Какая страна первой приземлилась на луну. Высадка человека на Луну: интересные факты

20 июля 1969 года астронавт Нил Армстронг стал первым человеком, когда-либо ступавшим на поверхность Луны. В тот момент он произнес свою знаменитую фразу: «Маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества».

Фоторепортаж о первом человеке на Луне.

Нил Олден Армстронг родился 5 августа 1930 года в городе Уапаконета в американском штате Огайо. (Фото NASA Dryden Flight Research Center | Handout):

Большая часть его жизни была связана с летательными аппаратами. Во время учебы в старших классах Нил посещал занятия в авиашколе и лицензию летчика получил раньше, чем автомобильные права.

На фотографии: экипаж корабля «Аполлон-11»: астронавт Нил Армстронг (слева), который был командиром этой миссии, пилот лунного модуля Эдвин Базз Олдрин (справа) и Майкл Коллинз, который во время высадки Армстронга и Олдрина на Луну пилотировал командный модуль на орбите. 1 мая 1969 года. (Фото NASA | Handout | Reuters):



Вскоре Нил Армстронг поступил на службу в ВМС США летчиком-испытателем. Он испытывал реактивные самолеты и участвовал в Корейской войне, во время которой совершил 78 боевых вылетов на истребителе-бомбардировщике Grumman F9F Panther и был один раз сбит. (Фото NASA Dryden Flight Research Center | Handout | Reuters):

Нил Армстронг выделялся среди других летчиков-испытателей своей исключительной выдержкой и хладнокровием, за что получил прозвище «Ледяной капитан». (Фото NASA | Handout | Reuters):

В 1947 году будущий астронавт начал изучать авиационную промышленность в Университете. Всего за годы работы Нил испытал свыше 200 моделей самолетов, вертолетов и планеров.

На фотографии: Нил Армстронг в космическом центре:

В 1958 году Армстронг был зачислен в группу пилотов, готовившихся к полетам на экспериментальном ракетоплане North American X-15. Всего до июля 1962 он совершил 7 полетов на этих аппаратах, но ни разу не достиг отметку в 50 миль (80 км), считавшуюся в ВВС США границей космоса.

На фотографии: Нил Армстронг проходит тренировки в лунном модуле, который будет использоваться для спуска на поверхность Луны, 1969 год:

В сентябре 1962 года Нил Армстронг прошел конкурс из 250 претендентов и был зачислен в набор астронавтов НАСА. С этого момента он начал готовиться к полету в космос…

На фотографии: ракета Saturn V с космическим кораблем «Аполлон-11» на стартовой площадке в космическом центре имени Кеннеди перед стартом на Луну, 1 июля 1969 года. (Фото NASA | Handout | Reuters):

В 1966 году Нил Армстронг совершил свой первый космический полет в качестве командира экипажа космического корабля «Джемини-8». В ходе этого полета он и астронавт Дэвид Скотт осуществили первую стыковку двух космических кораблей. Правда, этот полет был досрочно прерван из-за серьезного сбоя в работе системы двигателей ориентации корабля.

На фотографии: старт ракеты с космическим кораблем «Аполлон-11», 16 июля 1969 года. Лунная миссия началась. (Фото NASA | Handout | Reuters):

Шла напряженная космическая гонка с Советским Союзом. Это был ответ американцев на . 20 июля 1969 года экипаж корабля «Аполлона-11» высадился на естественный спутник Земли - Луну.

На фотографии: Нил Армстронг на поверхности Луны, 20 июля 1969 года. (Фото NASA | Handout | Reuters):

Именно Нил Армстронг стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны, а его фраза «Маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества» в считанные минуты облетела весь мир и вошла в историю мировой космонавтики.

На фотографии: американский астронавт Нейл Армстронг рядом с посадочным модулем на поверхности Луны. (Фото Edwin Aldrin-NASA | Handout | Reuters):

Армстронг и его напарник Эдвин Олдрин провели на Луне 2.5 часа. Они фотографировали ландшафт, установили на поверхности Луны оборудование, с помощью которого было с высокой точностью измерено расстояние до Земли, а также собрали более 20 кг образцов грунта. 24 июля 1969 экипаж «Аполлона-11» вернулся на Землю.

На фотографии: пилот лунного модуля Эдвин Базз Олдрин устанавливает оборудование на поверхности Луны. Сзади на кадре виден и лунный модуль, 20 июля 1969 года:

На Луне осталась посадочная ступень лунного модуля с табличкой: «Здесь люди с планеты Земля впервые ступили на Луну. Июль 1969 года новой эры. Мы пришли с миром от имени всего человечества». Именем Нила Армстронга назван один из лунных кратеров.

Тем временем, некоторые исследователи называют высадку американцев на Луну самой большой мистификацией 20 века. По их мнению, существует ряд неопровержимых доказательств того, что американские астронавты вообще не высаживались на поверхность естественного спутника Земли. В сети на эту тему можно найти массу материалов.

