Психология принятия решений. Под влиянием Перестаньте вешать на людей "ярлыки"


Деградация мозга - это процесс, который является естественным для этого важнейшего органа тела. С возрастом мы начинаем забывать многие вещи, наши когнитивные способности ухудшаются, концентрироваться становится все тяжелее и тяжелее. Что же можно сделать, чтобы максимально отсрочить умственную деградацию и сохранить функции мозга в надлежащем состоянии? Estet-poral нашел ответ на этот вопрос. Практические рекомендации по поводу поддержания функциональности мозга Вы можете прочесть далее.

Главный редактор ресурса TrendClub и владелец digital-агентства Fu2re Данил Дехканов написал колонку о том, почему человеческий мозг со временем деградирует, и как этому воспрепятствовать. Речь пойдет о том, что когда Вы перестаете двигаться вперед, Вы начинаете двигаться назад, а оставаться на месте, к сожалению, невозможно.

Вы заметили, что чем старше Вы становитесь, тем с меньшей охотой беретесь за ту работу, которая для Вас непривычна или связана с большой концентрацией внимания и освоением незнакомых навыков?

Открою Вам небольшой секрет. Чтение любимых газет (авторов), работа по хорошо знакомой специальности, использование родного языка и общение с друзьями, которые Вас хорошо понимают, посещение любимого ресторана, просмотр любимого сериала… - все это, так всеми нами любимое, приводит к деградации мозга.

Ваш мозг - ленив (как и Вы), и поэтому стремится снизить затраты энергии на ту или иную деятельность путем создания своеобразных "макросов" - программ, которые Вы выполняете по шаблонам.

Биолог Ричард Симон в начале позапрошлого века назвал эти программы "энграммами" - физической привычкой или следом памяти, оставленным повторным воздействием раздражителя. Энграммы можно представить в виде тропинок, которые нейроны "протаптывают" в Вашем мозгу, выполняя одно и то же действие. Чем дольше мы выполняем его, тем меньше энергии затрачивает на это наш мозг. Иногда эти тропинки превращаются в дороги, а затем и вовсе в автобаны, как например, у этого китайца, собирающего колоду карт быстрее робота.

С одной стороны, это отличная суперспособность - действительно, зачем тратить лишнюю энергию для осуществления однотипных действий? Однако обратная сторона этой способности — снижение пластичности нашего мозга. Дело в том, что чем дольше мы пользуемся энграммами, тем меньше работают базальные ганглии в нашем мозгу. Их основная функция - вырабатывать нейромедиатор ацетилхолин, помогающий нейронам "прорубать" новые тропинки среди информационного шума нашего мозга (примерно это у Вас происходит сейчас, после прочтения данного предложения).

Вспомните свою дорогу на работу или в институт. Если Вы ездите по одному и тому же маршруту больше полугода, то Ваши действия становятся настолько автоматическими, что параллельно Вы можете выполнять и другие действия - читать, слушать музыку, отвечать на почту. В любимом ресторане Вам не придется выжимать из себя ацетилхолин и думать над тем, что Вам взять на обед, Вы уже знаете наизусть все меню. За фальшивой улыбкой друга Вы сразу же узнаете тревогу, и Вам не нужно будет напрягаться для того, чтобы расшифровать эти коммуникативные сигналы.

Казалось бы, зачем все это менять? А затем, что наша жизнь - непрерывный источник изменений, не поддающихся нашему контролю. К большей части из них нам приходится приспосабливаться, и в этой "гонке хамелеонов" выживает тот, кто быстрее остальных поменяет свой цвет под цвет окружающей среды и сможет поближе подкрасться к насекомому (которых во время кризиса все меньше и меньше). Вас могут сократить, задачи Вашего отдела могут измениться и от Вас потребуется овладеть новыми навыками (и если Вы не справитесь, Вас, опять же, сократят), Вы влюбитесь в китаянку и захотите выучить дунганский язык, на котором говорит ее родня, и так далее. Поэтому пластичность мозга надо постоянно поддерживать и тренировать. Представьте, что Ваш мозг - это бетон, который через какое-то время застынет.

