревать с удочкой
    сг_ревший дотла
    соб_райся в путь

    обж_гающее пламя
    сл_гать песни
    оп_реться о п_рила
    удач(?)ное соч_тание
    ст_реть написанное
    заст_лать полы

    накл_нение глагола
    ск_ковая лошадь
    на всем ск_ку
    ск_чками бежал
    зеленая отр_сль
    р_дился в Р_стове

    Задание 2 . Подберите и запишите однокоренные слова с е после шипящих .

    Желудевый, щетина, шептать, желтеть, черта, щель, шерсть, пчела, жернова, сошедший, чело, челнок, желчь, жена, шелковистый, зачеркнуть.

    Карточка 7

    Задание 1 . Распределите по группам: а) зависит от согласной, б) зависит от ударения, в) зависит от суффикса -а- .

    Рассч_таю, изл_гать, накл_ниться, предл_жение, подск_чивший, зам_рание, оз_рение, р_стовщик, уг_релый, выск_чка, Р_стислав, не к_сайся, ск_чками, выд_рнуть, заст_лить, выч_таемое, тв_рение, пром_чу, пробл_ск, р_стение.

    Задание 2 . Спишите, объясните условия выбора гласной .

    Ц_трусовый, ц_ганка, ц_ферблат, для куниц_, ц_корий, из-за дверц_, ц_кличный, ц_пной, оц_нить, из ц_гейки, акац_я, ц_клоп, панц_рь, ц_пки.

    Карточка 8

    Задание 1 . Распределите в три колонки: с проверяемой, непроверяемой и чередующейся гласной в корне .

    Ф_соль, приб_рать, ор_шать, акв_рель, р_стение, с_лат, расст_лить, распрод_вать, к_тлета, пок_зался, непром_каемый, прик_снулся, к_росин, зап_саться, на прот_жении, раст_рание, прил_гательное, р_внина, зап_чатать, заг_рать, з_ревая, пл_вучая, ск_чу, подск_чить, ур_внение, зар_внять.

    Задание 2 . Запишите десять слов, где в корне после шипящего под ударением пишется о .

    Карточка 9

    Задание 1 . Спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначьте орфограммы: проверяемые и чередующиеся гласные в корне. Образец : поми рить – ми р,заме реть – нет суффикса -а- , ро сточек – искл .

    Выл_пленный, з_рницы, выр_сший, посв_тить фонарем, посв_тить стихи, р_вес(?)ники, оз_ренный, неприм_римость, вым_рающие, разв_вать во_бражение, выст_ранное, ст_рожил сад, ст_рожил Воронежа, прил_жение, укр_щенный зверь, р_стительность, б_жал ск_чками, поб_рушка, прик_сновение, р_стовские дети.

    Задание 2 . Объясните разницу в написании .

    Сго ряча – прига рь
    за ревой – за рянка
    выже г – выжи гание

    утва рь – тво рец
    бле стящий – бли стать
    ска чу – выско чу

    попла вок – пло вец
    расчё т – расс чи тывать
    покло нись – кла няйся

    Карточка 10

    Задание 1 . Вставьте о или а , обозначьте орфограмму в корне .

    Неср_внимые ур_вни, раств_рить, заж_гание, р_вновесие, расст_лающаяся д_лина, ск_чок.

    Задание 2 . Запишите все исключения к чередующимся гласным в корне.

    Карточка 11

    Задание 1 . Распределите в два столбика: проверяемые ударением (с проверочным словом) и с чередующейся гласной. Корни обозначьте .

    Заг_релись на з_ре, ум_лял о пр_щении, попросил препод_вателя, выт_реть листочки р_стения, прор_стающее з_рно, рано пос_девшие ст_рожилы, заг_релый пл_вец, прин_сти изв_нения, пол_скать выст_ранное б_лье, посв_тить стихи р_вес(?)никам, р_сли в ор_нжерее, распол_житься на н_члег, ра(?)ч_таться с д_лжниками, заст_лить с_фу, обм_рять овраг, обм_рать от страха.

    Задание 2 . Запишите исключения на правило ы – и после ц в корне .

    Карточка 12

    Задание 1 . Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.

    Пл_вец, пр_коснуться, заж_гание, изл_жение, утв_рь, к_сательно, изл_гать, поб_рушка, приг_ревший, приг_рь, притв_рился, оз_рилось, ур_внение, выр_внять, прир_внять, переск_кать, разр_стание, р_стовщический, пром_кать, пом_кать, пл_вуны, заст_лет, ум_ротворение, вым_ршие, бл_снуть, ра_ст_латься, вым_рающие, ум_рли, поз_ревать (с удочкой), р_внина.

    Задание 2 . Найдите третье лишнее .

    А. Зач_тка, реш_тка, трещ_тка.
    Б. Пш_нная, крыж_венная, ж_ванная.

    В. Маж_рный, ч_порный, ч_рствый.
    Г. Ш_рох, ш_пот, ш_мпол.

    Карточка 13

    Задание 1 . Спишите, вставив пропущенные буквы и обозначив морфемы, подчеркните слова с чередующейся гласной в корне .