На фотографии: астронавт Эдвин Базз Олдрин спускается с лунного модуля на поверхность Луны, 20 июля 1969 года:

Почти через год после полета на Луну, в мае-июне 1970 года, Нил Армстронг приезжал к нам в . 20-27 мая 1970 он в составе делегации из научных специалистов НАСА принял участие в XIII-й ежегодной конференции Комитета по космическим исследованиям в Ленинграде. Нил выступил с большим докладом о первой высадке людей на Луну и своих впечатлениях от пребывания и работы на лунной поверхности.

На фотографии: проведя на поверхности Луны 2.5 часа, астронавты Нил Армстронг и Эдвин Базз Олдрин возвращаются на лунном модуле на космический корабль, 20 июля 1969 года:

На фотографии: Нил Армстронг внутри лунного модуля во время возвращения с Луны на космический корабль, 20 июля 1969 года. (Фото NASA | Handout | Reuters):

В дни форума в Ленинграде охрана испытывала большие затруднения, сдерживая желающих выразить Армстронгу свое восхищение. Агентство Ассошиэйтед пресс писало, что это был волнующий и очень необычный прием, которого в Советском Союзе редко удостаиваются зарубежные гости. В то же самое время, широкой публике о визите астронавта было почти ничего неизвестно…

Нил Армстронг и Валентина Терешкова на фоне портрета Юрия Гагарина, июнь 1970 года:

В 1971 году Армстронг оставил работу в НАСА и до 1979 года преподавал в Университете Цинциннати на инженерном факультете. С 1985 по 1986 год был членом Национального комитета по космонавтике.

На фотографии: Нил Армстронг в нашем «Звездном городке», 1970 год:

В 1986 году Нил стал вице-председателем следственной комиссии, изучавшей обстоятельства .

На фотографии: астронавты «Аполлона-11» Нил Армстронг, Эдвин Базз Олдрин (справа) и Майкл Коллинз (слева) 30 лет спустя исторического полета на Луну, 21 июля 1999. (Фото Jamal Wilson | Files | Reuters):

В последнее время бывший астронавт Нил Армстронг жил в пригороде Цинциннати и вел уединенный образ жизни, хотя время от времени и выступал с критикой американской космической программы.

На фотографии: Эдвин Базз Олдрин, Майкл Коллинз, Нил Армстронг и президент США Барак Обама, 20 июля 2009 года:

В частности, в 2010 году он подверг критике отказ Барака Обамы от программы «Созвездие», в рамках которой должны были создаваться новая космическая техника и инфраструктура, позволяющие совершить полеты на Луну и Марс. Тогда президент США счет этот проект слишком дорогостоящим.

В 2011 году Армстронг в интервью журналу Esquire сказал: «Астронавты не умирают по субботам. По крайней мере, я не знаю ни одного случая».

Первый человек на Луне, астронавт Нил Армстронг умер в субботу, 25 августа 2012 в США в возрасте 82 лет из-за осложнений после операции на сердце, проведенной три недели назад.

«Маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества». (Фото NASA | Handout | Rueters):

Cпустя уже полвека, полет на Луну для многих людей до сих пор остаётся загадкой: а действительно ли американские космонавты в далёком 1969 году были на Луне? Смог ли житель Америки впервые за всю историю человечества самостоятельно высадиться Луну, а в дальнейшем вернуться обратно на Землю? Или же в лунной гонке между США и СССР, американцы решили сфальшивить? Попробуем разобраться.

После первого удачного в истории человечества полёта в космос, который был совершён советским летчиком-космонавтом Юрием Гагариным 12 апреля 1961 года, президент США Д. Кеннеди в мае того же года поставил цель: до конца десятилетия американец обязан высадится на Луну. К этому заявлению его подвигло первое поражение в лунной гонке между США и СССР.

Началась активная и долгая подготовка. Не один десяток космических кораблей был запущен американцами в космос, перед тем, как космическому экипажу отправиться на Луну. Когда все испытания были окончены, состав экипажа определён и подготовлен, а космический корабль построен, было принято решение – пора лететь.

16 июля 1969 года в 13:32 по американскому времени состоялся старт космического корабля Аполлон-11, содержащий в себе командный корабль «Колумбия» и лунный модуль «Орел». Космический экипаж состоял из трёх человек: Нил Армстронг, Майкл Коллинз и Эдвин Олдрин. Их экспедиция длилась 8 дней: с 16 по 24 июля 1969 года. Спустя 4 дня после старта, 20 июля Олдрин посадил «Орла», в котором так же находился Армстронг, на поверхность Луны. Третий член экипажа ожидал своих коллег в командном модуле на орбите около луны.

Первым ступить на поверхность неизведанного небесного тела посчастливилось командиру корабля Нилу Армстронгу. Со словами: «Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для человечества» — левой ногой ступил на лунный грунт. Это произошло 21.07.69 г в 2:56 по американскому времени. Через некоторое время к нему присоединился Олдрин.