Образ "затвердевших" мозгов Вам станет понятней, если Вы посмотрите на большинство 70-летних стариков, не способных освоить таймер на микроволновке, воспринимающих в штыки все новое, выполняющих годами однотипные действия (или воспроизводя шаблоны мышления). Эти "тропинки" в их головах превратились в норы и тоннели в скальных породах, и "прорыть" проход в соседнюю пещеру практически невозможно. Ваша задача - постоянно перемешивать эту "мыслительную смесь", не дать ей затвердеть. Как только мы расслабляемся и начинаем использовать энграммы, какая-то часть нашего мозга затвердевает, и мы даже не замечаем этого.

Что делать для того, чтобы остановить деградацию мозга?

Я выделил десятку самых простых, но вполне эффективных, приемов:

1. Следите за собой

Если Вы вдруг почувствовали дискомфорт оттого, что что-то не так (к примеру, Ваш любимый сайт поменял дизайн или в магазине исчез любимый йогурт), уцепите это чувство за хвост и начните его "раскручивать". Почему бы не перепробовать все йогурты или вовсе не начать делать свой?

2. Не перечитывайте уже прочитанные книги

Не пересматривайте уже просмотренные фильмы. Да, это очень приятное психологически чувство - окунуться в тот уютный мирок, в жизни уже знакомых персонажей, никаких сюрпризов, уже знаешь конец и можешь наслаждаться мелочами, которые в первый раз не заметил, проглотив книгу за час (или просмотрев сезон за выходные). Но в то же время Вы забираете у новых книг и фильмов шанс открыть Вам что-то принципиально новое, лишаете свой мозг образования альтернативных нейронных связей.

3. Ищите новые маршруты

Постарайтесь искать новые маршруты для привычной дороги домой и обратно, найти альтернативные магазины, кинотеатры и другие инфраструктурные точки на карте Вашей жизни. Это может занять дополнительное время, но может принести и приятные бонусы - к примеру, более низкие цены в магазинах или меньше народа в кинотеатре.

4. Ищите новую музыку

Если Вы меломан, в Вашем плейлисте десятки тысяч композиций, и Вам кажется, что Ваш вкус весьма богат и разнообразен, то спешу Вас разочаровать - чаще всего мы слушаем 50-100 знакомых треков, приятных нам все по тем же причинам - мы адаптировались к ним, и нашему мозгу не нужно тратить дополнительные ресурсы для их обработки и осмысления. В мире несколько сот тысяч интернет-радиостанций, и даже если каждый день переключаться на новую, все равно нашей жизни не хватит для того, чтобы переслушать их все.

5. Ищите новых друзей и знакомых

Да, это, конечно же, здорово, когда есть друзья, с которыми приятно собираться каждую пятницу и обсуждать футбол или новое платье Бейонсе. Психологически комфортнее. Но ведь большинство из нас живут в мегаполисах, зачем ограничивать свой круг 4-5 людьми, причем чаще всего выбранных не нами, а "навязанных" обстоятельствами - школой, институтом, работой? Социальные инструменты, заложенные в нас, очень сильно влияют на наш образ мышления, и иногда бывает так, что мы, под влиянием тех или иных друзей, меняем точку зрения, набор интересов, а иногда и вовсе род деятельности.