    Зас_дание, отп_рла, заг_релся, прим_рять платье, ум_ртвить, пол_вина, к_саться, к_совато повесил, отр_слевая, р_систый, зар_стаю, уб_гать, насл_ждение, прил_жение, изб_ратель, поб_рушка, р_стки, заг_рать, пл_вцы, прекл_нение, з_рницы, на выг_рках, ур_вень, выст_лешь, м_ровой.

    Задание 2 . Составьте четыре примера игры «Третий лишний» на правописание ы – и после ц в корне слова .

    Контрольный словарный диктант

    Обмакнуть кисть в краску, выскочить из-за поворота, заровнять неровный край, посвящаются предъюбилейным торжествам, с бесстрашным циркачом, не прекословить старшим, не подчиняться превратностям судьбы, превратно истолковывать, пробираться по неизвестной местности, участвуют в состязании пловцов, в роскошной коллекции произведений искусства, приостановиться в нерешительности, собираются в прекрасном трехэтажном здании, растереться холщовым полотенцем, замираешь от непрерывного крика, подыскал ростовщика, приобретешь великолепный непромокаемый плащ с капюшоном, придать причудливую форму статуэтке, неверно рассчитал чертеж, собачонка с шелковой шерсткой, пребывать в недоумении, приотстать на железнодорожном разъезде, пристраивают придел к церкви, не принимает во внимание никаких объяснений, не используем преимущества, приближается к расстилающимся зарослям, презирать за бесчестный поступок, привстать на цыпочках, пренебрегать безынтересной работой, прибывать в расположение армии, преодолел пресложное препятствие, достиг ценой сверхъестественных усилий, касается панциря прелестного черепашонка, почти коснулся зарянки, когда зоревал на заре.

    Блок «Правописание согласных в словах»

    Дидактический материал к блоку
    «Правописание согласных в корне слова»

    Теоретическая зарядка

    1. Вспомните опознавательные признаки орфограммы «Согласные в корне слова»:

    1) на конце слова,
    2) на стыке согласных.

    2. Составляем алгоритм написания согласного звука буквой:

    1) подберите однокоренное слово, чтобы за согласным встала гласная или л, м, н, р, в (в сильной позиции);
    2) если нельзя, то вспомните исключения на правила;
    3) или найдите в словаре;
    4) при долготе согласного звука сделайте морфемный разбор слова.

    Коллективные упражнения

    1. Выборочный диктант . Запишите слова с непроизносимой согласной, объясните их написание.

    Поздняя осень. Грачи улетели.
    Только не сжата полоска одна, грустную думу наводит она.
    И шествуя важно, в спокойствии чинном лошадку ведет под уздцы мужичок.
    И сам про себя удалую, хвастливую песню поет.
    Мороз и солнце! День чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный...

    2. Как проверить написание одинаково звучащих слов?

    Кузнечный моло_ – совсем еще моло_;
    мелкая изморо_ь – серебристая изморо_ь;
    глубокий пру_ – гибкий пру_;
    быстро ро_ – кусты ро_;
    приехал на съе_ – он быстро съе_;
    све_ти по лес_нице – све_ти сено;
    ве_кий довод – вя_кий грунт.

    3. Вставьте пропущенные буквы, в скобках дайте проверочное слово или пометку искл .

    Ус_ный ответ, ужас_ный случай, шес_надцать километров, уча_ствовать в игре, трос_никовые заросли, че_ствовать ветерана, громоз_кий шкаф, загадочно безмол_ствовать, плес_нуть водой, свис_нул собаке, праз_ничный вечер, обе ровес_ницы, мои сверс_ники.

    4. Объясните написание фонетически схожих слов .

    Кост ный мозг – косн ый человек;
    громко свист нуть – свисн уть с ветки;
    искусн ый мастер – искусст венный цветок;
    шефст вовать над малышами – важно шест вовать.

    5. Замените одним словом, объясните написание .

    Принять участие, испытывать чувства, осуществлять власть, издать хруст, имеющий хорошую скорость, сгоревший на костре, звук, образованный с помощью голоса и шума, произнесенный с большим чувством.

    6. Объясните написание .

    я ства – яв ственно, свист нет – блесн ет, лест ница – колесн ица, учас твуя – сочув ствуя, шеф ствовать – шес твовать, чув ствую – чес твую, ровесн ик – сверст ник, дрожж и – визж и.

    7. Запишите данные слова в три колонки в зависимости от вставленной буквы: ж, з, д , приведите рядом проверочное слово .

    Тетра_ка, засте_ка, лоды_ка, у_кий, коври_ка, во_ка, сма_ка, сла_кое_ка, фля_ка, сороконо_ка, громоз_кий, площа_ка, развя_ка, скла_чина, вя_кий.

    8. Слова с удвоенным ж содержатся в загадке: «Кто жж ет, жужж ит и держит вожж и, ест можж евельник и пьет дрожж и?». Образуйте от этих слов как можно больше однокоренных слов и запишите их.

    9. Почему расс читанный , но расч етливый ?

    Запишите 12 слов, в которых появляется удвоенная согласная на стыке морфем – приставки и корня или корня и суффикса.