После удачного спуска на Луну, американцы собрали 22 кг лунного грунта, сделали фото отпечатка ноги на грунте, воздвигли в месте высадки флаг США и установили научные приборы. В этот момент космонавты постоянно по радиосвязи передавали в ЦУП свои действия и ощущения, а так же находились под прицелом телекамеры, транслировавшей все в прямой эфир, и даже получили слова благодарности от Р. Никсона – президента США.

После того, как все необходимые манипуляции были совершены, Армстронг и Олдрин вернулись в модуль. Нахождение на поверхности луны заняло у них 2 часа 32 минуты, а максимальная удаленность от лунного модуля составила 60 м.

В общей сложности на поверхности Луны астронавты находились 21 час и 37 минут. После чего они вернулись на командный модуль, который в дальнейшем удачно приводнился в Тихом океане.

Полет на Луну американских астронавтов, правда или вымысел?

В 70-х годах, после окончания американской лунной программы, резко начала набирать популярность некая «Теория лунного заговора». Суть ее была в том, что американцы на самом деле никогда не высаживались на Луну, а НАСА на самом деле подстроило все лунные высадки. Появилась эта теория в результате того, что США во многом отставало от СССР в лунной гонке. И дабы не упасть в грязь лицом перед другими странами, фальсифицировала высадку Аполлон-11 на Луну.

Несколько «странных» фактов , сподвивших к образованию лунного заговора:

1. Развивающийся флаг

Наверное, самый частый аргумент в пользу лунного заговора. Суть в том, что на Луне нет ветра, а флаг на записи, сделанной в момент установки, колышется. На самом деле здесь все предельно просто. Подвешивался флаг на Г-образный флагшток, который не подразумевал под собой идеальное натяжение. Благодаря складкам на флаге кажется, будто на фото он развивается. Так же убедиться в неподвижности флага можно будет, если посмотреть подряд несколько фото, на которых положение космонавта меняется, а флага – нет.

2. На фото не видно звезд

Этому утверждению тоже есть свое объяснение. Звезд на фото не видно по одной причине – высадка была в дневное время. Еще один фактор – Солнце, яркость которого на поверхности Луны в разы больше, чем на Земле. Именно по причине того, что съемки были в дневное время на солнечной стороне, звезд на фото не видно.

3. Слишком короткие прыжки

На записях видно, как космонавты совершают прыжки в высоту. И, по мнению сторонников заговора, эти прыжки должны быть куда выше, чем видно на записях. Потому что на Луне сила тяжести в 6 раз меньше, чем на Земле. Однако и этому есть объяснение. При изменившемся весе космонавтов, неизменной осталась их масса, а значит и усилия, необходимые для прыжка, остались прежними. Так же из-за надува скафандра быстрые движения, необходимые для совершения высокого прыжка, затруднительны. При высоком прыжке космонавт с большей долей вероятности может потерять равновесие. Его потеря может привести к нарушению целостности скафандра, ранца системы обеспечения или шлема.

4.Студийная досъемка

Еще одним из частых аргументов лунного заговора является теория о том, что высадка американцев на Луну снималась в павильоне в Голливуде. Опровержение этому «факту» дадим со слов космонавта А. Леонова, который говорит о том, что студийная съемка была. Но, была лишь досъемка, созданная для того, чтобы каждый зритель смог увидеть все от начала до конца. По словам Леонова, некому с поверхности Луны было снимать открытие Армстронгом люка спускаемого корабля. Или же некому было снять спуск Армстронга по лестнице из корабля. Вот для чего была сделана студийная досъемка.

5. Как взлететь с поверхности Луны

Еще один факт это, чтобы взлететь с поверхности Луны, нужен космодром и ракета, но их на Луне не было. Они там были, но не в прямом смысле: большая ракета и огромный космодром. Нет. Все на самом деле проще. Лунный модуль представлял из себя не только средство посадки, но еще и взлета. В роли космодрома была нижняя часть модуля, а в роли ракеты – верхняя, которая так же была кабиной для астронавтов. Чтобы взлететь с поверхности Луны и долететь до ее орбиты, нужно намного меньше энергии, нежели для старта до нее с Земли. Поэтому необходимость в большой ракете отсутствовала.

Как оказывается, на каждый аргумент найдется контраргумент, доказывающий всю лживость теории лунного заговора. Следует представить, сколько людей работало над проектом «Аполлон», и заставить их столько времени хранить тайну о «лживом» полете было бы невозможно. К тому же, на кону стояла репутация США, которая значительно пострадала бы при разоблачении фальсификации. Так же, НАСА не обязательно было бы инсценировать 6 высадок на Луну, в том числе и после операции «Аполлон-11». Достаточно было бы разыграть только его полет. Ну, и в заключение, СССР, который был противником США в лунной гонке, отлично представлял, с какими сложностями приходилось сталкиваться конкурентам, и всегда признавал, что высадка американцев на Луну была.