6. Заведите детей

Дети являются перманентным источником хаоса и неопределенности в Вашей жизни. Они - живые "бетономешалки" в Вашей голове, рушащие все шаблоны и перекраивающие Ваши устоявшиеся маршруты по-новому. У меня три сына разных возрастов, которые каждый день вносят что-то новое своими вопросами, поведением, пытливостью ума и непрерывными экспериментами со всем вокруг. Вы сами не заметите, как Ваше мышление раскрепостится, и Вы начнете думать по-другому. Если завести детей у Вас пока не получается, то можно начать с собаки. Она, во-первых, требует прогулки (а свежий воздух полезен для мозга). Во-вторых, вовлекает Вас в невольное общение с другими собачниками. И в-третьих, тоже может стать источником хаоса (моя, например, когда бегает за мухами, не обращает особого внимания на препятствия, возникающие на ее пути).

7. Перестаньте критиковать

"Какой ужасный дизайн!", "Как отвратительно они сделали развязку!", "Как неудобно сидеть в этих новых креслах!" - эти и миллионы других сообщений в Facebook, из уст Ваших коллег и Ваших собственных являются индикаторами сопротивления изменениям, неожиданно наступившим в жизни. Изменениям, которые, чаще всего, Вы не можете изменить. Или можете, но приложив множество усилий, которые того не стоят. Согласитесь, есть ведь более интересные занятия, чем требовать в ресторане книгу жалоб и писать кляузу на хамоватого официанта? Гораздо полезнее для Вашего собственного развития будет принять эти изменения и мотивировать мозг продолжить жить в новой реальности. Ваши диалоги должны выглядеть примерно так: "Новое меню? Отлично, а то старые блюда уже приелись!", "Новый ремонт дороги, нужно искать объезд? Отлично, значит через месяц тут не будет таких колдобин, а пока идет ремонт, я узнаю об этом районе что-то новое!", "Новая операционная система? Супер! У меня теперь появился новый занимательный квест - найди панель управления!"

8. Перестаньте вешать на людей "ярлыки"

Это очень удобно - вместо того, чтобы разбираться в человеке, размышлять о том, почему он так поступил - поддаться слабости и просто "заклеймить" его, присоединив к тому или иному психотипу. Изменила мужу? Проститутка! Выпивает с друзьями? Алкоголик! Смотрит реслинг? Идиот! Каждый из нас находится под действием, может быть, еще большего давления жизненных обстоятельств, чем тот же Родион Раскольников, однако многие находят его размышления, описанные Достоевским, интересными, а соседки-разведенки с двумя детьми - чем-то вульгарным и не заслуживающим внимания.

9. Экспериментируйте с ароматами

Несмотря на то, что эволюция вытеснила на второй план наши рецепторы обоняния, запахи все еще имеют на нас огромное влияние. И если у Вас есть любимая туалетная вода, которую Вы не меняете уже годами, то самое время ее поменять. И делать это с некоторой периодичностью.

10. Учите иностранные языки

И для этого не обязательно влюбляться в китаянку, можно найти другую мотивацию, связанную, к примеру, с профессиональными интересами, или хобби. Иностранные слова и связанные с ними семантические поля зачастую отличаются от Вашего родного языка, и их изучение является, пожалуй, самым эффективным инструментом для тренировки пластичности мозга (особенно, если отходить дальше от туристического лексикона и углубляться в культурные особенности).

Не следует также забывать, что наш мозг устроен гораздо сложнее, чем многим кажется. Энграммы, связанные с прослушиванием одной и той же музыки, влияют на то, как мы общаемся с друзьями. Неожиданные ощущения от запаха блюд в новом ресторане могут разбудить в Вас желание переоценить слова и поступки любимого человека (понять и простить). А прогулка после работы по незнакомой улице натолкнуть на мысль о том, как найти подходящее решение в проблеме, возникшей на работе. Поэтому вышеперечисленные лайфхаки лучше всего комбинировать, чтобы предотвратить умственную деградацию.

И может быть, в один прекрасный день, лет эдак через 30, когда Ваш внук принесет Вам свой новый гаджет, представляющий из себя облако нано-роботов, Вы не скажете "О Боже, уберите от меня эту жужжащую штуку!", а окунете в него руку со словами "Вау!" и сразу же спросите "А как это работает и где такое можно купить?".