    10. Как можно объяснить следующие строчки:

    И ужасн о, и опасн о букву т писать напрасно!
    Всем извест но, как прелест но букву т писать умест но!

    Контрольные карточки

    Карточка № 1

    Задание 1 . Вставьте пропущенные буквы, объясните их.

    1) Слово не стрела, а к сер_цу льнет. 2) Счас_ливая дочь в отца, а сын – в мать. 3) Если б знал, где упасть, так соломки бы подос_лал. 4) Из кос_лявой рыбки уха сладка. 5) Искус_ного человека зовут мастером на все руки. 6) Пуд – шес_на_цать килограммов.

    Задание 2 . Запишите двенадцать слов с удвоенной согласной.

    Карточка № 2

    Задание 1 . Вставьте, где необходимо, согласную, проверьте по образцу:

    вкусн ый – вкус е н, пичуж ка – пичуж е к.

    У_кий проли_, оплатить издер_ки, потерян сле_, целительная ма_ь, ре_ьба по дереву, ло_кий акроба_, доблес_ный рыцарь, зеленое пас_бище, уез_ный городок, опас_ный возраст, древес_ный уголь, крохотная лес_ничка, плес_нул в лицо, свис_нул собаке.

    Задание 2 . Подчеркните «лишнее» слово .

    А. Уса_ьба, сва_ьба, моло_ьба.
    Б. Фля_ка, ча_ка, ру_ка.
    В. Плес_нула, хлес_нула, блес_нула.

    Карточка № 3

    Задание 1 . Вставьте согласную, где необходимо.

    Потерянная варе_ка, ярос_ный натиск, трагическая развя_ка, искус_ный мастер, гнус_ный поступок, тру_ка мира, ледяной айсбер_, мой рю_за_, низкий бере_, иску_твенный жемчу_, задребе_жал на во_зале.

    Задание 2 . Образуйте с помощью приставок (об-, про-, за-, раз(о)-, под- ) новые слова от глаголов жжет и жужжит (ся) .

    Карточка № 4

    Задание 1 . Подберите к данным существительным однокоренные прилагательные, запишите, выделив орфограмму.

    Ненастье, крепость, бескорыстие, гигант, доблесть, счастье, ужас, чудеса, поверхность, должность, известие, крест, зависть, депутат.

    Задание 2 . Вставьте пропущенные гласные, проверьте по образцу. Образец : выдо хнуть – вдо х, ста рожил – ста рый житель .

    Зап_вать лекарство, зап_вать песню, ст_рожил склад, ум_лял о пощаде, ум_лял достоинство, зал_зать на дерево, зал_зать раны, зав_рить чай, отв_рить картофель, отв_рить окно, оч_ровательная улыбка, соед_нять.

    Карточка № 5

    Задание 1 . Вставьте согласную (если нужно), запишите проверочное слово .

    уч_стник событий
    у_кий к_ридор
    блес_нул ярко
    навес_ной замок

    здра_ствуйте
    шес_на_цатилетние
    сверс_ники
    ровес_ницы

    ро_кие про_ьбы
    жу_кая история
    ме_кий наво_чик
    справка из пре_сы

    Задание 2 . Напишите словарный диктант из двадцати слов-исключений в данном блоке и непроверяемые согласные в корне слова .

    Карточка № 6

    Задание 1 . Впишите данные слова в таблицу .

    Доро_ка, окрес_ность, лес_ница, ре_кий (ветер), мер_кий, извес_ный, чу_ство, ровес_ник, праз_новать, рен_ген, скво_ь, прелес_ный, сове_ский, сож_ет, ве_кий довод, дове_ти на лошади.

    Задание 2 . Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочное слово .

    Насл_ждаться стихами, неув_даемый т_лант, уд_вительный р_с_ка_, раск_лить добела, хоть глаза вык_ли, объед_нить усилия, просл_влять труд, вопл_тить идею, опл_тить проезд, разр_дить ружье, изр_дка.

    Контрольный словарный диктант

    Свадьба, лестничный пролет, коврижка, рюкзак, можжевельник, разожжет, орфограмма, мозжечок, финский, гуманизм, грамотей, галерея, свиснуть с ветки, свистнуть громко, плеснуть в лицо, блеснула молния, здравствовать, ровесники, громоздкий, шефствовать над детсадом, вкусный, искусный, ненавистный, безопасный, колонна, вокзал, сороконожка, айсберг, шестнадцатый, яства, явственно, фашистский, бесчувствие, чествование, ландшафт, сверстница, застежка, аллея, драма, пьеса, местность, гигантский, ветчина, молотьба, поезжайте, рафинад, сладкоежка, забрезжил.

    Запоминалки

    Я запомнил, что и как писать
    в корне -скоч- и -скак- !
    Мне подскажет языч ок: а писать в ска чу, ска чок .

    А в расчетливый, расчет ,
    будем помнить корень -чет- !

    Будешь в жидкость окунать –
    Должен корень -мак- писать.
    А напишешь корень -мок- ,
    Коль отжать его ты смог.

    Вечные мучения –
    Эти исключения!
    Ровная долина
    Называется ра внина ...
    А то, что гладко, ровно
    С о пиши – запомни!