Верить или не верить в теорию лунного заговора – дело каждого. Разница лишь в том, что верить в нее нет никаких оснований.

Июн 2, 2015

Освоение космоса в середине прошлого столетия было архиважным делом для мировых держав, ведь оно напрямую свидетельствовало об их силе и могуществе. Приоритетность разработок космической промышленности не только не скрывалась от граждан, но, напротив, всячески подчеркивалась, вселяя чувство уважения и гордости за свою страну.

Несмотря на желание многих стран принять участие в этом нелегком и интересном деле, основная нешуточная борьба разворачивалась между двумя супердержавами – Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки.

Первые победы в космической гонке были за СССР

Череда успехов советской космонавтики стала откровенно брошенным вызовом США, заставившим Америку ускорить работу в области освоения космоса и найти способ обставить главного конкурента — СССР.

  • первый искусственный спутник земли — советский Спутник-1 (4 октября 1957 года) СССР;
  • первые полеты в космос животных — собака-космонавт Лайка, первое животное, выведенное на орбиту Земли! (1954 - 3 ноября 1957) СССР;
  • первый полет человека в космос — советский космонавт Юрий Гагарин (12 апреля 1961 года).

И тем не менее, соревнование за космос продолжалось!

Первые люди на Луне

Сегодня практически все знают, что Америке удалось перехватить инициативу в космической гонке, запустив своих космонавтов на . Первым пилотируемым космическим кораблем, кому удалось успешно «прилуниться» в далеком 1969 году, стал американский космический корабль «Аполлон-11», с экипажем астронавтов на борту – это были Нил Армстронг, Майкл Коллинз и Базз Олдрин.

Многие из вас помнят фото, когда на поверхности Луны 20 июля 1969 года Армстронг с гордостью устанавливает флаг США. Правительство Америки торжествовало, что сумело обогнать в деле покорения Луны советских первооткрывателей космоса. Но история полна догадок и предположений, а некоторые факты не дают покоя критикам и ученым умам до сих пор. И по сей день обсуждается вопрос, что корабль американцев, по всей вероятности, добрался до Луны, взял , а вот опускались ли космонавты на ее поверхность на самом деле? Существует целая каста скептиков и критиков, неверящих в высадку американцев на Луне, однако, оставим этот скепсис на их совести.

Однако, впервые Луны достиг советский космический корабль «Луна-2» 13 сентября 1959 года, то есть советские космические аппараты оказались на Луне на 10 лет раньше высадки американских космонавтов на спутник Земли. И потому особенно обидно, что мало кто знает о роли советских конструкторов, физиков, космонавтов в освоении Луны.

А ведь работа была проделана огромная, и результаты были достигнуты намного раньше победного шествия Армстронга. Вымпел СССР был доставлен на поверхность Луны на десятилетие раньше, чем на ее поверхность ступила нога человека. 13 сентября 1959 года космическая станция «Луна-2» достигла планеты, в честь которой она была названа. Первый в мире космический корабль достигший Луны (космическая станция Луна-2) совершил посадку на поверхности Луны в районе Моря Дождей вблизи кратеров Аристилл, Архимед и Автолик.

Возникает вполне закономерный вопрос: если до спутника Земли добралась станция «Луна-2», то должна была быть и «Луна-1»? Была, но ее запуск, выполненный немного раньше, оказался не столь удачным и, пролетев мимо Луны… Но даже при таком исходе в ходе полёта станции «Луна-1» был получены очень значимые научные результаты:

  • При помощи ионных ловушек и счётчиков частиц были осуществлены первые прямые измерения параметров солнечного ветра.
  • При помощи бортового магнитометра впервые был зарегистрирован внешний радиационный пояс Земли.
  • Было установлено отсутствие у Луны значительного магнитного поля.
  • АМС «Луна-1» стала первым в мире космическим аппаратом, достигшим второй космической скорости.

Участники запуска были отмечены Ленинской премией, поименно народ не знал своих героев, но общее дело – честь страны – было приоритетным.

США высаживают первый людей на Луне

А что США? Полет Юрия Гагарина в космос стал серьезным ударом для Америки, и чтобы не остаться навсегда в тени русских, была поставлена цель – , и хотя американцы проиграли гонку за посадку на поверхность Луны первого космического корабля, у них был шанс первыми совершить высадку на спутник Земли космонавтов! Работы над усовершенствованием космического корабля, скафандров и необходимой техники шли семимильными шагами, американское правительство привлекло весь интеллектуальный и технический потенциал страны, и, не скупясь, тратило миллиарды долларов на разработки. Все ресурсы NASA были мобилизованы и брошены в топку науки ради великой цели.