Утомление – это состояние организма, возникающее под влиянием той или иной работы и характеризующееся временным снижением работоспособности.

Различают два вида утомления - физическое и умственное

  • Умственное утомление характеризуется понижением продуктивности интеллектуального труда, ухудшением памяти, трудностью при попытке сосредоточиться.
  • Физическое утомление – снижением физической работоспособности, ухудшением координации движений, уменьшением силы мышц.

По внешним и внутренним признакам утомления контролируют физическую нагрузку .

К внешним признакам утомления относят изменение цвета кожи, повышение потоотделения, нарушение ритма дыхания, нарушение координации движений. По степени выраженности этих признаков различают три степени утомления:

· Легкая – дыхание ровное, но учащённое, небольшое покраснение кожи и умеренная потливость. На протяжении всего занятия сохраняется правильная координация движений. После занятий хорошее настроение, ощущение бодрости.

· Значительная (переутомление 1 степени): значительное покраснение кожи, одышка, жалобы не усталость, боль в мыщцах и суставах, большая потливость, восстановление частоты пульса и дыхания происходит замедленно. Некоторое нарушение координации при выполнении упражнений.

· Очень большая, резкое переутомление (переутомление 2 степени):подавленное состояние, нарушение координации движений, жалобы на боль в мышцах, головная боль, иногда тошнота и рвота, поверхностное дыхание через рот, резкое покраснение или побледнение кожи.

К внутренним признакам относят появление болевых ощущений в мышцах, подташнивание или даже головокружение. В таких случаях занятие надо прекратить.

Для того, чтобы не уставать, необходимы:

Правильная дозировка нагрузок;

Чередование упражнений связанных с напряжением и расслаблением;

Благоприятный эмоциональный фон.

Понятие «утомление» тесно связано с понятием «выносливость». Главным условием развития выносливости является работа до утомления. Поэтому небольшое утомление допустимо и необходимо . Но при появлении неблагоприятных признаков переутомления 1 и 2 степени надо прекратить выполнение упражнений и отдохнуть. Во время отдыха выполнить упражнения на расслабление мышц и восстановление дыхания и обязательно обратиться к учителю или врачу.

К профилактическим приёмам снятия утомления при умственном утомлении являются физкультурные минутки (3-5 упр. в течение 1-2 мин) и физкультурные паузы (5-7 упр. в течение 3-5 мин). Их цель повышение продуктивности умственной работы, предупреждение нарушения осанки.

Ответ 2 (Что понимается под тестированием физической подготовленности и с помощью каких тестов можно определить развитие силы, быстроты, выносливости?)


ТЕСТ – это измерение или испытание, проводимое для определения способностей или состояния человека. В физическом воспитании такими испытаниями являются физические упражнения (двигательные задания), с помощью которых оценивают развитие физических качеств человека.

ТЕСТИРОВАНИЕ – это процесс непосредственного выполнения тестов.

Полученное в ходе измерений числовое значение (например выраженное в секундах, сантиметрах, метрах) является результатом тестирования (теста).

Например: прыжок в длину с места – это тест; процедура проведения прыжков в длину и измерение результата – тестирование, длина прыжка – результат теста.

На основе результатов тестирования можно:

  • Сравнивать физическую подготовку отдельных учащихся;
  • Проводить спортивный отбор для занятий тем или иным видом спорта, для участия в соревнованиях;
  • Осуществлять контроль за обучением (тренировкой) школьников и спортсменов;
  • Выявлять преимущества и недостатки применяемых средств (физических упражнений), методов обучения и форм организации занятий.