Шаг американского гражданина на Луну – вот единственная возможность выйти из тени, сравняться с Советским Союзом в этой гонке. Возможно, что у Америки не получилось бы реализовать свои честолюбивые планы, но в это время в СССР произошла смена партийного лидера, а ведущие конструкторы – Королев и Челомей никак не могли прийти к общему мнению. Королев, будучи новатором по натуре, склонялся к использованию новейших разработок двигателей, а его коллега ратовал за старый, но проверенный «Протон». Таким образом, инициатива была упущена и первым, кто официально ступил на поверхность Луны стали американские космонавты.

Сдался ли СССР в лунной гонке?

Несмотря на то что советским космонавтам так и не удалось высадиться на Луне в 20 веке, СССР не сдался в гонке по освоению Луны. Так уже в 1970 году автоматическая межпланетная станция «Луна-17» несла на своем борту первый в мире, не знавший аналогов, планетоход, способный полноценно работать в условиях другого гравитации луны. Он получил название «Луноход-1» и предназначался для изучения поверхности, свойств и состава грунта, радиоактивного и рентгенологического излучения Луны. Работа над ним велась на Химкинском Машиностроительном заводе им. С.А. Лавочкина, руководил ее Бабакин Николай Григорьевич. Эскиз был готов в 1966 году, а вся проектная документация была закончена к концу следующего года.

«Луноход-1» был доставлен на поверхность спутника Земли в ноябре 1970 года. Центр управления находился в Симферополе, в Центре космической связи и включал пульт управления командира экипажа, водителя лунохода, оператора антенны, штурмана, зал обработки оперативной информации. Основную проблему составляла задержка времени сигнала, мешавшая полноценному управлению . Луноход проработал там почти год, до 14 сентября, именно в этот день прошел последний, удачно прошедший сеанс связи.

Луноход проделал огромную работу по изучению вверенной ему планеты, проработав намного дольше запланированного времени. Были переданы на Землю огромное количество фотографий, лунных панорам, . Спустя годы, в 2012, Международный астрономический союз дал названия всем двенадцати кратерам, встретившимся на пути «Лунохода-1» – они получили мужские имена.

Кстати, в 1993 году «Луноход-1» был выставлен на аукционе Сотбис, заявленная цена составила пять тысяч долларов. Закончились торги на сумме, гораздо более высокой – шестьдесят восемь с половиной тысяч американских долларов, покупателем стал сын одного из американских астронавтов. Характерно, что драгоценный лот покоится на территории Луны, в 2013 году он был обнаружен на снимках, сделанных орбитальным американским зондом.

Подводя итог можно отметить, что первыми людьми, высадившимися на Луну (1969 год) стали американцы, вот список космонавтов США, совершивших высадку: Нил Армстронг, Базз Олдрин, Пит Конрад, Алан Бин, Алан Шепард, Эдгар Митчелл, Дэвид Скотт, Джеймс Ирвин, Джон Янг, Чарльз Дьюк, Юджин Сернан, Харрисон Шмитт. Нил Армстронг прожил долгую жизнь и умер 25 августа 2012 года в возрасте 82 года, так и сохранив за собой звание первого человека, ступившего на Луну…

Но первые космические корабли, покорившие Луну (1959 год) были советскими, тут первенство бесспорно принадлежит Советского Союзу и русским конструкторам и инженерам.

Среди событий, которыми был запомнился XX век, одно из главных мест занимает высадка астронавтов на Луну , состоявшаяся 16 июля 1969 года. По своему значению это событие можно назвать эпохальным и историческим. Человек впервые в истории не только покинул пределы земной тверди, но и сумел ступить на внеземной космический объект. Кадры первых шагов, сделанных человеком по лунной поверхности, облетели весь мир, стали символической вехой цивилизации. Свои действия американский астронавт Нил Армстронг, в один миг превратившийся в живую легенду, комментировал так: «Этот один маленький шаг для человека - один гигантский прыжок для человечества».

С технической стороны, несомненно, программа «Аполлон» является огромным технологическим прорывом. Насколько космическая одиссея американцев оказалась полезной для науки — споры продолжаются и в наши дни. Однако бесспорным остается факт: космическая гонка, которая предшествовала высадке человека на Луне, благотворно отразилась практически на всех сферах жизнедеятельности человека, открыв новые технологии и технические возможности.

Главные конкуренты, СССР и США, сумели в полной мере использовать свои достижения в области пилотируемых космических полетов, во многом определив нынешнюю ситуацию с освоением космического пространства.

Полеты на Луну – большая политика или чистая наука?

В 50-е годы между Советским Союзом и США развернулось беспрецедентное по своим масштабам соперничество. Наступившая эра ракетной техники сулила стороне, которая сумеет построить мощные ракетоносители, огромное преимущество. В СССР этому вопросу придавали особое значение, ракетные технологии давали реальную возможность противостоять возросшей ядерной угрозе со стороны Запада. Первые советские ракеты строились в качестве основного средства доставки ядерного боеприпаса. Гражданское использование ракет, рассчитанных для полетов в космос, находилось на втором плане. В США ракетная программа развивалась аналогично: в приоритете был военно-политический фактор. Обе противоборствующие стороны подстегивала и гонка вооружений, которая вместе с холодной войной стартовала после окончания Второй Мировой.