Для комплексной оценки физической подготовленности занимающихся необходимо проводить несколько тестов различной направленности (например, на силу, быстроту, выносливость)

СИЛА – сгибание-разгибание рук в упоре лёжа, подтягивание на перекладине, подъём переворотом, жим штанги и т.д

БЫСТРОТА – бег на 20 и 30м с хода, бег на 30,60,100м (на скорость преодоления дистанции)

ВЫНОСЛИВОСТЬ – бег на 600, 800,1000м (дети 7-10 лет),2000м(11-14 лет), 3 000м (15-18 лет), бег на лыжах 3 км, 12-минутный беговой тест Купера, 6-минутный бег и др.

1. Расскажите об основных правилах самостоятельного освоения двигательных действий («от простого к сложному», «от известного к неизвестному», «от освоенного к неосвоенному»),

2. Общие требования безопасности при проведении туристических походов.

Характер

Комплексы человека являются неотъемлемой составляющей внутренней эмоциональной жизни. Комплекс представляет собой некоторую систему индивидуальных убеждений личности, которая влияет на жизнь в целом, мотивы поступков и внутренние ощущения. Комплексы иногда мешают человеку сделать правильный выбор, вовремя принять важное решение, проявить собственную инициативу. Существует ли человек без комплексов? Пожалуй, таких людей нет на свете. Даже самый смелый человек в определенной ситуации будет чувствовать себя некомфортно, скованно, действовать крайне нерешительно. В данной статье мы рассмотрим, какие комплексы человека мешают ему полноценно жить и чувствовать себя счастливым, а также обстоятельства, которые способствуют развитию комплексов.

Развитие комплексов

Любые комплексы формируются в детском возрасте. При определенном воздействии на психику ребенка родители могут воспитать в нем как уверенность в своих силах, так и ощущение собственной неполноценности. Развитие комплексов – процесс, которому способствует наше ближайшее окружение. Люди в большинстве случаев не имеют намерения обидеть или причинить боль, просто они действуют, исходя из личных соображений или стереотипов.

Родители

Самые первые комплексы в нас закладывает семья. Если родители постоянно твердят ребенку, что он неловкий и неуклюжий, малыш, в конце концов, сам поверит в это. Ребенок улавливает любое обращенное к нему слово, взгляд или просьбу. Комплексы формируются в результате частых одергиваний, запугиваний или сомнений в способностях маленького человека. Ведь если родители проявляют неуверенность по поводу будущего своего крохи, как он сам может быть в нем уверен? Маленький ребенок основывается на мнении родителей. Если те выражают хотя бы малейшее сомнение в его физических или умственных способностях, сын или дочка тоже начинают сомневаться в себе. Так формируется комплекс неполноценности , при котором личность ощущает себя недостаточно хорошей для получения всевозможных благ.

Друзья и общество

В результате взаимодействия с другими людьми человек тоже составляет определенное мнение о себе. Окружающие могут невольно повлиять на развитие комплексов, сделать личность замкнутой и даже агрессивной. Отношение к нам друзей и знакомых прямым образом воздействует на подсознание. Когда случаются неудачи, очень важно чувствовать реальную поддержку, а не выслушивать нравоучения, не встречать повсюду насмешки. Если нет истинного принятия, легко формируются различные комплексы.

Личный опыт

В повседневной жизни личность составляет собственное мнение о себе. Происходящие события накладывают отпечаток на способность в дальнейшем верить окружающим, принимать ответственные решения. Личный опыт играет большую роль в становлении индивидуальности, развитии характера, самооценки. Комплексы формируются тогда, когда человек не знает, как правильно к себе относиться, не может понять, почему окружающие воспринимают его определенным образом. Нередко в результате негативных факторов человек составляет о себе невысокое мнение и придерживается его долгие годы. Над комплексами необходимо работать, иначе они подчинят себе личность, заставят ее переживать тяжелейшие минуты собственной несостоятельности. Комплекс – это всегда симптом того, на что следует обратить внимание.

Комплексы современного человека

Современный ритм жизни накладывает на человека характерный отпечаток своего времени. Современная личность должна быть мобильной, уметь быстро реагировать на изменяющиеся условия жизни. У разных людей могут возникать различные комплексы, касающиеся той или иной сферы. Обычно комплексы связаны с самоощущением личности. Какие комплексы встречаются чаще других? Комплексы современных людей можно разделить на несколько видов.

Комплекс неполноценности

Комплекс неполноценности обычно связан с низкой самооценкой, с субъективным ощущением собственной ненужности и невостребованности. Человек может считать себя некрасивым и недостойным всяческого внимания и похвалы. Сам комплекс формируется в результате негативного опыта в детстве и невольно переносится во взрослую жизнь. Такой человек часто отказывается от собственного мнения, психологически подчиняется давлению окружающих. Многие считают, что подобной личностью легко управлять, но от этого, в первую очередь, страдает сам человек.

Комплекс неполноценности – это задача, с которой необходимо работать. Она решается нелегко, но стоит больших усилий. Как правило, если человек начинает себя ценить, с большим уважением к нему относятся и окружающие. Наличие комплекса помогает личности понять, над чем ей необходимо работать, что в себе нужно менять.

Комплекс бедности

Комплекс бедности формируется в том случае, когда ребенок растет в малообеспеченной семье. Он с малых лет ощущает на себе все тяготы и лишения, его внутренние запросы не удовлетворяются. Данный комплекс развивается постепенно: в голове у малыша откладывается мысль о том, что денег всегда не хватает, что его потребности не важны и средства нельзя тратить на разные прихоти. Он наблюдает, как родители отказывают себе в необходимом, чтобы собрать его в детский сад или школу, делает соответствующие выводы. Комплекс бедности порождает определенные последствия. Если во взрослой жизни у такого человека что-то не получится с первого раза, он опустит руки. Чаще всего, он не станет даже пытаться достичь чего-то по-настоящему значимого, а удовлетворится неинтересной посредственной должностью. Парадокс заключается в том, что часто такие люди, страдающие комплексом бедности, оказываются одаренными и талантливыми.

Комплекс маленького человека

Данный комплекс тоже берет начало из детства. Сам комплекс указывает на то, что у человека крайне низкая самооценка. У такой личности имеется твердое убеждение в том, что она ничего не стоит. Мужчины и женщины, имеющие комплекс маленького человека, убеждены, что от них ничего не зависит, ощущают себя некрасивыми и непривлекательными. Комплекс заставляет все время ждать поддержки от окружающих. Человек боится пробовать свои силы в новых начинаниях, часто не знает, как вести себя в обществе, теряется в сложных ситуациях. Все потому, что он внутренне убежден в собственной никчемности. Нерешительность только усугубляет проблему: не делается никаких попыток, чтобы преодолеть комплекс, человек замыкается в проблеме.

Сам комплекс сильно связан с процессом внутреннего саморазрушения личности. Этот комплекс нередко заставляет не просто сомневаться в своих возможностях, но и отрицать уже имеющиеся достижения. Даже если окружающие твердят, что у него есть какие-то значимые способности, человек с комплексом никогда не поверит в то, что ему говорят правду. Личность обесценивает свой опыт, не берет в расчет сильные стороны, концентрируется только на недостатках.

Комплекс вины

Комплекс вины формируется под воздействием родителей и ближайшего окружения. В результате вырастает личность, которая причину любой проблемы начинает искать в себе. Такой человек многое принимает на свой счет и легко обижается. Создается впечатление, что он один виноват во всем, что происходит на свете. Комплекс вины способствует разрушению личности, накапливанию обид. Чувства выражать становится трудно, появляется страх сделать что-то не так, произнести дурное слово, навредить близким делом или поступком. Комплекс жертвы в обязательном порядке требует коррекции и внимания. В противном случае он может привести к самым нежелательным последствиям.

Комплекс вины – это всегда серьезная психологическая нагрузка, которая требует от человека и его родных максимального участия. Комплекс подразумевает, что человеку становится достаточно сложно выражать собственное мнение, иметь индивидуальный взгляд на жизнь.