Соединенные Штаты и СССР использовали все способы и средства для достижения результата. Советская разведка активно вела работу в секретных лабораториях космического агентства США и наоборот, американцы не спускали глаз с советской ракетостроительной программы. Однако Советы сумели в данном соревновании опередить американцев. Под руководством Сергея Королева в СССР была создана первая баллистическая ракета Р-7, которая могла доставить ядерный боезаряд на расстояние в 1200 км. Именно с этой ракетой и связано начало космической гонки. Получив в свои руки мощную ракету-носитель, Советский Союз не упустил возможность утереть нос заокеанским конкурентам. Добиться паритета с США по количеству носителей ядерного оружия для СССР в те годы было практически нереально. Таким образом, оставался единственный способ добиться равенства с Соединенными Штатами и, может быть, обогнать заокеанских конкурентов – это сделать прорыв в области освоения космоса. В 1957 году с помощью ракеты Р-7 на околоземную орбиту был выведен искусственный спутник Земли.

С этого момента на арену вышли не только вопросы военного соперничества двух сверхдержав. Освоение космоса стало первоочередным фактором внешнеполитического давления на соперника. Страна, располагающая технической возможностью совершать полеты в космос, априори выглядела самой мощной и развитой. Советскому Союзу в этом отношении удалось нанести американцам чувствительный удар. Сначала, в 1957 году состоялся запуск искусственного спутника. В СССР появилась ракета, которая могла быть использована для полета человека в космос. Через четыре года, в апреле 1961 года американцы были повергнуты в нокдаун. Сногсшибательная новость о полете в космос Юрия Гагарина на борту космического корабля «Восток-1» нанесла удар по самолюбию американцев. Меньше чем через месяц, 5 мая 1961 года астронавт Алан Шепард совершил орбитальный полет.

Последующая космическая программа американцев была очень похожа на советские разработки в данной области. Ставка делалась на совершение пилотируемых полетов экипажем в составе двух-трех человек. Базовой платформой для последующего развития американской космической программы стали корабли серии «Джемини». Именно на них проходили облет будущие покорители Луны, на этих космических аппаратах отрабатывались системы приземления, приводнения и ручного управления. Проиграв Советскому Союзу первый этап космической гонки, американцы решили сделать ответный шаг, направленный на качественно иной результат освоения космоса. В высоких кабинетах НАСА, на Капитолийском холме и в Белом доме было решено опередить русских, совершив высадку на Луну. На карту ставился международный престиж страны, поэтому работы в этом направлении приняли фантастический размах.

Совершенно не брался во внимание колоссальный размер средств, которые потребуются для реализации такого грандиозного мероприятия. Политика возобладала над экономикой. Посредством такого экстраординарного решения могло стать безоговорочное лидерство США в космической гонке. На данном этапе соревнование между двумя государствами могло закончиться двумя вариантами:

  • ошеломляющий успех и последующее развитие программы пилотируемых полетов на Луну и на другие планеты;
  • разгромный провал и колоссальная дыра в бюджете, которая могла поставить крест на всех последующих космических программах.

Обе стороны прекрасно осознавали это. Официально старт американской лунной программе был дан в 1961 году, когда с пламенной речью выступил американский Президент Дж. Кеннеди. Программа, получившая звучное название «Аполлон», предусматривала в течение 10 лет создать все необходимые технические условия для высадки человека на поверхность спутника Земли и последующего возвращения экипажа на Землю. Из политических побуждений американцы предложили Советскому Союзу совместно работать над лунной программой. За океаном делали ставку на то, что СССР откажется от совместной работы в этом направлении. Тем самым в США на кон было поставлено все: политический престиж, экономика и наука. Идея заключалась в том, чтобы раз и навсегда обогнать СССР в сфере освоения космического пространства.

Начало лунной гонки

В СССР серьезно отнеслись к вызову, брошенному из-за океана. К тому времени в Советском Союзе уже рассматривался вопрос пилотируемых полетов к естественному спутнику Земли, полет и высадка космонавтов на Луну. Работы возглавлял Сергей Павлович Королев в КБ В.Н. Челомея. В августе 1964 года Совет Министров СССР утвердил начало работ по лунной пилотируемой программе, которая предусматривала два направления:

  • облет Луны на пилотируемом корабле;
  • посадка космического модуля на поверхность спутника Земли.

Начало конструкторских и летных испытаний было намечено на 1966 год. В США масштабы работ в этом направлении получили более широкий размах. Об этом свидетельствует размер ассигнований, затраченных на реализацию всех этапов программы «Аполлон», который по завершению полетов составил колоссальную даже по сегодняшним меркам сумму — 25 млрд. долларов. Сумела бы потянуть подобные расходы советская экономика – большой вопрос. В этом кроется часть ответа на вопрос, почему Советы добровольно уступили Штатам пальму первенства в лунной гонке.

Техническая сторона вопроса, связанная с реализацией лунной программы, представляла собой огромный объем работы. Требовалось не только создать огромную ракету-носитель, способную вывести на орбиту космический корабль, оснащенный спускаемым аппаратом для прилунения. Необходимо было также сконструировать аппараты для посадки на Луну, способные вернуться обратно на Землю.

Помимо громадного объема работы, стоящего перед конструкторами, не меньше потрудиться пришлось астрофизикам, которым предстояло произвести точнейшие математические расчеты траектории полета космического корабля к спутнику Земли, последующее отделение и прилунение модуля с двумя астронавтами. Все разработки имели смысл только при условии удачного возвращения экипажа обратно. Этим и объясняется такое количество стартов, которым была насыщена программа «Аполлон». До того момента, когда 20 июля 1969 года состоялась высадка астронавтов на Луну, было совершено 25 учебных, пробных и подготовительных запусков в ходе которых рассматривалась работы всех системы огромного ракетно-космического комплекса, начиная с состояния ракеты носителя Сатурн 5 в полете, заканчивая поведением лунного модуля на окололунной орбите.

В течение долгих восьми лет шла кропотливая работа. Предстоящему событию предшествовали серьезные аварии и удачные пуски. Самым печальным событием в истории программы «Аполлон» стала гибель трех астронавтов. Командный отсек с астронавтами сгорел на наземном стартовом комплексе во время испытаний космического аппарата «Аполлон-1» в январе 1967 года. Однако в целом проект обнадеживал. Американцам удалось создать надежную и мощную ракету-носитель «Сатурн 5», способную доставить на окололунную орбиту груз массой до 47 тонн. Сам аппарат «Аполлон» можно было назвать чудом техники. Впервые в истории человечества был разработан космический аппарат, способный доставить людей на внеземной объект и обеспечить безопасное возвращение экипажа назад.

Корабль включал в себя командный отсек и лунный модуль — средство доставки астронавтов на Луну. Две ступени лунного модуля, посадочная и взлетная, были созданы с учетом всех предусмотренных программой технологически операций. Кабина лунного модуля была самостоятельным космическим летательным аппаратом, способным совершать определенные эволюции. К слову, именно конструкция лунного модуля космического аппарата «Аполлон» стала прообразом первой орбитальной американской космической станции «Скайлэб».

Американцы более чем тщательно подходили к решению всех вопросов, стремясь наверняка добиться успеха. До того момента, как первый космический корабль «Аполлон-8» достиг орбиты Луны и совершил 24 декабря 1968 года облет нашего спутника, в тяжелой и рутинной работе прошли 7 лет. Результатом колоссальной работы стал запуск одиннадцатого корабля семейства «Аполлон», экипаж которого в итоге объявил всему миру о том, что человек достиг поверхности Луны.

Правда ли это? Действительно ли американские астронавты сумели высадиться 20 июля 1969 года на Луне? Эта загадка, которую продолжают решать до сих пор. Эксперты и ученые всего мира разделились на два противоборствующих лагеря, продолжая выдвигать новые гипотезы и создавать очередные версии в защиту той или иной точки зрения.

Правда о высадке американцев на Луну — ошеломляющий успех и ловкая афера

Ложь и клевета, с которыми вынуждены были столкнуться легендарные астронавты – члены экипажа «Аполлон-11» Нил Армстронг, Эдвин Олдрин и Майкл Коллинз, поражают своими масштабами. Не успела еще остыть обшивка посадочного модуля «Аполлона-11», как вместе со всенародным ликованием раздались слова, что никакой высадки на самом деле не было. Сотни раз по телевидению во всем мире показали исторические кадры, запечатлевшие пребывание землян на Луне, тысячи раз прокручивались пленки с переговорами командного центра с астронавтами, находившимися на окололунной орбите. Утверждается, что космический корабль, если и летал к нашему спутнику, то находился на орбите Луны, не совершив никаких операций по прилунению.

Критические доводы и факты стали платформой для теории заговора, которая бытует и в наши дни и ставит знак вопроса под всей американской лунной программой.

Какими аргументами апеллируют скептики и сторонники теории заговора:

  • фотоснимки, сделанные во время посадки лунного модуля на поверхность Луны, сделаны в земных условиях;
  • поведение астронавтов во время пребывания на поверхности Луны несвойственно для безвоздушного пространства;
  • анализ переговоров экипажа корабля «Аполлон-11» с командным центром дает повод говорить о том, что отсутствовала задержка связи, которая присуща при радиопереговорах на большие расстояния;
  • лунный грунт, взятый в качестве проб с поверхности Луны, мало чем отличается от пород земного происхождения.