Комплекс зависти

Комплекс зависти – это проблема, требующая обязательной работы над собой. Комплекс формируется в результате приобретенного опыта несправедливого отношения взрослого к ребенку. Когда маленький человек недополучает внимания и любви, у него начинает развиваться комплекс зависти. Комплекс зависти подразумевает, что кого-то другого любят больше, а он чувствует себя обделенным и обиженным. Комплекс зависти может привести к самым нежелательным последствиям, таким как развитое равнодушие к окружающим, чувство безразличия к страданиям, отчужденность, эмоциональная холодность. Читать подробно про зависть .

Таким образом, мы рассмотрели, какие комплексы возникают у личности под влиянием тех или иных факторов. Каждый негативный опыт не проходит бесследно, он приводит к глубокой внутренней ране, которую не так просто бывает излечить в дальнейшем.

Таким образом, человек начинает мыслить под влиянием тех или иных потребностей и в ходе его мыслительной деятельности возникают и развиваются все более глубокие и сильные познавательные потребности.

Мышление имеет целенаправленный характер. Необходимость в мышлении возникает прежде всего тогда, когда в ходе жизни и практики перед человеком появляются новая цель, новая проблема, новые обстоя

тельства и условия деятельности. Например, так бывает, когда врач сталкивается с каким-то новым, до сих пор неизвестным заболеванием и пытается найти и использовать новые методы его лечения. По самому своему существу мышление необходимо лишь в тех ситуациях, в которых возникают эти новые цели, а старые, прежние средства и способы деятельности недостаточны (хотя и необходимы) для их достижения. Такие ситуации называются проблемными. С помощью умственной деятельности, берущей начало в проблемной ситуации, удается создать, открыть, найти, изобрести новые способы и средства достижения целей и удовлетворения потребностей.

Мышление - это искание и открытие нового. В тех случаях, где можно обойтись старыми, уже известными способами действия, прежними знаниями и навыками, проблемной ситуации не возникает и потому мышление попросту не требуется. Например, уже ученика II класса не заставляет мыслить вопрос типа: "Сколько будет 2 х 2?". Для ответа на такие вопросы вполне достаточно лишь старых, уже имеющихся у этого ребенка знаний.

Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются прежде всего в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-образного, наглядно-действенного и отвлеченного мышления). К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другие качества познавательной деятельности: самостоятельность, гибкость, быстрота мысли.

Самостоятельность мышления проявляется прежде всего в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.

Гибкость мышления заключается в умении изменять намеченный вначале путь (план) решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые не удалось учесть с самого начала.

Быстрота мысли особенно нужна в тех случаях, когда от человека требуется принимать определенные решения в очень короткий срок (например, во время боя, аварии). Но она нужна также и школьникам. Так, некоторые хорошие ученики даже в старших классах, когда их вызывают к доске решать новую для них задачу, смущаются и теряются. Эти отрицательные эмоции затормаживают их мышление; мысль начинает работать очень медленно и часто безуспешно, хотя в спокойной обстановке (дома или за партой, а не у доски) те же школьники быстро и хорошо решают подобные и даже более трудные задачи. Это резкое замедление мысли под влиянием тормозящих эмоций и чувств нередко проявляется и на экзаменах. У других школьников, наоборот, общее возбуждение и волнение во время экзамена не замедляют, а стимулируют и ускоряют мышление. Тогда они могут добиться более высоких результатов, чем в обычной, спокойной обстановке.

Эти индивидуальные особенности некоторых учеников необходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить их умственные способности и знания.