Эти и другие аспекты, которые до сих пор муссируются в прессе, при определенном анализе могут ставить под сомнение факт пребывания американцев на нашем естественном спутнике. Вопросы и ответы, которые сегодня звучат по этому поводу, позволяют говорить, что большая часть спорных фактов надумана и не имеет под собой реальной почвы. Неоднократно сотрудники НАСА и сами астронавты выступали с докладами, в которых описывали все технические тонкости и детали того легендарного полета. Майкл Коллинз, находясь на окололунной орбите, фиксировал все действия экипажа. Действия астронавтов дублировались на командном посту в центре управления полетом. В Хьюстоне во время путешествия астронавтов на Луну прекрасно знали о том, что происходило на самом деле. Доклады экипажа неоднократно поддавались анализу. Параллельно изучались стенограммы командира корабля Нила Армстронга и его коллеги Эдвина Олдрина, записанные в момент пребывания на поверхности Луны.

Ни в том, ни в другом случае не удалось установить лживость показаний членов экипажа «Аполлон-11». В каждом отельном примере идет речь о четком выполнении поставленной экипажу задачи. Уличить всех троих астронавтов в преднамеренной и искусной лжи не удалось. На вопрос, как в лунном модуле высаживают астронавтов на Луну, если в нем на каждого члена экипажа приходится всего 2 кубических метра внутреннего объема корабля, был дан следующий ответ. Время пребывания астронавтов на борту лунного модуля ограничивалось всего 8-10 часами. Человек в защитном скафандре находился в стационарном положении, не предпринимая значительных физических движений. Время лунной одиссеи совпадало с хронометром командного модуля «Колумбия». Во всяком случае, время пребывания двух американских астронавтов на Луне зафиксировано в бортовом журнале, в аудиозаписях ЦУПа и отображено на фотографиях.

Была ли высадка людей на Луну в 1969 году?

После легендарного полета в июле 1969 года американцы продолжили запуски космических кораблей к нашей космической соседке. После «Аполлона-11» в путешествие отправились 12-я миссия, которая также увенчалась очередной высадкой астронавтов на поверхность Луны. Места посадок, в том числе для последующих миссий, выбирались с расчетом получить представление о разных участках лунной поверхности. Если лунный модуль «Орел» корабля «Аполлон-11» прилунился в районе моря Спокойствия, то другие корабли совершали посадку в других районах нашего спутника.

Оценивая объем усилий и техническим приготовлений, связанных с организацией последующих лунных экспедиций, невольно задаешься вопросом: если изначально высадка на Луну планировалась как афера, зачем после достигнутого успеха продолжать изображать титанические усилия, запуская остальные миссии «Аполлонов» к нашему спутнику? Тем более если это несет высокую степень риска для членов экипажа. Показательна в этом аспекте история с тринадцатой миссией. Внештатная ситуация на борту «Аполлона-13» грозила перерасти в катастрофу. Ценой огромный усилий членов экипажа и наземных служб корабль вместе с живым экипажем удалось вернуть на землю. Эти драматические события легли в основу сюжета художественного фильма-блокбастера «Аполлон-13», снятого талантливым режиссером Роном Ховардом.

Эдвину Олдрину, другому человеку, которому удалось побывать на поверхности нашей Луны, пришлось написать даже книгу о своей миссии. Его книги «Первые на Луне» и «Возвращение на Землю», которые вышли в 1970-73 годах, стали бестселлерами, а не научно-фантастическими романами. Астронавт в мельчайших подробностях изложил всю историю их полета к Луне, описал все штатные и внештатные ситуации, возникшие на борту лунного модуля и командирского корабля.

Дальнейшее развитие лунных миссий

Говорить сегодня о том, что земляне не были на Луне, некорректно и невежливо по отношению к людям, принимавшим участие в этом грандиозном проекте. Всего к Луне было отправлено шесть экспедиций, которые завершились высадкой человека на поверхность нашего спутника. Своими стартами ракет к Луне американцы дали шанс человеческой цивилизации по-настоящему оценить масштабы космоса, взглянуть на нашу планету со стороны. Последний полет к земному спутнику состоялся в декабре 1972 года. После этого ракетные пуски в сторону Луны не осуществлялись.

Можно только догадываться об истинных причинах сворачивания столь грандиозной и масштабной программы. Одной из версий, которой придерживается сегодня большинство экспертов, является высокая стоимость проекта. По сегодняшним меркам на космическую программу по освоению Луны было потрачено более 130 млрд. долларов. Нельзя сказать, что американская экономика с натугой тащила лунную программу. Высока вероятность того, что просто возобладал здравый смысл. Особой научной ценности полеты человека на Луну не имели. Данные, с которыми сегодня работает большинство ученых и астрофизиков, позволяют достаточно точно сделать анализ того, что представляет собой наша ближайшая соседка.

Чтобы получить необходимую информацию о нашем спутнике, совсем не обязательно отправлять в столь рискованное путешествие человека. С этой задачей прекрасно справились советские автоматические зонды «Луна», доставившие на Землю сотни килограммов лунной породы и сотни снимков и изображений лунного ландшафта.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них