Все перечисленные и многие другие качества мышления тесно связаны с основным его качеством, или признаком. Важнейший признак всякого мышления - независимо от его отдельных индивидуальных особенностей - умение выделять существенное, самостоятельно приходить ко все новым обобщениям. Когда человек мыслит, он не ограничивается констатацией того или иного отдельного факта или события, пусть даже яркого, интересного, нового и неожиданного. Мышление необходимо идет дальше, углубляясь в сущность данного явления и открывая общий закон развития всех более или менее однородных явлений, как бы внешне они не отличались друг от друга.

Литература

1. Психология. Словарь/Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

2. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов выш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. М.: Просвещение, 1995. - 576 с.

3. Хрестоматия по общей психологии: психология мышления. - М 1981.

4. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. - М., 1969.

5. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. -М., 1986

6. Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/Под ред. Л.А. Венгера. - М.:Просвещение. 1985. - 272 с.

7. Развитие мышления и умственное развитие дошкольника/Под ред. Н.Н. Поддъякова, А.Ф. Говорковой. - М.: Педагогика, 1985. - 200 с.

  • 1. Социальное влияние – это такое поведение какого-либо человека, которое имеет своим следствием изменение образа действий другого человека, его чувств или мыслей по отношению к некоему стимулу. Власть понимается как наличие силы, имеющейся в распоряжении субъекта (агента влияния) для того, чтобы мотивировать определенное изменение объекта влияния. Власть возникает вследствие зависимости одних людей от других. Чем больше эта зависимость, тем больше и потенциальная власть. Обычно власть ассоциируется с тем или иным принуждением, пусть даже в мягкой форме.
  • 2. Выделяют три следующих процесса, благодаря которым люди оказываются под тем или иным влиянием: уступчивость, идентификация и интернализация. Одно и то же поведение может быть производным любого из этих процессов или их сочетания. Уступчивость проистекает из того, что человек (объект влияния) прикидывает про себя, какова может быть "цена" непослушания. Идентификация происходит тогда, когда человек (объект влияния) оказывается под влиянием какого-либо другого лица вследствие его привлекательности. Интернализация осуществляется тогда, когда агент влияния обладает достаточной компетентностью, чтобы пользоваться доверием других людей.
  • 3. Д. Френч и Б. Рэйвен предложили классификацию различных основ власти, выделив власть вознаграждения, принуждения, экспертную, информационную, референтную и легитимную. Власть вознаграждения основана на способности агента влияния каким-либо образом наградить другое лицо в случае признания позитивных итогов деятельности последнего. Власть принуждения подразумевает способность агента влияния наказать объект влияния. Власть экспертная основана на том, что объект влияния приписывает агенту влияния значительное превосходство в знаниях или опыте. Власть информационная проистекает из убедительного содержания какого-либо сообщения самого по себе. Власть референтная основана на идентификации объекта влияния с агентом влияния. Власть легитимная базируется на убеждении объекта влияния, что субъект влияния имеет законное право осуществлять на него свое влияние. Имеется также ряд форм легитимной власти, которые являются более тонкими, вытекающими из других социальных норм. Это легитимная власть взаимности, справедливости и ответственности (зависимости). Различные основания власти часто проявляются на практике не обособленно, а в различных сочетаниях.
  • 4. Авторитет – это общепризнанное влияние какого-либо лица или организации в тех или иных сферах общественной жизни. Авторитет выступает одной из форм осуществления власти.
  • 5. Использование тех или иных источников власти может заметным образом влиять на людей как в роли объектов влияния, так и в роли его субъектов.
  • 6. Характерные черты авторитарной личности – это потребность в повиновении могущественному легитимному авторитету и приверженность традиционным ценностям, ригидность мышления, устойчивая антипатия в адрес "чужих" групп.
  • 7. В соответствии с моделью "действия власти" Д. Кипниса выбор каким-либо индивидом средств влияния зависит от: 1) ресурсов, имеющихся в распоряжении данного индивида; 2) силы своего собственного сдерживания при обращении к какой-либо основе власти; 3) сопротивления, которого индивид ожидает со стороны объекта влияния.